Научная статья на тему 'Проблема жанровой атрибуции романа Алексея Варламова «Душа моя Павел»'

Проблема жанровой атрибуции романа Алексея Варламова «Душа моя Павел» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Н. Варламов / «Душа моя Павел» / роман взросления / роман воспитания / роман инициации / A. N. Varlamov / «My soul Pavel» / coming-of-age novel / bildungsroman / novel of initiation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ольга Анатольевна Бознак, Кирилл Александрович Бондаренко

В статье рассматривается жанровое своеобразие романа А. Н. Варламова «Душа моя Павел». Приводятся жанровые определения произведения, данные автором (роман воспитания), издательством (роман взросления), исследователями (филологический роман, исторический роман), дается их характеристика. Поэтика романа «Душа моя Павел» анализируется в аспекте выявления черт воспитательного романа и романа инициации как типологически близких романных форм, в наибольшей степени определивших проблематику и художественные особенности произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of genre attribution of Alexey Varlamov's novel «My soul Pavel»

The article examines the genre originality of A. N. Varlamov's novel «My Soul Pavel». Genre definitions of the work given by the author (bildungsroman), publishing house (coming-of-age novel), researchers (philological novel, historical novel) are given in the article, their characteristics are also given. The poetics of the novel «My Soul Pavel» is analyzed in the aspect of identifying the features of the bildungsroman and the novel of initiation as typologically close novel forms that most determined the problematic and artistic features of the work.

Текст научной работы на тему «Проблема жанровой атрибуции романа Алексея Варламова «Душа моя Павел»»

3. Drachex'a, Нута, 2022 - Dracheva Yu. N.. Ilyina E. N. Introductioa Mediaobraz regiona v sovremennoj massovoj kommimikacii : monograftya / nauch. red. E. N. Il'ina [Media image of the region in modem mass communication : monograph / scientific ed. by E. N. Ilyina], Vologda: VSU, 2022. Pp. 7-14. (InRuss.)

4. Krongauz, 2012 - Krongauz M. Mernes on the Internet: experience of deconstmction. Nauka i zhizn' [Science and Life], 2012. No 11, pp. 127-132. (In Russ.)

5. Public "Komi memyas" - PabÜk «Komi mem"yas» [Public "Koini memyas"] [Electronic resource]. Available at: https://vk.com/koinimem (accessed: 25.01.2023). (InRuss.)

Информация об авторах /Information about the authors Бешкарев Алексей Александрович Alexey A. Beshkarev

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001. Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Journalism, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar. 167000, Russia

Пыстина Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Olga V. Pystina

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Journalism, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Статья посту пила в редакцию / The article was submitted 10.04.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18,04.2023

Принята к публикации / Accepted for publication 02.05.2023

Научная статья /Article УДК 821.161.1

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-110

Проблема жанровой атрибуции романа Алексея Варламова

«Душа моя Павел»

Ольга Анатольевна Бознак1, Кирилл Александрович Бондаренко2

'^Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия 'о lgaboznak@rambler,ru, http://orcid.org/0(K)0-0001-7339-3149 skab,44.03,05f|gmail,com, https://orcid.org/0009-0008-9784-4109

Аннотация. В статье рассматривается жанровое своеобразие романа А. П. Варламова «Душа моя Павел». Приводятся жанровые определения произведения, данные автором (роман воспитания), издательством (роман взросления), исследователями (филологический роман, исторический роман), дается их характеристика. Поэтика романа «Душа моя Павел» анализируется в аспекте выявления черт воспитательного романа и романа инициации как типологически близких романных форм, в наибольшей степени определивших проблематику и художественные особенности произведения.

Ключевые слова: А. П. Варламов, «Душа моя Павел», роман взросления, роман воспитания, роман инициации

Для цитирования: Бознак О. А., Бондаренко К. А. Проблема жанровой атрибуции романа Алексея Варламова «Душа моя Павел» // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2023. № 1-2. С. 110-124. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-1-2-110

The problem of genre attribution of Alexey Varlamov's novel

«My soul Pavel»

Olga A. Boznak1, Kirill A. Bondarenko2

'^Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia, 'olgaboznakfgirambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-7339-3149 2kab.44.03.05@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-9784-4109

Abstract The article examines the genre originality of A. N. Varlamov's novel «My Soul Pavel». Genre definitions of the work given by the author (bildungsroman), publishing house (coming-of-age novel), researchers (philological novel, historical novel) are given in the article, their characteristics are also given. The poetics of the novel «My Soul Pavel» is analyzed in the aspect of identifying the features of the bildungsroman and the novel of initiation as typologically close novel forms that most determined the problematic and artistic features of the work.

Keywords: A. N. Varlamov, «My soul Pavel», coming-of-age novel, bildungsroman, novel of initiation

For citation: Boznak O. A., Bondarenko K. A. The problem of genre attribution of Alexey Varlamov's novel «My Soul Pavel». Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series. 2023, 1-2: 110-124. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-110

Введение. Отличительной характеристикой современной литературы можно назвать «активизацию жанровых процессов» [Серова, 2015, с. 117], которая выражается в том, что писатели создают уникальные разновидности привычных жанров, основываясь на жанровом синтезе, возвращении к жанровым истокам, выходе за пределы литературы и взаимодействии с другими видами искусства. В большей степени это относится к жанру романа как наиболее динамичной и свободной форме. Среди авторских жанровых определений современного романа встречаем такие необычные формы, как роман-житие С. В. Василенко «Дурочка», роман-идиллия А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»,

неисторический роман Е. Г. Водолазкина «Лавр» и многие другие. В этом ряду находится и вышедший в 2018 году роман А. Н. Варламова «Душа моя Павел».

