Научная статья на тему 'Проблематика первого табасаранского романа'

Проблематика первого табасаранского романа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМАТИКА / РОМАН / ПРОЗА / ТАБАСАРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / ГЕРОЙ / ОБРАЗ / КОНФЛИКТ / СЮЖЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашурбеков Алибек Акимович

Роман М. Шамхалова «В долине реки Чирах» посвящен событиям 30-х годов ХХ века, когда в стране происходила сплошная коллективизация сельского хозяйства. Писатель совмещает общественную и частную жизнь людей и национально-исторические события. Синтез двух предметов изображения дает ему возможность представить судьбы героев в связи с историческими событиями в национальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика первого табасаранского романа»

УДК 801.6(471.67)

ПРОБЛЕМАТИКА ПЕРВОГО ТАБАСАРАНСКОГО РОМАНА

®2011 Ашурбеков А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Роман М. Шамхалова «В долине реки Чирах» посвящен событиям 30-х годов XX века, когда в стране происходила сплошная коллективизация сельского хозяйства. Писатель совмещает общественную и частную жизнь людей и национально-исторические события. Синтез двух предметов изображения дает ему возможность представить судьбы героев в связи с историческими событиями в национальной жизни.

"In the valley of the Chirakh river" novel by M. Shamkhalov devoted to the events of the 30s of the 20th century, when the agriculture collectivization took place in the country. The writer combines the people’s public and private life and the national-historical events. The synthesis of two depicted subjects of the image gives him the opportunity to present the heroes’ fates in connection with the historical events in the ethnic life.

Ключевые слова: проблематика, роман, проза, табасаранская литература, коллективизация, герой, образ, конфликт, сюжет.

Keywords: problematics, novel, prose, Tabasaran literature, collectivization, hero, image, conflict, a plot.

Первый табасаранский роман (за исключением отдельных глав) вышел в свет в 1958 году. Его автором является известный табасаранский писатель Манаф Шамхалов. Он задумал написать трилогию, однако скоропостижная смерть нарушила планы автора. Шамхалову удалось написать только два романа. Первый роман из задуманной трилогии называется «В долине реки Чирах» («Чирагъ нирин дерейиъ») [4], который и является объектом внимания данной статьи.

Несмотря на то, что со времени выхода первого крупного повествовательного произведения в истории табасаранской литературы прошло более полувека, оно до сих пор остается вне поля зрения исследователей дагестанской и табасаранской литературы. В таком академическом издании, как «История дагестанской советской литературы», даже не упоминается об этом романе в связи с

отсутствием перевода романа на русский язык. Именно по этой причине роман М. Шамхалова не стал объектом внимания в фундаментальных трудах С. X.

Ахмедова [1] и А. М. Вагидова [3] по дагестанской прозе.

Справедливости ради надо

отметить, что роман табасаранского писателя стал объектом исследования автора этих строк (в диссертации «Зарождение и развитие

табасаранской прозы (1930-50-е гг.)») и в трудах исследователя табасаранской литературы М. Г.

Юсуфова. Первому табасаранскому роману в книге по истории табасаранской литературы посвящен лишь этот небольшой абзац: «В

романе «В долине реки Чирах» перед читателем проходят реальные картины жизни. С одной стороны, патриархальный табасаранский аул с забитым и бесправным беднячеством и бесчинствующими беками, старостами и богачами, державшими

народ в своих руках, с другой -пробуждающийся народ с его революционным пролетариатом, все заметно влияющим на трудовое крестьянство. Главные герои романа -председатель колхоза Мирзабек и парторг Алибек - за короткий срок мобилизовали и объединили крестьян, разоблачили остатки кулачества -Римихана, Беглара, Юлчибека. На страницах романа показано сложное переплетение судеб героев, разных индивидуумов. Удачей Шамхалова надо считать изображение эволюции бедняков в борьбе за новую жизнь, создание образов молодых героев, особенно горянки Селминаз, Мирзабека, Алибека, Шингара. Автору удалось обнажить затаенные струны их души, моральные побуждения, рожденные в борьбе за построение нового общества. Глубокое внимание к личности, ценность которой стала особенно ощутимой после страданий и потерь, нанесенных войной, отличает роман» [5. С. 216].

С этим нельзя в полной мере согласиться, поэтому мы выдвигаем свою точку зрения.

