Научная статья на тему 'Обретения и неудачи романа Манафа Шамхалова «в долине реки Чираг»'

Обретения и неудачи романа Манафа Шамхалова «в долине реки Чираг» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАМХАЛОВ / РОМАН / ИСТОРИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ШИНГАР / КОЛХОЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирзамова Эльмира Наврузовна

Статья посвящена актуальной проблеме изучению идейно-тематических и художественных достоинств и недостатков первого табасаранского романа М. Шамхалова, сыгравшего важную роль в развитии всей национальной прозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обретения и неудачи романа Манафа Шамхалова «в долине реки Чираг»»

ОБРЕТЕНИЯ И НЕУДАЧИ РОМАНА МАНАФА ШАМХАЛОВА «В ДОЛИНЕ РЕКИ ЧИРАГ»

®2011 Мирзамова Э.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной проблеме - изучению идейно-тематических и художественных достоинств и недостатков первого табасаранского романа М. Шамхалова, сыгравшего важную роль в развитии всей национальной прозы.

The article is devoted to the actual problem, the studying of ideological thematical and art merits and demerits of the first Tabasaran novel by M.Shamkhalov, played the important role in the development of the national prose as a whole.

Ключевые слова: Шамхалов, роман, историчность, художественность, Шингар, колхоз.

Keywords: Shamkhalov, novel, historicity, artistry, Shingar, collective farm.

К началу 50-х годов М. Шамхалов вышел в передовые ряды табасаранских поэтов и прозаиков. Работая долгое время в партийных органах, он был в гуще социальнокультурных событий Дагестана. В 1951 году поэт был принят в Союз писателей Дагестана, и его дружба с литераторами республики позитивно сказалась на его творчестве. Поскольку писателю были доступны партийные архивы, он начал собирать материал о создании колхозов в Табасаране, и в 1958 году вышел его роман «Чирагъ нирин дерейиъ» («В долине реки Чираг»), который стал первым романом в табасаранской литературе [2].

До табасаранского романа в дагестанской литературе уже было известно несколько крупных и талантливых художественных

полотен: исторический роман

кумыкского писателя А.-Г. Ибрагимова «Аманхор» (1915 г.), лезгинский роман в стихах А. Фатахова «Разорванные цепи (1934 г.), на аварском языке - романы

«Герои в шубах» (1932 г.) Р.

Динмагомедова, «Сулак-свидетель» (1943 г.) М. Хуршилова и главы романа «Месть» (1957 г.) М.

Магомедова. Жанр романа в дагестанской литературе середины XX века начал занимать заметное место в развитии художественного творчества.

Однако тема колхозного строительства была объектом эстетического осмысления лишь в ряде небольших рассказов и повестей дагестанской литературы. Проза 50-х годов отставала от поэзии и развивалась слабо. В произведениях «Холодное спасибо» И. Керимова, «На ферме» А. Мудунова, «Аминат» М. Бахшиева, повести «В кумыкской степи» А. Аджаматова, «В родном селе» А. Мудунова и др. авторы старались создать образы позитивных героев, раскрыть роль коллективного труда в формировании нового человека.

Роман М. Шамхалова «В долине реки Чираг» был явлением новаторским не только в

табасаранской, но и дагестанской литературе. Это историкосоциальный роман о создании колхоза в безымянном селе Табасарана, а также о социальнокультурных преобразованиях в горах Дагестана. Роман был задуман автором как первая книга дилогии о новой социалистической

действительности в жизни горцев, охватившей 1930-50 гг.

Прежде всего, необходимо отметить историчность романа, в основу которого легли события вполне достоверные, хотя некоторые сюжетные детали произведения, конфликты социально-активных противоборствующих личностей, имена действующих лиц, общественные и культурные преобразования не могут претендовать на художественную правду. В 50-60-е годы в советской литературе появилось много произведений, посвященных

различным историческим этапам развития советского общества. Однако это не значит, что романы или повести - это исторические исследования или же строго документальные тексты, они -продукты художественного искусства конкретного автора. В них, как правило, «содержится» или же «чувствуется» авторская

индивидуальность, его личный взгляд на историю.