В творчестве А. Варламова нередки уникальные жанровые определения: повести сердца «Рождение», «Ева и Мясоедов», «Дом в деревне» [Варламов, 20216, с. 4], байкальская повесть «Гора», рассказ-судьба «Балашов», старинное предание «Звёздочка», соловецкая повесть «Тёплые острова в холодном море», история ненаписанного очерка «Вот придёт барин» [Варламов, 2017, с. 115, 166, 204, 292]. Роман «Душа моя Павел» был определен автором как роман воспитания. Авторский жанровый подзаголовок включает произведение в большой литературный контекст, так как данная романная форма, берущая начало в античности и получившая широкое распространение в литературе Просвещения, оказала влияние на многие романы XVIII-XX вв., касавшиеся проблемы социально-психологического формирования личности.

Изначально определенный автором как роман воспитания, «Душа моя Павел» был выпущен в Редакции Елены Шубиной издательства ACT с более современным жанровым подзаголовком - роман взросления [Варламов, 2021а, с. 4]. Вскоре были предложены и другие обозначения жанра произведения как филологического [Шаргунов, 2019] и исторического [Серафимова, 2018, с. 59] романа.

Целью данного исследования является анализ жанрового своеобразия романа Варламова «Душа моя Павел» в аспекте выявления признаков романа воспитания, а также черт типологически близкой воспитательному роману жанровой разновидности - романа инициации.

Определение «Душа моя Павел» как романа инициации было впервые предложено нами [Бондаренко, 2022]. Новизна данной работы заключается в раскрытии черт романа инициации как жанровой модели, определяющей идейно-художественное своеобразие произведения Варламова «Душа моя Павел».

Методы исследования, теоретическая база. Анализ жанра романа «Душа моя Павел» проводится в рамках структурно-семиотического метода. Теоретической базой работы послужили: исследование романа воспитания М. М. Бахтина; научные работы, посвященные роману инициации, Е. А. Борисеевой, Н. С. Шалимовой; анализ сюжетно-композиционных особенностей «Душа моя Павел» как романа инициации проводится с опорой на исследование в области нарратологии В. Шмида.

Результаты исследования и их обсуждение. Названные выше жанровые определения «Душа моя Павел», данные автором, издательством, исследователями, не являются уникальными и существуют в литературоведении; сами романные формы имеют свою, более или менее давнюю, художественную традицию, обладают рядом специфических признаков - показателей жанра.

Термин «филологический роман» введён в научный оборот А. Генисом: такой подзаголовок он дал своему роману «Довлатов и окрестности». Определить этот романный тип вслед за Вл. Новиковым можно следующим образом: «филологическим, по преимуществу, наверное, можно считать такой роман, где филолог становится героем, а его профессия - основой сюжета»

[Новиков, 1999, с. 196]. С мнением С. Шаргунова, назвавшего «Душа моя Павел» филологическим романом, можно согласиться лишь отчасти: главный герой и его окружение - студенты-филологи, но их профессиональная деятельность не составляет основной совокупности событий романа, хотя, безусловно, некоторые филологические вопросы, такие как авторство и время создания «Слова о полку Игореве» или значение глагола «довлеть», образуют довольно яркие моменты произведения.

В своеобразную полемику с Сергеем Шаргуновым вступает и сам Алексей Варламов, называя роман «антифилологическим», или «контрфилологическим» [Каплан, 2018]. «Мой роман по сути - антифилологический. Я за то, чтобы обсуждать героев как живых людей, а не как систему образов. Книги нужно читать сердцем, а не препарировать» [Ефремова, 2018].

Жанровая форма романа воспитания описана М. М. Бахтиным в работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма». Ученый называет отличительным признаком романа воспитания момент существенного становления человека: «события меняют его судьбу, меняют его положение в жизни и в обществе». Соответственно сам герой в формуле романа воспитания является «переменной величиной», а его изменение «приобретает сюжетное значение» [Бахтин, 1986, с. 211-212].

М. М. Бахтиным также выделены типы романа воспитания:

- циклический (чисто возрастной), акцентирующий внимание на изменении характера и взглядов человека, определяющихся возрастными фазами;

- собственно роман воспитания, изображающий путь взросления человека как постепенного перехода от юношеского идеализма к трезвости и практицизму зрелости,

- биографический и автобиографический;

- дидактико-педагогический, изображающий воспитательный процесс,

- исторический, где формирование человека представлено «в неразрывной связи с историческим становлением» [Бахтин, 1986, с. 212-215].

Исследователь Н. С. Шалимова выделяет ряд постоянных признаков романа воспитания: особый тип героя - герой-искатель, устойчивая структура, характеризующаяся «моноцентризмом, ступенчатостью, поэтапностью». Основа конфликта такого романа заключается в движении героя «от инфантильно-индивидуального к социально-гармоническому восприятию мира», а идея -«рождение и становление динамической личности». Относительная статичность формы романа компенсируется динамизмом содержания Роман характеризуется «биографизмом, конфронтацией идей, интеллектуальными дискуссиями». С точки зрения композиционно-речевых форм роман воспитания представляет собой «описательный текст, хотя и содержащий имплицитную нарративность и событийную интенсивность» [Шалимова, 2014, с. 267-268].

