Соловарова Ю.Н.
ПРОБЛЕМАТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КНИТУ)
РО!: 10.26907/2079-5912.2023.3.94-99
Аннотация. Важным условием формирования демографической безопасности в контексте цифровизации жизненного пространства современной студенческой молодёжи (разных этнических групп) является осознание главных демографических рисков. Оставаясь неосознанными, эти демографические риски в совокупности будут равносильны объявлению «демографической войны», направленной на уничтожение человека. В основе формирования ключевых аспектов демографической безопасности лежит система образования, которая призвана изменить отношение к человеку, его сохранению как ценности, а не продолжать путь развития человека, как «совершенной» искусственной системы. В статье анализируются существующие образы семьи российских студентов, а также студентов туркменской и таджикской этнических групп, обучающихся в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Ключевые слова: демографическая безопасность, демографические риски, демография, семья, российская и иностранная студенческая молодежь, социографический метод.
Социально-демографический смысл демографической безопасности заключается в борьбе за сохранение человечности в человеке. Обсуждение и контроль таких вопросов воспроизводства населения, как вопросы рождаемости, смертности, миграции, численности населения - суть демографической безопасности в условиях цифровизации жизненного пространства.
В основе формирования ключевых аспектов демографической безопасности лежит система образования, так как именно она закладывает баланс индивидуального и социального в индивиде - то, что человек отдает обществу и то, что общество в него вкладывает. Такой баланс - основа личного и общественного равновесия.
Одной из важнейших позитивных возможностей обсуждения вопросов и проблем демографической безопасности со студенческой молодежью является введение в учебные планы дисциплины «Демография». Она вносит неоценимый вклад во все аспекты демографической безопасности, ставит ключевые вопросы о воспроизводстве
и численности населения. К примеру, проблематизирует тот факт, что в ноябре 2022 года численность населения мира достигла 8 миллиардов человек, при этом происходит сокращение численности населения большинства стран мира [1]. Является ли проблемой для человечества популяризация концепции «золотого миллиарда»? Возникающие демографические риски имеют не биологическую природу, а выражают социально-политическую позицию в рамках теории демографического перехода [2]. На фоне растущей цифровизации жизненного пространства людей и суженного типа воспроизводства многих стран происходит увольнение людей, лишения их жизненных сил в пользу искусственного интеллекта. Отчуждение персональных социально-демографических данных от человека, которые становятся предметом купли и продажи с целью управления общественным пространством.
Таким образом, уникальность дисциплины «Демография» в том, что, при формировании навыков демографического анализа социально-экономических и полити-
ческих процессов, в рамках дисциплины «Демография» существенным образом затрагиваются и все ключевые жизненные процессы индивида: брачность, разводимость, миграция, рождаемость. Роль преподавателя в этой дисциплины огромна, он имеет возможность, в существенной степени, влиять на формирование демографического поведения студенческой молодежи.
В данном контексте на первый план выходят не только предметно-специализированные (профессиональные), а и общекультурные компетенции, которые и обеспечивают возможность гибких стратегий человека (образовательных, профессиональных, личных, социальных) в условиях быстро изменяющейся среды. Именно общекультурные компетенции, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека в социуме на протяжении всей жизни, выступают опосредующим фактором формирования новой установки в сознании человека труда - готовности к постоянным изменениям, в том числе на образовательном уровне, в течение всей жизни.
Цифровизация жизненного пространства современной студенческой молодежи влияет на изменение схем и основ взаимодействия студента с информацией в целом. Обучение идет преимущественно на кейсах из интернет-пространства, подготовка исследовательских работ ведется с использованием искусственного интеллекта.
Обсуждать со студентами демографические мифы и риски, возможно, используя инновационные походы к обучению в цифровой образовательной среде. Например, приложения для аватаров с искусственным интеллектом становятся все более популярными в жизненном пространстве студенческой молодежи. Они позволяют пользователям создавать свои персонализированные трехмерные аватары и генерировать аватары, очень похожие на внешний вид и личность пользователя. Использовать такие ава-
тары можно в различных контекстах, в том числе и для он-лайн-обучения.
