Научная статья на тему 'Проблематика современных башкирских социально-философских драм'

Проблематика современных башкирских социально-философских драм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА / ВОПРОСЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND PHILOSOPHICAL DRAMA / QUESTIONS OF OUTLOOK / PHILOSOPHY AND RELIGION / PROBLEMS OF SOCIETY / REALITY / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахматуллина Зухра Тимасовна

В данной научной статье рассматриваются вопросы философского и религиозного содержания в современных башкирских социально-философских драмах на примере пьес М.С. Кунафина «Тыңлайыҡ ваҡыт аҡҡанын» («Послушаем течение времени» ) [4], Р.Х. Кул-Давлета «Бермуд өсмөйөшө» («Бермудский треугольник») [5], Н.А. Гаитбая «Ос, Аҡсарлағым, ос» («Лети, моя чайка, лети») [2]. Данные драматические произведения актуальны тем, что затрагивают философское мировоззрение, духовную глубину человека, острые проблемы современной действительности. В центре указанной драмы Мунира Кунафина поиск смысла жизни, свободы человеческого существования и места человека в мироздании. Данное драматическое произведение о проблемах общества и современности, где все поднятые вопросы переплетаются с философско-религиозными размышлениями. Пьеса Рамиля Кул-Давлета раскрывает миропонимание действительности через социально-бытовые проблемы на примере одной семьи. Главный герой драмы Ямиль принимает действительность как Бермудский треугольник, где все, обманывая, теряют друг друга. В пьесе поднимаются острые проблемы взаимоотношений в семье. Драма Наиля Гаитбая также пронизана размышлениями о жизни, об обществе, о современности. Главный герой, чайка Аксар, является собирательным образом Святого, который освободился от земных условностей, но вернулся обратно, чтобы помочь другим страдающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Modem Bashkir Social and Philosophical Dramas

In this scientific article we have examined the questions of philosophical and religious content in modern Bashkir social and philosophical dramas on the example of plays Servant of God Implies by Munir Kunafin, The Bermuda Triangle by Ramil Kul Davlet, Fly, My Seagull Fly by Nail Gaitbay. These dramas are interesting for affecting philosophical ideology, depth of human spirit, problems of modern reality and present-day society. There is a searching of the meaning of life, the freedom of human existence and man’s place in the universe at the center of the drama named Servant of God Implies by M. Kunafin. This dramatic play is about the problems of society and the present life, where all the themes are intertwined with the philosophical and religious reflections. Next play by Ramil Kul Davlet reveals reality through social and domestic problems on the example of one family. The protagonist of the drama Yamil takes reality as the Bermuda Triangle, where all lose each other telling falsehoods. The play raises important problems of family relationships. The drama Fly, my Seagull, Fly by N. Gaitbay is a philosophical work with reflections about life, society, the present. This story of seagull Aksar is the story of a prophet who was able to break free from mundane conventions, but came back to help others to escape suffering.

Текст научной работы на тему «Проблематика современных башкирских социально-философских драм»

З.Т. Рахматутша УДК 82(470.57) -2

ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ДРАМ

Аннотация

В данной научной статье рассматриваются вопросы философского и религиозного содержания в современных башкирских социально-философских драмах на примере пьес М.С'. Кунафина «ТыцлайЫК вакыт аККанын» («Послушаем течение времени»)1 [4], РХ Кул-Давлета «Бермуд есмейвшн» («Бермудский треугольник») [5]. Н.Л. Гантбая «Ос. ЛКсарлагым. ос» («Лети, моя чайка, лети») [2J. Данные драматические произведения актуальны тем. что затрагивают философское мировоззрение, духовную глубину человека, острые проблемы современной действительности.

Драма Муштра Кунафина о поиске смысла жизни и месте человека в мироздании, пьеса Рамиля Кул-Давлета раскрывает миропонимание действительности через социально-бытовые проблемы па примере одной семьи, драма Паиля Гантбая также пронизана размышлениями об обществе, о современности.

