Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ОБУЧЕНИИ СКУЛЬПТУРЕ БАКАЛАВРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ОБУЧЕНИИ СКУЛЬПТУРЕ БАКАЛАВРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР / СКУЛЬПТУРА / НАРОДНАЯ ПЛАСТИКИ / НАРОДНАЯ ИГРУШКА / ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карикаш Валентина Ивановна

Статья посвящена исследованию роли анималистического жанра народной пластики в обучении скульптуре бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. В процессе поиска эффективных методик изображения животных в рамках различных курсов отмечается недостаточность использования традиционных приемов в обучении, а также необходимость установления связи между анатомическим строением животного и приемами его стилизации с целью создания декоративной скульптуры. Обращение к народной декоративной пластике, в частности керамической игрушке, позволяет наиболее эффективно осуществить переход от натуралистической скульптуры к декоративному прочтению художественного образа животного. Народная игрушка рассматривается как первоисточник в обучении декоративной скульптуре. Для наиболее эффективного изучения художественных и технологических особенностей народной анималистической пластики предлагается метод сравнительного анализа изделий различных керамических промыслов. В целях развития и углубления понимания выразительных качеств скульптуры исследуемого жанра на основе изучения народной пластики рассматриваются несколько взаимосвязанных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PEDAGOGICAL TOOLS OF THE ANIMALISTIC GENRE OF FOLK TOYS IN TEACHING SCULPTURE TO BACHELORS OF ARTS AND CRAFTS

The article is devoted to the study of the role of the animalistic genre of folk plasticity in teaching sculpture to bachelors of arts and crafts and folk crafts. In the process of searching for effective methods of depicting animals within the framework of various courses, there is a lack of use of traditional methods in teaching, as well as the need to establish a connection between the anatomical structure of the animal and the methods of its stylization in order to create a decorative sculpture. Appeal to folk decorative plastic, in particular ceramic toys, allows the most effective transition from naturalistic sculpture to a decorative interpretation of the artistic image of an animal. The folk toy is regarded as a primary source in teaching decorative sculpture. For the most effective study of the artistic and technological features of folk animalistic plastic arts, a method of comparative analysis of products from various ceramic crafts is proposed. In order to develop and deepen the understanding of the expressive qualities of the sculpture of the genre under consideration, based on the study of folk sculpture, several successive and interconnected stages are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ОБУЧЕНИИ СКУЛЬПТУРЕ БАКАЛАВРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Применение педагогических инструментов анималистического жанра народной игрушки в обучении скульптуре бакалавров декоративно-прикладного искусства

Карикаш Валентина Ивановна,

старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: valentina_kari@list.ru

Статья посвящена исследованию роли анималистического жанра народной пластики в обучении скульптуре бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. В процессе поиска эффективных методик изображения животных в рамках различных курсов отмечается недостаточность использования традиционных приемов в обучении, а также необходимость установления связи между анатомическим строением животного и приемами его стилизации с целью создания декоративной скульптуры. Обращение к народной декоративной пластике, в частности керамической игрушке, позволяет наиболее эффективно осуществить переход от натуралистической скульптуры к декоративному прочтению художественного образа животного. Народная игрушка рассматривается как первоисточник в обучении декоративной скульптуре. Для наиболее эффективного изучения художественных и технологических особенностей народной анималистической пластики предлагается метод сравнительного анализа изделий различных керамических промыслов. В целях развития и углубления понимания выразительных качеств скульптуры исследуемого жанра на основе изучения народной пластики рассматриваются несколько взаимосвязанных этапов.

Ключевые слова: анималистический жанр, скульптура, народная пластики, народная игрушка, декоративная скульптура.

Актуальные учебные планы высших учебных заведений, в том числе художественного направления, нацелены на формирование системы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих выпускников. В процессе подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов компетентностный подход определяет уровень подготовленности выпускников к будущей профессиональной деятельности в соответствующей области искусства. Формирование знаний, умений и навыков традиционно основывается на усвоении базовых дисциплин с точки зрения подготовки художника любого направления, которые определяют уровень его профессиональной компетентности в целом. Это дисциплины академического цикла такие как рисунок, живопись, скульптура и пластическое моделирование.