Роман взросления определен О. Ахмеджановой как «произведение, в котором герой сталкивается с определенными жизненными ситуациями

(обычно непростыми, но иногда и вполне бытовыми), задается сложными «философскими» вопросами, духовно взрослеет, обретает себя и выходит из сюжета немного новым, более зрелым человеком» [Ахмеджанова, 2020]. В современном литературоведении понятия «роман воспитания» и «роман взросления» синонимичны [Далецкая, 2020, с. 4]. Роман воспитания - основное обозначение указанной жанровой формы, принятое в литературоведческой науке и сложившееся исторически, роман взросления - термин современного литературоведения.

Роман инициации подробно описан в работах Н. С. Шалимовой [Шалимова, 2014, 2017, 2018, 2022]. Исследователь трактует его как роман, посвященный «испытанию героя, проверке его социально-онтологической модальности, выраженной в готовности быть взрослым» (курсив автора. - О. Б., К. Б.) [Шалимова, 2014, с. 266]. В основе романа инициации лежат следующие проблемы: «1) взросления; 2) тендерной, экзистенциальной, культурной самоидентификации подростков, 3) преодоления кризисов» [Шалимова, 2022, с. 3800]. На первый план в романе инициации выдвигается «экзистенциальная возможность» становления главного героя «в качестве субъекта». Герой-искатель романа воспитания сменяется в романе инициации героем-испытуемым: проверяется возможность героя «действовать и меняться», «пройти посвящение - значит проявить себя сильной, цельной, зрелой личностью, пережившей экзистенциальный переворот» (курсив автора. - О. Б., К. Б.) [Шалимова, 2014, с. 265-267].

Композиция романа инициации, в целом совпадающая с композицией романа воспитания, представляет собой «четкую трехчастную структуру, совпадающую с этапами обряда инициации:

- сегрегацией - отделением посвящаемого от старого окружения и разрывом с прошлой жизнью;

- транзицией (лиминацией) - промежуточным состоянием, реализующим само посвящение;

- инкорпорацией (агрегацией) - последующим включением индивида в жизнь общества в новом качестве» [Шалимова, 2014, с. 267].

В связи со структурой обряда исследователь сравнивает композицию романа инициации с параболой: «где вершина параболы - символическая смерть героя, а крайние точки - расставание с прежним миром, потеря былого статуса, переход в лиминальный мир и затем возрождение в новом статусе и дальнейшая инкорпорация». Важную роль в композиции инициационного романа играют воспоминания, существующие в нем в форме приема, «выделяющего кульминационные моменты повествования» [Шалимова, 2017, с. 164].

Фабула романа инициации «подчинена закономерности перехода главного героя из одного состояния в другое» [Шалимова. 2014, с. 267]. Экзистенциальный переворот личности становится ключевым элементом сюжета, с ним же связывается конфликт произведения. В отличие

от описательного романа воспитания, роман инициации - повествовательный текст, где главной поэтологической категорией становится событийность [Шалимова, 2014, с. 268].

H. С Шалимовой выделены типы романа инициации:

1) роман-преодоление, где герой активно действует, проходя через экзистенциальный кризис: «борется с болезнью, совершает убийство или участвует в нем, разгадывает тайну, преодолевает жизненные обстоятельства»,

2) роман-освобождение, в котором, преодолевая боль или утрату, герой «заново "собирает" себя, этот путь обновляет его и делает иным»,

3) роман-постижение, в центре которого находятся «эволюция героя, путь расставания с иллюзиями, потерь и обретений» [Шалимова, 2022, с. 3802-3803].

Роман инициации, или роман посвящения становился также предметом внимания Е. А. Борисеевой. Характеризуя данный тип романа, она также соотносит его структуру с этапами обряда инициации и отмечает, что «радикальное изменение статуса личности» обусловлено поисками героем «скрытого смысла жизни и своего места в ней». Анализируя композицию романа инициации, исследователь наделяет особым значением хронотоп. Пространственно-временная структура романа построена на антитезе двух миров: «горизонтальному линейному времени конкретно-исторического профанного мира противопоставлено вертикальное нелинейное время сакрального мира» [Борисеева, 2014, с. 21].

В образной системе романа инициации Е. А. Борисеева отмечает обязательное присутствие фигуры наставника, который, «будучи сам причастен сакральному миру, призван стать проводником адепта и открыть перед своим ведомым тайны бытия». Наставник может как сопровождать героя-испытуемого лично, так и вести его к инициации, оставляя знаки и символы: «их расшифровка становится дополнительным испытанием для инициируемого - это своего рода код, пропуск в мир сакрального, личное присутствие проводника в этом случае излишне» [Борисеева, 2014, с. 21].

Рассмотрим роман «Душа моя Павел» с точки зрения указанных романных форм.

Как было отмечено выше, роман воспитания - первое авторское определение жанра произведения. По словам автора, «...это роман о том, как его (главного героя. - О Б., К. Б.) воспитывают окружающие, а он пытается воспитать их» [Подрига, Борецкий, 2018].

Среди черт романа воспитания, или романа взросления в «Душа моя Павел» можно отметить следующие:

I. Подчинение сюжета одному герою. Читатель видит историю взросления Паши Непомилуева. В его становлении участвуют многие герои (товарищи-студенты. Муза Георгиевна и другие преподаватели, родители, полковник Передистов и другие), но во главе сюжета стоит именно взросление Павлика Непомилуева.