Ключевые слова: социально-философская драма, вопросы мировоззрения, философия п религия, проблемы обшества. действительноеть. взаимоотношения

Zukhra Т. Rakhmatullina

THE PROBLEMS OF MODERN BASHKIR SOCIAL AND PHILOSOPHICAL DRAMAS

Abstract

In this scientific article we have examined the questions of philosophical and religious content in modern Bashkir social and philosophical dramas on the example of plays Sen-ant of God Implies by Munir Kiinaiin. The Bermuda Triangle by Rami! Kul Davlet, Fly. My Seagull. Fly by Nail Gaitbay. Tliese dramas are interesting for affecting philosophical ideology, depth of human spirit, problems of modern reality and present-day society.

There is a searching ofthe meaning of life, the freedom of human existence and man's place in the universe at the center ofthe drama named Serwint of God Implies by M. Kunalin. I his dramatic play is about the problems of society and the present life, where all the themes are intertwined with the philosophical and religious reflections.

Next play by Ramil Kul Davlet reveals reality through social and domestic problems on the example of one family. I he protagonist of the drama Yamil takes reality as the Bermuda Triangle, where all lose each other telling falsehoods. The play raises important problems of family relationships.

fhe drama Fly. my Seagull, Fly by N. Gaitbay is a philosophical work with reflections about life, society, the present. 1 his story of seagull Aksar is the Могу of a prophet who was able to break free from mundane conventions, but came back to help others to escape suffering.

Key words: social and philosophical drama, questions of outlook, philosophy and religion, problems of society, reality, relationship

Драматургия, как составная часть башкирской литературы, играет важную роль в формировании не только нравственности народа, но и его мировосприятия. Мир башкирской сценической литературы имеет большое

влияние на духовное обогащение подрастающего поколения.

Вопросы философского содержания особо ярко выражены в драматическом произведении М.С. Кунафина «Послушаем течение времени»

Рахматулл ни а Зухра Тимисовна, аспирантка Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, библиограф НЕ Уфимского научного центра Российской академии наук (Уфа), e-mail: saf zuhraUimail.ru

Zukhra Т. Rakhmatullina. Post-Graduate Student. Bibliographer at the Library of the Research Institute of History, Language and Literature, Ufa Science Center, Russian Academy of Science (Ufa), e-mail: safzuhraCivmail. ru___

I Вариант перевода режиссера, вариант автора - «Раб божий предполагает». © Рахматуллина З.Т., 2016

92

3.1. Рахматуллина

[4]. Данная пьсса близка к философским притчам, ибо в ней поднимаются важные проблемы современной действительности. В центре драмы - проблемы смысла жизни, свободы человеческого существования, права на жизнь.

Для анализа данного произведения необходимо понять его символику. Не случайно пьеса начинается с описания сцены, где будут происходить дальнейшие события. На заднем фоне виднеется ветвистый дуб, где с одной стороны качается колыбель, а с другой - висит гроб. Дерево напоминает, в какой-то степени, весы. Жизнь человека от рождения до смерти находится на весах. Там, где колыбель (символ нового рождения, чистоты), накапливаются благие дела человека, а в сторону гроба (символизирует смерть и страх) - его грехи.

Действие пьссы начинается с того, что в одну из больниц небольшого городка созывают консилиум представителей общественности для решения серьезного вопроса. Речь идёт о жизни младенца. Девочка по имени Умырзая родилась больной, с рождения (ей всего 7 месяцев) подключена к аппарату. Возможно, она могла бы и выжить, но встал вопрос об эвтаназии. Врачи намерены отключить аппарат, но родители девочки, ждавшие рождения ребенка 12 лет, не в силах отказаться от неё. С целью повлиять на них и получить желаемый результат на консилиум пригласили капитана полиции, учителя-физика, журналистку, хазрета, ветерана-афганца, депутата, бизнесмена, стоматолога, женщину из Общества матерей и представителя из Общества слепых. Им предстояло вынссти вердикт о дальнейшей судьбе ребёнка. Но здесь выявляется проблема самой общественности. Автор в драме раскрывает мысль о том, что духовной убогостью страдает само общество. В пьесе на пути решения данного вопроса встаёт не простая проблема: аппарат нужен и другому младенцу, внуку богатого человека. Имеет ли человек право отнять жизнь у младенца, даже сели он болен и не сможет жить нормальной жизнью? Отсюда и все философские перипетии, которые всплывают в ходе дискуссий, например, хазрет говорит, что каждый человек рождается со своей долей и ни у кого нет права изменить волю Аллаха.