К примеру, работа автора по формированию нравственных качеств студентов, социальной ответственности, позитивного демографического поведения (репродуктивного, самосохранительного, миграционного, семей-но-брачного) заключалась в создании аватара преподавателя, что позитивно отразилось на интересе к дисциплине «Демография», в целом, и решило некоторые задачи связанные с нравственном выбором. Ключевые демографические процессы - рождаемость, смертность, миграция, брачность разводимость - имеют свое выражение в основных видах демографического поведения: репродуктивном поведении, самосохранительном поведении, миграционном поведении, матримониальном поведении [3]. По конкретному виду демографического поведения автором работы был составлен один кейс для группового решения, несущий в себе нравственно-воспитательный аспект, вместе с профессионально-образовательным. Плюс ко всему, крайне важным считается преодоление субъект-объектных взаимодействий в координатах курса и создания режима взаимообучения между всеми участниками процесса, что выражается в групповом характере работы. Все кейсы, касающиеся ключевых демографических процессов - рождаемости, смертности, миграции, брачности и разводимость озвучивает аватар преподавателя, созданный в сервисе Voki (см. Рис. 1).
Важным условием формирования демографической безопасности в контексте цифровизации жизненного пространства современной российской студенческой молодёжи (в том числе иностранных студентов, обучающихся на территории Российской Федерации и планирующих остаться в стране) является осознание ими главных демографических рисков. Оставаясь неосознанными, эти де-
Рисунок 1. Аватар преподавателя, созданный в сервисе Voki озвучивает демографический кейс по репродуктивному поведению в рамках дисциплины «Демография» в КНИТУ
мографические риски в совокупности будут равносильны объявлению «демографической войны», направленной на уничтожение человека.
Включение молодежи в цифровой жизненный контекст во многом способствует некой изоляции от реальной социальной картины жизни, ведет к высокой степени индивидуализации потребления информационного пласта. При этом множественная и целенаправленная трансляция нетрадиционных ценностей и всевозможных демографических рисков, не может не оказывать на молодежь весомого влияния. Так, например, в рамках набирающей популярность концепции «перенаселения и управления размножением», истоки которой были заложены еще Томасом Мальтусом [4], ценность человека, как индивида оспаривается, сохранять население не обязательно, при изучении человеческого сообщества, главное чтобы оно обеспечивало поступательное развитие технико-технологического сектора жизни. Восприятие человека, как болванки, в которую можно вложить все что угодно - главный демографический риск в контексте демографической безопасности.
Среди других демографических рисков можно выделить риски связанные с пониманием семьи и семейных ценностей и, как следствие, снижение рождаемости и отсроченное материнство в России и других странах мира.
Стратегия управления размножением включает в себя пропаганду бездетного репродуктивного поведения (сМ№ее - англ. добровольно бездетный, свободный от детей). В данном контексте дети рассматриваются либо, как проблема ограничения, которая будет мешать развиваться, либо, как ответственность, к которой сложно быть готовыми. В этом же ключе раскручивается тема страха рождения ребёнка с ограниченными возможностями (или повышенными потребностями): расклеенные в городском пространстве листовки о денежной и другой помощи таким детям, сбор средств на дорогостоящую операцию
сильно демотивируют молодежь в принятии решения о рождении ребенка. Данный страх приводит не только к отказу от зачатия ребенка, но и к абортированию.
Базовым понятием для рождаемости является семья. Авторский анализ социографическим методом [5] более 100 студенческих работ института управления инновациям Казанского национального исследовательского технологического университета по созданию образа современной семьи, который был проведен в рамках дисциплины «Демография» в 2022 и 2023 годах, позволил выявить ряд важных закономерностей. Можно выделить существенную разницу между созданием образа современной семьи российскими студентами и студентами - представителями туркменских и таджикских этических групп (см. Рис. 2 и Рис. 3).
Во-первых, отметим тот факт, что при формировании образа семьи российскими студентами в центре рисунка обычно бывают дети, окружённые заботой родителей. В работах туркменских и таджикских студентов в центре рисунка обычно бывают родители, окружённые заботой детей. Дети, как защитники родителей, их опора, снижающая риски старости.
