Научная статья на тему 'Проблематика реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавра'

Проблематика реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВУЗ / COMPETENCE / EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наконечных Валентина Николаевна, Сивкова Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются основные понятия и принципы компетентностного подхода в подготовке бакалавров в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of realization of the competence approach in the preparation of bachelors

The article discusses the main concepts and principles of the competence approach in training bachelors in higher school.

Текст научной работы на тему «Проблематика реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавра»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378.14.015.62

ББК 44

Н223

В. Н. Наконечных Иркутск, Россия А. В. Сивкова Иркутск, Россия

ПРОБЛЕМАТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА

В статье рассматриваются основные понятия и принципы компетентностно-го подхода в подготовке бакалавров в высшей школе.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, образование, компетент-ностный подход, вуз.

V. N. Nakonechnykh Irkutsk, Russia A. V. Sivkova Irkutsk, Russia

THE PROBLEMS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF BACHELORS

The article discusses the main concepts and principles of the competence approach in training bachelors in higher school.

Key words: competence, education, competence approach, institute of higher education.

В современных условиях становится актуальным поиск наиболее эффективных приемов использования человеческого ресурса. Именно поэтому практически во всех областях деятельности стали больше внимания уделять компетент-

© Наконечных В. Н., Сивкова А. В., 2016

ностному подходу. Новый подход к профессиональной подготовке обучающегося, научившегося действовать активно и конструктивно, сегодня состоит в развитии компетентностного подхода при формировании образовательных систем.

Сложившиеся современные условия ставят перед высшими учебными заведениями задачу, позволяющую формировать конкурентоспособного выпускника. В этой связи у бакалавра должны быть сформированы компетенции, которые сделают его востребованным на рынке труда.

Приоритетность компетентностного подхода к подготовке выпускников вузов отражена в ряде правительственных документов. Так, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» на период до 2025 года сделан акцент на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельному профессиональному росту и профессиональной мобильности [Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. // Вестник образования России. № 1 (январь). С. 4-14]. Современному профессиональному сообществу необходимы специалисты, получившие качественное профессиональное образование, сочетающее фундаментальную подготовку и практическую направленность знаний и компетенций.

Именно поэтому мы рассматриваем понятия «компетенция» и «компетентность», которые являются ведущими категориями, обусловливающими компе-тентностный подход к обучению студентов в вузе.

Сегодня нет общепринятого определения понятий «компетенции» и «компетентность». В психолого-педагогической литературе описываются различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность» и трактуются они неоднозначно.

Часть педагогов, психологов и работодателей отождествляют понятия «компетенция» и «компетентность», а под компетентностью видят стандартную для прежней формально-знаниевой парадигмы триаду «знания» - «умения» -«навыки». Под «компетентностью» в самом широком смысле понимаются знания и опыт в определенной сфере деятельности.

Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк раскрывают различия в дефинициях понятий «компетенция» и «компетентность» в контексте профессионального образования. Они считают, что компетентность человека определяется не только его знаниями, умениями и опытом, но и способностью мобилизовывать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации. А компетенции более общие способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [Зеер, 2005, с. 18].

И. А. Зимняя под компетенциями видит некие потенциальные внутренние скрытые предпосылки: знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений, которые затем проявляются в компетентностях человека [Зимняя, 2003, с. 35]. Ю. Г. Татур делает такое уточнение: «Компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [Татур, 2009, с. 153].

Анализируя различные точки зрения на определение данных понятий, мы опираемся на позицию, что данные понятия не тождественны, но дополняют друг друга. Компетентность есть не просто сумма ЗУНов и личностных характеристик, но и определенная мобильность знания, самостоятельность поиска решений и критичность мышления, реализуемых как в определенной профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах деятельности.

Компетентность - это, бесспорно, оценочная категория, которая включает в себя: понимание сущности выполняемых задач и проблем, знание накопленного в определенной сфере опыта, умение выбирать адекватные средства и способы действия, чувство ответственности за полученные результаты и способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей [Зеер, 2005].

