Экономика народонаселения и демография
АБДУЛМАНАПОВ П.Г.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИК И НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы мониторинга демографической ситуации и определения эффективности реализуемых мер демографической политики в регионе. Автором на основе анализа разных подходов к определению сущности демографической политики уточнено понятие «демографическая политика». Усовершенствована система показателей по мониторингу изменения демографической ситуации, заключающаяся в том, что предлагается проводить постоянный анализ не только статистических показателей, но и показателей демографического поведения. Также в работе выявлены показатели, наиболее полно отражающие эффект от реализации мер демографической политики.
Ключевые слова: демографическая политика, миграционная политика, мониторинг демографической ситуации, эффективность демографической политики, демографический потенциал, коэффициент Лотки, воспроизводство населения.
ABDULMANAPOV Р.С.
THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF RESEARCHING THE DEMOGRAPHIC POLICY ON THE REGIONAL LEVEL
Abstract. The manuscript discusses problems of monitoring the demographic situation and determining the effectiveness of implemented measures of the demographical policy in the region. Based on the analysis of different approaches to determining the fundamental nature of the demographic policy, the author clarified the notion of "the demographic policy". The system of indicators on monitoring the change in the demographical situation was perfected. It was based on the fact that it was suggested to perform a continuous analysis not only of statistical indicators, but also of indicators of demographic behaviour. Also, the manuscript showed indicators that are most fully reflecting the effect from implementing measures of the demographic policy.
Keywords: demographic policy, migration policy, monitoring of the demographic situation, effectiveness of the demographic policy, demographic potential, the Lotka index, reproduction of the population.
В настоящее время существуют разные инструменты регулирования демографических процессов с помощью комплекса мер демографической политики. В основном они применяются в области рождаемости, имеющей существенное значение в деле обеспечения расширенного воспроизводства населения. Однако научная обоснованность инструментов демографической политики ограничена недостаточно высоким уровнем разработок теоретических и методологических аспектов. Несмотря на то что в этой области демографии достигнуты некоторые результаты, в которых исследуются задачи демографической политики, общие принципы ее разработки, осуществления, отдельные вопросы остаются открытыми по настоящее время.
Демографическая политика оказывает воздействие на развитие государства и общества, их отдельных сторон, отношений и институтов. Она вплетается во все элементы государственной политики, образуя в итоге сложнейшую политику в области общественных отношений. В нашей работе мы определяем политику как один из механизмов в системе управления, ту его часть, с помощью которой осуществляются воздействия на тот или иной процесс. Чем более обоснована и продумана политика, тем эффективнее управление.
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь. В Новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое
оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов — в зависимости от фазы демографического перехода — была характерна и для Новейшего времени.
Демографическая политика — один из основных компонентов политики народонаселения — имеет своим объектом воспроизводство населения и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроизводства. Понятие «демографическая политика» не имеет вполне сложившегося однозначного толкования с точки зрения определения ее содержания [9, с. 66]. Трактовке демографических процессов как охватывающих лишь воспроизводство населения соответствует понимание демографической политики в узком смысле, в более широком смысле оно приближается к политике народонаселения, включая различные структуры воспроизводства населения и миграцию. Иными словами, в широком смысле демографическую политику отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком смысле, более понятном, рассматривают как одну из ее составляющих. Демографическая политика тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет и свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения. Между понятиями демографической политики в широком и узком смыслах нет противоречия по существу, поскольку практически все меры, направленные на развитие народонаселения, прямо или опосредованно влияют на его воспроизводство.
