Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в структуре нефтегазового комплекса'

Развитие малого предпринимательства в структуре нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NATURAL GAS COMPLEX / THE SMALL AND MID-SIZED BUSINESS / THE STIMULATION OF DEVELOPMENT / THE IMPROVEMENT OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бьшов С. Н.

Показаны проблемы развития нефтегазового комплекса в современных условиях, связанные с истощением освоенных месторождений и необходимостью более полного извлечения нефти и газа. Определена роль в этом процессе малых и средних предприятий. Показаны основные направления развития малого бизнеса в структуре нефтегазового комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE STRUCTURE OF OIL

Are shown the problems of the development of natural gas complex under the contemporary conditions, connected with the exhaustion of the mastered layers and the need for the more complete extraction of oil and gas. The leading role in this process of small and average enterprises. Basic trends in development of small business in the structure of natural gas complex are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в структуре нефтегазового комплекса»

до 1 - 5 млрд руб., субсидий с целью предотвращения банкротства - на 3 млрд руб., а также увеличение объемов авансирования платежей, субсидирование процентной ставки и предоставление госгарантий по кредитам, проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций стратегически важных предприятий.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение, лесопромышленный комплекс, машиностроение для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности. Предусматривается предоставление бюджетных ассигнований российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на срок до 5 лет.

Нанотехнологии. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) учреждена Федеральным законом №139-ФЗ 19 июля 2007 г. для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Корпорация решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со зна-

чительным экономическим или социальным потенци-алом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров - частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, например центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и фондов раннего инвестирования. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд руб., которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 г

Таким образом, в современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения национальных приоритетов в структурной перестройке экономике, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

1. Голицына А. Полезный микрон // Ведомости. 2007. № 247 (2021). 28 дек.

2. Пресс-релиз заседания Правительства РФ от 07.02.2008 г. // иК1_: http://www.government.ru/content/governmentactivity/ rfgovernmentsession/2008/i070208/materials/5529292.htm

УДК 338.45:662.7 С.Н. Бышов

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРУКТУРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Показаны проблемы развития нефтегазового комплекса в современных условиях, связанные с истощением освоенных месторождений и необходимостью более полного извлечения нефти и газа. Определена роль в этом процессе малых и средних предприятий. Показаны основные направления развития малого бизнеса в структуре нефтегазового комплекса.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, малый и средний бизнес, стимулирование развития, совершенствование законодательства.

S.N. Bishov

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE STRUCTURE OF OIL

Are shown the problems of the development of natural gas complex under the contemporary conditions, connected with the exhaustion of the mastered layers and the need for the more complete extraction of oil and gas. The leading role in this process of small and average enterprises. Basic trends in development of small business in the structure of natural gas complex are shown.

The key words: natural gas complex, the small and mid-sized business, the stimulation of development, the improvement of legislation.

Преодоление монополистических тенденций в российском нефтегазовом комплексе связывается не с разрушением крупных нефтегазовых компаний, играющих в настоящее время одну из важнейших ролей в обеспечении условий финансовой и политической стабильности нашей страны, а со стимулированием создания и развития независимых малых и средних предприятий. В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства в нефтегазовой сфере стало экономически необходимым для преодоления монополизма и диктата производителей, избавления от структурных перекосов, инерционности крупных

компаний, использующих в основном традиционные методы планирования и сбыта.

Несмотря на то что в нефтегазовом комплексе функционируют крупные компании, существуют значительные барьеры вхождения в отрасль, технология нефтедобычи имеет свою специфику Возможность развития малого и среднего бизнеса в нефтегазовой сфере связана особенностями стадий эксплуатации месторождений нефти и газа и их привлекательности для крупных компаний. На первой, допоисковой, стадии происходит сбор общих геологических данных о наличии нефти и газа и не требуется специальных затрат на поиски

