Научная статья на тему 'Проблемная диагностика в механизме разработки стратегии газодобывающего предприятия'

Проблемная диагностика в механизме разработки стратегии газодобывающего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА / ГАЗО ДОБЫВАЮЩЕЕ COMPANY / STRATEGIC PLANNING / PROBLEM DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноваленко Н. П.

В статье рассматривается начальный этап цикла стратегического планирования на газодобывающем предприятии проблемная диагностика. Автором предложена двухступенчатая процедура и разработана блок-схема проблемной диагностики в процессе стратегического планирования на газодобывающем предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with problem troubleshooting that is considered to be the first step of strategic planning in a gas industry company. The author has offered a principally new procedure consisting of two stages and has worked out the block diagram for problem troubleshooting in strategic planning in a gas industry company.

Текст научной работы на тему «Проблемная диагностика в механизме разработки стратегии газодобывающего предприятия»

ших природно-геологических условиях. Следовательно, налоговое бремя для них должно быть менее жестким.

В корректировке нуждается и лицензионное законодательство в направлении упрощения порядка предоставления лицензий на разработку новых небольших месторождений и проведения в этих целях закрытых конкурсов, а также введения возможности переуступки крупными предприятиями своих лицензионных прав малым и средним. Как отмечает член Совета Федерации В. Орлов, необходимо законодательно оформить передачу малым компаниям в пользование 30 - 50% простаивающих скважин. «Собственник таких скважин не заинтересован в их использовании по причине низкой рентабельности, -сказал сенатор. - Между тем ежегодные потери государства от их простоя ежегодно оцениваются от 5 до 10 млн тонн нефти, что равноценно среднему бюджету российского региона». Цель может быть достигнута за счет частичной переуступки крупными компаниями своих лицензионных прав малым и средним. Это облегчило бы последним доступ к истощенным промысловым участкам. Переход на сублицензионные отношения, очевидно, должен осуществляться при сохранении общей ответственности владельца лицензии за выполнение требований, касающихся рациональной разработки запасов.

Закон может предусматривать и более жесткие меры изъятия у вертикально интегрированных нефтегазодобывающих компаний, ранее предоставленных им в пользование участков недр, которые они не используют вопреки условиям действующих лицензий, а также конкурсный порядок предоставления изъятых участков недр, содержащих малые и трудноизвлекаемые запасы нефти и газа, исключительно независимым малым и средним нефтегазодобывающим организациям.

Не менее важной задачей, которую предстоит решить в рамках Федерального закона, является определение

порядка доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах, обеспечить экспортные возможности, равные возможностям вертикально интегрированных компаний, а также доступ малых и средних предприятий к объектам производственной инфраструктуры крупных компаний. При систематической государственной поддержке малые и средние предприятия нефтегазовой промышленности могли бы, как утверждают специалисты, к 2015 г. довести годовой объем собственной добычи нефти до 100 млн т [4].

Столь внушительный рост доли малого бизнеса будет существенно способствовать решению главной задачи, стоящей перед всей отраслью, - надежно обеспечивать экономику необходимыми объемами энергоресурсов, причем, стоит еще раз подчеркнуть, при рациональной эксплуатации недр. Кроме того, за счет стимулирования инновационной активности малых и средних предприятий, привлечения частных, в первую очередь отечественных, инвестиций в добывающую промышленность может быть заметно снижена степень ее монополизации. При этом сохраняются существующие и создаются новые рабочие места, чем обеспечивается снижение социальной напряженности в регионах.

1. Арбатов А.А., Крюков В.А. Есть ли будущее у «малых» нефтегазовых компаний? // Нефть России. 1999. № 8.

2. Коммерсант. 2001. 22 авг.

3. Липатов Ю. Малые и средние предприятия нефтегазовой отрасли полностью лишены господдержки //URL: http:// www.fcinfo.ru.

4. Мякинник Н. Условия для тройного роста // Нефть России. 2001. № 3.

5. Об экономическом и финансовом состоянии естественных монополий: аналитическая записка // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2003. № 8 (68).

удк 33845-.бб2 н.П. Коноваленко

ПРОБЛЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕХАНИЗМЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматривается начальный этап цикла стратегического планирования на газодобывающем предприятии - проблемная диагностика. Автором предложена двухступенчатая процедура и разработана блок-схема проблемной диагностики в процессе стратегического планирования на газодобывающем предприятии.

Ключевые слова: газодобывающее предприятие, стратегическое планирование, проблемная диагностика.