По мнению Л.Л. Рыбаковского [8, с. 246], изменение качественных характеристик населения, его занятости, а также уровня и качества жизни есть узкое понимание социальных процессов. От социальных процессов в их узком представлении существенно отличаются и демографические, и миграционные процессы. Первые ведут к количественным и структурным изменениям населения, а вторые, если они имеют внутренний характер, — к сдвигам в его размещении по территории. Внешние миграции меняют численность и структуру одних совокупностей людей за счет других. Именно поэтому объектом демографической политики выступают воспроизводство населения и миграция, т. е. его количественные параметры, в то время как качественные аспекты жизнедеятельности человека — это объект социальной политики государства. В той мере, в какой миграция выступает компонентой демографической динамики, она является наряду с естественным движением объектом демографической политики. Но миграционная политика имеет и собственную цель, и собственное содержание.
Цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (т. е. достижения демографического оптимума).
Политика народонаселения, являясь направлением социальной политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает: воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой); воздействие на процесс социализации подрастающих поколений; регулирование комплекса условий труда; регулирование миграций и территориальной структуры населения; воздействие на общие условия жизни всех слоев населения.
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла. Особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Демографическая политика влияет как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.
Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения постав-
ленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются: комплексность проведения; ориентированность на длительную перспективу; устойчивость осуществления мероприятий.
Мнения ученых сходятся в определении предмета региональной демографии. Например, специалист в области географической демографии Г. М. Федоров отмечает, что региональная демография изучает «демографические процессы на конкретной территории и их региональную дифференциацию» [16, с. 17]. По мнению Д. И. Валентея, региональная демография «изучает специфические особенности, развитие и рационализацию демографических процессов и структур в территориальной системе и отдельных регионах страны» [15, с. 130]. С точки зрения отечественного демографа С. В. Захарова, «главным предметом региональной демографии должно стать изучение закономерностей региональной дифференциации воспроизводства населения и факторов, обусловливающих возникновение и эволюцию региональных демографических различий в рамках типологических структур» [10, с. 17].
Региональный аспект демографической политики не работает в отношении одного отдельного региона, а начинается там, где регион рассматривается как элемент определенной территориальной системы в сравнении, во взаимодействии с другими элементами этой системы. Региональный аспект демографической политики в виде взаимосвязей между регионами существует в форме рождаемости, смертности, миграции и т. д. В отношении вышеизложенного У. Изард отмечает, что «показатели рождаемости в данном конкретном регионе косвенно связаны и с явлениями, происходящими в других регионах, с их структурой и уровнем материального благосостояния. На рождаемость влияют также характерные особенности системы районов, рассматриваемой в целом» [11, с. 25]. Следовательно, территориальный аспект демографической политики разрешает оценить силу и направление зависимости этого распределения от действия различных факторов.
Л.Л. Рыбаковский предлагает свое определение демографической политики как «системы общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение в демографическом развитии страны поставленных целей» [8]. Здесь не уточнено, какие органы власти могут выступать субъектом демографической политики и что имеется в виду под общественными организациями. Также данное определение не проясняет, на какие именно процессы должны быть направлены управляющие воздействия органов власти.
Мы придерживаемся в своем исследовании следующего определения понятия «демографическая политика»: демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в области регулирования воспроизводства населения, которая призвана сохранить или изменять тенденции динамики его численности и структуры путем воздействия на процессы рождаемости, брачности, разводи-мости, смертности, а также на репродуктивное и самосохранительное поведение населения и его возрастную структуру.
Всесторонний анализ демографической ситуации — необходимое условие подготовки концептуальных, программных документов, определяющих стратегию демографической политики. С помощью такого анализа выявляются наиболее острые демографические проблемы, требующие первоочередного решения, и тем самым определяются приоритетные направления этой политики. Он дает возможность в дальнейшем сравнивать изменения демографических параметров с тем их уровнем, который имел место перед началом проведения демографической политики. На его основе возможны оценки эффективности демографической политики. В связи с этим необходимо, чтобы анализ демографической ситуации проводился в режиме мониторинга.
Мониторинг демографической ситуации — это постоянное отслеживание изменения численности и состава населения, динамики демографических процессов и демографического поведения. Целью проведения мониторинга является обеспечение возможности постоянного учета изменений в демографической ситуации в ходе разработки и реализации демографической политики, при разработке демографических прогнозов.