Пьеса пронизана мыслью о том, что человек чувствует себя всемогущим, когда приравнивает себя к Создателю. Речь идет не только о жизни человека, но и о природе как матери всего сущего,

таким образом, поднимается и тема экологии. Что делает человек с природой и каков результат? В драме устами хазрета сказывается о том, как в древности башкиры почитали священную гору Торатау, предупреждая: если тронуть гору, то из недр выйдут страшные болезни, как расплата за грехи. Но никто из героев не воспринимает его слова всерьёз. Один из персонажей, человек из Общества слепых, также задумывается о смысле жизни. Он высказывает мысль о том, что люди, возможно, дышат через аппарат искусственного дыхания, живут какой-то искусственной жизнью. Следует учесть, что мировосприятие и религиозность молодых не всегда совпадают с таковыми у старшего поколения. Молодая девушка, журналистка, выносит свой вердикт о современном обществе: «... Медицина - прежде всего бизнес, а не укрепление здоровья! Спорт - это политика делания денег, только потом игра. Просвещение - упряжь знаний, станок для печатания долларов. Сегодня деньга - наш Бог» |4, с. 11].

Пьеса наталкивает читателей на мысль, что нужно менять общество изнутри, менять приоритеты, миропонимание, быть гуманнее и богаче духовно. На вопрос «Куда человечество движется?» дастся ответ не из лучших: «В эвтаназию. Таким образом человечество само себя губит. Оно просто разрешило убить себя» [4, с. 14]. Но жизнь неповторима, безвозвратна и никто не имеет права покушаться на нее, даже сам человек.

Главный вопрос религиозного мировоззрения - это вопрос о судьбе и роли человека в мире [5, с. 393]. В немногих драматических произведениях выражается религиозный характер. В пьесе «Послушаем течение времени» затронута проблема нынешнего общества: отношения между верующими и атеистами. Нужно отме-тить, что сам главврач верует во Всевышнего, но готов отнять жизнь у младенца простого человека и отдать жизнь другому ребёнку из богатой семьи. Здесь уже вырисовывается конфликт социального характера. Таким образом возникает коллизия, герои драм задаются риторическими вопросами: «Какое жестокое общество! Дикость», «Одним больше, одним меньше», «Таких бы сам расстрелял», «Как можно так легко распоряжаться человеческими жизнями?» [4, с. 9]. На что хазрет отвечает: «Цены жизни людской не стало, потому и смерть особо не ценится». Эти вопросы дают

ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ

93

толчок дальнейшему развитию конфликта в произведении.

В пьесе для полноты раскрытия идеи автора рассказывается притча о древнеегипетском боге (Тот). Душа человека предстает перед ним после смерти и отвечает, что этот человек в жизни не крал, не убивал, не прелюбодействовал и т.д. Но с каждым ответом его белая ритуальная одежда (кэфен), сели он грешен, становится чернее.

В эпилоге пьссы появляется душа умершего парня. Это был тот второй младенец, внук богатого человека, которого убил собственный дед за его плохие дела. Бог (Тот) рассказывает, что Человек вмешался в дела Создателя. На плечи той девочки по имени Умырзая на земле было возложено много дел по очищению душ и сердец. Она была послана Всевышним из Вселенной в виде тонкого голубого луча, чтобы исполнить Его волю. А мальчик должен был стать могучим дубом в райском саду. Хазрст определяет свою истину: «Господь всемогущ. Если подарена жизнь, нужно бороться до последних сил. Есть болезнь, есть и пути ее исцеления».

Поднимается вопрос о ценности человеческой жизни. Учитель физики, рассказывая притчу о боге, надеется, что каждый задумается об ответственности за свои поступки. Остальные герои поднимают и другие вопросы, более бытового, социального характера. В конце пьесы Слепой задумывается о человеческой судьбе и времени.

