Научная статья на тему 'Опыт разработки онлайн-курса творческой направленности в условиях цифровизации педагогических технологий'

Опыт разработки онлайн-курса творческой направленности в условиях цифровизации педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / педагогические технологии / скульптура / электронный учебный курс / искусство / выразительные средства / моделирование онлайн-курс / digital and pedagogical technologies / sculpture / e-learning course / art / expressive means / modeling online course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречанов Константин Борисович, Дьячкова Людмила Германовна

Статья посвящена исследованию возможностей проектирования онлайн-курса учебной дисциплины творческой направленности, реализуемого с помощью платформы LMS Moodle, стереотипно воспринимаемой как не подлежащая цифровизации в силу предполагаемого снижения качества обеспечения учебного процесса. В материале анализируется опыт авторской разработки электронного учебного курса в условиях так называемого «цифророждения» педагогических технологий, определяющих возможность массовых онлайн-проектов творческого характера. На примере рассматриваемого учебного курса «Академическая скульптура и пластическое моделирование» представлена методика, позволяющая становление функциональной грамотности бакалавра дизайна в условиях организации дистанционного обучения и проведения учебно-творческих занятий онлайн. Формирование электронного курса на основании модельного подхода позволяет анализировать сущность образовательного продукта на трех уровнях: теоретическом, методологическом и методическом. Приведены актуальные нормативно-правовые документы, определяющие процесс цифровизации образования, указаны прикладные исследования в данной области. В результате действий, представленных авторами в статье, становится возможным серийное воспроизведение педагогического опыта разработки и реализации электронного учебного курса, определяемого высокой результативностью в рамках обучения студентов в бакалавриате по направлению 54.03.01 Дизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гречанов Константин Борисович, Дьячкова Людмила Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DEVELOPING AN ONLINE CREATIVE COURSE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the study of the possibilities of designing an online course of a creative discipline, implemented using the LMS Moodle platform, stereotypically perceived as not subject to digitalization due to the alleged decrease in the quality of the educational process. The material analyzes the experience of the author’s development of an electronic training course in the context of the socalled “digital birth” of pedagogical technologies that determine the possibility of massive online projects of a creative nature. On the example of the educational course “Academic sculpture and plastic modeling” under consideration, a methodology is presented that allows the formation of functional literacy of a bachelor in the context of organizing distance learning and conducting educational and creative classes online. The formation of an electronic course based on a model approach allows you to analyze the essence of an educational product at three levels: theory, methodology, technique. The article presents the current regulatory documents that determine the process of digitalization of education, indicates applied research in this area. As a result of the actions presented by the authors in the article, it becomes possible to serially reproduce the pedagogical experience in the development and implementation of an electronic curriculum, determined by high efficiency within the framework of training students in a bachelor’s degree in the direction 54.03.01 Design.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки онлайн-курса творческой направленности в условиях цифровизации педагогических технологий»

Опыт разработки онлайн-курса творческой направленности в условиях цифровизации педагогических технологий

Гречанов Константин Борисович,

старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: kostakeram@gmail.com

Дьячкова Людмила Германовна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный университет E-mail: izo_khstu@mail.ru

Статья посвящена исследованию возможностей проектирования онлайн-курса учебной дисциплины творческой направленности, реализуемого с помощью платформы LMS Moodle, стереотипно воспринимаемой как не подлежащая цифровизации в силу предполагаемого снижения качества обеспечения учебного процесса. В материале анализируется опыт авторской разработки электронного учебного курса в условиях так называемого «цифророждения» педагогических технологий, определяющих возможность массовых онлайн-проектов творческого характера. На примере рассматриваемого учебного курса «Академическая скульптура и пластическое моделирование» представлена методика, позволяющая становление функциональной грамотности бакалавра дизайна в условиях организации дистанционного обучения и проведения учебно-творческих занятий онлайн. Формирование электронного курса на основании модельного подхода позволяет анализировать сущность образовательного продукта на трех уровнях: теоретическом, методологическом и методическом. Приведены актуальные нормативно-правовые документы, определяющие процесс цифровизации образования, указаны прикладные исследования в данной области. В результате действий, представленных авторами в статье, становится возможным серийное воспроизведение педагогического опыта разработки и реализации электронного учебного курса, определяемого высокой результативностью в рамках обучения студентов в бакалавриате по направлению 54.03.01 Дизайн.

Ключевые слова: цифровизация, педагогические технологии, скульптура, электронный учебный курс, искусство, выразительные средства, моделирование онлайн-курс.