Роман охватывает события, происходившие в течение трех лет. Композиционная архитектоника

произведения выстроена достаточно талантливо. В ней переплетено несколько разноплановых сюжетных линий: 1) организация колхоза в горном селе Табасарана, с которым связаны судьбы всех героев - активиста Шингара Меджидова, его жены Аминат, парторга Алибега, председателя колхоза Мирзабега, председателя сельсовета Агабалы и других; 2) любовная сюжетная линия Мирзабега и Сельминаз; 3) противодействие кулаков Юлчибега, Беглера, Рими и Аглара

советской власти; 4) судьба любви учительницы Марии Михайловны и сына кулака Наримана. Первые две сюжетные линии являются сквозными, и они будут продолжены и во втором романе дилогии с названием «Дюзмиш гъабши дере» («Обновленная долина») [3].

Роман начинается с описания пейзажа осеннего горного села с четкими и яркими колоритными зарисовками, освещающими вековые этнические традиции проведения молодежью теплых осенних вечеров. У читателя сразу создается впечатление, что подобные традиции вечно действовали в горах и что они переданы через поколения мудрыми старцами. Сюжет романа построен в хронологической последовательности. Председатель сельсовета Агабала, вернувшись домой после совещания в райцентре, сообщил активисту села Шингару о решении властей создать коллективное хозяйство в их селе. Через неделю, после беседы с некоторыми активистами села, они с представителем района Жанмирзой решили созвать сход жителей, где и поставили перед народом эту задачу. После объяснения горцам о пользе коллективного труда и о будущей помощи государства селу, часть бедняков сразу же изъявила желание вступить в колхоз. Когда встал вопрос о том, что сельчане должны будут отдавать колхозу часть своего скота, земли, инвентаря, зерна для посева будущих пахотных земель, то некоторые горцы решили не торопиться с вступлением в «непонятный колхоз».

После собрания действия в романе развиваются стремительно. Этой ночью в селе начался массовый убой скота. И сторонники, и противники колхоза добровольно не хотели расставаться со своим добром, поэтому почти во всех дворах тайно от соседей резали скот, потому что предполагалась перепись живности по дворам, чтобы каждый член колхоза вносил свой пай в колхоз. Когда

бедняк Гидирали заметил, что кулак Беглер начал резать свой скот, он поднял шум. Во время конфликта кулак прострелил бедро Гидирали из пистолета. Беглер был арестован милиционерами и увезен в райцентр.

В дальнейшем автор реалистично повествует о буднях нового колхоза. Подобное изображение переломного момента в жизни горного села Табасарана сопровождается в романе М. Шамхалова достоверным отображением патриархального быта горцев с забитым и бесправным беднячеством. Сама постановка в романе социально-политической проблемы предполагает адекватную поляризацию героев. С одной стороны, активные сторонники колхоза - Шингар, Мирзабег, Агабала, Каиб, Аминат с соответствующими индивидуальными чертами

характера, а с другой - яростные противники преобразований, богачи типа Юлчибега, Беглера, Римихана и единоличников - Атлухана, Мирзахана и других.

Центральное место в романе занимает образ активиста Шингара. Придерживаясь установок

соцреализма, автор вылепил его идеализированный образ, воплотив в характере своего героя истинные качества горца: трудолюбие,

спокойствие, уверенность в избранном пути, мудрость, умение находить общий язык со всеми, отзывчивость и бескорыстие. Вокруг него

группируются другие персонажи, он становится неофициальным вожаком в селе. Шингар чувствовал себя уверенно и среди пожилых сельчан, и в кругу молодых. К его голосу прислушивались все, даже противники колхоза. Речь его спокойная и уверенная, полная народных изречений, подчеркивающих его мудрость, жизненный опыт и социальную принадлежность.

