Научная статья на тему 'Проблема «женского письма» в романе Эмилии Дворяновой «Концерт для слова»'

Проблема «женского письма» в романе Эмилии Дворяновой «Концерт для слова» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / болгарская литература / женская проза
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема «женского письма» в романе Эмилии Дворяновой «Концерт для слова»»

ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ СЛАВЯНСКИХ ЛИТЕРАТУР = 239

Примечания

1 ФилипповаА.К. Автоинтертекстуальность как составляющая концептуально-языковой картины мира писателя: на материале фикциональных и нефикциональ-ных текстов Томаса Манна: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2013. С. 5.

2 Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. М., 2007. С. 20.

3 МаркинА. В., Павлова Н. С. История швейцарской литературы. М., 2005. Т. III. C. 280.

4 Стратиев С. Стоян. София, 1995. С. 23-24.

5 Он же. Лице от Греко. София, 1997. С. 34.

6 Стратиев С. С. 46.

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.3.4 А.В. Зубкова

Проблема «женского письма» в романе Эмилии Дворяновой «Концерт для слова»

Ключевые слова: гендер, болгарская литература, женская проза.

Начиная с 1960-х гг. увеличивается интерес к вопросу «женского письма»: актуальность этой темы обусловлена новой волной феминизма и обращением его теоретиков к «ген-дерному неравенству» в литературе, внедрением гендерного подхода в гуманитарные науки. В данной работе мы попытаемся определить специфику «женского письма» на примере особенностей поэтики романа болгарской писательницы Эмилии Дворяновой «Концерт для слова».

Впервые понятие «женского письма» (фр. écriture féminine) использует в своем эссе «Хохот медузы» (фр. Le Rire de la Méduse, 1972) французский философ, теоретик феминистского литературоведения, писательница Элен Сиксу. По ее мнению, «женское письмо» - это путь, который освободит женщину от страха участия в литературном процессе, поможет

240 Секция «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» ==

утвердиться вне рамок мужского видения мира: «Наконец-то женщины возвращаются из дремучего далека, где все и всегда "как положено", они идут из вересковых пустошей, где ведьмам дозволено выжить, из застенков "культуры"; из своего детства, которое мужчины отчаянно заставляют их забывать, обрекая его на вечный покой. Маленькие девочки и их невоспитанные тела, закованные в самих себя, нетронутые и хранящиеся под запрещающим оком всевидящего зеркала»1.

Так, одной из главных целей женского письма является разрушение традиционной, навязанной писателями-мужчинами системы норм и правил, поиск нового, выразительного языка. Сиксу призывает изменить привычное понимание текста: «Я-женщина собираюсь взорвать их Закон: сейчас и немедленно, в языке»2. По Сиксу, «мужской» текст обладает законченностью, логичностью, рациональностью, в то время как у «женского» текста нет ни начала, ни конца, и только он способен преодолеть общепринятые понятия и определения, которые мешают истинному восприятию окружающего мира. Женщина общается с миром при помощи своего тела, сосредоточиваясь на восприятии цвета и запаха, звука и вкуса.

Особое внимание исследователи «женского письма» уделяют проблеме телесности и концепту «тела». В работах «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» и «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» Мишель Фуко утверждает, что социальное является продолжением тела, так как именно посредством тела осуществляется восприятие окружающего мира. Фуко интерпретирует «тело, как поверхность, на которой прописаны социальные нормы и регулятивы»3. Проблема телесности тесно связана с феноменом «женского письма», и Сиксу неоднократно акцентирует на этом внимание: «Пишите себя. Ваше тело должно быть услышано. Только тогда неистощимые запасы бессознательного выплеснутся наружу»4.

На рубеже ХХ—ХХ1 вв. в Болгарии появилось большое количество писательниц-женщин, в фокусе которых оказалась в первую очередь гендерная проблематика. Среди этих

ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ СЛАВЯНСКИХ ЛИТЕРАТУР = 241

авторов была и Эмилия Дворянова (р. 1958). Она окончила философский факультет Софийского университета, также получила музыкальное образование, что отчасти объясняет интерес писательницы к проблеме синтеза музыки и литературы, который обнаруживается в структуре ее произведений. Первые прозаические произведения Дворяновой относятся к 90-м гг. XX в.: «Дом» (1993), «Passion, или смерть Алисы» (1995), «La Velata» (1998). Затем были написаны романы «Госпожа Г.» (2001), «Земные сады Богородицы» (2006), «Концерт для слова», (2008), «У входа в море» (2014), последние два переведены на русский язык З.И. Карцевой. Дворянова удостоена нескольких престижных литературных наград, в числе которых национальная литературная премия имени Христо Г. Данова за роман «Земные сады Богородицы» (2007), в 2015 г. «У входа в море» был признан романом года и получил премию Национального благотворительного фонда «13 веков Болгарии».

Центральным персонажем нравственно-философских романов Дворяновой является женщина, которая переживает кризис собственной идентичности и выходом из него видит бегство - «в страсть, в творчество, к Богу или в смерть»5. Разделяя концепцию женского письма, предложенную Сиксу, Дворянова показывает, что женщине чужд «мужской взгляд» на мир, она нуждается в иных средствах выражения своей идентичности. Своеобразным ключом «к пониманию женского естества как единения души и тела»6 становится телесность, осмыслению которой Дворянова уделяет много внимания. Чтобы идентифицировать себя, женщина должна «через осознание собственного тела как нестыдного, неограниченного, "бисексуального", как сексуального по-другому, найти и понять свое Я»7.

Одной из центральных тем романа «Концерт для слова», имеющего подзаголовок «Музыкально-эротические опыты», является музыка. Гениальность музыканта, как считает Дворянова, рождается из любви между исполнителем и музыкой, которая впоследствии раскрывается в их телесной страсти. «С помощью внелитературного синтеза литературы и музыки»8

242 Секция «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» ==

наиболее полно раскрываются проблемы женской идентичности, что является особенностью «женского письма» Дво-ряновой в целом. Вирджиния, главная героиня, описывает свои взаимоотношения с музыкой в эротическом контексте: тесная связь телесности и музыки используется автором для передачи чувственности женщины.

Анализируя роман с точки зрения «женского письма», обратим внимание на следующие аспекты: тематика, композиция произведения (структура романа носит фрагментарный характер), особенности повествования (наличие нескольких рассказчиков, развернутые синтаксические конструкции, частое отсутствие пунктуации, нарушение абзацного членения). С точки зрения Карцевой, «отличием болгарского гендерного письма стала некая новая барочность, по всей видимости, вытекающая из авторского ощущения нестабильности, неустойчивости, переходности жизни, в которой вынужденно пребывают их героини»9, и нашедшая яркое выражение в исследуемом романе.

Примечания

1 Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в гендерные исследования. В 2 ч. / под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, СПб, 2001. Ч. 2: Хрестоматия. С. 801.

2 Там же. С. 812.

3 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет. М., 1996. С. 85.

4 Сиксу Э. Хохот Медузы. С. 804.

5 КарцеваЗ.И. Поэтика синтеза (роман-фуга Эмилии Дворяновой) // Stephanos. 2015. №2 (10) Март. С. 20.

6 КарцеваЗ.И. «Женский роман» в новой болгарской прозе // Гендер и литература в странах Центральной и Юго-Восточной Европы / отв. ред. И. Е. Адельгейм. М., 2013. С. 168.

7 АгафоноваЕ.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2009. № 3. С. 16.

8 Карцева З.И. Поэтика синтеза (роман-фуга Эмилии Дворяновой). С. 27.

9 Карцева З.И. «Женский роман» в новой болгарской прозе. С. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.