Научная статья на тему 'Проблематика определения функций интеллектуальной собственности организации'

Проблематика определения функций интеллектуальной собственности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / FUNCTIONS OF INTELLECTUAL PROPERTY / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT / OBJECT OF AN INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблязов Рашид Камилевич

В связи с возрастающей ролью интеллектуальной собственности в деятельности национальной экономики и отдельно взятого предприятия перед субъектами предпринимательства остро встают проблемы управляемости данного нематериального актива и максимизации прибыли от ее производительного использования. В настоящее время, время коммерционализации инноваций, предприятию необходима целостная стратегия управления интеллектуальной собственностью, разработанная с учетом возложенных на нее функций. Целью данной статьи является обоснование функций интеллектуальной собственности предприятия как объекта управления. Сложившиеся подходы к составу и структуре выполняемых интеллектуальной собственностью предприятия функций отражают ее экономическую, правовую и социальную направленность. С позиции менеджмента эффективное использование интеллектуальной собственности как нематериального актива возможно только на основе управления реализацией ее функций. Функциями интеллектуальной собственности предприятия как объекта управления являются: функция фактора производства, воспроизводственная функция, инновационная функция, интегрирующая и объединяющая функции, стимулирующая и мобилизирующая функции, функция контроля, функция формирования спроса, функция социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINING FUNCTIONS OF ORGANIZATION INTELLECTUAL PROPERTY

The paper states that due to the increasing role of intellectual property in national economy as a whole and individual business in particular, business entities face the challenges of managing this intangible asset and maximize profits from its productive use. Now, when innovations are commercialized, businesses need a comprehensive strategy for managing intellectual property that takes into account all the necessary functions. The paper aims to study the functions of business intellectual property as an object of management. The existing approaches to the composition and structure of intellectual property functions take into account its economic, legal and social implications. From the standpoint of management, effective use of intellectual property as an intangible asset is only possible through managing the realization of those functions. The functions of intellectual property are factor of production, reproductive function, innovative function, integrating and combining function, stimulating and mobilizing function, control function, demand creation function, and socialization function.

Текст научной работы на тему «Проблематика определения функций интеллектуальной собственности организации»

Gugelev@ssea.runnet.ru Рашид Камилевич Аблязов,

аспирант кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.152 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ПРОБЛЕМАТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В связи с возрастающей ролью интеллектуальной собственности в деятельности национальной экономики и отдельно взятого предприятия перед субъектами предпринимательства остро встают проблемы управляемости данного нематериального актива и максимизации прибыли от ее производительного использования. В настоящее время, время коммерционализации инноваций, предприятию необходима целостная стратегия управления интеллектуальной собственностью, разработанная с учетом возложенных на нее функций.

Целью данной статьи является обоснование функций интеллектуальной собственности предприятия как объекта управления. Сложившиеся подходы к составу и структуре выполняемых интеллектуальной собственностью предприятия функций отражают ее экономическую, правовую и социальную направленность. С позиции менеджмента эффективное использование интеллектуальной собственности как нематериального актива возможно только на основе управления реализацией ее функций. Функциями интеллектуальной собственности предприятия как объекта управления являются: функция фактора производства, воспроизводственная функция, инновационная функция, интегрирующая и объединяющая функции, стимулирующая и мобилизирующая функции, функция контроля, функция формирования спроса, функция социализации.

Ключевые слова: функции интеллектуальной собственности, управление интеллектуальной собственностью, объект управления, инновации, конкурентоспособность.

R.K. Ablyazov

DEFINING FUNCTIONS OF ORGANIZATION INTELLECTUAL PROPERTY

The paper states that due to the increasing role of intellectual property in national economy as a whole and individual business in particular, business entities face the challenges of managing this intangible asset and maximize profits from its productive use. Now, when innovations are commercialized, businesses need a comprehensive strategy for managing intellectual property that takes into account all the necessary functions.

♦-♦

The paper aims to study the functions of business intellectual property as an object of management. The existing approaches to the composition and structure of intellectual property functions take into account its economic, legal and social implications. From the standpoint of management, effective use of intellectual property as an intangible asset is only possible through managing the realization of those functions. The functions of intellectual property are factor of production, reproductive function, innovative function, integrating and combining function, stimulating and mobilizing function, control function, demand creation function, and socialization function.

Keywords: functions of intellectual property, intellectual property management, object of an intellectual property, innovation, competitiveness.

В современных условиях развития общества интеллектуальная собственность является одним из ведущих факторов повышения конкурентоспособности экономики страны, что определяет необходимость управляющего воздействия на процессы, связанные с ее формированием и использованием. В деятельности организаций все ярче проявляются отношения интеллектуальной собственности, инициирующие и создающие новые свойства товаров и услуг, повышающие их полезность и конкурентоспособность на рынке и, как следствие, прибыльность организации.