Шамхаловский роман посвящен событиям 30-х годов ХХ века, когда в стране происходила сплошная коллективизация сельского

хозяйства. Это отклик на события, происходящие не только в Табасаране, но и во всей стране. Социалистические преобразования в горном ауле - основное содержание романа М. Шамхалова. Уже топонимическое заглавие говорит о том, что местом действия в романе будет прибрежье реки Чирах. Выбор реального топонима М. Шамхаловым обусловлен общим замыслом произведения. В местности вдоль реки Чирах расположено около десятка сел, в которых проживают табасаранцы. События, о которых повествуется в романе, происходят в одном из этих сел, но писатель не конкретизирует место действия. Общее название места - долина реки Чирах - свидетельствует о типичности событий, происходивших в данной местности.

В русской литературе главным произведением о коллективизации стал роман М. Шолохова «Поднятая

целина». Писатель показал не только важные ее стороны, но изобразил коллективизацию как целую эпоху в жизни крестьянства.

Огромное влияние шолоховской традиции в северокавказской литературе в произведениях, рассматривающих жизнь советского села в социально-историческом развитии, отмечают литературоведы [2].

Шолоховская традиция

просматривается и в романе табасаранского писателя М. Шамхалова. Она ощущается не только и не столько в тематике этих романов (следование одной теме, как известно, само по себе не образует традиции), а проявляется в пафосе произведения,

утверждающей народную основу колхозного строя, и в силу этого -закономерность и неизбежность его победы, в обоснованности ряда выводов и наблюдений над конкретными явлениями жизни деревни; в четкой группировке характеров, отражающей социальноклассовую расстановку сил.

Общим для обоих романов является антагонистический

характер конфликтов, положенных в основу сюжета, которые порождают аналогичные ситуации в жизни героев.

Сюжетная завязка романов определяется в самом начале: стоит трудная задача преодоления психологического барьера -недоверия крестьян к

реформаторам. Но, в отличие от «Поднятой целины», где сюжетная завязка получает драматическое развитие вследствие

контрреволюционной борьбы

подпольного центра во главе с есаулом Половцевым, развитие конфликта в «В долине реки Чирах» не получает остроты и непримиримости: действия бека

Юлчибега придают завязке лишь интригующую остроту, не доводя ее до драматического накала.

Многое в образе Меджидова Шингара напоминает такой хрестоматийный, классический образ русского крестьянина-середняка, как Кондрат Майданников. Их сближает

то, что оба, добровольно вступив в колхоз и обобществив все свое сельское хозяйство, становятся примерными тружениками,

передовиками производства, опорой коммунистов в нелегкой борьбе за переустройство жизни, резко осуждают лентяев и богачей. Говоря о том, что М. Шамхалов писал образ Шингара, находясь под влиянием шолоховского Кондрата, не надо забывать и об общности процессов, происходивших в жизни, что обусловило их близость. Между этими героями есть и серьезные отличия. Если шолоховский Кондрат мучительно и долго переживает за свой скот и душит в себе «гадюку-жаль» к своему добру, то герой М. Шамхалова ничуть не сожалеет о содеянном. Напротив, он вместе со своей женой Аминат вступает в ряды коммунистов.

Проблемная сторона романа во многом строится именно на конкретно-исторических аспектах темы: выдвигаются вопросы

коллективизации сельского

хозяйства, противостояния двух лагерей, непримиримой позиции их представителей. У них оценки событий основываются на признании их политического значения и на том, соответствует ли происходящее представлениям о добре, о долге, чести.

Основой социально-

психологического конфликта в романе М. Шамхалова служит борьба двух групп за осуществление и защиту идеалов, которые осознаются как возвышенные. Шингар, Агабала, Керим, Мирзабег и некоторые другие ведут активную пропаганду против кулаков, возглавляемых Юлчибегом. Последние упорно отказываются вступать в колхоз и угрожают тем, кто еще не сделал свой выбор. Группа персонажей романа, воплощающих отрицательное

начало, гораздо менее интересна для автора, чем стремление воспеть простых тружеников. Выписанные более или менее правдиво, они играют важную роль в сюжетном развитии действия: в Юлчи-беге,

Агаларе и др. концентрированно изображено то старое, что, по

мнению автора, мешает народу в его поступательном движении. Но как художественные образы эти

персонажи не представляют большого интереса, потому что каждый из них выведен автором как некое среднестатистическое лицо, в значительной мере лишенное индивидуальных черт и

особенностей.