2. Существенное становление главного героя; нравственное, психологическое, социальное формирование его личности, постепенная эволюция образа. В начале повествования мы видим провинциального молодого человека. В аннотации к роману читаем: «Наивный и мечтательный, идейный комсомолец <...> из закрытого городка, где идиллические описания жизни из советских газет - реальность» [Варламов, 2021а, с. 4].

В течение романа Павлик проходит путь от абитуриента, набравшего семнадцать баллов на вступительных экзаменах, до студента. Меняется его понимание своего места в университете и жизни, пусть во многом он его еще не осознает: «Неужели он будет жить здесь пять лет? Как станет учиться? Как будет сдавать экзамены? А что будет делать потом? И что с ним вообще будет?» [Варламов, 2021а, с. 381]. Герой смотрит по-новому на советские идеалы, принимает крещение.

Изменяется и понимание им любви. Павлик проходит через стадии «воспитания чувств» [Краснощёкова, 2012, с. 88-105], связанного с образом Алены: «немое обожание» однолюба («Алёна... показалась ему такой прекрасной, что он прирос к месту», «изнывал от того, что не может идти вместе с ней вдоль картофельной гряды» [Варламов, 2021а, с. 66, 165]), «утрату иллюзий» («Я всегда была свободной <...>. И жила всегда, как хотела» [Варламов, 2021а, с. 262]), «скепсис и резиньяцию» («на Алену Непомилуев не смотрел. Ему сделалось все равно, что она о нем думает и чего добивается» [Варламов, 2021а, с. 261]). На смену Алене приходит невзрачная фольклористка Люда, которая все время была «тенью» Павлика, привлекает внимание Непомилуева при совместном посещении деревенской бабки Елизаветы Фёдоровны. Ее образ связывается прежде всего с моментом инициации героя, о чем ниже. Впоследствии Павлик «никаких особых чувств к Люде <...> не обнаружил» [Варламов, 2021а, с. 380]. К концу повествования Непомилуев, обратив внимание на Буратинку, понимает, что «ошибся с однолюбом» [Варламов, 2019а, с. 382].

Отдельного внимания в формировании личности Павлика заслуживает эпизод, когда юноша назначается бригадиром. Непомилуев устанавливает жесткие правила работы: ранний подъем: «... в половине седьмого утра, мгла, холод, сырость, Павлик уже на ногах. <...> Кухню Непомилуев поднял еще на час раньше. В поле всех выгнал чуть свет» [Варламов, 2021а, с. 221], общая цель и сосредоточение непосредственно на сборе картошки: «Никаких грузчиков <...>; все в поле (курсив наш. - О. Б., К. Б.). Никакой сортировки; на сортировку Лёша найдет, кого поставить. <...> Для них главное - поле. Мы люди одного поля. Мы все равны» [Варламов, 2021а, с. 221], равноценный рабочий день для всех: «Никаких поблажек (курсив наш. - О. Б., К. Б.), никаких дедов картофельных, никакого завхоза, <...> никаких уступок бывшему бригадиру: идешь, Рома, и вкалываешь как все. Никаких перекуров <...> работаем, как работают советские люди в Пятисотом. <...> На обед полчаса. Обед привозит

в поле кухня < > отдыхать днем не будем ни минуты» [Варламов, 2021а, с. 221— 222]. Автор называет этот момент одной из сторон взросления героя.

Павлик меняется в течение всего романа под влиянием Музы Георгиевны (стоит вспомнить выданный ею Паше блокнот для записи незнакомых слов), преподавателей университета, студентов, деревенских жителей: «... они пытаются переделать его, он пытается переделать их, по большому счету они идут навстречу друг другу, и он действительно каким-то образом признает в чем-то правду их убеждений, их сомнений, их желаний, страхов, опасений. Они начинают уважать его» [Шаргунов, 2019]. Непомилуев проявляет себя и как робкий абитуриент, и как строгий начальник, и как простой студент. Подвергается сомнениям совершенная идеология Пятисотого и советского государства в целом. К концу повествования герой становится полноценным членом студенческой семьи филфака МГУ, которому, однако, еще многое предстоит в ней узнать.

3. Конфронтация идей и интеллектуальные дискуссии В романе сталкиваются идеи Павлика - патриота СССР, человека «советской» национальности и студентов-структуралистов, для которых «нет никакого советского народа» [Варламов, 2021а, с. 103], они «презирают» родину, «отрекаются от нее», стремятся покинуть. В этой конфронтации проявляется и влияние противопоставляемых идей на героев (прежде всего на Непомилуева): Павлик знакомится с запрещенной литературой («Архипелаг ГУЛАГ» под обложкой «Острова сокровищ»), кино (герои обсуждают фильмы «Зеркало», «Сталкер», «Рублёв» Андрея Тарковского), зарубежной музыкой («Wish you were here» группы Pink Floyd, «Hotel California» группы Eagles), a впоследствии назовет родиной анастасьинское поле и университет.

