Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ»'

ПРОБЛЕМАТИКА И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / графический дизайн / проектирование / современные технологии / дистанционный формат / design / graphic design / design / modern technologies / remote format

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поласов Дмитрий Евгеньевич

В статье анализируются проблемы преподавания в дистанционном формате дисциплины «Проектирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поласов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND INNOVATIVE METHODS OF TEACHING THE COURSE «DESIGN»

The article analyzes the problems of teaching in the distance format of the discipline «Design».

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ»»

DOI: 10.17805/trudy.2021.6.7 ДИЗАЙН

ПРОБЛЕМАТИКА И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Д.Е. Поласов Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье анализируются проблемы преподавания в дистанционном формате дисциплины «Проектирование».

Ключевые слова: дизайн; графический дизайн; проектирование; современные технологии; дистанционный формат

PROBLEMS AND INNOVATIVE METHODS OF TEACHING THE COURSE «DESIGN»

D.E. Palasov Moscow University for the Humanities

Abstract: The article analyzes the problems of teaching in the distance format of the discipline «Design».

Keywords: design; graphic design; design; modern technologies; remote format

Как известно, в данное время во всем мире сложилась сложная эпидемиологическая обстановка, ради здоровья населения многие предприятия и многие учебные заведения переходят на дистанционный формат работы и обучения. Для обеспечения бесперебойного процесса образования кафедра дизайна МосГУ стала использовать современные интерактивные методики обучения.

В данной работе автором рассматривается проблематика традиционных и инновационных методов преподавания курса «Проектирование», проведения с их помощью лекционных, практических и самостоятельных. Использование современных технологий позволяет сделать обучение наиболее интенсивным, гибким, реагирующим на растущие запросы и потребности современных студентов.

Современному преподавателю вуза в работе необходимо сегодня использовать педагогически обоснованные формы, методы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

Проектирование относят к одной из базовых изобразительных дисциплин. Оно изучает не только методы и законы построения изображений различных пространственных объектов и форм, но и ориентирует на развитие пространственного воображения, рационально-конструктивного и изобразительного мышления,

позволяющих решать прикладные креативные проектные и дизайнерские задачи. Проектирование относится к числу дисциплин изобразительного искусства, и для него также характерна общность методов, свойственных построению художественных композиций. Применение информационных технологий для преподавания данной дисциплины позволяет повысить эффективность образовательного процесса, поднять его качество и доступность для различных категорий обучающихся.

Традиционно дисциплина «Проектирование» содействует достижению профессиональных навыков, развитию логического мышления, внимания, и других способностей, являющихся неотъемлемой воспитательной составляющей требований к учебному процессу в высшем учебном заведении.

В процессе освоения курса, большинству студентов сложно дается изучение многих разделов, являющихся для них новыми методически и научно. Эта сложность объясняется отсутствием тесных связей с ранее изученными предметами из средней школы.

Проектирование - дисциплина, где студентам приходится перестраивать свое мышление, рассматривая непривычные для них абстрактные объекты, отличные от более понятных им, изученных ранее, изобразительных образов.

Затруднения в учебном процессе у обучающихся, связаны также с тем, что подготовка к освоению дисциплины у обучающихся разная: кто-то поступает после художественных школ и колледжей, а кто-то - после 11 класса общеобразовательной школы. Таким обучающимся гораздо труднее, ведь они попадают в новую обучающую среду, где им дается больше свободы, но появляются и новые обязанности. Не всем учащимся хватает времени для усвоения достаточно сжатого материала, требующего более полного рассмотрения, большего внимания, умения оперировать в трехмерном пространстве, обладания творческим мышлением и значительными ресурсами знаний.

В этой связи эффективным является применение информационных технологий. В частности, автором применяются компьютер, проектор для презентации графического материала во время проведения поточных лекций. Учебные материалы (эскизы, рисунки и т.д.), заранее подготовленные преподавателем при помощи специализированного программного обеспечения, позволяют повысить наглядность представления сложного визуального материала.

Рассмотрим платформы-помощники, описанные в статье: «Особенности и инновации в преподавании дисциплины «Информационные технологии» в рамках инклюзивного образования» (Попов, Бастрыкина, Беляковский, Киселева: Электр. ресурс): «Сегодня мы имеем огромное количество платформ-помощников для осуществления преподавания на дистанции. Они делятся на:

- мессенджеры и облачные технологии для обмена данными и информацией, такие как WhatsApp, Telegram, Mail.ru, ЯндексПочта, ЯндексДиск, Google Почта, Google Диск, которые позволяют обучающемуся и преподавателю в режиме реального времени обмениваться информацией, проконтролировать ход выпол-

нения проектного задания, вносить неотложные изменения и правки в процессе проектирования;

- онлайн-платформы для видеоконференций и непосредственного общения студента и преподавателя, такие как ZOOM, Skype, Discord, My-OwnConferense, BigBlueButtom и другие. Эти платформы позволяют вести дискуссию в процессе работы, обсуждать трудности и вопросы возникающие по ходу работы. С помощью своих инструментов, онлайн-платформы позволяют преподавателю наглядно показать те или иные действия при работе с проектом, демонстрируя рабочий экран, записать весь урок и выложить на облачные платформы, для повторного просмотра при необходимости, что позволяет студенту просмотреть и понять даже неосвоенный или пропущенный материал с мультимедийным и с круглосуточным доступом».

Применение данных средств позволяет обеспечить коммуникацию между педагогом и студентом или студентами (при общении с группой) с минимальными временными затратами и вне зависимости от того, где физически находятся преподаватель и обучающийся. Эта интерактивная технология стала постепенно вытеснять традиционную электронную почту и особенно полезна при консультировании обучающихся при выборе темы, при подготовке и оформлении проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, во время прохождения практики в силу своей оперативности и интерактивности.