месторождений. Вторая стадия - поисковая. Проводится бурение, стадия длится вплоть до получения первых промышленных притоков углеводородов. Затраты в этот период сравнительно малы, а в случае обнаружения месторождений они многократно окупаются. Однако финансирование поисково-разведочных работ связано с риском. Третья - ранняя стадия промышленного освоения. Она связана с крупнейшими открытиями. Быстро развивается инфраструктура, что обусловлено необходимостью обеспечения добычи, подготовки и транспортировки большого количества нефти. Средние и предельные издержки по добыче велики, но быстро уменьшаются с расширением масштабов производства. Четвертая стадия - зрелая. Добыча достигает своего пика и стабилизируется. На этих стадиях промышленного освоения крупных месторождений действует ярко выраженный положительный эффект масштаба производства, эффективными недропользователями являются крупные нефтегазовые компании, способные осуществлять широкомасштабные и быстро окупающиеся инвестиции. Однако постепенно лучшие запасы истощаются.

Последняя стадия - затухающая. Извлечение запасов становится все более трудным. В цене продукции неуклонно возрастает доля производственных затрат. Со временем в соответствии со спецификой нефтедобычи доля воды в добываемой нефти значительно увеличивается, а саму нефть становится все труднее и труднее добывать. По мере исчерпания лучших месторождений и перехода ко все более сложным и более выработанным объектам постепенно утрачивается эффект масштаба, которым обладают крупные нефтяные компании. Получив максимальную отдачу в течение короткого промежутка времени, «сняв сливки», они переходят к новым месторождениям. Однако, по данным ученых, в этих скважинах может находиться до 60% запасов1.

Таким образом, если на ранней и зрелой стадии промышленного освоения крупных месторождений действует ярко выраженный положительный эффект масштаба производства, эффективными недропользователями являются крупные нефтегазовые компании, способные осуществлять широкомасштабные и быстро окупающиеся инвестиции, то по мере старения месторождения эффект масштаба становится отрицательным. Добыча неуклонно усложняется и возникает по -требность в технологиях, учитывающих специфику геологических условий отдельных участков месторождений и понижающееся качество нефти и газа. Роль вертикально интегрированных компаний ослабевает, и возрастает значение малых и средних предприятий.

Невостребованный крупными компаниями ресурсный потенциал становится надежной сырьевой базой для малых и средних предприятий. Это также относится и к нераспределенному фонду недр, в котором на настоящее время числится около 600, главным образом, мелких нефтяных месторождений, и который представляет собой основной источник восполнения минерально- сырьевой базы нефтедобывающей отрасли

1 Только по официальным данным, фонд простаивающих скважин, например, Ханты-Мансийского автономного округа -около 15 тыс. Если для начала вернуть в работу, отдать малым нефтяным компаниям хотя бы 10% ныне простаивающих скважин, экономический эффект будет огромным.

страны2. «Добирая» нефть из истощенных месторож -дений и малорентабельных скважин, разрабатывая маргинальные месторождения и низкопродуктивные участки, которые не интересны крупным компаниям, малые и средние предприятия способствуют более рациональному использованию природных богатств нашей страны.

В то же время негативная ситуация с ростом малопродуктивных скважин в России нарастает с катастрофической быстротой. Около 40% существующих у нас скважин в настоящее время законсервированы по причине высокой обводненности, осложненых условий добычи, трудноизвлекаемости запасов и низких дебитов. И количество таких скважин со временем будет только возрастать. В нашей стране месторождения нефти распределяются на 10 уникальных (запасы больше 300 млн т), 139 крупных (30 - 300 млн т), 219 средних (10 -30 млн т) и 1 238 мелких (запасы менее 10 млн т). Преобладающая часть запасов нефти России заключена в сравнительно небольшом количестве месторождений. Так, на месторождения с извлекаемыми запасами более 30 млн т приходится 73% общероссийских запасов и около 76% добычи нефти [5].