По классификации М. М. Бахтина «Душа моя Павел» может быть определен как исторический роман воспитания, так как изменение личности Павлика неразрывно связано с переломной эпохой 1980-х гг. Тяготение к этой разновидности романа воспитания дает основания для определения романа Варламова как исторического. Не являясь историческим романом в прямом смысле этого понятия (жанр, «который специально посвящен истории» [Каганович, 2018, с. 166]), «Душа моя Павел» определяется автором как его «версия причин идейного краха СССР» [Галкина, 2018]

Роман инициации типологически близок роману воспитания, однако между этими романными формами есть существенные отличия [Борисеева, 2014, с. 21]. Хотя оба типа романа показывают значительные изменения становящейся личности, в романе воспитания внимание акцентируется на процессе развития героя, который характеризуется поэтапностью и занимает достаточно большой временной отрезок. В романе же инициации на первый план выдвигается сам факт перехода, перерождение личности, реализующееся как символическое умирание и возрождение. В связи с этим важным отличием поэтики романа

инициации является его пространственно-временная организация, предполагающая противопоставление профанного и сакрального миров.

На связь романа «Душа моя Павел» с обрядом инициации указывает архитектоника произведения: третьей части романа автором дано название «Инициация». В тексте романа прослеживается реализация этапов обряда инициации.

1. Сегрегация. Павлик покидает родной секретный городок - Пятисотый -с целью поступить в Московский университет. Сдав экзамены на непроходные семнадцать баллов, Павел Непомилуев должен был вернуться в родной город, но «чудесная» встреча с деканом филологического факультета и последовавшая за тем апелляция помогают герою стать студентом. Так происходит отделение юноши (пока только физическое) от старой жизни. Окончательной точкой сегрегации и переходом к транзиции может считаться отправка студентов на «картошку» и приезд в Анастасьино: «На лекции Павлик не попал. Вместо занятий его и часть парней с первого курса отправили на картошку» [Варламов, 2021а, с. 40].

2. Транзиция. В этой роли в романе выступают события, происходящие в Анастасьино на «картошке». Герой проходит через ряд испытаний, демонстрируя готовность быть взрослым. По выражению автора, «Душа моя Павел» - «это во всех смыслах такой роман о потере невинности: невинности идеологической, ментальной, физической, какой угодно» [Шаргунов, 2019]. Паша переходит от состояния наивного, всецело верящего в советский идеал юноши, строго следующего заветам родного закрытого городка, к осознанию сложности окружающей его действительности, приобретает способность если не разделять, то понимать позиции других, например, взгляды студентов-структуралистов; демонстрирует готовность взять на себя ответственность за организацию общей работы (самоназначение бригадиром и установление новых правил). Значимым компонентом этого этапа является утрата Павликом девственности с Людой (глава «Свечечка и серпик луны»). Герой превращается из мальчика в мужчину не только физически, происходит и его духовное взросление. Ему приоткрывается тайна любви: чувство к Люде, совершенно неожиданно для Павла вытеснившее его восторженное обожание Алены, заставляет его почувствовать иррациональность любви и воспринять ее как дар свыше. Свое состояние после проведенной с Людой ночи герой воспринимает как перерождение: «это был тогда не он, а другой человек, который умер, а вместо него народился кто-то новый, с другой кровью, кожей и цветом глаз» [Варламов, 2021а, с. 313]. Кульминацией данного этапа и романа в целом становится крещение Павлика (глава «Церковнославянский»), Во время крещения в деревенской церкви Павлик чувствует, что он болен и, возможно поэтому, остро ощущает реальность происходящей во время таинства борьбы сил света и тьмы за его душу. Потеряв сознание, герой переживает временную

смерть, а его возвращение к действительности (глава «Возвращение») знаменует завершение лиминальной стадии.

В состоянии временной смерти герой пересекает границу профанного и сакрального миров в главах «Приворот», «Как поймать рыбу», «Повторная апелляция», «Волчье вымя», «Возвращение». Присутствуют в романе и фигуры наставников Павлика. В этой функции выступают студенты-структуралисты, причастные к студенческой жизни и являющиеся носителями новых для героя взглядов. В качестве наставников могут быть определены также отец Павлика и полковник Передистов, незримо присутствующие в жизни героя и связывающие его с прежним миром - Пятисотым, а также комиссар студенческого трудового отряда Семибратский, проверявший вступительное сочинение Павла Именно эти три персонажа оказываются причастны сакральному миру, а встреча с ними в иной реальности приоткрывает герою сокровенный смысл его жизни.

3. Инкорпорация. Паша с сокурсниками возвращаются в Москву, заселяются в общежитие и приступают к занятиям. Главному герою по-прежнему предстоит знакомство с новыми условиями жизни: метро («Павлик спустился в метро. Ехать было всего одну остановку, но его затолкали так, что он с ужасом подумал: '"И так каждый день? А как те люди, кому ехать еще дальше?"» [Варламов, 2021а, с. 345]), университетской системой («Павлик не обманывал никого: он волновался на самом деле очень. Он не знал, как у него получится учиться. Он уже столько уроков пропустил, и сейчас ему надо было прийти в незнакомую группу, которая уже сложилась, почти два месяца занимается и ушла вперед, и учителя - или нет, теперь они называются "преподаватели" - будут недовольны, пусть даже он нисколечко в своих прогулах не виноват» [Варламов, 2021а, с. 346]). Но, несмотря на сомнения, Павел становится полноправным студентом и самостоятельным взрослым человеком, для которого возвращение к прошлой жизни становится невозможным, о чем свидетельствует разговор с полковником Передистовым в предпоследней главе («Спецпропаганда»).

В «Душа моя Павел» как романе инициации более значительно по сравнению с романом воспитания проявляется нарративность и, соответственно, событийность.

