Научная статья на тему 'СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / графический дизайн / практические занятия / академическая скульптура и пластическое моделирование / distance learning / graphic design / practical classes / academic sculpture and plastic modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстратова Юлия Федоровна

Статья посвящена методикам обучения практических дисциплин в дистанционном формате. В качестве примера взято практическое задание «Создание серии декоративных масок» из курса «Академическая скульптура и пластическое моделирование», способное преодолеть многие трудности подачи материала, с которыми встречаются как студенты, так и преподаватели, работающие удаленно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстратова Юлия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMBINATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES TO THE TEACHING METHODOLOGY OF THE DISCIPLINE «ACADEMIC SCULPTURE AND PLASTIC MODELING» IN DISTANCE LEARNING

The article is devoted to the methods of teaching practical disciplines in a distance format. As an example, the practical task «Creating a series of decorative masks» from the course «Academic sculpture and plastic modeling» is taken, which is able to overcome many difficulties of presenting material that both students and teachers working remotely encounter.

Текст научной работы на тему «СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

DOI: 10.17805Лг^у.2021.6.3 ДИЗАЙН

СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Ю.Ф. Евстратова Московский гуманитарный университет

Аннотация: Статья посвящена методикам обучения практических дисциплин в дистанционном формате. В качестве примера взято практическое задание «Создание серии декоративных масок» из курса «Академическая скульптура и пластическое моделирование», способное преодолеть многие трудности подачи материала, с которыми встречаются как студенты, так и преподаватели, работающие удаленно.

Ключевые слова:дистанционное обучение; графический дизайн; практические занятия; академическая скульптура и пластическое моделирование

THE COMBINATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES TO THE TEACHING METHODOLOGY OF THE DISCIPLINE «ACADEMIC SCULPTURE AND PLASTIC MODELING» IN DISTANCE LEARNING

Yu.F. Evstratova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article is devoted to the methods of teaching practical disciplines in a distance format. As an example, the practical task «Creating a series of decorative masks»from the course «Academic sculpture andplastic modeling» is taken, which is able to overcome many difficulties of presenting material that both students and teachers working remotely encounter.

Keywords: distance learning; graphic design; practical classes; academic sculpture and plastic modeling

Подготовка дизайнера основана на комплексном изучении и решении художественных, эргономических, технических, технологических и других задач. Решение этих задач базируется на понимании процессов формообразования, пространственного мышления, композиционных и комбинаторных принципов, которые раскрываются в понятии «пластическое моделирование».

Скульптура, как учебная дисциплина развивает творческое мышление, художественное видение предметов в объеме, формирует профессионально-творческую психологию будущего специалиста, способствует овладению творческими методами работы в различных видах искусств.

Дисциплина «Академическая скульптура и пластическое моделирование» входит в дисциплины профессионального цикла и является базисным курсом формирования профессиональных приемов моделирования форм различной сте-

пени сложности. Она базируется на использовании знаний теоретических и практически курсов, обеспечивающих наполнение специальности.

Задачи, реализуемые в ходе обучения, предполагают формирование профессиональных навыков в области скульптуры и креативного мышления в творчестве, общепрофессиональных и культурных компетенций в области дизайна.

Преподавание «Академической скульптуры» развивалось, обогащалось новыми формами и методами на протяжении столетий. Менялась и методика преподавания. В нашей стране имеется огромный опыт преподавания академической скульптуры для художников-скульпторов. Такие признанные мастера скульптуры, как: М.К. Аникушин, А.С. Голубкина, М.А. Керзин, И.В. Крестовский, А.Т. Матвеев, В.И. Мухина, В.Б. Пинчук, и др. в течение многих лет преподавания в отечественных художественных вузах и училищах нашей страны, закладывали российские традиции и методики преподавания академической скульптуры для скульпторов-станковистов и монументалистов.

В настоящее время подготовка студентов широко использует современные информационные технологии, что дает возможность сделать учебный процесс более доступным, интересным и стимулирующим, обеспечивающим сознательное понимание предлагаемого учебного материала. Сегодня роль электронных изданий, мультимедийных и интерактивных систем, является принципиально решающим фактором успеха методики преподавания дисциплины. Такая наглядная методика способствует восприятию различных видов презентаций, дает возможность демонстрировать графический материал, последовательно показывая различные этапы ведения работы. Наглядно представленная преподавателем информация, способствует концентрации внимания учащихся, снижает потребность волевого регулирования процесса восприятия, помогает осмыслению учебного материала.