Академическая скульптура и пластическое моделирование нацелены на формирование основополагающих знаний и умений, формирующих объемно-пространственное восприятие и образно - пластическое мышление, которые являются необходимым условием для творческой деятельности будущих художников, в том числе художников декоративно- прикладного искусства. Одна из ведущих задач дисциплины - освоение приемов лепки и моделирования на основе изучения пластической анатомии человека и животного. Методика изображения животного в структуре дисциплины является составной частью общей программы обучения пластическому искусству. Она позволяет учащимся понять своеобразие пластического и художественного языка, присущее анималистическому жанру.

Анималистический жанр в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве многогранен и разнообразен. Изображать животных человек умел уже в глубокой древности. До нас дошли рисунки и скульптурные изображения сцен охоты или отдельных животных в самых разных уголках мира, выполненных с прекрасным знанием их анатомического строения. В произведениях современных художников - анималистов мы наблюдаем не только точные натурные характеристики животного, своеобразие его строения, пластики движения и форм. Создавая художественный образ художник стремится наделить героев произведения чертами и эмоциями свойственными человеку.

О выразительных качествах скульптуры, анатомическом строении животных, методике их рисования писали выдающиеся художники - анималисты, внесшие огромный вклад в развитие и изу-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

чение анималистики как жанра. Это А.В. Ватагин [3], Г. Н Карлов [5], художники - анатомы Готтфрид Баммес, М.Ц Рабинович, Тим Понд и др. В своих книгах они соединили в единое целое искусство рисования животных и науку, доказали самодостаточность жанра собственным творчеством. В исследованиях искусствоведа И.В. Портновой впервые в отечественной науке дано полное представление о путях становления и развития русской анималистики, указано её место в отечественном искусстве. В работах ученого выявляются "особенности развития жанра в данный период, прослеживаются основные стилевые тенденции, свойственные скульптуре, связь анималистики с традициями русской культуры" [8].

Сегодня в процессе обучения студентов художественных направлений подготовки, в том числе бакалавриата, идет поиск эффективных методик изображения животных в рамках различных курсов. Целый ряд авторов и педагогов - исследователей в области изобразительного искусства в своих трудах рассматривают вопросы теории и практики обучения анималистике. В диссертационных исследованиях Н.Е. Артемьевой, А.Г. Безденежных, Н.А. Заевой [1], А.А. Бызовой [2], Т.В. Волковой [4] и др. дается научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра на материале курсов по рисунку, скульптуре и пластическому моделированию.

В работах И.В. Портновой подробно исследуется процесс работы художника-анималиста, выявляется специфика работы над произведением, исследуются материалы и особенности творческого подхода к изображению животных[7]. Эти знания и умения являются базовыми для учащихся различных направлений подготовки.

В этой связи следует отметить, что при изучении анималистического жанра в скульптуре необходимо учитывать особенности специализации в обучении. Так, при обучении будущих художников ДПИ и народных промыслов методике лепки животных на основе пластической анатомии, представляется недостаточным использование традиционных приемов. Это как правило, графические методы (зарисовки скелета и мышечного каркаса животных) и пластические (копирование произведений анималистики, работа по памяти, с натуры и т.д.). Для студентов этой специализации необходимо установить связь между анатомическим строением животного и приемами его стилизации с целью создания декоративной скульптуры. Обращение к народной декоративной пластике, в частности народной игрушке, позволяет наиболее эффективно осуществить переход от натуралистической скульптуры к декоративному прочтению художественного образа животного.

Рассматривая народную игрушку как первого источник в обучении декоративной скульптуре, о следует отметить, что анималистический жанр й всегда являлся традиционным для самых разных ° времен и народов. Это тотемная традиция изобра-

со

z жения священных животных. В русской игрушке,

в частности керамической, изображение животного наряду с изображением человека, является значимым и главенствующим сюжетом практически во всех промыслах у всех народных мастеров.

Исследованиями в области символики и семантики народного искусства архаического типа занимались ряд ученых: П. Дурасов, В.В. Стасов, В.А. Городцов, А.К. Амброз, А.А. Афанасьев, Б.А. Рыбаков, Г.С. Маслова, А.С. Уваров, Блошен-ко Е.В. и др. В своей книге, посвященной семантике образов народной игрушки, Л. Латынин дает характеристику исторически сложившихся сюжетов и жанров, в том числе анималистическому. «Народная игрушка в своем первородном виде как скульптурное изображение имела культовое и обрядовое назначение, это был инструмент магии» -пишет автор [6].

