Научная статья на тему 'Проблематика восприятия индивидом собственного «я» в публицистике Хуго Лёчера'

Проблематика восприятия индивидом собственного «я» в публицистике Хуго Лёчера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
97
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЙЦАРСКАЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ШВЕЙЦАРСКАЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / МНОЖЕСТВЕННОСТЬ / ДЕЦЕНТРИЧНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "ОБЩЕСТВО-ЛИЧНОСТЬ" / ЛИЧНОСТЬ / THE "INDIVIDUALITY SOCIETY" RELATIONSHIP / SWISS LITERATURE IN GERMAN LANGUAGE / SWISS JOURNALISM IN GERMAN / PLURALITY / DECENTRALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дарзаманова Р. З.

В статье рассматривается творчество швейцарского немецкоязычного писателя Хуго Лёчера с целью выявления особенностей восприятия индивидом собственного «Я» в современном обществе, отражённое в публицистике автора. Установлено, что взаимоотношение «общество личность» предстают у Х. Лёчера болезненными и сложными, что является характерной чертой немецкоязычной швейцарской литературы и публицистики в 60-х-80-х годах. «Я» лишено цельности, и характеризуется хаотичным, разорванным сознанием личности. Спасение для своего героя Х. Лёчер видит в заботе о других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSON’S PERCEPTION OF OWN INDIVIDUALITY IN THE LITERARY AND PUBLICISTIC WORK OF HUGO LOETSCHER

The following article deals with the work of Swiss author Hugo Loetscher, whose books are written in German. The main goal of the article is finding out, how a person takes her or his individuality as being a part of society in the publicictic and literary work of H. Loetscher. It is concluded, that the relationship «individuality society» is shown as difficult and painful for a person, what can also be called one of the mainstreams in Swiss literature and journalism in the period of 1960 1980. The perception of own personality is illustrated by H. Loetscher as chaotic and broken. The author sees as rescue for a person the care of others.

Текст научной работы на тему «Проблематика восприятия индивидом собственного «я» в публицистике Хуго Лёчера»

УДК 839.5

Р.ЗДарзаманова

ПРОБЛЕМАТИКА ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДОМ СОБСТВЕННОГО «Я» В ПУБЛИЦИСТИКЕ ХУГО ЛЁЧЕРА

В статье рассматривается творчество швейцарского немецкоязычного писателя Хуго Лёчера с целью выявления особенностей восприятия индивидом собственного «Я» в современном обществе, отражённое в публицистике автора. Установлено, что взаимоотношение «общество - личность» предстают у Х. Лёчера болезненными и сложными, что является характерной чертой немецкоязычной швейцарской литературы и публицистики в 60-х-80-х годах. «Я» лишено цельности, и характеризуется хаотичным, разорванным сознанием личности. Спасение для своего героя Х. Лёчер видит в заботе о других.

Ключевые слова: Швейцарская немецкоязычная литература, швейцарская немецкоязычная публицистика, множественность, децентричность, взаимоотношение «общество-личность», личность.

Darzamanova R.Z. THE PERSON'S PERCEPTION OF OWN INDIVIDUALITY IN THE LITERARY AND PUBLICISTIC WORK OF HUGO LOETSCHER

The following article deals with the work of Swiss author Hugo Loetscher, whose books are written in German. The main goal of the article is finding out, how a person takes her or his individuality as being a part of society in the publicictic and literary work of H. Loetscher. It is concluded, that the relationship «individuality - society» is shown as difficult and painful for a person, what can also be called one of the mainstreams in Swiss literature and journalism in the period of 1960 - 1980. The perception of own personality is illustrated by H. Loetscher as chaotic and broken. The author sees as rescue for a person the care of others.

Keywords: Swiss literature in German language, Swiss journalism in German, plurality, decentralism, the «individuality - society» relationship.

Х. Лёчер - автор многочисленных публицистических и художественно-публицистических текстов, репортажей, «условно романов» (термин, употребляемый западными исследователями творчества Х. Лёчера - И. Камартином [2, стр. 233], Р. Целлер [6, стр. 220], литературными критиками Урсом Енни и Романом Гооном [там же].