Ы.Р. Копоуа1впко

PROBLEM DIAGNOSIS IN DEVELOPING A STRATEGY FOR GAS ENTERPRISES

The article deals with problem troubleshooting that is considered to be the first step of strategic planning in a gas industry company. The author has offered a principally new procedure consisting of two stages and has worked out the block diagram for problem troubleshooting in strategic planning in a gas industry company.

The key words: Газодобывающее company, strategic planning, problem diagnosis.

Согласно структуризации процесса стратегического планирования на газодобывающем предприятии этап проблемной диагностики входит в стадию подготовки планового решения. Необходимо отметить, что этапы анализа внешней и внутренней среды и проблемной

диагностики в специальной экономической литературе часто совмещаются. Действительно, объективную схожесть имеют направления областей наблюдения и источники информации. Вместе с тем указанные этапы нами разграничиваются и рассматриваются как само-

:<3

* к § °5

стоятельные вследствие того, что результатом анализа внешней и внутренней среды является поверхностное определение симптомов, а итогом проблемной диагностики - дополнительное обследование для определения диагноза, четкой формулировки проблемной ситуации. Рассмотрим этот этап подробно.

Укажем, что под проблемой в общефилософском смысле принято понимать несоответствие между желаемым и действительным состоянием объекта. Вместе с тем необходимо констатировать, соглашаясь с И.С. Никоненко и Ю.Н. Васильевым [6, с. 48], что для газодобывающего предприятия характерно наличие слабоструктурированной проблемы, так как часть отношений в системе (которой и является в данном случае газодобывающее предприятие) можно описать количественными моделями, а другую - только качественными (или экспертными оценками) вследствие трехкратной неопределенности.

Диагностика, как установлено в ходе проведенного нами исследования, должна выступать начальным этапом цикла процесса стратегического планирования на газодобывающем предприятии. Необходимость периодического возвращения к данному этапу обусловлена быстро меняющейся внешней средой и возникающей в связи с этим потребностью в приспосаб-ливаемости газодобывающего пред -приятия к изменениям. На рассматриваемом этапе происходит определение существа и особенностей проблемной ситуации, препятствующей дальнейшему прогрессивному развитию газодобывающего предприятия, изучение ее признаков, всестороннее исследование и, наконец, установление диагноза. Принципиальный алгоритм данного этапа и сущность работ представлены на рис. 1 и 2.

Для проведения этапа проблемной диагностики на газодобывающем предприятии в процессе стратегического планирования нами предлагается принципиальная двухступенчатая процедура, когда за выявлением всего спектра затруднений следует их системный анализ и обработка информации, представленная на рис. 2.

Начало

Поиск узких мест

Поиск «белых пятен»

Обнаружение

сильных

сигналов

Улавливание слабых сигналов

Обнаружение Обнаружение

ожидаемых 4 » предполагаемых

опасностей возможностей

'<3

* к &

Системный анализ данных

Незамедлител ьные действия по изменению плана и реализации решений на практике

Идентификация проблем

Структуризация проблем

Ранжирование проблем

Четкая формулировка проблемной ситуации

Конец

Рис. 1. Принципиальный алгоритм проблемной диагностики в процессе стратегического планирования на газодобывающем предприятии

Рис. 2. Блок-схема этапа проблемной диагностики в процессе стратегического планирования на газодобывающем предприятии

Первая ступень диагностического исследования должна предполагать, с нашей точки зрения, выявление всего спектра симптомов затруднений, в том числе на их основе ожидаемых опасностей и/или предполагаемых возможностей для прогрессивного развития газодобывающего предприятия. На данной ступени необходимо сконцентрироваться на выявлении «узких» мест во внутренней среде, сдерживающих дальнейшее прогрессивное развитие газодобывающего предприятия, и их адекватном учете в стратегическом плане, а также на поиске неосвоенных участков, которые заключают в себе возможность потенциального роста [1, с. 46]. Во внешней среде, в свою очередь, необходима ориентация на улавливание слабых сигналов, которые могут явиться как источником беспокойства, так и потенциальной выгоды для стратегического планирования на газодобывающем предприятии.