На сегодняшний день повышение значения интеллектуальной собственности в деятельности организации обусловлено тем, что применение высоких технологий, реализация инновационных решений в бизнесе дают решающие преимущества в конкурентной борьбе, а также возможность получения высококачественных товаров, работ или услуг. Для достижения высокого эффекта от использования интеллектуальной собственности организация должна обеспечить эффективное управление ею, нацеленное на обеспечение необходимого баланса между затратами на создание, охрану, защиту и внедрение интеллектуальной собственности с экономической выгодой от ее использования. Таким образом, управление интеллектуальной собственностью должно осуществляться на основе индивидуальной для организации стратегии управления интеллектуальной собственностью.

Выработка стратегии и тактики управления интеллектуальной собственностью, как и любым другим объектом управления, определяется тем, какие функции данный объект управления выполняет в организации. Правильное понимание выполняемых интеллектуальной собственностью функций определяет успех бизнеса, особенно в современных условиях модернизации экономики страны.

В связи с разнообразием функций интеллектуальной собственности в организации возникает проблема понимания сути и способов управления интеллектуальной собственностью. Для обеспечения конкурентоспособности и создания условий для развития бизнеса интеллектуальную собственность необходимо целенаправленно формировать, постоянно исследовать, охранять и преумножать и тем самым наращивать конкурентные преимущества организации, повышать доходность и продвигать свой бизнес. На наш взгляд, в общем виде интеллектуальная собственность организации, являющаяся ее нематериальным активом, как объект управления представляет стратегический инновационный ресурс предприятия, закрепленный законом за собственником, способный приносить экономическую выгоду и повышать конкурентоспособность.

Многогранность, важность и ценность выполняемых интеллектуальной собственностью функций, ее инновационный потенциал предопределили пристальное вни-

мание ученых теоретиков и практиков к их идентификации и определению. Рассмотрим некоторые подходы к определению содержания и состава функций интеллектуальной собственности.

Концепция основных функций интеллектуальной собственности, разработанная Б. Леонтьевым, по сути, является обобщением их реализации на ряде российских предприятий и имеет большое прикладное значение при работе с интеллектуальной собственностью в виде нематериальных активов в хозяйственной деятельности. Суть данной концепции состоит в выделении семи базовых функций интеллектуальной собственности и построении на этой основе системы стратегического управления стоимостью бизнеса в отраслях экономики.

Б. Леонтьев считает, что, как многослойная специфичная категория, интеллектуальная собственность обладает следующими семью функциями: технической, технологической, правовой, экономической, психологической, социологической и общеорганизационной. В связи с этим интеллектуальная собственность, будучи объектом комплексного управления, может рассматриваться в организации как:

- средство наделения товара особыми потребительскими свойствами (техническая функция);

- средство обеспечения технологического превосходства над конкурентами (технологическая функция);

- средство обеспечения высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса, включая средство индивидуализации юридического лица (правовая функция);

- средство экономического управления капиталом с целью устойчивого извлечения сверхприбылей и наращивания его стоимости (экономическая функция);

- средство идентификации бизнеса в сознании потребителя на основе бренд-стратегии (социологическая функция);

- средство формирования высокой корпоративной культуры индивидуального и массового творчества в конкретной бизнес-среде (психологическая функция);

- средство интеграции шести вышеназванных функций (общеорганизационная функция) [3].

Данный подход к определению состава и содержания функций интеллектуальной собственности, на наш взгляд и по мнению автора концепции, важен для понимания интеллектуальной собственности как промышленной собственности. Поэтому за пределами исследования остаются те общие и специфические функции, которые выполняет интеллектуальная собственность, находящаяся в области авторского права (например, компьютерные и мультимедийные программы).

Многоаспектность понятия «интеллектуальная собственность» и общее понимание интеллектуальной собственности как результата мыслительной деятельности человека обусловили выделение рядом авторов функций интеллектуальной собственности как социоло-

гической категории. Так, М.Г. Иванова выделяет следующие специфические свойства интеллектуальной собственности:

- средство придания продукции интеллектуальной деятельности особых потребительских свойств товара;

- средство конкурентного преимущества;

- средство получения сверхприбыли;

- средство законной монополизации знаний;

- средство синергетики творческого потенциала персонала организации [2].

Рассматривая интеллектуальную собственность в социологическом контексте, автору, как нам кажется, не вполне удалось показать источник ее формирования и точки развития - он больше акцентирует внимание на человеческом факторе организации, на стимулировании творчества в развитии бизнеса. Проводя сравнение двух подходов к составу и содержанию функций интеллектуальной собственности, можно заметить их практически полное совпадение, за исключением седьмой функции, выделенной Б. Леонтьевым как средство интеграции.