Одной из центральных тем условно-романа «Неуязвимый» является проблема восприятия индивидом собственного «Я» в условиях современности, и отсутствие целостности этого восприятия. Неуязвимый представляет собой некое разорванное «Я», личность из кусочков, не приводимых к единому знаменателю. Наряду с паспортом у Неуязвимого был ещё один, самый любимый, документ - компьютерная карта, где с помощью определённого количества отверстий, расположенных в определённом порядке, идентифицировалась его личность. Больше всего ему импонировал тот факт, что если бы даже лишь одна дырочка располагалась по-другому, на миллиметр левее или правее, карта принадлежала бы другому, то есть он был бы совсем другой человек. Неуязвимому нравилось брать эту карту и смотреть на мир через отверстия, которые составляли его личность. Ему так нравились эти отверстия на карте, потому что он и себя воспринимал, состоящим из кусочков, когда «всегда оставался один лишний, он не знал, что с ним предпринять, и ему только и оставалось, что таскать его с собой» [3, стр. 60].

Если слово «личность» в своём определении предполагает нечто целостное, некий костяк, на котором держится мировоззрение, базируется мировосприятие, и сила личности как раз и заключается в её устойчивости, то версия «Я», предлагаемая Х. Лёчером, опирается, в свою очередь, не на фундаментальность и жёсткий, единый центр, а, наоборот, на «дыры», «отверстия». Это «Я» лишено какой бы то ни было цельности, и характеризуется хаотичным, разорванным сознанием личности. Поэтому Неуязвимый Х. Лёчера хочет стать «кем-то, кого ещё раньше не было» [3, стр.183].

Таким образом, это «Я», тщетно пытаясь воссоздать себя из кусочков, однако, лишь образовывая при этом лишние, никуда не присоединяющиеся остатки, всё же стремится найти себя в новой, неизвестной никому ипостаси. Но конечный итог подобного разорванного восприятия мира может быть очень трагичным для этого «Я». Х. Лёчер признаёт опасность давления окружающего мира, прежде всего на примере автобиографичного Неуязвимого, который не хочет позволить миру смертельно его инфицировать, и иммунизируется по этой причине (Название условно-романа на немецком - «Der Immune», т.е. имеющий иммунитет).

Девиз Неуязвимого с его друзьями юности звучал «Мы не позволим себя сломать» [3, стр.70], а злачный район города, где прошла молодость Неуязвимого и его друзей, было местом побитых жизнью, т.к. всех их где-то хоть раз, но сильно задело, хотя, возможно, они и сами не знали, где это раненное место. Неуязвимый и его друзья видели тысячи таких, кому было не выбраться из-под

пресса, и у них наготове имелся приговор: «Этому не сдобровать» [3, стр.82], и сами они порой могли наблюдать, как «подыхали» на их глазах ближние, некоторые на самом деле, а другие, самые упрямые внутренне. Таким образом, именно крепкий, «немобильный» центр был причиной их ментальной гибели.

Однако, и такое разрозненное существование из кусочков, некое расслоение личности, каковое практиковал Неуязвимый, также опасно. К примеру, в главе «Из собственной глубины» Неуязвимый предстаёт как человек, страдающий от нарушений психики, неких проявления даже не раздвоения личности, а её распада на трёх, четырёх и более, целых групп людей. И не только людей. Параноидальное восприятие мира присутствует и в эссе «Эксперимент с монстрами», где появляются животные, скорее напоминающие чудища, с нехарактерными для каждого из видов признаками, а сам Неуязвимый предстаёт также монстром, который хочет передвигаться не на ногах, а на голове. Окружающая действительность предстаёт бессмысленной, опасной, непознаваемой из-за её нелогичности, пародированию и десакрализации подвергаются такие высокие материи, как вера в Бога, в сотворение Богом человека. Это право передаётся человеку, который творит себя сам, однако из этого эксперимента ничего не получается - человек предстаёт чудищем, окружённым монстрами-живот-ными. Эссе, изображающее сотворение мира, производит впечатление фильма ужасов, и воспроизводит этот мир как страшный, неуправляемый хаос.

Существование с подобным мировосприятием - тяжелая задача, пример Неуязвимого -проблематичное восприятие личности окружающего мира, которое может закончиться очень трагично. Одним из выходов Неуязвимому представляется, в качестве варианта, также смерть, самоубийство; как и во многих произведениях швейцарских современников. Более того, Неуязвимый приходит к шизофреническому выводу: если убивать себя - значит, стирать память о себе, причём у самых близких людей, а это можно сделать, только убив их. Однако именно эта абсурдная мысль об убийстве родственников и друзей останавливает его поток мыслей о самоубийстве. Но предложенное Х. Лёчером, как вариант, поведение человека с глубокими психологическими проблемами - который выбирает смерть всех окружающих, несущих следы его жизни, из ненависти к себе и исходящего из этого полного неприятия окружающего мира -полностью отвергается его героем, который, во имя своих ближних, выбирает жизнь, пусть и бесконечно сложную. К сожалению, несмотря на свою абсурдность, на сегодняшний день подобный вариант поведения личности с изувеченной психикой приобретает характер пугающей реальности.