Критерии событийности реализуются в романе следующим образом:

а) релевантность. Поступление в университет, пополнение багажа знаний, восприятие себя как части коллектива актуальны и важны для главного героя и его инициации - он стремится избавиться от «дремучести» (выражение М Г Мягонькой) и приблизиться к товарищам по факультету Важными для него становятся те люди и места, которые связаны непосредственно с процессом инициации: «... он представил анастасьинское поле, еще одно место, которое сделалось для него родиной, а теперь такой родиной будет университет» [Варламов. 2021а, с. 345-346];

б) непредсказуемость. Изначально кажется, что общая идея инициации на «картошке» понятна и предсказуема. Но, наблюдая за ситуациями, в которых оказывается Павлик (пререкание с комиссаром еще до начала работы, «жвачка», отданная Паше Эдиком; первое знакомство с алкоголем и прочее, кажущееся очевидным для студентов вне университета, но столь нетипичное для Непомилуева), мы убеждаемся в непредсказуемости для героя каждого события, происходящего с ним в Анастасьино,

в) консекутивность. Все события, в которых оказывается Павлик, являются следствиями друг друга. Так, сама завязка, попадание на «картошку», - результат цепочки событий: приезда в Москву, низкого балла за вступительное сочинение, апелляции, написанной по инициативе Музы Георгиевны и обещания учиться,

г) необратимость. Потеря невинности, в разных смыслах показанная в романе (физически с Людой, идеологически с соседями по комнате и после крещения), необратима, как и инициация героя в ряды студентов-филологов,

д) не повторяемость. Все события романа, хоть и нацелены на один исход -взросление и изменение главного героя, не повторяются ни стилистически, ни по смыслу. Эпизоды и детали, разные по содержанию и наполнению («вставная новелла» [Серафимова, 2018, с. 58] Бокренка о мальчике, которого воспитательница детского сада принуждала есть гречневую кашу с горячим молоком, сатирические частушки о современной героям советской власти, ходивший среди студентов «Архипелаг ГУЛАГ» в обложке «Острова сокровищ», возмущение на факультете и др.), устремленные к общей теме несогласия с существующим порядком и строем, отличны друг от друга.

Согласно классификации вариантов романа инициации Н. С. Шалимовой «Душа моя Павел» приближается к роману-постижению. Павлик расстается с прежними взглядами, убеждениями, обретает новое видение мира после крещения, новую семью - филфак МГУ.

Характеристику, близкую к этапам инициационного обряда, дает и сам Алексей Варламов: «Это история стремительного взросления, когда человека выдергивают из привычной среды, и он попадает в совершенно новые для него обстоятельства и сталкивается с тем, о чем раньше понятия не имел» [Галкина, 2018]. Однако для автора ключевым аспектом изменения героя является его взросление.

Заключение. Роман «Душа моя Павел» представляет собой интересный опыт создания уникальной разновидности одной из хорошо известных в мировой литературной традиции романных форм - романа воспитания. В произведении присутствуют многие черты воспитательного романа: изображается психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Становление личности Павлика Непомилуева происходит поэтапно; этот процесс совершается под влиянием столкновения идейных позиций героя с его новым окружением. Наряду с интеллектуальными дискуссиями в романе показан процесс «воспитания чувств».

Кроме особенностей, отмеченных выше, в поэтике романа «Душа моя Павел» присутствуют черты, позволяющие отнести роман Варламова к жанру романа инициации. Важное место в структуре произведения занимает испытание героя, сюжет романа не просто подчинен одному герою, что характерно для воспитательного романа, а последовательно воплощает трехчастную структуру обряда инициации. Присутствуют в романе и образы наставников главного героя. В тексте Варламова прослеживается пространственно-временная организация, свойственная роману инициации. Пересечение границы профанного и сакрального миров связано с ситуацией временной смерти героя и его воскрешением -возвращением к действительности. В романе реализуются критерии событийности, что отвечает нарративной природе данной романной формы

Являясь ярким примером синтеза типологически близких романных форм, «Душа моя Павел» Алексея Варламова демонстрирует одну из продуктивных моделей развития жанра романа в пространстве современной литературы.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахмеджанова, 2020 - Ахмеджанова О. Романы взросления: разбираемся в жанре, обсуждаем героев и ключевые темы // Б лог издательства «Манн, Иванов и Фербер». 23.06.2020. URL: https ://b lo g. mann-i vanov-feiber. ru/2020/06/23/romany-vzrosleniya-razbiraems}'a-v-zliaiire-obsiizlxlaem-geroev-i -kly uc hevy e-te ту/ (дата обращения; 01.02.2023).

2. Бахтин, 1986 - Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 199-249.

3. Бондаренко, 2022 - Бондаренко К. А. Жанровое своеобразие романа А. Н. Варламова «Душа моя Павел» // Слово и текст в культурном и политическом пространстве: сборник докладов. Сыктывкар. 15 апреля 2022 года. Сыктывкар: Изд-во СГУ им П. Сорокина. 2022. С. 67-69.

4. Борисеева, 2014 - Борисеева Е. А. Роман инициации: проблема жанровой атрибуции//Весшк БДУ. Сер. 4. 2014. № 1. С. 20-23.

5. Варламов, 2017 - Варламов А. Н. Стороны света : повести и рассказы. М.: Никея: Редакция «Встреча», 2017. 328 с.

6. Варламов, 2021а - Варламов А. Н. Душа моя Павел. М.: ACT: Редакция Елены Шубиной. 2021.381. [3] с.

7. Варламов, 20216 - Варламов А. Н. Ева и Мясоедов. М.: ACT: Редакция Елены Шубиной. 2021. 540 [4] с.