Обратим особое внимание на то, что не только теория, но и практика свидетельствует о том, что недоучет

слабых сигналов ведет порой к серьезным экономическим потерям, вплоть до банкротства промышленного предприятия [2, с.78; 8, с.54]. Чтобы их своевременно и адекватно учитывать, необходимо наладить постоянное функционирование системы индикаторов. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Причем в отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор - необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом требуется установление адекватных пороговых значений коридора. Подобные индикаторы призваны сигнализировать о приближении критического состояния того или иного объекта окружающей газодобывающее предприятие среды [3, с. 14]. Так, в рамках процедуры диагностики на газодобывающем предприятии целесообразным представляется введение индикаторов тревоги, экстремального положения, банкротства и т.п.

Вторая ступень проблемной диагностики на газодобывающем предприятии должна предполагать, с нашей точки зрения, проведение системного анализа информации, собранной на первой ступени, с последующим выявлением, структуризацией и ранжированием проблем (если существующая проблема не является единственной).

Постоянно отслеживая и анализируя результаты деятельности газодобывающего предприятия, системные аналитики и руководство могут прийти к выводу о существовании некоторых затруднений для дальнейшего развития предприятия (когда фактические показатели по ряду причин отклоняются в ту или иную сторону от запланированных). Задачей менеджмента в этом случае является идентификация имеющих место трансформаций во внутренней и внешней среде предприятия по характерным явлениям, внешним признакам явлений. Например, общими и наиболее распространенными симптомами неблагополучия газодобывающего предприятия, с нашей точки зрения, являются следующие: низкая производительность труда, невысокое качество товара, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты на предприятии, большая текучесть кадров. Причем обычно несколько симптомов дополняют друг друга [9, с .113]. Выявление подобных симптомов помогает определить проблему в общем виде. Однако необходимо учитывать, что один и тот же симптом может быть следствием различных проблем. Поэтому М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури советуют «избегать немедленных действий для устранения симптомов, к чему склонны некоторые руководители » [5, с.203]. Напротив, необходимо глубоко вникнуть в суть ситуации, подвергнуть ее расширенному анализу. Как показывает практика, многие предприятия не только опаздывают в установлении причин своих проблем, но и не рассматривают эти проблемы взаимосвязано. Как следствие, работа по их преодолению не носит комплексного характера, затраты увели-

чиваются, и сохраняется высокая вероятность возникновения аналогичных или же новых проблем в будущем [10, с.1 51].

Вместе с тем значение данной ступени диагностики показано в работе И. Перлаки: «Если проблема четко и строго сформулирована, то наполовину она уже решена» [7, с. 41]. Действительно, формулировка проблемы, препятствующей успешному развитию газодобывающего предприятия, существенно влияет на ее решение. Нечеткое формулирование проблемной ситуации приводит предприятие к неточному определению целей стратегического планирования, неполной или неточной постановке задач, неадекватно построенной математи-ческой модели и, в конечном счете, к утрате такого ценного ресурса, как время и потере текущей и потенциальной прибыли.

К сожалению, приходится констатировать, что комплексные системы диагностики в работе газодобывающих предприятий России пока не используются, имеет место лишь частичная идентификация проблем и затруднений на предприятии, как правило, в сфере научно-технического развития газодобычи или состояния основных средств. Так, на предприятии «Газпром добыча Уренгой» научно-технические проблемы обусловлены падающей добычей Уренгойского месторождения. А на предприятии «Газпром добыча Надым» проблемы идентифицированы в результате анализа основных средств [4, с. 45]. Так, на 1 января 2006 г. в эксплуатации ООО «Газпром добыча Надым» находились основные фонды на сумму 94,4 млрд руб., в том числе производственные - 91,3 млн руб. (96,7%), непроизводственные -3,1 млн руб. (3,3%). В структуре производственных основных средств основную долю составляли средства в добыче газа - 81,4 млрд руб. (89%), прочие отрасли -10 млрд руб. (11%). Собственные средства ООО «Газпром добыча Надым» составляли 9,1 млрд руб., в том числе в добыче газа - 1,7 млрд руб., прочие отрасли -4,9 млрд руб., непроизводственные - 2,6 млрд руб. В непроизводственной сфере основную долю составляли основные фонды жилищной сферы, лечебно-профилактических и спортивно-культурных учреждений. В ведении предприятия находились основные фонды, арендованные у ОАО «Газпром», - 84,5 млрд руб., часть основных средств арендуется у других субъектов -894 млн руб., в том числе по лизингу - 838 млн руб.

