Perspective of a current state of unemployment in the Russian Federation
Tashtamirov M. , Barzaeva M. (Russian Federation)
Проблематика современного состояния безработицы в РФ Таштамиров М. Р. , Барзаева М. А. (Российская Федерация)
2Таштамиров Магомед Русланович / Tashtamirov Magomed - старший преподаватель,
кафедра «Банковское дело»;
2Барзаева Малика Абдулаевна /Barzaeva Malika - студент, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», факультет экономики и финансов,
Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в статье рассмотрена проблема занятости и безработицы по данным кадровых и информационных агентств. Где нами дается определение терминов «безработица» и «занятость». Также показаны естественные уровни безработицы в целом, сопоставляющиеся с соответствующими показателями. Выявлены проблемы, на основе которых сделаны выводы о принятии мер, способствующих снижению высокого уровня безработицы.
Abstract: in this article the problem of employment and unemployment according to staff and information agencies. Where we are given a definition of «unemployment» and «employment». Also showing the natural rates of unemployment in the world, compared with current levels during the crisis. Identify, on the basis of which the conclusions on the adoption of measures to reduce the high unemployment rate.
Ключевые слова: занятость, безработица, высокий уровень безработицы, проблемы занятости и безработицы.
Keywords: employment, unemployment, high rates of unemployment, problems of employment and unemployment.
На сегодняшний день во всех странах, в частности в России, проблема занятости и безработицы является одной из главных проблем развития экономики каждой страны. Ибо от уровня безработицы зависит уровень жизни каждого человека, уровень эмиграции, а также наличие квалифицированной рабочей силы.
Существует множество трактовок понятиям безработица и занятость. На наш взгляд, безработица -это, грубо говоря, недоиспользование трудовых ресурсов и трудового фактора производств.
Мы считаем, что к основной категории безработных также можно отнести следующие категории лиц:
• люди, находящиеся в психиатрических клиниках и местах заключения, в связи чем не имеют возможность работать, вне зависимости от желания или нежелания работать;
• люди, не желающие работать;
• люди, разочаровавшиеся в неудовлетворительных результатах поиска работы, и тем самым прекратившие ее поиск [2].
В любой стране, вне зависимости от социально -экономического статуса, присутствует «естественный уровень безработицы», но если он является слишком высоким, то это может привести к разрушительным последствиям. И в связи с этим, перед государством ставится цель: «минимизация безработицы». И, основываясь на основных проблемах безработицы, государство принимает следующие меры:
• в первую очередь, изменение системы образования в стране;
• создание новых и более востребованных рабочих мест как для резидентов, так и нерезидентов;
• создание необходимых и благоприятных условий для развития частного среднего и малого предпринимательства;
• повышение заработной платы работникам за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, дабы повысить их желание работать.
Как мы знаем, государство играет главную роль в экономике в общем и в социальном обеспечении граждан, в частности. И на сегодняшний день мы с такой же уверенностью можем сказать, что безработица и занятость напрямую связаны с государством, методом регулирования товарно -денежных отношений, созданием мотивирующих факторов для населения в целом, в соответствии с правами и нормами. С момента признания (с первого дня) гражданина безработным, государство начисляет «пособие по безработице», официально признавая лицо безработным. Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ (статья 7) является социально ориентированным государством, призванным обеспечивать достойную жизнь своих граждан. Следовательно, поддержка социально незащищенных слоев населения должна быть достойной.
Рассмотрим на графике, каким образом и в каком размере государством выделяется пособие по безработице:
Рис. 1. Размеры пособия по безработице в РФ за период 2005-2015 гг. [1]
На рисунке 1 показан минимальный и максимальный размер пособия по безработице (ежемесячный размер пособия) отдельно на душу населения в России с 2005 по 2015 года. С 2005 по 2007 гг. минимальный размер пособия составляет 720 рублей. Мы видим, что в 2008 году наблюдается надбавка к минимальному размеру пособия в сумме 61 рубля, и в итоге получается 781 рублей минимального пособия и 244 рублей к максимальному размеру пособия, то есть 3124 рублей в месяц на одного человека. В 2009 году идет увеличение на 8,8 % размера минимального размера и 56,8 % максимального размера пособия, соответственно, 850 рублей минимального размера и 4900 рублей максимального размера пособия. Данная величина минимального и максимального размера пособия неизменно переходит и на последующие годы, включая нынешний период.
Уровень пособия по безработице в социально ориентированном государстве должен соответствовать уровню минимального размера прожиточного минимума для существования безработного. Для определения адекватности размера пособия по безработице уровню жизни, сопоставим его с данными по уровню инфляции за тот же период.