Пройдя долгий исторический путь от тотема и инструмента магии до забавной детской игрушки, глиняный зверь не утратил того магического и сакрального начала, которое было в него заложено древними мастерами. Сегодня это уникальное явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое слиты воедино. В процессе его изучения у учащиеся формируется представление о том, каким образом в народной пластике передается своеобразие художественного языка анималистического жанра, какие приемы лепки, декора, технологические особенности и свойства глин использует народный мастер для того, чтобы передать смысловые и магические образы животного, сложившиеся исторически в промысле, из каких составляющих складывается художественный образ народной игрушки как скульптуры малых форм. С точки зрения методического подхода наиболее эффективно, на наш взгляд, рассматривать своеобразие пластики в процессе сравнения изделий различных промыслов, анализируя популярные и распространенные сюжеты и выделяя характерные черты.

Так, рассматривая один из самых распространенный сюжетов народной анималистической скульптуры - медведя, следует отметить, что в мифологии древних славян это символ могущества, символ пробуждения природы. Он считался подателем плодородия земли, добрым «хозяюшко леса». Часто его изображали с птицей, с рыбой, играющего на гармошке, можно встретить сцены борьбы мужика с медведем. Если сравнивать изображения медведя игрушечных дел мастерами керамических промыслов, то можно отметить, насколько они разные. Авторы филимоновских игрушек представляют медведей сказочными существами, в облике которых больше черт змея или дракона, чем медведя. Шеи их сильно изогнуты, а тела обильно расписаны традиционным узором из поперечных желтых и красных полос в сочетании с растительными узорами. Особенность пластики филимоновских медведей - их удивительная непохожесть на своих реальных прототипов. Она обусловлена самим материалом, высокими пластическими свойствами местной глины, которая

позволяет в процессе лепки и заглаживания поверхности вытягивать детали скульптуры, придавая им изящество и слегка удлиненные пропорции.

Скопинский медведь более похож на реального, с толстыми короткими лапами, с мощной головой, он часто держит в руках различные предметы. Характерная черта анималистической игрушки скопинского промысла в том, что она всегда дружелюбная, с легким народным юмором, в композиции часто прочитывается забавная сюжетная составляющая.

Каргопольский мишка вылеплен в традициях промысла - с раскрытой пастью, и простертыми передними лапами. Задние лапы часто не проле-пливаются, что предает игрушке общую монументальность, устойчивость и архаичность. Медведь дымковского промысла это сказочный персонаж, по пластике очень близок к реальному прототипу с большой подробно вылепленной головой, с характерными пропорциями и пластикой. Герой многочисленных русских сказок, он может быть одет в рубаху, держать в лапах различные предметы в зависимости от сюжета. Медведь всегда ярко расписан в традициях промысла.

Другой традиционный сюжет народной анималистической пластики - конь. В искусстве древней Руси он имел охранительный смысл и был инструментом в магии плодородия. «Постепенно складывалось отношение к коню как к тотему, а затем уже конь был наделен и божественной силой, стал знаком неба, солнца» - пишет в своем исследовании Л. Латынин [5]. В народном искусстве конь это время, свет, богатырская сила.

Изображения коней народными мастерами тоже достаточно разнообразно. По форме, пластике, росписи, по цвету глины, по композиционным особенностям знающему человеку легко определить место, где игрушка была сделана. Филимо-новские лошадки-свистульки с сильно вытянутыми грациозными шеями, на длинных стройных ногах, с яркой характерной

росписью, выполненной гусиным пером. Рязанские лошадки более архаичны - длинное тело, короткие ноги-столбики, крупная голова. Интересный образ лошади как символа смены дня и ночи создан мастерами Каргополя. Подлинное название игрушки утеряно, современное - « Тя-ни-толкай». В ней соединенны половина коня (голова и передние ноги) белого цвета и половина коня черного цвета, белый конь символизирует день, черный - ночь.