Таким образом, в условиях современного образовательного процесса в вузе, компетентностный подход подразумевает оценивание с позиции соответствия подготовленного вузом специалиста не отдельно взятой компетенции, а сово-

купности компетенций, определяющихся как «профиль специалиста». Профиль, в свою очередь, должен отражать требования к подготовке специалиста, а именно, иметь комплекс компетенций, формирующих профессионализм будущего специалиста [Агаеева, 2010].

Стоит отметить, что также как и нет единого мнения о смысловом наполнении понятий «компетенция» и «компетентность», так же нет единой классификации компетенций. Обоснованным представляется разделение компетенций на универсальные (ключевые) и профессиональные (специальные).

Универсальные (базовые, ключевые) компетенции необходимы для гармоничного развития личности и включают в себя политические, социальные, межкультурные, коммуникативные, социально-информационные, персональные компетенции. Они носят надпредметный характер и начинают формироваться еще в школе, выступая фундаментом (базой) для компетенций профессиональных.

Профессиональные (специальные, предметно-специфические) компетенции отражают профессиональную квалификацию выпускника высшей школы. Профессиональные компетенции состоят из множества компонентов: мотивацион-ного (мотивационно-ценностного), информационно-когнитивного, практико-деятельностного, рефлексивно-оценочного и др. Содержание данных компонентов позволяет понять структуру профессиональных компетенций выпускников вузов по различным направлениям подготовки.

Сущность всех компетенций, формируемых в результате практико-ориентированного и модульного обучения в вузах, отражается в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+). В стандартах ФГОС ВО вводятся понятия общекультурные (ОК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции, которые формируют ядро квалификации выпускника по любому направлению подготовки высшего образования, причем они позволяют выпускнику успешно реализовать себя в разных сферах деятельности. ОК и ОПК выступают также основой для формирования профессиональных (ПК) компетенций, соответству-

ющих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа.

В то же время реализация компетентностного подхода в российской системе высшего образования сопряжена с рядом проблем. Это, прежде всего, касается формирования компетенций в образовательном процессе и их оценивания. И здесь стоит учесть базовые принципы компетентностного подхода:

- содержание ООП подразумевает не изучение конкретной профессии, а освоение определённых компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения в сфере деятельности;

- переход от предметного обучения к межпредметно-модульному;

- непрерывность профессионального образования.

Компетентностный подход, как образовательная концепция и методологический подход в педагогике высшей школы, заключается в том, что результатом обучения должен стать не просто специалист, обладающий определенным объемом знаний, а компетентная личность, способная к самостоятельной продуктивной деятельности, осознающая ответственность за результаты своего труда, а также готовая к саморазвитию и самореализации в различных формах профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Таким образом, компетентностный подход реализует непрерывный поэтапный и гибкий образовательный процесс, направленный на формирование разносторонне развитой личности, ее навыков в межличностных и социальных коммуникациях, высокой готовности к самообразованию и критическому мышлению.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: материалы учебно-методической конференции / под ред. В. Г. Агаеева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2010. 148 с.

2. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. 216 с.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42

4. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. // Вестник образования России. М.: «ПРО-ПРЕСС». № 1 (январь). С. 4-14

5. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. 153 с.

References

1. Actual problems of the quality of education in the transition to a grading system of higher professional education: materials of educational-methodical conference / Ed. V. G. Agyeev. Cheboksary: Chuvash University, 2010. 148 p.

2. Zeyer E.F., Pavlova A.M., Symanyuk E.E. (2005). Modernisation of vocational education: the competence approach. Moscow: Moscow psychological and social Institute, 2005. 216 p. (In Russian).

3. Zimnyaya I.A. (2003). Key competences - a new paradigm of educational results // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-42. (In Russian).

4. National doctrine of education in the Russian Federation up to 2025 // Bulletin of Russian education. Moscow: "PRO-PRESS". No. 1 (January). P. 4-14.

5. Tatur Yu.G. (2009). Educational process at the University: methodology and planning experience. Moscow: Bauman Moscow State Technical University, 2009. 153 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.