Уровень инфляции
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Уровень инфляции
Рис. 2. Уровень инфляции в РФ за период 2005-2015 гг. [1]
По данным федеральной службы статистики, уровень годовой инфляции в Российской Федерации за последние 10 лет составил в общем 109 %. При сопоставлении с ростом размера пособия по безработице, которое выросло за тот период по минимальному значению на 18 %, а по максимальному на 70 %, можно констатировать неадекватное увеличение пособия уровню инфляции. Без учета снижения реальных доходов населения и изменения стоимости потребительской корзины.
По словам профессиональных аналитиков, прогнозы относительно инфляции продолжают повышаться. При этом промежуточный месячный минимум для россиянина составляет 8200 рублей. Таким образом, размер пособия не равен прожиточному минимуму, и его увеличение не адекватно инфляции. В подобных условиях наиболее приемлемым решением было бы проведение индексации пособия по безработице уровню инфляции с целью уменьшения подобного разрыва.
Далее для сравнения мы покажем средний размер пособия по безработице в других странах.
Таблица 1. Величина пособия по безработице в разных странах
Наименования стран Средний размер пособия по безработице в переводе на рубли
США 35 000
Канада 30 000
Европа 75 000
Япония 70 000
В данной таблице видно, что пособие по безработице в США в переводе на рубли составляет 35 тысяч, в Канаде 30 тысяч, Европе 75 тысяч, в Японии 70 тысяч. Что в несколько раз больше нашего размера пособия в России. Но в развитых странах пособия платятся далеко не всем. Так, например, в США существуют конкретные требования, одним из которых является невозможность получения пособия больше 50% от заработной платы на прежнем рабочем месте, время выплаты пособия, которое зависит от трудового стажа. Из-за высоких требований доказательств «документов», подтверждающих статус американца безработным, многие американцы, потерявшие работу, так и не смогли доказать право на пособие. И, тем не менее, в США, кроме пособия по безработице, существует «ВЭЛФЕР» - помощь нуждающимся семьям. В этих странах оказывается достойная материальная помощь, оказываемая на основании проверки нуждаемости [3].
Подобная практика и приведенные данные показывают разрыв в обеспечении безработных в развитых странах и в РФ. В таких условиях возможно применение аналогичной практики на территории РФ.
Далее рассмотрим показатели уровня безработицы за последний квартал и определим причины изменения динамики.
Таблица 2. Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний) [1]
I квартал 2015г. 2015г. I квар- тал 2014 г. I квартал 2015г.1 к I кварталу 2014 г., (+, -
с Крымским Федераль- ным округом без Крым- ского Феде- рально- го округа январь февраль март
Тыс. человек
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 75962 74846 75919 75820 76148 7497 9 -133
занятые 71602 70593 71752 71410 71645 7083 5 -242
безработные 4360 4253 4167 4410 4503 4144 109
В процентах
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) 68,6 68,7 68,5 68,4 68,7 68,5 0,2
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 64,6 64,8 64,8 64,5 64,7 64,7 0,1
15-72 лет)
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) 5,7 5,7 5,5 5,8 5,9 5,5 0,2
1) В целях обеспечения статистической сопоставимости данных показатели по Российской Федерации рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю
По сравнению c февралем 2015 г. численность занятого населения в марте 2015 г. увеличилась на 235 тыс. человек или на 0,3 %, численность безработных - увеличилась на 93 тыс. человек, или на 2,1 %. По сравнению с мартом 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 431 тыс. человек или на 0,6 %, численность безработных - увеличилась на 352 тыс. человек или на 8,7 %. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1001 тыс. человек, что на 1,1 % больше по сравнению с февралем 2015 г. и на 4,7 % - по сравнению с мартом 2014 г. (без Республики Крым и г. Севастополя).
Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в марте 2015 г. 69 % безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2015 г. составила 29,1 %, среди безработных женщин - 33,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых, в марте 2015г. его использовали 63,1 % безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 45,8 % безработных.
По данным Росстата в январе 2015 г. безработица в России составляла 5,5 % экономически активного населения, в феврале 2015 г. 5,8 %, в апреле 2015 г. 7,2 %. Причинами такого увеличения уровня безработицы являются: девальвация рубля, введения санкций, спад производства, снижение
покупательской способности, банкротство предприятий, а также растущая инфляция. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что уровень безработицы только повышается. В сфере занятости населения необходимо поддержать общий уровень безработицы на уровне 7 %, а в дальнейшем начать её плановое снижение к 2016 году до естественного уровня безработицы - той норме безработицы, которая устанавливается в равновесном состоянии экономической системы России, когда фактическая инфляция совпадает с ожидаемой. Эта норма для России к концу 2015 года должна быть выражена в 3 -3,5% экономически активного населения.