8. Галкина, 2018 - Занятие для одиночек. Литинститут как средство против изоляции [Интервью В. Галкиной] // Литературная газета. 2018. № 24 (6648). URL: https://lgz.nl/article/-244i648-204)6-2018/zany at ie^ily a-odinochek/ (дата обращения: 03.02.2023).

9. Далецкая, 2020 - Далецкая М. Э. Роман взросления для подростков. По страницам каталога «100 лучших новых книг для детей и подростков» - 2020. М.. 2020. 20 с. URL; https: //mo 5теЮс1.П1/й1ез/ЫЫю1ека/Роман_взросления. pdf (дата обращения: 01.02.2023).

10. Ефремова, 2018 - Алексей Варламов: «Нужно читать сердцем, а не препарировать книги» [интервью Д. Ефремовой] //Культура. 2018. № 17 (8097). С. 11.

11. Каганович, 2018 - Каганович Б. С. Е. В. Тарле об историческом романе // Петербургский исторический журнал. 2018. № 2. С. 166-177.

12. Каплет, 2018 - Варламов А. Н. : «Вера в Бога не даёт тебе никаких автоматических преимуществ перед другими» [интервью В. Кайла на] // Фома. 2018. № 9 (185). С. 8-17.

13. Краснощёкова, 2012 - Краснощёкова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 2012. 528 с.

14. Куракова, 2019 - Куракова И. А. Образ подростка в романе воспитания Джона Грина «Бумажные города» // Litera. 2019. № 6. С. 116-127.

15. Новиков, 1999 - Новиков Вл. Филологический роман. Старый новый жанр на исходе столетия // Новый мир. 1999. № 10 (894). С. 194-205.

16. Подрига, Борецкий, 2018 - ММКВЯ - 2018 Live / Гость: Алексей Николаевич Варламов, писатель, ректор Литинститута им. М. Горького [Интервью О. Подриги и В. Борецкого] // СМОТРИМ. URL; https://smotrim.ru/audio/2361694 (дата обращения; 03.02.2023).

17. Серафгшова, 2018 - Серафимова В. Д. Поэтика романа А. Н. Варламова «Душа моя Павел» // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2018. №6 (37). С. 57-64.

18. Серова, 2015 - Серова 3. Н. Роман и его жанровые модификации в контексте современной литературы // Вестник КазГУКИ. 2015. № 2-2. С. 117-120.

19. Шалимова, 2014 - Шалимова Н. С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания//Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №4(30). С. 265-268.

20. Шалимова, 2017 - Шалимова Н. С. Жанровая атрибуция романа инициации на примере произведения Д. Тартг «Щегол» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 163-166.

21. Шалимова, 2018 - Шалимова Н. С. Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века : дис. ... канд. филол. наук. Красноярск. 2018. 24 с.

22. Шалимова, 2022 - Шалимова Н. С. Поэтика романа инициации в современной литературе США // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12. С. 3800-3803.

23. Шаргуное, 2019 - Открытая книга. Алексей Варламов. «Душа моя Павел» [интервью С. Шаргунова]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v= YqbWF2ylFtQ&hst=PL66DIGaegedqYQvvs-Rd4qqZrmeisgMPP&index=55 (дата обращения; 30.01.2023).

24. Шмид, 2003 - Шмид В. Нарратология. М.; Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

References

1. Akhmedzhanova, 2020 - Akhmedzhanova О. Novels of growing up: we understand the genre, discuss heroes and key topics. Blog izdatel'st\>a «Mann, Ivanov i Ferber» [Вlog of the publishing house "Mann, Ivanov and Feiber"]. 23.06.2020. Available at: https://blog.mann-i vano v -feiber. ru/2020/06/2 3/rornany -vzro sie niy a-razbirae msy a-v-zhanre -obsuzhdae m-geroev-i-klyuchevye-temy / (accessed: 01.02.2023). (InRuss.)

2. Bakhtin, 1986 - Bakhtin M. M. The novel of education and its significance in the histoiy of realism. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. 2-е izd. [Aesthetics of verbal creativity. 2nd ed.]. Moscow: Iskusstvo, 1986. Pp. 199-249. (InRuss.)

3. Bondarenko, 2022 - Bondarenko K. A. Genre originality of A. N. Varlamov's novel "My Soul Pavel". Slovo i tekst v kul'turnout i poliiicheskom prostranstve : sbornik dokladov,

Syktyvkar, 15 aprelya 2022 goda [Word and text in the cultural and political space : collection of reports, Syktyvkar, April 15, 2022]. Syktyvkar: Publishing House of the P. Sorokin SSU, 2022. Pp. 67-69. (InRuss.)

4. Boriseeva, 2014 - Boriseeva E. A. The novel of initiation: the problem of genre attribution. VesnikBDU. Ser. 4 [Bulletinof BDU], Ser. 4. 2014, no 1, pp. 20-23. (InRuss.)

5. Varlamov, 2017 - Varlamov A. N. Storony sveta : povesti i rasskazy [Sides of the world: novellas and stories]. Moscow: Nikea: Editorial Office "Meeting", 2017. 328 p. (In Russ.)

6. Varlamov, 2021a - Varlamov A. N. Dusha moya Pavel [My soul Pavel]. Moscow: AST: Edited by Elena Shubina, 2021. 381, [3] p. (InRuss.)