Принимая во внимание актуальную нормативно-правовую базу, определяющую особенности цифровизации профессионального образования, обусловленной как процессами трансформации экономики, так и последствиями пандемии 20192020 гг., учитывая государственные приоритеты в области образования, указанные в ряде стратегически значимых документов:

- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации национальной технологической инициативы»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

- Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10. 2016 № 9), а также, анализируя социально-психологические особенности (внимание, восприятие, мировоззрение, мотивации, мышление и паттерны поведения), характерные для поколения студентов 20182019-2020 учебных годов, можно предположить изменения в формировании содержания, форм, методов дидактики, и трактовать данный процесс как обновление.

Исследования в данной области можно представить трудами: В.И. Блинова (3), М.В. Дулинова (3), Е.Ю. Есенина (3, 4), Л.В. Крашенинниковой (1), С.А. Мацкевич (2), И.С. Сергеева (3), В.П. Шибаева (5,6), и на основании их теоретического осмысления предположить ряд действий, направленных на моделирование учебных курсов в условиях обновления дидактики.

Минувший год, сделавший массовым онлайн-образование в высшей школе, изменил характер педагогического проектирования и несмотря на уверенную критику со стороны профессиональной общественности по поводу деталей осуществления образовательной деятельности, позволил сделать ряд выводов, касающихся результативности такого обучения в ряде, казалось бы, нехарактерных для внестудийных занятий, дисциплин проектно-художественного, творческого характера.

Пример, выбранный авторами статьи, как разработчиками онлайн-модуля «Академическая

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

см см

скульптура и пластическое моделирование» на платформе LMS Moodle ФГБОУ ВО «Тихоокеанского государственного университета», на основании модельного подхода позволяет анализировать сущность созданного образовательного продукта на трех уровнях: теоретическом, методологическом и методическом [7]. Следуя логике традиционного моделирования учебного курса и продвигаясь по пунктам, формирующих его электронную структуру от методологии и задач моделирования к расстановке концептуально значимых позиций, определяющих модель, и затем, к ее апробации, и финальной интерпретации [3, С. 32] полученных результатов, можно видеть необходимость учета обеих сторон проблемы моделирования, представленных, как профессиональной деятельностью преподавателей, так и подготовкой обучающихся к последующему найму.

Учитывая то обстоятельство, что цифровое обучение позволяет персонализировать образовательный процесс, а его технологии представлены цифровыми образовательными комплексами, можно наблюдать, как изменяется смысл организации процесса, поскольку в условиях цифровиза-ции скрыта возможность повышения педагогической результативности.

Несмотря на внешнюю неочевидность, но достижимость и доказательность за счёт индивидуализации обучения (поскольку в онлайн-трансляции общее разбивается на множество индивидуально определяемых запросов, превращающихся в образовательные маршруты частных лиц) результативности образовательной среды, можно ориентироваться на применение адаптивных технологий обучения и распределенных форм образовательного процесса [4]. Это становится возможным благодаря разделению содержания курса в соответствии с количеством сетевых запросов по:

- уровням его сложности,

- скорости освоения,

- составу учебной группы,

- возможности повторов,

- форме организации учебной деятельности,

- привлечения сторонних лиц, способных к экспертной оценке.

Поэтому, создавая учебный онлайн-курс, авторы статьи учитывали принцип адаптивности для того, чтобы повысить учебную мотивацию обучающихся, подписывающихся на курс, стараясь обеспечить усвоение материала.

На стадии разработки концепции курса были проверены учебный план и календарный график для обеспечения корректного внедрения рабочей программы дисциплины, определено количество зачетных единиц, описывающих емкость работы. Затем, путем сопоставления, проверке подверглись все смежные курсы для того, чтобы обеспечить преемственность компетентностных компонентов, что позволило определить структуру и содержательное наполнение заданий.

На этом моменте стало очевидным фоновое присутствие содержательных компонентов, рас-

пределение которых показано с помощью диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение повторяющихся содержательных компонентов в дисциплинах направлений 54.03.01 Дизайн

Поэтому, избегая открытых содержательных повторов, стало возможным сформулировать три базовых задания и углубленные версии, предполагающие самостоятельную (творческую) работу студентов, с помощью которых была осуществлена попытка донести до обучающихся смысл и дидактическую сущность занятий скульптурой и моделированием, основанных лепкой, литьем и ваянием, как фона художественного процесса. В результате, трактуемые с помощью бюджетных методов создания папье-маше задания, определили структуру электронного курса следующим образом:

1. Целевой компетентностный компонент заданий, соответствующих ФГОС ВО по направлению 54.03.01 Дизайн (ОПК-1 профессиональная ориентация; ОПК-2 научные исследования, ОПК-3 методы создания авторского художественного проекта).