Степень износа составляет: по основным сред -ствам ООО «Газпром добыча Надым» - 70%, по арендованным у ОАО «Газпром» - 61%. Таким образом, можно сделать вывод, что износ основных фондов на две трети их стоимости не только снижает общую эффективность производства (растут затраты на капитальный ремонт основных средств), но и создает угрозу для безаварийной работы объектов повышенной опасности. Вместе с тем существуют и другие факторы, снижающие эффективность производства основной для газодобывающего предприятия продукции. Наряду с газодобывающими управлениями на предприятии действуют специализированные подразделения теплоэнерговодообеспечения, технологической связи, транспорта, снабжения, ремонта и выпуска нестандартного оборудования, ремонта и строительства дорог, медико-санитарного обеспечения, культурного обслуживания и сервиса. Эксплуатация предприятия с не-

профильными видами деятельности связана с затратами на их обслуживание и требует увеличения численности персонала. Это приводит к снижению производительности труда и росту себестоимости основного вида продукции - газа. Перекос в пропорциях основного и непрофильных видов деятельности свидетельствует о нерациональной организационной структуре предприятия и излишней численности персонала, результаты труда которого не связаны с добычей газа.

1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг. М.: Омега-Л, 2003.

2. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы /пер. с англ. М., 1992.

3. Ерохин В.Г. Индикативное планирование в системах управления социально-экономическими процессами. М., 2004.

4. Кононов В.И., Елгин В.В., Зинаидова Т.И., Середа Т.Е. Повышение эффективности работы многопрофильного газодобывающего предприятия // Газовая промышленность. 2006. № 9.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. М.: Дело, 2000.

6. Никоненко И.С., Васильев Ю.Н. Газодобывающее предприятие как сложная система. М.: Недра, 1998.

7. Перлаки И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1981.

8. Планирование на предприятии туризма: учеб. пособие / Е.И. Богданов, О.Н. Кострюкова, В .П. Орловская; под ред. Е.И. Богданова. СПб.: Бизнес-пресса, 2003.

9. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Сантович Е.А. Возможные пути реструктуризации компаний // Вопросы развития промышленных предприятий: сб. статей / под ред.В.Т. Денисова. Саратов, 2006.

УДК 658 Л.С. Верещагина

О СОДЕРЖАНИИ РЕАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье определяется содержание реализационной деятельности на промышленном предприятии, обобщаются принципы формирования и развития системы реализации продукции, стадии проектирования подразделений промышленных предприятий по реализации продукции, правила формирования системы доведения продукции до потребителей

Ключевые слова: реализационная деятельность, принципы формирования и развития системы реализации продукции, стадии проектирования подразделений промышленных предприятий по реализации продукции.

L.S. Vereschagina

SALES PROMOTION MANAGEMENT IN INDUSTRIAL ENTERPRISES

The author defines the problems of sales activity at industrial enterprises and analyzes the principles of sales system development. Stages and principles of sales department development and product distribution at industrial enterprises are considered in the article.

The key words: sales activity, principles of sales system formation and development, stages and principles of sales

department development.

Значение рационального сбыта для предприятия определил известнейший специалист по менеджменту ГД. Болт: «Недостаточная эффективность сбытовой деятельности ставит под угрозу существование фирмы в целом» [1, с. 26]. О значении этой системы для развития бизнеса можно судить по оценкам американских экспертов, которые считают, что 77% коммерческих неудач приходится на взаимодействие с внешней средой и только 23% определяются техническим несовершен -ством изделий.

На наш взгляд, реализационная деятельность на промышленном предприятии - это отношения по по -воду формирования системы реализации продукции, ее совершенствования и непосредственного осуществления процесса доведения готовой продукции до целевых групп потребителей, включая ее оплату по рыночным ценам.

Реализационные процессы следует рассматривать во взаимодействии и взаимосвязи с реализационными структурами, которые организуют и осуществляют

реализационную деятельность [5, с. 35]. Важной частью процесса управления реализационной деятельностью является построение реализационных структур промышленного предприятия, которые в совокупности образуют систему реализации продукции. Система реализации продукции - это система, в которой осуществляются функции реализации продукции. На наш взгляд, система реализации продукции включает в себя реализационную подсистему промышленного предприятия и подсистему распределения продукции (построение каналов сбыта товаров).

Создание системы реализации продукции на промышленном предприятии (функционирующую в рамках реализационных подразделений предприятия) предполагает определение следующих основных элементов: принципы формирования системы реализации продукции на предприятии, стадии построения организационной структуры реализационных подразделений предприятия, обеспечивающей способность адаптироваться к изменениям условий производства и реализации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.