7. Varlamov, 2021b - Varlamov A. N. Eva i Myasoedov [Eva and Myasoedov]. Moscow: AST: Edited by Elena Shubina, 2021. 540 [4] p. (InRuss.)

8. Galkina, 2018 - A lesson for singles. Litinstitut as a remedy against isolation [Interview with V. Galkina]. Literaturnaya gazeta [Literary newspaper], 2018. No 24 (6648). Available at: https://lgz.ru/article/-24-6648-20-06-2018/zanyatie-dlya-odinochek / (accessed: 03.02.2023). (InRuss.)

9. Daletskaya, 2020 - Daletskaya M. E. Roman vzrosleniya dlya podrostkov. Po stranicam kataloga «100 luchshih novyh knig dlya detej i podrostkov» - 2020 [A novel of growing up for teenagers. According to the pages of the catalog "100 best new books for children and teenagers" - 2020]. Moscow, 2020. 20 p. Available at: https://mosmetod.ru/files/biblioteka/The novel of Adulthood.pdf (accessed: 01.02.2023). (In Russ.)

10. Efremova, 2018 - Alexey Varlamov: "You need to read with your heart, not dissect books" [interview withD. Efremova], Kul'tura [Culture], 2018. No 17 (8097), p. 11. (InRuss.)

11. Kaganovich, 2018 - Kaganovich B. S. E. V. Tarle about the historical novel. Peterburgskij istoricheskij zhurnal [St. Petersburg Historical Magazine]. 2018. No 2, pp. 166177. (InRuss.)

12. Kaplan, 2018 - Varlamov A. N. : "Faith in God does not give you any automatic advantages over others" [interview with V. Kaplan], Foma [Thomas], 2018. No 9 (185), pp. 817. (InRuss.)

13. Krasnoshchekova, 2012 - Krasnoshchekova E. A. I. A. Goncharov: Mir tvorchestva [I. A. Goncharov: The world of creativity]. St. Petersburg: Pushkin Foundation, 2012. 528 p. (In Russ.)

14. Kurakova, 2019 - Kurakova I. A. The image of a teenager in John Green's novel of upbringing "Paper Towns". Litera. 2019. No 6, pp. 116-127. (InRuss.)

15. Novikov, 1999 - Novikov VI. Philological novel. The old new genre at the end of the century. Novy Mir [A new world], 1999. No 10 (894), pp. 194-205. (InRuss.)

16. Podriga, Boretsky, 2018 - MMKVYA - 2018 Live / Guest: Alexey Nikolaevich Varlamov, writer, rector of the Gorky Literary Institute [Interview with O. Podriga and V. Boretsky], SMOTRIM [LOOK], Available at: https://smotrim.ru/audio/2361694 (accessed: 03.02.2023). (InRuss.)

17. Serafimova, 2018 - Serafimova V. D. Poetics of A. N. Varlamov's novel "My Soul Pavel". Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific research and development. Modern communication studies]. 2018. No 6 (37), pp. 57-64. (In Russ.)

18. Serova, 2015 - Serova Z. N. The novel and its genre modifications in the context of modern literature. Vestnik KazGUKI [Bulletin of KazGUKI], 2015. No 2-2, pp. 117-120. (In Russ.)

19. Shalimova, 2014 - Slialimova N. S. The novel of initiation as an invariant form of the novel of upbringing. Vestntk KGPU im. V.P. Astafeva [Bulletin of the KSPU named after V. P. Astafyev]. 2014. No 4 (30), pp. 265-268. (In Russ.)

20. Shalimova, 2017 - Shalimova N. S. Genre attribution of the novel of initiation by the example of the work of D. Tartt "The Goldfinch". Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva [Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev], 2017. No 1 (39), pp. 163-166. (In Russ.)

21. Shalimova, 2018 - Shalimova N. S. Zhanrovaya dinamika anghyazychnogo romana vospitaniya vtoroj poloviny XX veka . (lis. ... kand.ftlol. nauk [Genre dynamics of the English-language novel of upbringing of the second half of the XX century ; dis. ... Candidate of Philology, sciences]. Krasnoyarsk, 2018. 24 p. (InRuss.)

22. Shalimova, 2022 - Shalimova N. S. Poetics of the novel of initiation in modern literature of the USA. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice]. 2022. Vol. 15, issue 12, pp. 3800-3803. (In Russ.)

23. Sharkunov, 2019 - Otkrytaya kniga. A/eksej Varlamov. «Dusha moya Pai>e/» [interv'yu S. Shargunova] [Postcard book. Alexey Varlamov. "Dushya Moya Pavel" [interview with S. Shargunov)]. 2019. Available at: https://www.youtube.com/watch?v= YqbWF2ylFtQ&list=PL66DIGaegedqYQvvs-Rd4qqZrmeisgMPP&index=55 (accessed: 30.01.2023). (In Russ.)

24. Schmid, 2003 - Schniid V. Narratologiya [Narratology], M.: Languages of Slavic culture. 2003. 312 p. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors Бознак Ольга Анатольевна Olga A. Boznak

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина 167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Бондарен ко Кирилл Александрович

студент 3-го курса бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки); «Русский язык» и «Литература». Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина 167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Candidate of Philology. Associate Professor of the Department of Russian Philology, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Kirill A. Bondareiiko

A third-year student of the Bachelor's programme «Teachers' training education» (with two profiles): «Russian language» and «Literature». Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.05.2023

Одобрена после рецензирования / Approved alter reviewing 07.05.2023

Принята к публикации / Accepted tor publication 11,05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.