На наш взгляд, социологический аспект интеллектуальной собственности следовало бы конкретизировать посредством выделения функции социализации, а значит присвоения, т.е. субъект интеллектуальной собственности является ее собственником, а это, в свою очередь, обусловливает стратификацию общества и организаций. Функция социализации имеет и экономический подтекст, поскольку, зная собственника интеллектуальной собственности, можно выстраивать с ним экономические отношения по поводу приобретения или использования интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности организации.

Укрупненный подход к определению круга функций интеллектуальной собственности на промышленном предприятии определенной сферы деятельности (например, энергетики) состоит в выделении следующих основных групп функций:

- средство получения дохода. Это лицензионные отчисления и отчисления авторам произведений в качестве платы за пользование исключительными правами, прибыль при выгодной реализации интеллектуальной собственности и др.;

- защитная функция. Ее реализация обусловлена необходимостью юридической защиты технических решений; обострением конкуренции (поскольку, например, использование патентов является барьером для проникновения на рынок конкурентов); возможностью участвовать в патентных пулах, расширяя инновационный потенциал и повышая внутреннюю конкурентоустойчи-вость. Инструментом защитной функции является и практика копилефта, т.е. огласки инновационных разработок организации с целью исключения возможности конкурентов зарегистрировать интеллектуальные права на них;

- средство повышения рыночной стоимости организации, поскольку интеллектуальная собственность выступает в форме нематериальных активов организации, а значит, включается в состав ее имущества [4]. Следует отметить, что интеллектуальная собственность при включении ее в состав имущества организации повышает ее рыночную стоимость не только прямым способом (увеличивая размер имущества), но и косвенным, когда становится известной информация о приобретении и внедрении объекта интеллектуальной собственности

и, как следствие, повышаются котировки ценных бумаг данной организации на фондовых рынках.

Э.Э. Ермакова [1] считает, что современные представления об интеллектуальной собственности как основной составляющей интеллектуального капитала и в конечном счете как основы экономики знаний позволяют выделить следующие ее функции:

- инновационную, состоящую в обеспечении прогрессивного развития системы, которой и является организация. Развитие - это процесс качественного изменения к более совершенному состоянию, что в настоящее время возможно на основе интеллектуальных разработок и их практического использования в форме интеллектуальной собственности;

- товарную, заключающуюся в том, что качество товаров и услуг, в основе которых лежат объекты интеллектуальной собственности, определяется новизной и интеллектуальным совершенством этих объектов - произведений в различных областях творческой деятельности, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, спрос на продукцию определяется ее потребительскими свойствами, которые и наполняются внедрением интеллектуальных достижений. По сути, в этой функции реализуется и функция обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия;

- технологическую, состоящую в обеспечении технологического лидерства перед конкурентами - обладания уникальными приемами и методами производства, организации, управления, продвижения товара на рынок, создающими конкурентные преимущества;

- правовую, заключающуюся в обеспечении правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, а также средства индивидуализации юридических лиц;

- экономическую, содержание которой реализуется в процессе управления интеллектуальным капиталом с целью извлечения прибыли в результате его производительного использования, а также наращивания величины этого капитала, т.е. рыночной стоимости предприятия;

- рекламную, которая имеет двойственный характер, поскольку, с одной стороны, интеллектуальная собственность и в особенности средства индивидуализации юридического лица продвигают узнаваемый потребителями товар фирмы на рынок, а с другой - дают возможность ознакомиться с предложениями конкурентов и сделать свой выбор. Таким образом, совокупность рекламных и маркетинговых действий создает и закрепляет в сознании потребителя приверженность бренду, конкретному товарному знаку и т.п., идентифицирующему данную фирму;

- идеологическую функцию интеллектуальной собственности организации, которую наиболее ярко можно представить через формирование корпоративной культуры, основанной на признании исключительного права автора на результаты его интеллектуальной собственности, которая в данном контексте также ассоциируется и реализуется в инновационной идеологии управления интеллектуальными активами организации и вовлечении всего персонала в процесс обновления всех элементов организации.

Представленные подходы к определению состава и содержания функций интеллектуальной собственности в организации показывают, что исследованию функций интеллектуальной собственности как объекта управле-

ния в организации не уделялось достаточного внимания. В этой связи считаем необходимым раскрыть состав функций интеллектуальной собственности как объекта управления в организации, что будет способствовать более точной идентификации управленческих решений в данной области.