Эффективным является применение мессенджеров для организации подобного типа мероприятий. Дисциплина «Проектирование в графическом дизайне» является обязательной дисциплиной первого блока программы бакалавриата и относится к вариативной части программы 54.03.01 «Дизайн» профиля «Графический дизайн».

Дисциплина реализуется в Московском гуманитарном университете на кафедре дизайна. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с освоением студентами современных приемов дизайн-проектирования, усвоения студентами необходимого объема знаний и практических навыков по художественному проектированию и производству эффективного продукта графического дизайна; с овладением учащимися приемами оценки возможных результатов проектирования, отработке правил выбора путей решения конкретных задач, возникающих в практической деятельности при исполнении конкретных заказов.

Занятия семинарского типа в виде практических занятий посвящаются разработке проекта, работе в группах и выполнению практических заданий, самостоятельной работе обучающихся, групповым и индивидуальным консультациям.

Практические занятия проводятся с использованием активных и интерактивных форм обучения. При организации групповой работы, следует обращать внимание на такие аспекты: нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими.

При разработке проектов студенты предлагают общую концепцию, которая складывается из авторских работ, выполненных каждым обучающимся в соответствии с общим заданием группового проекта. Технология группового проектного обучения стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей.

Проектный метод используется в рамках группового проектного обучения, развивает навыки работы в коллективе, организаторские способности студентов, способность осуществлять различные виды деятельности.

Традиционное преподавание предмета «Проектирование» давно уже требует изменения и методов, и форм. До недавнего времени преподаватель во время чтения лекций использовал в аудитории обычную меловую доску, где для «ручной» подачи теоретического учебного материала требовалось достаточно много времени и сил. Учащиеся, в связи с дефицитом времени, не получали информацию в полном объеме, а материалы курса трудно было систематизировать, обосновать принятые графические условности для осмысления разнообразных приемов построений и решений задач. Также возникали сложности совместимости трудоемкости работ с бюджетом времени студентов.

Предмет «Проектирование» стремительно развивается, требуя от обучающихся все больше знаний и умений, обогащается новыми формами и методами, также меняется методика преподавания. В настоящее время графическая подготовка студентов широко использует современные информационные технологии, что дает возможность сделать учебный процесс более доступным, интересным и стимулирующим, обеспечивающим сознательное понимание предлагаемого учебного материала. Сегодня роль электронных изданий, мультимедийных и интерактивных систем, является принципиально решающим фактором успеха методики преподавания дисциплины. Такая методика способствует реализации наглядности различных видов презентаций, дает возможность демонстрировать графический материал, последовательно показывая алгоритмы различных построений. Наглядно представленная преподавателем информация, способствует концентрации внимания учащихся, снижении потребности волевого регулирования процесса восприятия и осмысления учебного материала.

Исследуя педагогические аспекты преподаваемой дисциплины, необходимо более подробно рассматривать весь учебный процесс, разбитый на модули (разделы), следующим образом:

- Вводную часть, содержащую примерно 10% от всего раздела, лучше проводить в виде беседы, с установкой цели и мотивации всего изучаемого раздела. Необходимой составляющей является получение студентами дополнительной информации из учебной, методической и справочной литературы, изучение аналогов по итогам пройденного материала из каждого раздела, должна выполняться графическая работа, где преподаватель мотивирует успешность выполнения заданий различными критериями оценок, ранжированием по достигнутым успехам, индивидуальным подходом к выдаче задания.

- Диалогическую часть, содержащую примерно 80% от всего раздела, лучше

проводить с установкой на деятельно-ценностную технологию учебного процесса, делая акцент на различных подходах к решению задач, а не на их содержании; используя новые технологии, стимулировать умственную деятельность студентов: мозговой штурм, дискуссии, презентации, сообщения, деловые игры, работа в малых группах. При этом достигаются и важные побочные цели - развития речи и умения давать себе оценку. Все эти педагогические аспекты расширяют методические возможности преподавателя.

Современная подготовка специалистов в высшей школе ставит новые задачи в преподавании предмета «Проектирование», где использование методов информационных технологий, тестирования и традиционных форм контроля знаний, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом, несомненно, не только повысит эффективность всего учебного процесса, но и профессиональное качество подготовки будущих специалистов.

В заключение следует отметить, что современный дистанционный формат обучения имеет и свои минусы, например, отсутствие личного общения между преподавателем и студентом, что порой влияет на успеваемость, социализацию и качество обучения. Надеемся, что дальнейшее развитие современных технологий поможет нивелировать эти минусы особенно в творческих специализациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Попов С.А. Бастрыкина Т.С., Беляковский Б.Ю., Киселева Е.В. (2021) Особенности и инновации в преподавании дисциплины «Информационные технологии в рамках инклюзивного образования» // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. № 3. М., С. 107-111. [Электр. ресурс] URL: https://rucont.ru/efd/776862 (дата обращения 15.11.2021).

Поласов Дмитрий Евгеньевич - член Союза художников Москвы, член Творческого Союза дизайнеров, доцент кафедры дизайна Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 37459-30. Эл. адрес: polasov.dmitry@bk.ru

Polasov Dmitry Evgenievich is a member of the Union of Artists of Moscow, a member of the Creative Union of Designers, associate professor of the Department of Design of the Moscow Humanities University. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-59-30. E-mail: polasov.dmitry@bk.ru

Для цитирования:

Поласов Д.Е. Проблематика и инновационные методы преподавания курса «Проектирование». 2021. №6. С. 32-36. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.6.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.