2. Материалы, техники, технологии, обеспечивающие выполнение задания.

3. Инструменты и поясняющие медиа-треки, позволяющие оценить характер и результативность применения определенных инструментов, для выполнения задания и формируемый на этом моменты выбор выразительных средств создаваемого учебно-творческого произведения.

4. Пошаговые инструкции, объясняющие выполнение задания.

5. Уточнения и комментарии, рецептурные исправления, сопоставление результатов путем организации онлайн-просмотра задания в группе.

6. Видео-курс выполнения данного задания профессионально.

7. Поиск вероятных ошибок в результатах выполненного задания, их интерпретация.

8. Проверка синхронизированных с выполнением задания иных работ по смежным дисциплинам (коллективная работа педагогов факультета). Данная структура позволила сформировать

и синхронизировать этапы выполнения заданий в дисциплинах, обозначенных на диаграмме 1, следующим образом: предпроектный анализ, формирование концепции учебно-творческого проекта, поисковые разработки и рабочее эскизирование, поиск прототипа, выполнение учебно-творческого проекта в материале, защита. Поэтому для обе-

спечения теоретического уровня моделирования онлайн-курса учитывалась необходимость использования ранее полученных студентами знаний в области теории и истории искусств, теории дизайна, художественного проектирования, эстетики и т.д.

Методологически моделирование онлайн-курса предусматривало изучение всех материалов на основании структурного анализа системного объекта [1], поскольку таким образом поиск концептуального решения учебно-творческого проектного задания определялся итоговой целостностью художественного образа.

Методически авторы стремились к пошаговому преобразованию функциональной грамотности обучающихся в проектно-художественном бакалавриате в фундаментальную, обнаруживающую комплексное осмысление результатов образования, и определяемую формированием метакомпе-тенций, требуемых от выпускников высшей школы для подтверждения их адаптивности к условиям рынка труда, поскольку постиндустриальные модели профессионализма постепенно становятся динамическими.

Методика формирования фундаментальной грамотности [2] обучающегося в рамках онлайн-курса, формируемого средствами и технологиями цифровизации, была предложена на основании дидактических принципов цифрового образовательного процесса, учитывающих:

- преобладание учения, как признания ценности учебной самостоятельности обучающегося;

- педагогическую деятельность как инструктивную, организующую;

- свободный выбор темпа и уровня освоения обучающимся элементов курса;

- необходимость формирования цифрового портфолио обучающегося, позволяющего анализировать индивидуальные показатели формирования компетенций;

- целесообразность соответствия средств и технологий обучения,

- адаптивность, определяющую объем и характер учения,

- успешность обучения и прочность его результатов, обеспечиваемых в том числе и технологией «перевернутого обучения»,

- интерактивность, как сетевую форму коммуникации и многоуровневого консультирования, подразумевающую возможность приглашения экспертов со стороны предполагаемого работодателя, взаимооценивание;

- практическую ориентацию курса, определяющую формирование метапредметных умений обучающихся и успешный социальный опыт продвижения на рынке труда;

- усложнение выполняемых заданий, демонстри-рущих творческий рост обучающегося путем продвижения от образа к знаковой системе в выполняемых заданиях и от работы в группе к самостоятельным творческим решениям;

- реализацию избыточных ресурсных возможностей на платформе LMS;

- мультимедийность, поскольку работа в сети позволяет задействовать все возможности восприятия;

- преобразование контрольного оценивания результатов обучения в динамическую формирующую успешность экспертную оценку в процессе выполнения учебно-творческих проектных заданий.

Перечисленные принципы, усиленные и частично трансформированные использованием цифровых технологий рассматриваются авторами как основание укрепления учебной мотивации, поскольку в силу возможности мгновенного многоуровневого отклика и профессионального консультирования обучающимся гарантируется объективность оценки и эмоциональная поддержка профессиональных педагогов.

Кроме того, студенты получают возможность неограниченного количества повторов, закрепляющих знания вне опасения негативных реакций со стороны преподавателей, что позволяет снизить риски эмоциональной травмы в процессе оценивания, поскольку цифровая форма способна реализовать мгновенное обращение к сторонним специалистам, способным на экспертные суждения по профилю выполняемых заданий. В совокупности все перечисленное позволяет определить характер разрабатываемых электронных курсов на основе анализа содержания обучения, интегрирующих элементов организации обучения, формирования логических связей и междисциплинарных знаний и структурирования учебного материала, позволяющего осуществлять диагностические процедуры в течение семестра.