Основными задачами мониторинга демографической ситуации являются:
- сбор и обработка статистической и социологической информации, отражающей демографическую ситуацию;
- анализ динамики основных показателей, характеризующих демографические процессы, численность и состав населения;
- оценка результативности демографической политики;
- выявление резервов улучшения демографической ситуации за счет оптимизации процессов естественного движения населения и миграции;
- обоснование внесения, в случае необходимости, корректив в разрабатываемую и реализуемую демографическую политику, а также политику в других отраслях социально-экономической сферы;
- аналитическое обеспечение уточнения гипотез при прогнозировании численности и состава населения, демографической динамики;
- подготовка периодического доклада о демографической ситуации.
От того, насколько качественно будут решаться поставленные задачи, зависит корректность всего мониторинга, степень адекватности отражения им демографической ситуации и, следовательно, обоснованность выводов, получаемых в ходе проведения мониторинга. Анализ демографической ситуации и тенденций ее изменения должен включать в себя не только отслеживание изменений тех или иных характеристик, но и выявление детерминант и механизмов их воздействия на демографические процессы, демографическое поведение.
Для выполнения задачи оценки результативности демографической политики необходимо сравнить текущие уровни достигнутых демографических индикаторов с целевыми. В случае если происходят какие-либо неблагоприятные сдвиги в динамике рождаемости, смертности, брачности, разводимости, миграции, то важно определить, действием каких факторов это обусловлено. Адекватное определение характера детерминации негативных изменений в демографических процессах позволит определить резервы улучшения демографической ситуации и необходимые направления совершенствования демографической политики, ориентированной на устранение или смягчение действия причин этих изменений.
Что касается совершенствования демографической политики, то необходим предварительный анализ уже реализованных мер. Если в рассматриваемом направлении уже реализовыва-лись какие-либо меры политики, то желательно будет определить, оказалось ли этих мер недостаточно и нужны какие-то дополнительные, или вообще нужны принципиально иные меры вместо тех, которые уже реализуются.
Реализация тех или иных мер демографической политики может и не приводить к положительным сдвигам в демографической ситуации в связи с тем, что негативное воздействие иных причин будет более сильным и реализуемых мер окажется недостаточно для противодействия ему. В этом случае можно будет говорить о недостаточности мер. Если же демографическая динамика будет хуже, чем прогнозируемая, то скорее можно говорить о неадекватности предпринимаемых мер политики. Все это, конечно, справедливо в том случае, если демографический прогноз без учета влияния демографической политики сделан корректно.
Если происходят позитивные перемены в динамике демографических процессов, то, опять, же важно понять, в какой мере они вызваны реализацией осуществляемой демографической политики, а в какой — действием иных причин. Здесь снова целесообразно провести сравнение с прогнозным вариантом, рассчитанным без учета проведения политики. В том случае когда изменения вызваны влиянием мер демографической политики, то, безусловно, важно попытаться определить, насколько эти изменения устойчивы, носят ли они кратковременный или долгосрочный характер. Во многом здесь поможет мониторинг демографического поведения, который покажет, на каких именно сторонах демографического поведения позитивно сказалась реализация мер демографической политики.
Мониторинг демографической ситуации неразрывно связан с демографическим прогнозированием. Во-первых, постоянное отслеживание изменения ситуации, характера демографических процессов, в т. ч. и под влиянием осуществляемой демографической политики, обеспечит необходимое уточнение прогнозных гипотез в отношении перспектив рождаемости, смертности и миграции. Во-вторых, как уже отмечалось выше, прогноз, сделанный без учета
проведения демографической политики и предшествующий ее реализации, даст необходимую базу сравнения для последующей оценки эффективности этой политики. В-третьих, демографический прогноз послужит одним из оснований для разработки демографической политики.