То, что Неуязвимый остался только при размышлениях о сведении счётов с собственной жизнью - следствие его отношения к другим, а не к себе. Он не хочет боли близким, даже стоя на краю, он думает, прежде всего, об окружающих, а не о себе. Форма мироощущения, предложенная Х. Лёчером, казалось бы, не должна давать шансов ни этому миру, ни разрывающемуся изнутри «Я», вынужденного существовать с монстрами в своей душе и вокруг неё. Но Х. Лёчер ещё ни разу не позволил себе апокалиптических настроений в масштабах целого произведения, из которого можно было бы сделать вывод об угрозе самоуничтожения человечества, конца этого света, безысходности и т.п. Будучи глубоко критичным и социально ангажированным автором, Х. Лёчер предлагает выход самосохранения в этот сумасшедшем мире - не спасая себя, а помогая остальным. Поэтому Неуязвимый забывает о себе, когда хочет понять другого; он, утверждающий, что современный человек вынужден воспринимать информацию «из вторых рук», то есть полагаться на честность и объективность другого (подразумеваются, прежде всего, средства массовой информации, т.к. человек просто не в состоянии отслеживать события, происходящие в мире, самостоятельно). Будучи журналистом, Х. Лёчер, таким образом, требует и от себя честности и объективности в оценке освещаемых им событий.

Тема близости смерти, невозможности или нежелания жить в имеющихся условиях, враждебных, недружелюбных; очуждение, отсутствие связей с окружающим миром не примирившегося с ним индивида, являющаяся актуальной для швейцарских авторов 60-80-х гг., очень явственно прослеживается в «Неуязвимом», изданном в 1975-м году. Эта «Чернота ночи», увиденная Р. Шнеллем в немецкоязычной швейцарской литературе данного периода [5, стр. 448], присутствует и в мировосприятии автобиографичного героя Х. Лёчера.

Взаимоотношения общество-личность предстают у Х. Лёчера очень проблематичными, если не сказать болезненными. Личность героя Х.Лёчера испытывает ощущения разорванного сознания, неспособности к интеграции, страдает от непосильного объёма информации,

наваливающейся на неё. Она с трудом соответствует требованиям, выдвигаемым обществом, и поэтому воспринимает это общество как опасность, старается отрицать ценности, имеющиеся в нём, чтобы получить чувство освобождения. В то же самое время, спасение для своего героя Х. Лёчер видит в заботе о других, в социальной ангажированности. Герой Х. Лёчера приходит, как и Фауст Гёте, к выводу, что понятие «счастье» заключается также и в служении остальным людям, любви к ним, наличия чувства ответственности перед другими людьми. При этом Х. Лёчер не забывает и о персональном, личном счастье для своего героя. Неуязвимый приходит к пониманию, что наличие счастья и радости в этом мире зависит только от него, и поэтому он считал себя просто обязанным быть счастливым, и пусть только для того, чтобы где-нибудь у кого-нибудь это счастье тоже случилось [3, стр. 184].

Литература

1.Evans, Tamara. Swiss Chair. T. In alle Richtungen gehen. Reden und Aufsätze über Hugo Loetscher. Zürich: Diogenes, 2005. S. 481 - 489.

2.Camartin, Iso. Der Roman als Aufklärungsanlage. In alle Richtungen gehen. Reden und Aufsätze über Hugo Loetscher. Zürich: Diogenes, 2005. S. 233 - 242.

3.Loetscher, Hugo. Der Immune. Zürich: Luchterhand Verl., 1975. - 446 S.

4.Loetscher, Hugo. Vom Erzählen erzählen. Münchner Poetikvorlesungen. Zürich: Diogenes Verl., 1999. - 304

S.

5. Schnell, Ralf. Geschichte der deutschsprachigen Literatur seit 1945. Stuttgart: Verl. J. B. Metzler, 1993. S. 446 -

519.

6.Zeller, Rosmarie. Der unzeitgemässe Zeitgemässe. Zur Rezeption und literarischem Kontext von Hugo Loetschers Romanen. In alle Richtungen gehen. Reden und Aufsätze über Hugo Loetscher., hrsg. von Jeroen Dewulf. -Zürich.: Diogenes, 2005. - S.217 - 233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.