Несомненно, этот образ является удачей прозаика М. Шамхалова.

Образ Шингара автором дан в динамическом развитии. В начале романа герой несколько сомневался относительно будущего

«непонятного колхоза». Но после беседы с коммунистом Агабалой, который оказал на него сильное влияние, герой окончательно стал сторонником коллективного труда, передав первым в общее пользование свою землю и скот. Теперь он сам начал агитировать сомневающихся бедняков и середняков. Рано весной Шингар первым привез на склад колхоза свои три мешка ячменя и два мешка проса в качестве семян для весеннего посева. Тогда его примеру последовали и другие сельчане, и ранние культуры были посеяны на больших площадях. К середине романа Шингар как активный колхозник был принят в кандидаты членов партии. Развернутый образ активиста Шингара дополняется автором и эволюцией мировоззрения героя. Если в начале коллективизации герой не был уверен в успехах коллективного труда, то частые беседы с членами партии Сефиханом и Агабалой окончательно убедили его, что колхоз - единственный путь улучшения жизни бедняков. Под влиянием Шингара его жена Аминат также вступает в партию. Его назначили бригадиром каменщиков, он сплотил вокруг себя сельчан, и строительство фермы было завершено раньше срока.

Удачный образ Шингара Меджидова напоминает героя Кондратия Майданникова из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина». Конечно, влияние популярного в 30-50-е годы XX века романа М. Шолохова явно чувствуется как в постановке проблемы создания колхозов в Дагестане, так и в обрисовке некоторых действующих лиц обоих романов. Эту характерную особенность отметил и

литературовед А. А. Ашурбеков:

«Многое в образе Меджидова Шингара напоминает нам хрестоматийного русского

крестьянина-середняка Кондратия Майданникова. Говоря о том, что М. Шамхалов писал образ Шингара, находясь под влиянием

шолоховского Кондрата, не надо забывать и об общности процессов, происходивших в жизни, что и обусловило их близость. Между этими героями есть и серьезные отличия. Если шолоховский Кондрат мучительно и долго переживает за свой скот и душит в себе «гадюку-жаль» к своему добру, то герой М. Шамхалова ни на йоту не жалеет о сделанном. Напротив, он вместе со своей женой Аминат вступает в ряды коммунистов» [1. С. 138].

Развитие главной сюжетной линии искусно сочетается в романе с разработкой судеб возлюбленных Мирзабега и Сельминаз. С середины романа автор в динамической форме повествует о чистых и нежных чувствах возлюбленных. Молодые с самого начала их случайной встречи начали испытывать друг к другу симпатию, которая к концу романа перешла в настоящую любовь. О взаимной любви героев автор пишет эпизодически, интригуя читателя, чем закончатся их отношения. Идеализируя образ горянки Сельминаз, автор старался придать отношениям возлюбленных

несколько подчеркнутый

романтический настрой.

Несколько по-иному сложилась судьба любви учительницы Марии Михайловны и Наримана, сына кулака Юлчибека. Мария не раз беседовала с Юлчибегом, терпеливо объясняя ему преимущества колхоза. Но Юлчибег был непреклонен. С любовной сюжетной линией Марии и Наримана переплетаются события, связанные с обострением конфликта между сыном и отцом.

Реалистично описывая позитивные процессы на селе в период коллективизации, М. Шамхалов смог

убедительно нарисовать динамику эволюции социалистического

самосознания как батраков, так и середняков и богачей. По своим идейно-тематическим качествам

первый роман М. Шамхалова вполне отвечает запросам времени, он

отображает кардинальные перемены, произошедшие в горах Дагестана в 30-е годы. Все сюжетные линии романа подчинены не столько личным судьбам героев, сколько сложнейшим путям преломления сознания горцев и социально-историческим изменениям в горах Табасарана. Поэтому в