Уровень прогнозируемой безработицы в России на 2015 г. по данным министерства экономического развития составляет 6 %, что, соответственно, на 1,1% больше по сравнению с 2014 (4,9 %) годом. По сравнению c декабрем 2014 г. численность занятого населения в январе 2015 г. (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 655 тыс. человек или на 0,9 %, численность безработных - увеличилась на 120 тыс. человек или на 3 %. По сравнению январем 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) увеличилась на 326 тыс. человек или на 0,5 %, численность безработных - уменьшилась на 86 тыс. человек или на 2,1 %.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 924 тыс. человек, что на 2,6 % больше по сравнению с декабрем 2014 г. и на 2,7 % меньше по сравнению с январем 2014г. (без Республики Крым и г. Севастополя) [4].
Основные проблемы безработицы в России:
■S массовая эмиграции (утечка умов);
■S интенсивное сокращение занятости и, таким образом, лишение людей источника дохода в виде зарплаты;
■S высокий уровень скрытой безработицы, связанный с остановками производств: обрабатывающей промышленности и ВПК;
S высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз;
S низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель);
•/ отсутствие стоимости, а, соответственно, и цены рабочей силы (в данном случае, имеется в виду, что в обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы низкого качества (инвалиды) и т. п.;
•/ отсутствие рабочих мест;
■S надомный труд.
В России иностранцы, у которых имеется необходимая документация о разрешении на работу, занимают большое количество рабочих мест. Тем самым, места, которые могли бы занимать резиденты нашей страны, занимают «нерезиденты», потому что мало квалифицированных кадров и специалистов. Таким образом, усилия государства должны быть направлены на уменьшение количества квот на выделение разрешений на работу в Российской Федерации. Мы считаем, что такие меры являются наиболее эффективными, при одновременном ужесточении контроля за «нелегальными работниками».
Также одним из эффективных методов «искоренения безработицы» является поддержка среднего и малого бизнеса. Неоднократно Президент и Премьер России говорили о необходимости данного сегмента в российской экономике. Правительством был разработан закон об упрощении работы среднего и малого бизнеса. Среди предлагаемых пунктов имеются: налоговые каникулы для бизнеса, отмена проверок на три года, если предприятие до этого без претензий проходило проверки. Отсюда вывод, что все эти меры способствуют развитию и созданию бизнеса, а, соответственно, созданию рабочих мест. В настоящее время, проблемы, связанные с поиском работы, в значительной степени отмечаются в Ингушетии, Омской области, в Севастополе и Республике Крым в целом. По данным соответствующих служб, возросло число сотрудников, вынужденных уйти в неоплачиваемые отпуска, сократить время работы и соответственно сумму заработной платы, и перешедших на неполную ставку. По данным Госкомстата к концу февраля цифра выросла до 250 000 человек.
Также, при проведении анализа, нами было выявлено, что большой рост числа безработных отмечается в Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Хакасия и Бурятия, а также в Тульской и Тюменской областях. Таким образом, в конце 2015 года число безработных может возрасти как минимум на 2 миллиона. Но, исходя из того, что есть риск - что из России заставят уйти крупные корпорации, например, такие как Макдональдс, число безработных может достичь не только 2 миллионов человек, а 3 или 4 миллиона.
Одними из возможных путей стабилизации уровня безработицы в стране и обеспечения качества занятости являются следующие:
• создание новых рабочих мест, посредством использования для этого финансовых ресурсов из федерального, региональных и местных бюджетов, организация общественных и временных работ;
• усовершенствовать систему образования, включая в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации для людей с высшим образованием;
• облегчить связь между работником и работодателем, создавая для них наиболее благоприятные рабочие места;
• сократить уровень эмиграции рабочего персонала;
• усовершенствовать государственную политику, которая направлена на повышение уровня домохозяйства, повысив возможность работать, находясь дома, имеющих возможность выходить в Интернет;
• максимально возможное уменьшение налогового бремени на период кризиса;
• предоставления трудоспособному индивиду возможности развиваться, развивать свои творческие возможности и при этом получать заслуженное вознаграждение за свой труд;
• необходимо содействовать выпускающимся лицам как из высших учебных заведений, так и выпускникам начального и среднего образования.
Таким образом, выполнение вышеперечисленных пунктов может привести к снижению уровня безработицы и к удовлетворительным результатам, которые устроят не только государство, но и население в целом.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа http: //www.gks.ru (Дата обращения 10.05.2015).
2. Бреев Б. Д. Безработица в современной России, 2014 год.
3. Абакумова Н. Н. Безработица, 2014 год.
4. Официальные данные об уровне безработицы в РФ. Холдинг «Финам» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.finam.ru/]. http://www.gks.ru (Дата обращения 10.05.2015).