Используя современные информационные технологии, преподаватель повышает заинтересованность студентов в изучении материала, повышается мотивация обучения с совместным использованием текстовой, графической, видео- и аудиоинформацией. Такая методика позволяет усилить прикладное направление обучения, моделируя различные процессы, а применение интерактивных способов дает возможность объединить и усилить образовательные, воспитательные и развивающие способности студентов, рассмотреть множество примеров, применить методы проблемного обучения (проблемное изложение и поисковый метод).

Современный преподаватель, внедряя интерактивную методику в процесс обучения, одновременно способствует реализации принципов дидактики - научности, систематичности, последовательности, доступности и прочности усвоенных знаний. Дистанционное обучение имеет свои особенности, и лучшим способом, на наш взгляд, является возможность показа обучающего видео с комментированием по его ходу. В качестве примера подобной работы здесь представлено одно из заданий по скульптуре и пластическому моделированию «Создание серии декоративных масок». Оно не только знакомит студентов с историей маски,

начиная с древнейших времен, но и стимулирует к самостоятельному художественному отбору, анализу выразительных средств маски определенной эпохи, ее пластического языка.

Для того чтобы решить эту задачу нами была создана видеотека обучающих записей по заданию «Создание серии декоративных масок». В обучающих видео поэтапно и подробно объясняется, и показывается методика и последовательность работы по созданию масок. Каждое видео посвящено определенному этапу работы, раскрывает его сложности. Так же предлагаются возможные варианты решения этих проблем. Задание дает возможность получить навыки и умения, позволяющие впоследствии успешно работать в 3D программах, и мы считаем это задание весьма полезным. Так же имеет положительное значение и тот момент, что студент всегда сможет пересмотреть видео, если что-то забыл или упустил при первом просмотре.

Для проведения занятий используется платформа ZOOM, или любая другая платформа, позволяющая проводить облачные конференции, в которых студенты показывают различные этапы работы над рельефом. Особенно ценным в платформе ZOOM является хорошее качество изображения, позволяющее студентам показывать в камеру преподавателю свои работы. К сожалению, программа Microsoft Teams не обладает нужным качеством изображения и для работы по художественным дисциплинам, в которых необходимо как можно более лучшее качество изображения и точная цветопередача, не пригодна.

Наиболее удобным, на наш взгляд, способом контроля, дающим возможность обсуждать работы студентов, является создание личных папок (портфолио) студентов в облаке, куда преподаватель выкладывает фото этапов текущей работы с последующей демонстрацией экрана. Очень удобно присылать эти изображения в WhatsApp в беседу группы, которая занимается дистанционно, с последующей пересылкой в облачную папку конкретного студента. Таким образом, преподаватель контролирует процесс работы, не давая студентам запутаться в собственных ошибках при выполнении задания. Студенты при этом видят сам процесс поэтапного изменения своей работы и лучше понимают, что дает применение того или иного приема лепки, шпаклевки, шлифовки, росписи и декорирования маски. Также студенты имеют возможность заходить в папки с работами своих сокурсников и видеть, как они выполнили это задание, что дает дополнительную возможность учиться лучшему, что присутствует в работах сокурсников.

Таким образом, нами было создано успешное и жизнеспособное сочетание старых и инновационных методик преподавания в дистанционном формате, которое прошло проверку практикой в условиях карантина.

Евстратова Юлия Федоровна - доцент кафедры дизайна Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел. +7 (916) 595-20-86. Эл. адрес: privet-2006@list.ru

Evstratova Yulia Fedorovna is an associate Professor of the Department of Design at the Moscow University of the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia.Tel. +7 (916) 595-20-86. Email: privet-2006@list.ru

Для цитирования:

Евстратова Ю.Ф. Сочетание традиционных и инновационных подходов к методике преподавания дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование в дистанционном обучении». 2021. №6. С. 13-16. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.6.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.