Основными функциями интеллектуальной собственности как объекта управления в организации, по нашему мнению, являются:

- функция фактора производства, состоящая не только в отношении интеллектуальной собственности к категории материальных факторов предпринимательской деятельности, но и в установлении форм и способов технико-технологического, организационного, управленческого соединения работников со средствами производства для создания нового продукта, услуги, работы, способных удовлетворять новые потребности;

- воспроизводственная функция, воплощающаяся в способности формирования прибыли, предпринимательского дохода, материальных и нематериальных выгод, составляющих основу воспроизводства бизнеса. Это обеспечение необходимого объема капитала для дальнейшего ведения и расширения предпринимательской деятельности; это капитал для создания и расширения экономической, социальной, технической базы инновационной деятельности; это капитал для воспроизводства человеческого капитала и повышения его инновационной творческой составляющей;

- инновационная функция состоит не только в реализации инновационных результатов творческой мыслительной деятельности человека на производстве, но и в организации необходимых для этого условий, а также условий распространения и преумножения инноваций. Относительно внешней среды организации инновационная функция интеллектуальной собственности организации реализуется через продвижение инновационных продуктов, работ или услуг на рынок и, соответственно, формирование и удовлетворение инновационных потребностей;

- интегрирующая и объединяющая функции состоят в объединении интересов всех субъектов организации, расширении и углублении связей, совместном использовании ресурсов и создании друг другу благоприятных условий развития предпринимательской деятельности на основе разработки и внедрения в производство новых объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность организации объединяет в единое целое инициативу, предприимчивость, творчество, ответственность и свободу создания новых интеллектуальных продуктов;

- стимулирующая функция реализуется через развитие производства, выпуск высококонкурентоспособной продукции и, как следствие, увеличение доходов организации, а значит и благосостояния всего персонала, что побуждает к инновационной активности всех работников организации как в плане разработки новых инновационных продуктов, так и трансфера их извне в зависимости от потребностей организации. Кроме того, использование объектов интеллектуальной собственности побуждает работников наращивать свой производственный потенциал, стимулирует их к повышению квалификации и получению новых знаний;

- мобилизирующая функция, поскольку предприятие использует интеллектуальную собственность как метод

мобилизации всех видов ресурсов для достижения новых целей (выпуска новой продукции и т.п.), конфигурируя их по-новому, реализуя имеющиеся резервы и раскрывая тем самым имеющийся потенциал;

- функция контроля, реализуемая как процесс обеспечения достижения целей организации. Интеллектуальная собственность предприятия задает новые ориентиры для его развития, создает условия для их достижения и является индикатором оценки достижения желаемых результатов. Сама интеллектуальная собственность своим инновационным уровнем задает те стандарты, к которым стремится предприятие и которые являются критериями оценки эффективности ее использования;

- функция формирования спроса. Использование объектов интеллектуальной собственности способствует выпуску высококонкурентоспособных товаров, работ и услуг. Таким образом, организация формирует так называемый рынок продавца, на котором спрос опережает предложение, а значит, сбыт продукции происходит достаточно быстро и сама организация определяет необходимые объемы производства и реализации, т.е. формирует спрос. Кроме того, выпуская новую продукцию, предприятие оказывает влияние на формирование потребностей людей, а значит и на потенциальный и реальный спрос на продукцию, эти потребности удовлетворяющую;

- функция социализации, состоящая во включении человека в процесс формирования и реализации интеллектуальной собственности в организации, инициативы, стремления к совершенствованию всех сторон деятельности организации, что может стать источником новых инноваций.

Исследуя функции интеллектуальной собственности в организации, мы не претендуем на то, что представили исчерпывающий их перечень, но считаем, что необходимо включение функций интеллектуальной собственности в общий механизм управления. Однако интеллектуальная собственность организации, как ее актив, должна повышать ее благосостояние, т.е. должна производительно использоваться и способствовать наращиванию предпринимательского дохода. Таким образом, роль интеллектуальной собственности на российских предприятиях будет возрастать по мере инновационного развития российской экономики. При этом процесс управления интеллектуальной собственностью предприятий будет развиваться. Только рациональное управление интеллектуальной собственностью сделает российские предприятия более восприимчивыми и гибкими к инновационным процессам и повысит их конкурентоспособность на российском и мировом рынках.

1. Ермакова Э.Э. Основы управления интеллектуальной собственностью: краткий курс лекций в определениях, таблицах и схемах: пособие для студентов экономических специальностей. Брест: Изд-во БрГТУ, 2010.

2. Иванова М.Г. Управление интеллектуальной собственностью в решении задач инновационного развития российского общества (социологический анализ): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008.

3. Леонтьев Б. Семь функций промышленной собственности в управлении бизнесом // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2008. № 3.

4. Пучков Н.Н. Управление интеллектуальной собственностью промышленных предприятий российской электроэнергетики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.