Таким образом, драматическое произведение призывает читателя, зрителя остановиться на миг, взглянуть на мир, на себя, чтобы задумались и не забывали о ценностях в жизни, о гуманизме, о месте человека в мироздании.

В драме «Бермудский треугольник» [5] РХ. КулДавлета также раскрывается миропонимание действительности. Но пьеса носит больше бытовой характер, нежели философский. Поднимаются острые проблемы отношений в ссмьс, ответственности за судьбу новорожденного. Главная героиня - Хазина (в пер. «клад») на самом деле оказывается «не кладом», а лишь «искусственной бижутерией». Чтобы жить богатой, красивой жизнью, она готова продать своего ещё неродившегося малыша. Её муж Ямиль узнаёт об этом в конце истории, когда раскрываются отношения между другом детства Саматом и его женой. Они втроём росли в детском доме, вместе поступили в институт. Их судьбы переплетаются в конвой

тесного лжемира. Хазина не любя и обманывая себя выходит за Ямиля ради перспективного будущего, но он не оправдывает сё надежды. Ямиль верит в «истинную, чистую любовь» Хазины. Самат, не раскрывая все карты, намерен усыновить малыша, считая его своим сыном. Ямиль лишился друга детства, Самата убивают, потерял долгожданного сына и жену. Хазина в свою очередь обрела огромное богатство, но лишилась человеческого тепла. Ямиль осознаёт, что действительность и есть Бермудский треугольник, лживый мир, где все обманывают и теряют друг друга. Он говорит: «Мин Бермуд ес-мейешенен серен астым, шикелле. Бына Ьин, мин 1юм Хазина... Без особоз }о у? узебет^е алдап, у? Y'^c6cjro хыянат итеп йэшэйбе? тугелме?! Осебоузен араЬында шундай я11алмалы"к, "кот оскос анлашылмаусанлы"к. Шул аргкала узе-беззен купме хыял-еметтэрзс ултсрзск. («Мне кажется, что я раскрыл тайну Бермудского треугольника. Вот ты, я и Хазина. Мы все втроём живём обманывая и изменяя самим себе. Разве не так?! Между нами такое притворство, страшное недопонимание. Из-за этого мы разрушили свои мечты и надежды»). Но Самат винит общество и тот мир, где они выросли: «Эйе, без алданытс, "кыланды"к, терлесэ борголанды"к. Эммэ бсузс бит шулай йэшзргэ ейрэттслэр. Без ускэндэ бето тормошобоз яЬалма, ялган ине. Иэмгиэт узе Бермуд есмейеше кеуек («Да, мы врали, вертелись, по разному извевались. Но ведь это нас так научили жить. Когда мы росли, вся жизнь была искусственной ложью. Общество само и сеть Бермудский треугольник») |5, с. 174]. В произведении автор проводит мысль о том, что, лишь изменив самого себя, человек может избежать «Бермудского треугольника» в жизни.

Башкирская драматургия конца 90-х годов дала множество примеров отражения актуальных проблем бытия. H.A. Гаитбай является одним из тех башкирских драматургов, которые затрагивают философию жизни в своих произведениях. В драме «Лети, моя чайка, лети» [2] драматург проводит параллель между жизнью чаек и жизнью людей. Необходимо отметить, что данная пьеса во многом схожа с повестью РД. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» [1|. Фабула драмы несложна: чайка Аксар доводит свое лётное мастерство до совершенства, но, столкнувшись с враждебно настроенной стаей, окончательно превращается в изгоя. Далее герой умирает и переселяется на

94

3.1. Рахматуллина

Нсбсса, где обретает своих истинных братьев. Но в конце драмы автор намеренно возвращает его из птичьего Рая в стаю, чтобы он передал свои знания всем желающим. Вернуться к соратникам герою помогла именно любовь к ближнему, к родному стаю.

Философская сторона данной драмы не проста. История чайки Аксара в какой-то степени повторяет моменты из истории Святых. Он смог найти в себе силы освободиться от земных нужд и вернулся обратно, чтобы помочь своим соратникам.