Сам по себе переход нефтедобычи и состояния минерально-сырьевой базы на позднюю стадию носит естественный и объективный характер и является неизбежным для каждой нефтедобывающей страны. Такой переход, однако, означает необходимость изменения модели нефтеобеспечения и связанной с этим научно-технической и институциональной политики. Изменение научно-технической политики предполагает смещение приоритетов в сторону активизации инновационной деятельности, развитие которой позволит нарастить и поддержать добычу в условиях роста количества труднообнаруживаемых и мелких объектов и доли трудноизвлекаемых запасов. В институциональной политике должно быть обеспечено развитие сектора таких организационных структур, которые бы в экономическом отношении наиболее полно соответствовали изменившейся ситуации и могли бы эффективно работать в новых условиях. Как показывает зарубежный и российский опыт, такая деятельность наиболее полно соответствует профилю организационно гибких, склонных к инновациям, преимущественно небольших компаний, активно использующих услуги нефтесервиса.

Естественные необратимые изменения сырьевой базы в рамках отдельных нефтеносных провинций определяют объективную неизбежность эволюции организационной структуры нефтегазового сектора в направлении постепенного ослабления роли и значения крупных вертикально интегрированных компаний [1]. Им на смену приходят небольшие узкоспециализированные компании. Тем самым постепенно появляются предпосылки для развития более гибкой и конкурентной среды.

Однако пока ситуация с развитием малого бизнеса в российском нефтегазовом комплексе остается неудовлетворительной. Если в США и Канаде, к примеру, на долю мелких независимых нефтедобывающих компаний уже

2 Стоит особо отметить, что примерно 7 млн т (22% их общей добычи) малые компании добывают на новых месторождениях, в то время как остальные объемы добычи обеспечивают старые и мелкие месторождения, которые не представляют интереса для крупных компаний.

сейчас приходится 30 - 40% суммарной добычи нефти в стране, а число таких предприятий исчисляется тысячами, то в России на сегодняшний день насчитывается только около 160 малых и средних нефтяных компаний, которые заняты освоением мелких и мельчайших месторождений. И причина скромного по сравнению с США развития «второго эшелона» нефтегазопроизводителей вовсе не в лучшем состоянии сырьевой базы России.

Несмотря на важность и значение малого и среднего бизнеса в нефтегазовой сфере, имеется много факторов, препятствующих его нормальному развитию. Как показывает анализ, доля предприятий малого и среднего бизнеса в последние годы даже снижается: с 10% в 2000 г. до 4% в 2007 г. Уменьшение доли малых и средних предприятий в структуре нефтегазового комп -лекса в определенной мере объясняется агрессивной политикой поглощения в отношении мелких произво -дителей, что является следствием наличия у последних крупных месторождений нефти в новых перспективных районах добычи. Стимулом к такому поведению крупных компаний является относительная дешевизна приобретения новых запасов по сравнению с самостоятельным финансированием их поиска и разведки. Так, цена покупки тонны запасов «ЛУКОЙЛом» в Коми составила около 0,7 дол. за тонну, в то время как самостоятельная разведка «обходится» не менее 4 - 6 дол. на прирост тонны запасов промышленных категорий [2].

Сдерживает развитие малого нефтяного бизнеса и дискриминация доступа к нефтеперерабатывающим мощностям, рынкам сбыта. Несмотря на то что малые предприятия занимают свою собственную нишу в сфере нефтегазодобычи, многие из них, по сути, поставлены в условия «состязательности» на равных с крупными компаниями. Если принять во внимание финансовые и инфраструктурные возможности последних, станет ясно, что силы несопоставимы.

В отличие от крупных же вертикально интегрированных компаний, которые получают доходы от различных звеньев нефтяного производства - продажи и экспорта бензина, мазута, солярки, масел и т.д., - един -ственным товаром мелких компаний выступает сырая нефть. У малых компаний один путь - экспортировать, а то, что нельзя экспортировать, они вынуждены продавать российским нефтеперерабатывающим заводам. Фактически единственным средством повышения прибыли для малых компаний является увеличение экспорта их продукции. Отсутствие гарантии недискрими-нированного доступа к инфраструктурным объектам для мелких и средних компаний является одним из существенных факторов, сдерживающих развитие конкурен -тной среды и формирование эффективной производственной структуры в нефтяном секторе.