Образы оленя и барана в интерпретации народных мастеров керамической игрушки так же своеобразны. Об олене сложены былины, песни и предания, в которых говорилось о том, что копыта у него серебряные, а рога «красна золота» и освещал он ими все вокруг. Известно, что это был один из самых древних образов солнца. Если сравнивать игрушки оленей и баранов разных промыслов, можно отметить существенные различия в росписи и форме туловища и рогов. Дымковский олешек грациозен, на стройных высоких ножках,

обильно декорирован яркой росписью, придающий ему неповторимый сказочный облик. Знаменитые абашевские бараны - это удивительные пластические образы, в которых ярко и своеобразно проявляется художественный язык мастера. Удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящно вылепленной шеей венчают роскошные часто многоуровневые рога, покрытые золотой или серебряной масленой краской. Абашевская анималистическая пластика это всегда роскошный декор, яркие цвета, фантазийный сюжет и запоминающийся художественный образ. На их фоне скопинские свистульки-коровы и барашки более архаичны, условно-декоративны, небольшие по размеру, политы фрагментарно цветной прозрачной глазурью.

Изображения птиц во многих промыслах, в том числе и керамических, это оберег, который олицетворяет собою весну, тепло, является знаком воскресения природы, пробуждения земли, расцвета, предвестником хорошего урожая, счастливой семьи. Птицы в русской традиции связаны с образом богини Матери - земли и часто являются спутниками женских изображений.

Фантазия народных мастеров рождала удивительное разнообразие образов птиц. Это петухи и курочки, индюки и сказочные жар-птицы. Знаменитые дымковские индюки ярко расписаны по беленому фону с использованием сусального золота, украшены богатым декором в виде оборок и разнообразных деталей. Отличительной чертой тверской глиняной игрушки является их украшения в виде рельефной капли, имитирующей перья, которые расписываются по красному фону обожженной глины. Более архаична, условна, предельно декоративна свистулька-петушок из д. Плешково Орловской области. Филимоновские петухи и курочки включены в сюжетные композиции, могут быть вылеплены парами.

Часто в процессе создания образа животного фантазия уводит мастера так далеко от прототипа, что игрушка получается сказочная, а животные «неведомой породы». Правдоподобность в изображении животного не является главной целью, жизненные впечатления и похожесть - это только основа для вдохновения. Игрушка, созданная народными мастерами промысла - это собирательный образ, который веками формировал традицию, но каждое новое поколение мастеров привносит в него свои сюжеты, свое прочтение, свое художественное решение.

В поисках эффективных методов обучения, которые позволяли бы развивать и углублять понимание студентами выразительных качеств скульптуры анималистического жанра на основе изучения народной пластики рассматриваются несколько последовательных и взаимосвязанных этапов. Первый этап - исторический анализ возникновения и развития народной, в частности, керамической игрушки. Следующий этап - глубокое изучение народной пластики с точки зрения семантики, стилизации образа животного, его интерпретации, особенностей компо-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

зиционного построения сюжета. Этап копирования игрушки, изучение технологических особенностей ее изготовления, последовательности этапов лепки имеет большое значение для понимания не только анатомических пропорций и строения животного, но прежде всего освоения пластического языка анималистической скульптуры.

Таким образом, в процессе исследования народной анималистической пластики перед учащимися раскрывается яркий, самобытный мир игрушки, который демонстрирует особенности художественного языка мастера, весь спектр художественно - технологических приемов, применяемых в процессе создания произведения народного искусства. Изучение исторических основ появления и развития игрушки, ее семантики, сравнительный анализ композиции, копирование с оригинала нацелено на формирование представления о особенностях приемов стилизации и декорирования анималистической скульптуры, что позволит учащимся сформировать свой собственный творческий стиль и авторский почерк в дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Артемьева Н. Е., Безденежных А.Г., Зае-ва Н.А. Особенности преподавания дисциплины «Скульптура пластического моделирования» при изготовлении фигурок анималистического жанра // Научные исследования и разработки в области дизайна и технологий: материалы региональной научно-практической конференции. - М-во образования и науки Российской Федерации. - Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2018. - С. 43-45.

2. Бызова А.А. Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете: на материале курса скульптура и пластическая анатомия: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 299 с.

3. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Искусство, 1957. - 170 с.

4. Волкова Т.В. Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ [Электронный ресурс] // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - 3 (33). - С. 122-126. - URL: https://pnojournal.files. wordpress.com/2018/06/ pdf_180321.pdf (дата обращения: 04.09.2019).