Отзвуки такой философии весьма отчетливо слышны и в произведении Р. Баха, например, выражена вера в многократные перерождения: «Мы переходим из одного мира в другой и тут же забываем, откуда мы пришли. Сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается сдой, борьбой и властью в Стае. Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», -так говорит Джонатану, уже попавшему в иной мир, его наставник Салливан [1, с. 98].

Особенность композиции пьссы Н. Гаитбая определяет выражение идеи бесконечного совершенствования в познании. В первой части пьссы изображено духовное пробуждение чайки и все земные этапы тяги его к чему-то другому. В начале он пытается оставаться чайкой, жить и бороться ради пищи, как и все, но у него не получается. Философские идеи в пьесе автор выражает с помощью художественных форм: метафоры света и высоты подчеркивают изменение сознания героя (Аксара), который понимает, что он подготовлен к тому, чтобы «лететь ввысь», т.е. понимать доброту и любовь. Об этом говорил ему старейшина стаи Юлбашсы.

В конце пьесы развивается и достигает кульминации тема противостояния Аксара со стаей. Возвращение главного героя и обращение к стас с пламенной речью показывает героя храбрым и милосердным. Но старейшина стаи был в страхе от того, что всс изгнанники возвратились, чтобы изменить обыденное мышление и сознание всех чаек. Очень пламенно и пафосно звучит последняя речь героя (Аксара): «Ье'з мино улем телойЬеге?. Мин улемдэн кур к-майым. Сенки осоузын ссрсн тешенгэн ак-сарлакка улем кук. Ьейеу генэ бар. Неззсн йе-рэккэ Иейеу бирсу есен, иреккэ ынтылыу тслэгс

бирср есен мин улэмен» («Вы желаете мне смерти. Но она мне не страшна. Потому что нет смерти тем, кто постигнул истины. Есть лишь любовь. Я погибну ради того, чтоб в ваших сердцах жила любовь и стремление к свободе») [2, с. 166].

Следует заметить, что драма заканчивается и трагедией, и победой Аксара. Для всех главный герой погибает, но его дух спасен. Путь героя пьесы - это путь к свободе и неограниченным возможностям личности.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели вопросы философского и религиозного содержания в произведениях современных башкирских авторов, которые по жанру относятся к социально-философской драме. Они затрагивают философские воззрения, духовную глубину человека, острые проблемы современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бах Р.Д. Чайка по имени Джонатан Ли-вингстон. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 176 с

2. Гэйетбай Н.Э. Ос, Аксарлагым, ос // Аги-?ел. - 2004. - № 9. -156-167-се бб. (Гаитбай Н.А. Лети, моя чайка, лети // Агидель. - 2004. -№9.-С. 156-167).

3. 'Кунафин М.С. Тыцлайык важыт акканын / 'Кулъя^ма. - Офв, 2013. - 42 б. (Кунафин М.С. Послушаем течение времени / Рукопись. - Уфа, 2013.-42 е.).

4. гКол-ДэулэтР.Х. Ка-ра-уыл!!! Пьссалар. -Офе: Китап, 1996. - 208 б. (Кул-Давлетов Р.Х. Ка-ра-ул!!! Пьесы. - Уфа: Китап, 1996. - 208 е.).

5. Современный философский словарь. -М.: Академический проект, 2004. - 864 с.

REFERENCES

1. Richard Bakh. Chayka po imeni Dzhonatan Livingston [Seagull Named Jonathan Livingstone]. St. Petersburg, Alphabet-classics, 2002, 71 p. (In Russ.).

2. Nail Gaitbay. Leli, moya chaykci, leli [Fly, my Seagull, Fly], In: Agidel. 2004, no. 9, pp. 156-167 (In Bashkir).

3. Munir Kunafin. Poslushayem iecheniye vremeni [We Shall Listen to the Flow of Time]. Manuscript. Ufa, 2013, 42 p. (In Russ.).

4. Ramil Kul-Davletov. Ka-ra-ul!U [Help! Plays]. Ufa, 1996, 208 p. (In Bashkir).

5. Sovremennyy filosofskiy slovar' | Modern Philosophical Dictionary]. Moscow, Academic project, 2004, 864 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.