Однако главными причинами уменьшения доли малых и средних предприятий, на наш взгляд, выступают объективные трудности, с которыми сталкиваются сами малые предприятия. Это прежде всего ориентация на монопродукт, которая, хотя и способствует снижению издержек производства, но в то же самое время весьма опасна для финансовой устойчивости малых и средних предприятий. Они крайне чувствительны ко всем колебаниям рынка, особенно ценовым. Достаточно ценам на нефть на мировых рынках снизиться хотя бы до уров -ня 21 дол. за баррель, как их финансовая устойчивость окажется под угрозой, поскольку они не могут переключиться на производство более доходной продукции.

Необходимо отметить, что разрешение практически всех проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса в нефтегазовой промышленности, лежит в сфере совершенствования действующего в России законодательства. Председатель комитета ГД по энергетике Ю. Липатов на расширенном заседание Комитета по энергетике по вопросу «О законодательном обеспечении поддержки малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли в условиях кризиса» отметил: «Действующие нормативные акты, в том числе о государственной поддержке малого предпринимательства, налогах и сборах, не учитывают специфику деятельности малых и средних предприятий нефтегазового комплекса. Они практически полностью лишены мер государственной поддержки. В условиях экономического кризиса эти предприятия к тому же оказались за рамками антикризисной программы Правительства. Можно сказать, что они поставлены на грань выживания. Вот почему необходимо разработать новые правовые механизмы государственной поддержки малых и средних предприятий нефтегазового комплекса» [3].

Если суммировать наиболее значимые проблемы, обусловливающие недостаточное стимулирование развития малых и средних предприятий нефтяной и газовой промышленности, то следует выделить следующие:

- отсутствие в законодательстве Российской Федерации в качестве субъекта права малых и средних независимых организаций нефтяной и газовой промышленности;

- налогообложение добычи нефти и газа по единым ставкам, не учитывающим специфические условия деятельности малых и средних нефтегазодобывающих организаций, а также качество добываемого сырья;

- возможности доступа к ключевым объектам производственной инфраструктуры (услуги по подготовке, хранению, учету, внутри и межпромысловой транспортировке), обеспечивающей свободный выход углеводородного сырья на рынки сбыта;

- условия реализации нефти и газа на экспорт всеми видами доступного транспорта;

- отсутствие нормативных актов об аренде земли у их собственников, препятствующее использованию земельных участков для недропользования (бурение скважин и их эксплуатация).

Для успешного функционирования малых предприятий на нефтяном рынке необходимо создать эффективную нормативно-правовую базу для этого, потому что под общие стандарты их подвести нельзя. Сначала необходимо выработать основные критерии малого и среднего предпринимательства в нефтяной отрасли, а после этого уже выстраивать некие правила игры, которые для них будут такими же, как и для крупных компаний.

Главная задача закона о господдержке малых и средних нефтегазодобывающих компаний, как и поправок в действующие законы, в том, чтобы создать для малых и средних предприятий отрасли специальный налоговый режим, благоприятствующий их поступательному развитию, инновационной деятельности и созданию стройной системы оказания сервисных услуг.

В налогообложении следовало бы учесть, что дифференцированный доход малых и средних предприятий значительно ниже, чем крупных. И это вполне объяснимо, ведь они осуществляют свою деятельность, как правило, в более удаленных от промышленных центров и транспортных магистралей местах, а также в худ -

ших природно-геологических условиях. Следовательно, налоговое бремя для них должно быть менее жестким.