Во-вторых, типичный образ современной российской семьи в среде российских студентов - это однодетная или двухдетная семья. В работе туркменских студентов минимальное количество детей - это четыре человека, но в среднем - это восемь человек детей. Таким образом, прослеживаются две модели семьи. В первом случае, модель суженного типа воспроизводства населения. Во втором случае - расширенного типа воспроизводства населения. Необходимо отметить, что задание было сформировать неидеальный образ семьи, а реальный, современный, существующий сейчас образ семьи.
В-третьих, российские студенты создают образ семьи, как правило, с использованием фигур людей, а туркменские и таджикские студенты предпочитают использовать
Рисунок 2. Образ типичной современной семьи, созданный российскими студентами социологами 1 курса КНИТУ
п Л
Г\ 4 А У у^Д 1
Чип
1Щ л
А У и ^ гк
¡л Щ.-
ктРСЬ* Нфи Г» А 01 [¡¿'МИГС/р!
Рисунок 3. Образ типичной современной семьи, созданный туркменскими и таджикскими студентами 1 курса КНИТУ
абстракцию, геометрические фигуры, символы. Воспринимая семью, как нечто святое, видимо, на бессознательном уровне работают традиции ислама - не изображать святость в лицах.
Последующее обсуждение результатов работ по созданию образа современной семьи со студентами привело к выводу, о том, что образы семьи, созданные студентами туркменских и таджикских этнических групп, являются наиболее адекватными целям, способствующим созданию желательного типа воспроизводства населения Российской Федерации. По факту, прослеживается активное развитие всех видов демографического поведения у молодых студентов мигрантов, которые не будут мириться с тем, что они на обочине жизни. Стоит заметить, что демографическая безопасность, как научная проблема часто сводится к вопросам только рождаемости и смертности. Видится, что это ошибочное суждение. Миграция - это важнейший аспект демографической безопасности страны, понимание этого факта повышает возможности системного научного анализа этого феномена.
При анализе проблематики демографической безопасности необходимо учитывать и такие демографические риски как: формирование терпимого отношения к ожирению, табакокурению, употреблению алкоголя, легкая процедура абортирования, доступность и пропаганда использования средств контрацепции, возможности «гендерного перехода», гендерного конструирования и однополых браков. В совокупности все эти факторы ведут к одинокой старости, ранней смертности и самоубийствам.
Отдельно стоит проблема искусственного затягивания взросления, таким образом, отдаляется ответственность и развивается социально-демографический инфантилизм. Все это приводит к неумению жить в реальном мире людей, раздражению или даже ненависти к окружающим,
так как именно они виноваты в отсутствии внутреннего комфорта и баланса индивидуального и социального в человеке. Как следствие, осознанное одиночество на фоне отсутствия доверия. К примеру, типичные ответы студентов первого и третьего курсов при обсуждении вопросов численности населения в рамках дисциплины «Демография»: «Большие толпы народа везде, они раздражают, нарушают мои личные границы в транспорте, в учреждениях, на учебе, заражают меня вирусами...» или «людей реально много, они загрязняют этот чудесный мир природы, нарушает экологическое равновесие, уничтожают Землю, их должно стать меньше.».
Социологическое исследование, проведенное автором в форме анкетирования в марте 2023 года, среди студентов первого и второго курсов КНИТУ (N=100) показало, что легитимация насилия и убийства людей, как некой нормы в компьютерных играх, виртуальном пространстве приводит к следующим допущениям. Например, на вопрос: «Какие способы Вы считаете допустимыми для сокращения численности населения, если придерживаетесь мнения, что существует перенаселение Земли?» были получены следующие варианты ответов: запретить рожать, воздействие голодом, пропаганда трансгендорной стратегии жизни, развязывание воин, биоцифровая конвергенция. При этом, 60% опрошенных студентов аргументированно защищали позицию недопустимости любых способов сокращения численности населения.