Мониторинг включает три основных блока: рождаемость, смертность и продолжительность жизни, миграцию. Эти блоки дополняются характеристикой численности и состава населения, которые, с одной стороны, являются результатом действия демографических процессов, происходивших в прошлом, а с другой стороны, во многом определяют настоящую и будущую демографическую динамику, служат основой при прогнозировании социально-экономического развития. Кроме того, в отдельный блок выделяются характеристики естественного прироста и воспроизводства населения как результирующие показатели сочетания рождаемости и смертности, являющиеся важнейшими параметрами демографической динамики в целом.
Разработка демографической политики должна основываться не только на анализе сложившейся демографической ситуации, тенденций и перспектив ее изменения, но и учитывать характер детерминации демографических процессов, ибо одной из важнейших задач демографической политики является устранение или, по крайней мере, смягчение действия тех причин, которые порождают негативную демографическую динамику. Выявление характера детерминации демографических процессов невозможно без изучения демографического поведения, результатом которого являются те или иные демографические события в совокупности своей и определяющие демографическую ситуацию, уровень и тенденции рождаемости, смертности, брачности, разводимости, миграции.
Результаты демографической политики, прежде всего, могут проявиться в демографическом поведении, в изменении ориентаций, потребностей и установок семьи и личности на поведение в демографической сфере жизнедеятельности. Например, под влиянием тех или иных мер политики могут начать изменяться ориентации на сроки рождения детей, восприятие условий жизни как благоприятствующих или не благоприятствующих реализации существующей потребности в детях. Прежде чем это отразится на показателях рождаемости, изменятся соответствующие характеристики репродуктивного поведения, что и будет зафиксировано в исследованиях демографического поведения. Более того, такие исследования, в отличие от статистических данных, позволят определить, в каких группах населения, семей эти изменения происходят в большей степени, а в каких — в меньшей, т. е. на поведение каких групп населения и семей реализуемые меры влияют сильнее всего, а на поведение каких — влияют значительно меньше или не влияют вообще.
Инерционность демографических процессов не позволяет результату демографической политики проявиться сразу, в момент ее проведения. Политика поощрения рождаемости, например, может быть успешной, приведя к увеличению репродуктивных установок населения, но численность населения может при этом продолжать сокращаться из-за постаревшей возрастной структуры населения или увеличения возраста деторождения. Это обстоятельство мешает простой и адекватной оценке возможностей демографической политики. Задача усложняется, если учесть растянутость демографической политики во времени и необходимость оптимального распределения ресурсов в период проведения политики.
Важнейшим условием проведения успешной демографической политики является использование удобной, информативной и оперативной системы мониторинга воспроизводства населения и контроля результативности демографической политики. Эта система должна быть достаточно универсальной, гибкой и простой в использовании, чтобы с успехом применяться на уровне страны в целом, на уровне отдельных ее регионов и даже на уровне отдельных населенных пунктов.
Общие коэффициенты воспроизводства населения малопригодны для системы контроля результативности демографической политики, поскольку по динамике общих коэффициентов сложно судить раздельно о вкладе изменения режима воспроизводства населения и динамики половозрастной структуры населения. Кроме того, по общим коэффициентам воспроизводства нельзя провести корректного сравнительного анализа влияния основных факторов движения населения на демографическую динамику в контексте долгосрочной демографической политики, не говоря уже об учете таких факторов, как изменение репродуктивных установок насе-
ления.
Большей глубины анализа и корректного сравнительного анализа можно добиться, используя более сложные традиционные показатели. Это показатели рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости, брутто-коэффициент воспроизводства), смертности (стандартизованные коэффициенты и индексы смертности, показатели ожидаемой продолжительности жизни, таблицы дожития в целом), а также показатели замещения поколений, воспроизводства населения (нетто-коэффициент воспроизводства, коэффициент Лотки).