В корректировке нуждается и лицензионное законодательство в направлении упрощения порядка предоставления лицензий на разработку новых небольших месторождений и проведения в этих целях закрытых конкурсов, а также введения возможности переуступки крупными предприятиями своих лицензионных прав малым и средним. Как отмечает член Совета Федерации В. Орлов, необходимо законодательно оформить передачу малым компаниям в пользование 30 - 50% простаивающих скважин. «Собственник таких скважин не заинтересован в их использовании по причине низкой рентабельности, -сказал сенатор. - Между тем ежегодные потери государства от их простоя ежегодно оцениваются от 5 до 10 млн тонн нефти, что равноценно среднему бюджету российского региона». Цель может быть достигнута за счет частичной переуступки крупными компаниями своих лицензионных прав малым и средним. Это облегчило бы последним доступ к истощенным промысловым участкам. Переход на сублицензионные отношения, очевидно, должен осуществляться при сохранении общей ответственности владельца лицензии за выполнение требований, касающихся рациональной разработки запасов.

Закон может предусматривать и более жесткие меры изъятия у вертикально интегрированных нефтегазодобывающих компаний, ранее предоставленных им в пользование участков недр, которые они не используют вопреки условиям действующих лицензий, а также конкурсный порядок предоставления изъятых участков недр, содержащих малые и трудноизвлекаемые запасы нефти и газа, исключительно независимым малым и средним нефтегазодобывающим организациям.

Не менее важной задачей, которую предстоит решить в рамках Федерального закона, является определение

порядка доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах, обеспечить экспортные возможности, равные возможностям вертикально интегрированных компаний, а также доступ малых и средних предприятий к объектам производственной инфраструктуры крупных компаний. При систематической государственной поддержке малые и средние предприятия нефтегазовой промышленности могли бы, как утверждают специалисты, к 2015 г. довести годовой объем собственной добычи нефти до 100 млн т [4].

Столь внушительный рост доли малого бизнеса будет существенно способствовать решению главной задачи, стоящей перед всей отраслью, - надежно обеспечивать экономику необходимыми объемами энергоресурсов, причем, стоит еще раз подчеркнуть, при рациональной эксплуатации недр. Кроме того, за счет стимулирования инновационной активности малых и средних предприятий, привлечения частных, в первую очередь отечественных, инвестиций в добывающую промышленность может быть заметно снижена степень ее монополизации. При этом сохраняются существующие и создаются новые рабочие места, чем обеспечивается снижение социальной напряженности в регионах.

1. Арбатов А.А., Крюков В.А. Есть ли будущее у «малых» нефтегазовых компаний? // Нефть России. 1999. № 8.

2. Коммерсант. 2001. 22 авг.

3. Липатов Ю. Малые и средние предприятия нефтегазовой отрасли полностью лишены господдержки //URL: http:// www.fcinfo.ru.

4. Мякинник Н. Условия для тройного роста // Нефть России. 2001. № 3.

5. Об экономическом и финансовом состоянии естественных монополий: аналитическая записка // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2003. № 8 (68).

удк 338.45:662 н.П. Коноваленко

ПРОБЛЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕХАНИЗМЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматривается начальный этап цикла стратегического планирования на газодобывающем предприятии - проблемная диагностика. Автором предложена двухступенчатая процедура и разработана блок-схема проблемной диагностики в процессе стратегического планирования на газодобывающем предприятии.

Ключевые слова: газодобывающее предприятие, стратегическое планирование, проблемная диагностика.

N.P. Konovalenko

PROBLEM DIAGNOSIS IN DEVELOPING A STRATEGY FOR GAS ENTERPRISES

The article deals with problem troubleshooting that is considered to be the first step of strategic planning in a gas industry company. The author has offered a principally new procedure consisting of two stages and has worked out the block diagram for problem troubleshooting in strategic planning in a gas industry company.

The key words: Газодобывающее company, strategic planning, problem diagnosis.

Согласно структуризации процесса стратегического планирования на газодобывающем предприятии этап проблемной диагностики входит в стадию подготовки планового решения. Необходимо отметить, что этапы анализа внешней и внутренней среды и проблемной

диагностики в специальной экономической литературе часто совмещаются. Действительно, объективную схожесть имеют направления областей наблюдения и источники информации. Вместе с тем указанные этапы нами разграничиваются и рассматриваются как само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.