произведении много

натуралистических картин

коллективного труда под музыку зурначей при строительстве фермы, сараев, сельского водовода, электрификации и т.д. Автор мастерски освещает, как постепенно изменяется сознание масс, как люди убеждаются в том, что счастье горцев находится в их руках и в коллективном труде. Поэтому весь роман пронизан пафосом воодушевления колхозников. Это особенно ярко видно в финальных сценах произведения, когда колхозу на собрании вручают красное знамя партии за высокие показатели в

производстве зерна. Народ кричит

«Ура!» Роман завершается символично - на сельской площади, где проходило торжественное собрание к очередной годовщине Октября, зажглись яркие прожектора, намекая на светлую жизнь в будущем.

Несомненно, заслугой Манафа Шамхалова как художника социалистического реализма следует считать создание в романе развернутых и ярких образов Шингара, Мирзабега, Сельминаз, Аминат, Марии как активных строителей новой жизни в горах Дагестана. Соцреализм выдвинул оптимистическую концепцию

человека-созидателя, человека-борца, предопределенной идеями и идеалами социализма. И М. Шамхалов, работая над своим творением, двигался в этом русле,

отображая события и героев такими, какими они должны быть. Поэтому творческий метод талантливого писателя вполне отвечал запросам действующей тогда идеологии -освещению борцов-созидателей, ковавших новую жизнь, отображению эволюции мировоззрения героев под влиянием общего наступательного прогресса в обществе. Поэтому герои романа в конце повествования явно отличаются своей

сознательностью от персонажей в начале романа. Таким образом, М. Шамхалову удалось показать

трансформацию сознания не только бедных и забитых горцев, но и середняков и кулаков. В этом аспекте интересен образ «середняка» и «лентяя» Атлухана, сомневавшегося в перспективах коллективного труда, но проявившего героизм в годы войны, когда надо было защищать социалистическую Родину.

Вместе с тем, роман Манафа Шамхалова «В долине реки Чираг» не свободен от серьезных пробелов, касающихся построения сюжетных линий и общих художественных приемов изображения

действительности.

Во-первых, в романе мало крупных интригующих конфликтов, занимающих внимание читателя, которые естественно напрашиваются самой постановкой социальных проблем. Когда речь идет об изъятии и обобществлении частных земель и скота кулаков, середняков и происходит коренная ломка вековых устоев патриархального села, конфликты не могут развиваться так пассивно, как описано в романе. В произведении отображено всего одно острое противостояние сельских групп, дошедшее до кровопролития. В безымянном в селе днем провели первое

организационное собрание будущего колхоза, а ночью начался массовый убой скота, что нами рассмотрено как завязка конфликта, которая требует дальнейшего динамического

развития до кульминации и развязки. Однако в романе эпизодичный конфликт завершается арестом

кулака Беглера, и о нем в романе

больше не упоминается.

Во-вторых, в произведении мало событий. Хотя автор является

мастером диалогов и монологов, имеющих существенное значение

для самохарактеристики персонажей, их изобилие, длинные и никчемные разговоры героев на повседневные бытовые темы без идейных и проблемных нагрузок приближают роман к драматическим жанрам, освещающим повседневную жизнь, обыкновенный сельский быт и нравы колхозников. К тому же натуралистические диалоги,

встречаемые в ежедневной жизни, занимают много страниц романа. Поэтому отдельные места

произведения отчасти читаются без особого интереса.

В-третьих, роман полон

однотипных сценариев проведения заседаний правления и общих собраний колхоза. В повествование вклиниваются организационные детали проведения собраний и постановки на них вопросов посева, уборки урожая, строительства фермы, сараев и т.д. В романе автор допускает описание семи таких заседаний с подробным изложением повесток дня с малозначащими диалогами, увеличивающими лишь объем романа. Вероятно, работая секретарем компартии района, Шамхалов имел массу материалов партбюро колхозов, что и было использовано в структуре романа.