Что же касается критики самой возможности работы с обучающимися в рамках художественно-проектных направлений высшей школы с помощью онлайн-платформ, так как по мнению негативно высказывающейся стороны этот процесс нивелирует качественные компоненты специфического материаловедения и не позволяет обучающимся пережить технологическое «таинство» творческого акта, допустимым мыслится следующее: каждый исторический период развития искусства характеризовался выбором выразительных и изобразительных средств, определяющих особенности творческих актов. Поскольку выразительные средства искусств, будучи инструментами познания мира в художественном понимании этой возможности, позволяют реализовывать идеи и концепции, постольку совершенно естественно таковыми же полагаются цифровые технологии обеспечения, как художественного, так и общеобразовательного процесса, так как любой их них направлен на формирование особого языка высказывания, позволяющего многомерную трансляцию знаний.

Литература

1. Крашенинникова, Л.В. Педагогический дизайн образовательных программ по подготовке

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

специалистов в области тьюторства // Вестник РМАТ. - М., 2018. № 2. - С. 90-97.

2. Мацкевич, С.А. Функциональная грамотность - проблема высшего образования. URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content &task=view&id=2584&Itemid=86 (дата обращения: 10.02.2021).

3. Блинов, В. И., Дулинов, М.В., Есенин, Е.Ю., Сергеев, И.С. / Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. -М.: Издательство «Перо», 2019. - 72 с.

4. Блинов, В.И., Дулинов, М.В., Есенин, Е.Ю., Сергеев И.С. / Смешанное обучение и кризисы мотивации. Доступ: URL: https://newtonew. com/higher/motivation-in-blended-learning (Дата обращения: 02.02.2019).

5. Шибаев, В.П., Шибаева, Л.М. Теоретические аспекты организации самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 23.02.2021).

6. Шибаев, В.П. Моделирование как вид профессиональной деятельности вузовского педагога // Наука. Инновации. Технологии. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/modelirovanie-kak-vid-professionalnoy-deyatelnosti-vuzovskogo-pedagoga (дата обращения: 23.02.2021).

EXPERIENCE IN DEVELOPING AN ONLINE CREATIVE

COURSE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Grechanov K.B., Dyachkova L.G.

Pacific National University

The article is devoted to the study of the possibilities of designing an

online course of a creative discipline, implemented using the LMS

Moodle platform, stereotypically perceived as not subject to digitali-

zation due to the alleged decrease in the quality of the educational process. The material analyzes the experience of the author's development of an electronic training course in the context of the so-called "digital birth" of pedagogical technologies that determine the possibility of massive online projects of a creative nature. On the example of the educational course "Academic sculpture and plastic modeling" under consideration, a methodology is presented that allows the formation of functional literacy of a bachelor in the context of organizing distance learning and conducting educational and creative classes online. The formation of an electronic course based on a model approach allows you to analyze the essence of an educational product at three levels: theory, methodology, technique. The article presents the current regulatory documents that determine the process of digitalization of education, indicates applied research in this area. As a result of the actions presented by the authors in the article, it becomes possible to serially reproduce the pedagogical experience in the development and implementation of an electronic curriculum, determined by high efficiency within the framework of training students in a bachelor's degree in the direction 54.03.01 Design.

Keywords: digital and pedagogical technologies, sculpture, e-learn-ing course, art, expressive means, modeling online course.

References

1. Krasheninnikova, L.V. Pedagogical design of educational programs for the training of specialists in the power of tyranny // Bulletin of the RMAT. - M., 2018. No. 2. - P. 90-97.

2. Matskevich, S.A. Functional literacy - a problem of the higher education. URL: http://pravmisl.ru/index.php? option=com_ content&task=view&id=2584&Itemid=86 (date of the address: 10.02.2021).

3. Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenin, E. Yu., Sergeev, I. S. / Draft didactic concept for digital vocational education and training. -M .: Publishing house "Pero", 2019. - 72 p.

4. Blinov, VI, Dulinov, MV, Yesenin, E. Yu., Sergeev IS / Blended learning and crises of motivation. Access: URL: https://new-tonew.com/higher/motivation-in-blended-learning (Date of access: 02.02.2019).

5. Shibaev, VP, Shibaeva, LM Theoretical aspects of the organization of independent work of students // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 61-1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoreticheskie-aspekty-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (date of access: 23.02.2021).

6. Shibaev, V.P. Modeling as a type of professional activity of a university teacher // Science. Innovation. Technologies. 2008. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-vid-professionalnoy-deyatelnosti-vuzovskogo-pedagoga (date of access 23.02.2021).

о с

u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.