Снижение численности населения путем смертности - это главный тренд социально-демографической современной науки и ситуации, пропаганда которого достигла высокого уровня. Социальная ненависть даёт два социально-демографических допущения. Первое допущение - человек не является ценностью, следовательно, необходимо рассматривать возможности сокращения числа людей. Второе допущение - необходимо рассматривать возмож-
ности улучшения людей через роботизацию. Видится, что оба этих допущения становятся современными серьезными демографическими рисками.
В итоге, расчеловечивание человека в современном обществе является информационным оружием в социально-политической игре и главной проблемой демографической безопасности, решать которую необходимо в образовательной среде, меняя отношение к человеку в сторону сбережения, влияя на демографические установки и демографическое поведение. Трудно переоценить необходимость осознания молодежью того факта, что
перенаселение - это не проблема. Проблемой является «демографическая зима», когда человечество перестанет воспроизводиться. Существует необходимость объяснять феномен урбанизации (как следствие, высокая концентрация населения именно в городах) и развеять миф, основанный на субъективном ощущении студентов, что «в России перенаселение, потому везде много народа». Цифровизация жизненного пространства современной студенческой молодежи может быть не только негативным фактором, но и союзником в осознании и устранении демографических рисков современного общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Населения Земли - счетчик населения мира. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://countrymeters.info/ ru/World (дата обращения: 30.11.2022).
2. Вишневский А.Г. Демографический переход и проблема демографического саморегулирования. Ответ. А.Б. Синельникову // Социологический журнал. - 2019. Том 25. - № 4. - С. 93-104.
3. Шульгин С.Г. Взаимосвязь ценностных ориентаций и демографического поведения: опыт глобального анализа / С. Г. ульгин, Ю.В. Зинькина А.В. Коротаев // Век глобализации - 2020. - №4, - С. 139-154.
4. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. - М.: Наше завтра, 2022. - 320 с.
5. Гуреев С.В. Проективные методики в социологических исследованиях:
особенности использования графических данных (рисунков респондентов) в методе групповых дискуссий [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.sociologos.ru/upload/File/Gureev.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
Информация об авторе
Соловарова Юлия Николаевна, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Институт управления инновациями, кафедра «Государственного управления, истории и социологии»
E-mail: [email protected]
Solovarova Yu.N.
THE PROBLEMS OF DEMOGRAPHIC SECURITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE LIVING SPACE OF MODERN STUDENTS
(ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS OF KNRTU)
Abstract. An important condition for the formation of demographic security in the context of digitalization of the living space of modern students (of different ethnic groups) is awareness of the main demographic risks. Remaining unconscious, these demographic risks in the aggregate will be tantamount to declaring a "demographic war" aimed at the destruction of man. The formation of key aspects of demographic security is based on the education system, which is designed to change the attitude towards a person, his preservation as a value, and not to continue the path of human development as a "perfect" artificial system. The article analyzes the existing images of the family of Russian students, as well as students of Turkmen and Tajik ethnic groups studying at the Kazan National Research Technological University.
Keywords: demographic security, demographic risks, demography, family, Russian and foreign students, sociographic method.
Literature
1. The population of the Earth - the world population counter. // [Electronic resource]. - Access mode: https://countrymeters. info/ru/World (accessed: 11/30/2022).
2. Vishnevsky A.G. Demographic transition and the problem of demographic self-regulation. Answer. A.B. Sinelnikov // Sociological Journal. - 2019. Volume 25. - No. 4. - pp. 93-104.
3. Shulgin S.G. Interrelation of value orientations and demographic behavior: experience of global analysis / S. G.Shulgin, Yu.V. Zinkina A.V. Korotaev // Century of Globalization - 2020. - No. 4, - pp. 139-154.
4. Malthus T. Experience about the law of population. - M.: Our tomorrow, 2022. - 320 p.
5. Gureev S.V. Projective techniques in sociological research: features of the use of graphic data (drawings of respondents) in the method of group discussions [Electronic document]. - Access mode: http://www.sociologos.ru/upload/File/Gureev.pdf (accessed: 05.05.2022).
Аuthor
Solovarova Yulia Nikolaevna, Associate Professor, Kazan National Research Technological University, Institute of Innovation Management, Department of Public Administration, History and Sociology E-mail: [email protected]