В-четвертых, читателя удивляет странная пассивность кулаков и середняков Беглера, Юлчибека, Римихана, Атлухана. Они в романе появляются эпизодически, не совершают антагонистических

действий, ограничиваются либо пассивным словесным

противостоянием, либо бойкотом колхозу. В действительности, во многих селах Табасарана, как и в

других регионах Дагестана, происходили массовые вооруженные выступления противников

обобществления земель. Видимо, М. Шамхалов боялся показать

реальность антиколхозного

движения, тем самым лишив отчасти свой роман исторической основы. В то же время, к удивлению читателей, на первом же собрании большая часть жителей согласилась вступить в «непонятный колхоз».

В-пятых, кроме активистов

Шингара, Мирзабега, Аминат и Сельминаз, другие персонажи

романа изображены схематично, лишены индивидуальных черт характера. Второстепенные герои однотипны, они являются лишь единицами общей массы

колхозников, строящих с

энтузиазмом новую жизнь в селе. Их не волнуют иные проблемы, кроме дел колхоза.

В-шестых, роман Манафа Шамхалова страдает

односторонностью отображения исторических событий

коллективизации. Известно, что перед сельским крестьянством, особенно перед «середняками», стояла дилемма: либо стать членами колхоза с неизвестной перспективой, обобществив годами нажитое добро, либо быть раскулаченными и выселенными с семьями в Сибирь или Среднюю Азию как «враги народа» за наличие в хозяйстве более одной коровы, лошади, быка и десяти овец. Притом совершенно не учитывался личный труд середняка и его семьи, которые сумели нажить свое богатство.

В-седьмых, роман насыщен развернутыми «бытописаниями», диалогами, надуманностью

небольших ситуаций, вторичностью затрагиваемых проблем. К примеру, подробное описание процесса труда каменщиков, как Аминат готовила хинкал для гостей или же детальная передача беспредметного диалога двух женщин, вышедших утром на

улицу для выгона скота и т.д. В то же время в романе мало встречаются или вовсе отсутствуют описания личных психологических

переживаний, затрагивающих

внутренний мир героев. Порою создается впечатление, что некоторые персонажи вовсе лишены чувств, переживаний, мечтаний и т.д., их волнуют только колхозные дела.

Роман Манафа Шамхалова имеет и ряд других недостатков, принижающих художественные достоинства произведения. Однако первые шаги автора в крупных эпических формах табасаранской литературы в целом оказались удачными. Постановка автором темы коллективного созидательного труда, использование концепции нового эстетического метода в первом романе, несомненно, позитивно сказались на развитии всей табасаранской литературы. Образы героев, вылепленные автором по законам соцреализма, не ограничены узкими национальными интересами. Герои ни на минуту не сомневались в том, что их труд вливается в совместные достижения рабочих и крестьян всей страны. Новые герои «сельского фронта» понимали, что результаты их стараний нужны всему советскому народу.

В романе отображены историко-культурные и социальные события, пробуждение самосознания забитого труженика и его постепенное

развитие, поступательное движение прогресса, коренные изменения в жизни горцев в период советской власти. Вместе с тем необходимо отметить, что первый роман в

табасаранской литературе

находился у истоков крупных

прозаических форм и, конечно, нуждался в художественном обобщении крупных социальнокультурных процессов,

происходивших в Южном Дагестане, а также в эстетическом совершенствовании типических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образов. Эти процессы в творчестве писателя произошли в 60-70-е годы при работе над историко-революционными повестями,

которые существенно отличаются от

предыдущих произведений

мастерством художественного

осмысления исторической

действительности.

Примечания

1. Ашурбеков А. А. Зарождение и развитие табасаранской прозы (1930-50 гг.): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2006. С. 138. 2. Шамхалов М. Чирагъ нирин дерейиъ. Мягьячкъала : Дагкнигоиздат, 1958. 3. Шамхалов М. Дюзмиш гъабши дере. Мягьячкъала : Дагкнигоиздат, 1963.

Статья поступила в редакцию 17.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.