Эти показатели хорошо подходят для сравнительного анализа текущего состояния воспроизводства населения. Например, если коэффициент Лотки постоянен, то он несет очень важную информацию о будущем народонаселения, детерминируя асимптотический темп прироста его численности. В контексте проблем, затронутых выше, привлекателен мониторинг величин, не отражающих интенсивность протекания воспроизводства населения в текущий момент времени, а подводящих итог воспроизводству населения за весь период времени, предшествующий текущему. Простейшим примером такого показателя является численность населения, которая, однако, обладает всеми теми же недостатками, что и общие коэффициенты движения населения.
Перспективным, с точки зрения построения системы демографического мониторинга и контроля результативности демографической политики, является учет репродуктивных установок. Например, в случае гипотетического сценария увеличения рождаемости без изменения репродуктивных установок населения происходит смещение рождений без изменения их общего количества для каждой из когорт. Другими словами, (временный) рост рождаемости происходит только за счет изменения календаря рождаемости и впоследствии компенсируется спадом рождаемости.
Изменение только графика в деторождении приводит к коэффициенту Лотки, лишь немногим отличающемуся от коэффициента Лотки при отсутствии изменений, в то время как динамика численности меняется заметно. Ухудшение обобщенного коэффициента Лотки при росте рождаемости за счет изменения графика деторождений легко объяснить тем, что в условиях депопуляции перенос деторождения на ранние сроки ухудшает демографические перспективы, поскольку ускоряет депопуляцию. Если краткосрочные изменения в рождаемости не столь велики, но происходит сдвиг в репродуктивных установках населения, то обобщенный коэффициент Лотки опять оказывается более адекватен.
Коэффициент Лотки или истинный коэффициент естественного прироста населения — это коэффициент естественного прироста стабильного населения, соответствующего данному режиму воспроизводства населения. Коэффициент Лотки — средство анализа демографической ситуации путём проекции её на будущую динамику населения. В отличие от коэффициента естественного прироста — меры изменения численности конкретного населения, коэффициент Лотки (истинный коэффициент естественного) не зависит от существующей возрастной структуры населения и измеряет совокупное влияние только режима рождаемости и порядка вымирания на динамику численности населения.
Таким образом, в нашей работе мы определили демографическую политику как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов в области регулирования воспроизводства населения, которая призвана сохранить или изменять тенденции динамики его численности и структуры путем воздействия на процессы рождаемости, брачно-сти, разводимости, смертности, а также на репродуктивное и самосохранительное поведение населения и его возрастную структуру. Система показателей по мониторингу изменения демографической ситуации, по нашему мнению, нуждается в улучшении. Необходимо проводить постоянный анализ не только статистических показателей демографического развития, но и показателей демографического поведения, таких, как репродуктивное поведение, репродуктивные установки, потребность в детях, самосохранительное поведение. Простые демографические показатели демографического анализа не отражают в полной мере эффективность демографической политики. Более информативными в деле определения эффекта от реализации мер демографической политики являются такие показатели, как суммарный коэффициент рождаемости, брутто-коэффициент воспроизводства, стандартизованные коэффициенты и индексы смертности, показатели ожидаемой продолжительности жизни, таблицы дожития, нетто-коэффициент воспроизводства, коэффициент Лотки, учет репродуктивных установок.
Литература
1. Абасова, Х. У. Предпосылки многофункционального развития сельских территорий // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 2. С. 67-68.
2. Абдулаева, З. З. Развитие малого бизнеса как условие повышения занятости населения в трудоизбыточном регионе //Апробация. 2014. № 7. С. 20-22.
3. Абдулкабатова, Л. Г. Социальная инфраструктура и ее роль в социально-экономическом развитии региона //Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 584-586.
4. Абдулманапов, П. Г. Демографические основы формирования трудовых ресурсов в Республике Дагестан //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288-291.
5. Абдулманапов, П. Г. Продолжительность жизни населения и резервы ее повышения в Республике Дагестан // Управление экономическими системами. 2011. № 36.
6. Абдулманапов, П. Г. Трудовые ресурсы региона : проблемы формирования и обеспечение занятости. — Махачкала : ИД Наука плюс, 2006.