5. Карлов Г.Н. Рисование животных и птиц: учебное пособие. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.

6. Латынин Л. «Основные сюжеты русского народного искусства». М.: «Глас», 2006. 144 с., илл. [Электронный ресурс] - URL: http:// bukvitsa.com/20082/bpp_130120500_07_latinin. html (дата обращения 20.02.2022)

7. Портнова И.В. Процесс работы художника-анималиста: специфика, материалы и особенности творчества [Электронный ресурс]// Педагогика и психология, Филология и искусствове-

дение. - 2009. - № 4. -URL: http://www.ssc.smr.ru/ media/journals/izvestia/2009/2009_4_1077_1082. pdf (дата обращения: 10.02.2022). 8. Портнова И.В. Становление и развитие отечественного анималистического искусства XVIII-XX веков: вопросы жанра [Электронный ресурс] - URL: https://www.gramota.net/ materials/3/2012/5-2/37.html (дата обращения 12.02.2022).

THE USE OF PEDAGOGICAL TOOLS OF THE ANIMALISTIC GENRE OF FOLK TOYS IN TEACHING SCULPTURE TO BACHELORS OF ARTS AND CRAFTS

Karikash V.I.

Pacific State University

The article is devoted to the study of the role of the animalistic genre of folk plasticity in teaching sculpture to bachelors of arts and crafts and folk crafts. In the process of searching for effective methods of depicting animals within the framework of various courses, there is a lack of use of traditional methods in teaching, as well as the need to establish a connection between the anatomical structure of the animal and the methods of its stylization in order to create a decorative sculpture. Appeal to folk decorative plastic, in particular ceramic toys, allows the most effective transition from naturalistic sculpture to a decorative interpretation of the artistic image of an animal. The folk toy is regarded as a primary source in teaching decorative sculpture. For the most effective study of the artistic and technological features of folk animalistic plastic arts, a method of comparative analysis of products from various ceramic crafts is proposed. In order to develop and deepen the understanding of the expressive qualities of the sculpture of the genre under consideration, based on the study of folk sculpture, several successive and interconnected stages are considered.

Keywords. Animalistic genre, sculpture, folk sculpture, folk toy, decorative sculpture.

References

1. Artemyeva N. E., Bezdenezhnykh A.G., Zaeva N.A. Features of teaching the discipline "Sculpture of plastic modeling" in the manufacture of figures of the animal genre // Scientific research and development in the field of design and technology: materials of the regional scientific and practical conference. - Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Kostroma: Publishing house of the Kostroma state. un-ta, 2018. -S. 43-45.

2. Byzova A.A. Scientific and methodological substantiation of the system of teaching the animalistic genre at the Pedagogical University: on the material of the course sculpture and plastic anatomy: dis. ... cand. ped. Sciences. - M., 2005. - 299 p.

3. Vatagin V.A. Image of an animal. Notes of an animalist. - M.: Art, 1957. - 170 p.

4. Volkova T.V. The role of animalistic drawing in the teaching system at the art and graphics faculty of Moscow State Pedagogical University [Electronic resource] // Prospects for Science and Education. - 2018. - 3 (33). - S. 122-126. - URL: https:// pnojournal.files. wordpress.com/2018/06/pdf_180321.pdf (accessed 04.09.2019).

5. Karlov G.N. Drawing animals and birds: a tutorial. - M.: Izhitsa, 2002. - 224 p.

6. Latynin L. "The main subjects of Russian folk art". M.: "Glas", 2006. 144 p., illustration. [Electronic resource] - URL: http:// bukvitsa.com/20082/bpp_130120500_07_latinin.html (accessed 20.02.2022)

7. Portnova I.V. The process of work of an animal artist: specificity, materials and features of creativity [Electronic resource] / / Pedagogy and psychology, Philology and art criticism. - 2009. No. 4. - URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izves-tia/2009/2009_4_1077_1082.pdf (date of access: 10.02.2022).

8. Portnova I.V. Formation and development of domestic animalistic art of the XVIII-XX centuries: questions of the genre [Electronic resource] - URL: https://www.gramota.net/materi-als/3/2012/5-2/37.html (accessed 12.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.