Итак, композиционная группировка персонажей связана с темами и проблемами произведения. Если создание колхоза означает для Юлчибега, Беглара, Ширифа и других им подобных людей конец их существования, уничтожение всего, что наживали они, отнимая у других, то для Шингара, Агабалы, Мирзабега, Аминат и других бедняков коллективное хозяйство есть начало новой, по-настоящему человеческой жизни.

Образы партийных

руководителей, выведенных в романе, едва можно назвать удачей автора. Они занимают важное место в сюжетном развитии произведения. Однако их внутренняя жизнь, думы, заботы, переживания показаны больше через авторский комментарий, а не через поступки, раскрывающие характер,

неповторимое своеобразие

личности.

В целом же образная система романа полно отражает авторский замысел, раскрывая некоторые закономерности развития советского общества. Все богатство образов романа, все картины жизни трудового народа, даже в том случае, когда они сами по себе выписаны достаточно ярко, выполняют в романе главным образом служебную нагрузку, и самостоятельная художественная ценность их относительна.

В романе М. Шамхалова определить главного героя нетрудно. Автор уделяет больше всего внимания Шингару, который

становится центром притяжения в романе, причем вокруг него выстраиваются как образная

система, так и сюжетная канва. Он знакомый, приятель, товарищ всех действующих лиц, но главное - он

важен, прежде всего, как носитель идейной нагрузки - в нем воплощены особенности авторского восприятия действительности.

С первых страниц романа повествователь детально

обрисовывает участие Шингара в создании колхоза в долине реки. Первое знакомство с героем происходит вечером, когда он сидит в теплой овечьей шубе на балконе своего дома. Уже в первом сюжетном эпизоде, связанном с Шингаром, появляются авторские

характеристики, с помощью которых он выделяется из других действующих лиц. При описании встречи Шингара и председателя исполкома сельсовета Агабалы, автор прибегает к романтизации этих образов: «Крепкое рукопожатие двух верных друзей придавало им уверенность в благополучном исходе задуманного дела, и то, что это дело принесет людям только пользу, еще больше их вдохновляло». («Гизаф арайиъ гьюрмат ади дуланмиш шулайи гьаму аьхю жандкин адмйир, ликри дийигъну, чиб-чпиз гъилигган, дурариз чпиз кьувват кайибдикан, чип'ин ляхин удукьуваликан ва вардариз хайирлу ляхниин эллешмиш духьнай кьюр дуст сар-сарин гьюрматниин аливаликан артухъсира хабар гъаши») [4, 6]. По мере развития событий Шингар оказывается своего рода вожатым, который подает пример другим колхозникам. В романе образ Шингара оценивается как абсолютно позитивный, и его историческая перспективность не вызывает у автора сомнений.

Основной акцент в проблематике романа М. Шамхалов делает на динамике идейно-нравственной

позиции человека. Правда, эта динамика, осмысленная пока еще очень неглубоко, затрагивает лишь наиболее очевидный пласт -изменения во внешнем положении человека. Сам же герой, в данном случае Шингар, при этом на протяжении всего произведения практически не эволюционирует. Идейно-нравственная позиция

Шингара, как и многих других действующих лиц, формируется в

постоянном столкновении с противоположной точкой зрения на мир, носителями которой в романе М. Шамхалова являются беки и их окружение. М. Шамхалова интересует развитие не исключительного, выдающегося, а обыкновенного советского человека.

В табасаранской литературе М. Шамхалов изображает советского человека иначе, чем это было раньше, до него, то есть реализм, заявленный в романе «В долине реки Чирах», открывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих

характер. Сказанное реализуется, в первую очередь, в том, что автор утверждает не только возможность и неизбежность влияния

действительности на человека, но и обосновывает необходимость

обратного влияния - человека на действительность. Именно этим принципиально отличается от Шингара Аслан из повести «Свадьба Аслана» А. Агададашева и Керим из рассказа А. Джафарова «Подарок за добрую весть». Наряду с социальнобытовой средой, в которой живет герой, в качестве типических обстоятельств у М. Шамхалова в романе выступает и историческое время. По глубокому убеждению автора первого табасаранского романа, человек в новое социалистическое время стоит лицом к лицу с историческим временем, которое требует ответственного к себе отношения и активного взаимодействия с ним. То большое доверие к Шингару односельчан еще четче

вырисовывается при расширении типических обстоятельств,

воздействующих на героя. Сможет ли простой горец войти в личный контакт с конкретно-историческим временем? Именно такой вопрос во многом определяет проблематику романа «В долине реки Чирах».