7. Абидов, М. Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане // Народонаселение. 2008. № 1. С. 31-35.
8. Архангельский, В. Н., Иванова, А. Е., Рыбаковский, Л. Л., Рязанцев, С. В. Практическая демография ; под ред. Л.Л. Рыбаковского. — М. : ЦСП, 2005.
9. Демографический энциклопедический словарь ; под ред. Д. И. Валентея. — М., 1985.
10. Захаров, С. В. Эволюция региональных особенностей воспроизводства населения России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 1990.
11. Изард, У. Методы регионального анализа : введение в науку о регионах. — М., 1966.
12. Кутаев, Ш. К. Востребованное образование как условие развития региональной экономики // Апробация. 2014. № 7. С. 16-19.
13. Сагидов, А. К. Актуальные проблемы функционирования системы здравоохранения регионов Северо -Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4(38). С. 286-289.
14. Сагидов, А. К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 88-93.
15. Система знаний о народонаселении ; под ред. Д.И. Валентея. — М., 1991.
16. Федоров, Г. М. Геодемографическая обстановка. — Л., 1984.
17. Хаджалова, Х М. Качество жизни как критерий оценки в системе управления регионального развития //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 3 (41). С. 47-57.
18. Хаджалова, Х М. Теоретико-методологические основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1 (41). С. 435-441.
References:
1. Abasova, H. U. Prerequisites of multipurpose development of rural territories // Questions of structurization of economy. 2013. No 2. P. 67-68.
2. Abdullaeva, Z. Z. Development of small business as a condition of increase of employment of the population in the trudoizbytochny region //Approbation. 2014. No 7. P. 20-22.
3. Abdulkabatova, L. G. Social infrastructure and its role in social and economic development of the region // Questions of structurization of economy. 2010. No 2. P. 584-586.
4. Abdulmanapov, P. G. Demographic bases offormation of a manpower resources in the Republic of Dagestan/Regional problems of transformation of economy. 2009. No 4. P. 288-291.
5. Abdulmanapov, P. G. Life expectancy of the population and reserves of its increase in the Republic of Dagestan // Management of economic systems, 2011. No 36.
6. Abdulmanapov, P. G. Region manpower resources : problems of formation and employment. — Makhachkala : IDES Science plus, 2006.
7. Abidov, M. H. Population shift and migration policy in Dagestane // The Population. 2008. No 1. P. 31-35.
8. Arkhangelsk, V. N., Ivanova, A. E., Rybakovsky, L. L., Ryazantsev, S. V. Prakticheskaya a demography ; ed. L.L. Rybakovsky. — M. : TsSP, 2005.
9. The demographic encyclopedic dictionary; ed. D. I. Valentey. — M., 1985.
10. Zakharov, S. V. Evolution of regional features of reproduction of the population of Russia : the abstract of the thesis.... an academic degree of Candidate of Economic Sciences. — M., 1990.
11. Izard, U. Methods of the regional analysis : Introduction to science about regions. — M., 1966.
12. Kutayev, Sh. K. Demanded education as condition of development of regional economy // Approbation. 2014. No 7. P. 16-19.
13. Sagidov, A. K. Actual problems offunctioning of health system of regions of North Caucasus federal district // Regional problems of transformation of economy. 2013. № 4(38). P. 286-289.
14. Sagidov, A. K. The main directions of improvement of health care in the region // Questions of structurization of economy. 2012. No 3. P. 88-93.
15. System of knowledge of the population ; ed. D. I. Valentey. — M., 1991.
16. Fedorov, G. M. Geodemograficheskaya situation. — L., 1984.
17. Hadzhalova, H. M. Kachestvo of life as criterion of an assessment in a control system of regional development // Regional problems of transformation of economy. 2014. No 3 (41). P. 47-57.
18. Hadzhalova, H. M. Teoretiko-metodologichesky bases of regulation of quality of life in regions // Regional problems of transformation of economy. 2013. No 1 (41). P. 435-441.