С главной проблемой романа тесно связаны все остальные, органически вытекающие из нее. Так, например, проблема любви или же семьи решается в свете борьбы за осуществление коллективистских идей. В этом плане интересно

рассмотрение проблемы отцов и детей на конкретных образах в семьях Меджидова Шингара и Ярметова Юлчибега. В доме большевика Шингара царит взаимопонимание, уважение, любовь и т.д. Сын Шингара, школьник Абукар, с огромным уважением и любовью относится к отцу. Последний гладит его по голове и называет родным, милым («жан йиз бай» и т.д.). Иначе складываются отношения между Нариманом и его отцом, кулаком Юлчибегом. Когда сын просит последнего не портить ему жизнь и перейти, как все, на сторону большевиков, Юлчибег, бросив на него свирепый взгляд, говорит: «Ты мерзавец!» («Уву

гьярамзада вува!»).

Здесь необходимо одно уточнение: все события,

происходящие в обеих семьях, имеют самое непосредственное отношение к основной проблеме романа. Ведь разногласия Наримана и Юлчибега и взаимопонимание Шингара и его сына, показанные в романе, непосредственно связаны с организацией колхоза в селе.

История любви молодого председателя колхоза Мирзабега и Селминаз, дочери Алибега, разворачивается на фоне исторического события, участниками которого они и являются. Взаимоотношения Мирзабега и Селминаз показывают, что новые условия жизни людей окрыляют и самые возвышенные чувства, такие как любовь, ведут к обогащению личности.

Надо сказать, что описанию взаимоотношений Мирзабега и Селминаз уделено мало места. Первая встреча молодых влюбленных происходит во дворе Алибега, когда Мирзабег привел коня для хозяина дома, собирающегося в районный центр. Затем история взаимоотношений Мирзабега и Селминаз выпадает из поля зрения автора, так как Мирзабег уезжает на шесть месяцев на курсы по подготовке молодых председателей

колхозов. Однако автор в конце романа все-таки возвращается к молодым влюбленным.

Говоря об изображении внутреннего мира героев, надо отметить, что в романе не получил развития и образ Мирзабега. Он любит сильно и искренно, но автор часто оказывается беспомощным в изображении его чувств, которые главным образом декларируются писателем или иллюстрируются поверхностными фактами. Сказанное относится и к образу Селминаз, что в значительной мере снижает художественную ценность

произведения.

В заключение можно сказать, что роман М. Шамхалова «В долине реки Чирах» сочетает в себе черты романа-ретро и романа социально-психологи-ческого, совмещая

общественную и частную жизнь людей и национально-исторические события, которые имели место в стране в 20-30-е годы ХХ века. Синтез двух предметов изображения дает табасаранскому автору возможность представить судьбы героев в связи с историческими событиями в национальной жизни.

Проблематика данного романа распадается на ряд смысловых дефиниций. Это и проблема человека и власти, и проблема любви и счастья, и проблема отцов и детей и т.д.

Основная мысль романа направлена против эксплуатации одних людей другими, а гуманистическая направленность состоит в утверждении торжества братства и равенства между людьми.

Первый табасаранский роман, несмотря на свои недостатки и просчеты, для табасаранской

литературы имеет большое значение. Это первое крупное эпическое произведение

социалистического реализма,

появившееся как результат исканий табасаранских писателей второй половины 50-х годов ХХ века, подняло табасаранскую прозу на новую ступень.

Примечания

1. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1996. 274 с. 2. Бекизова Л. А. М. Шолохов и проблемы литературы народов Северного Кавказа // Гуманизм художника. Ставрополь, 1975. 3. Вагидов А. М. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала : Дагкнигоиздат, 2005. 568 с. 4. Шамхалов М. В долине реки Чирах (на табас. яз.). Махачкала : Дагкнигоиздат, 1958. 5. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1994. С. 216.

Статья поступила в редакцию 29.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.