21 млн новых рабочих мест (это примерно половина общемировой ежегодной потребности в новых рабочих местах, которая составляет 44 млн).
«Безработица - это не единственная проблема» - заявил Рафаэль Диез де Медина, директор Департамента статистики МОТ. Эксперты МОТ выявили в странах с высоким уровнем доходов такие явления, как сокращение рабочего времени и уровня экономической активности, а также растущее разочарование среди трудящихся, которые перестают искать работу.
Список литературы
1. Российский бизнес. - URL: http://www.rb.ru/topstory/economics/2011/06/02/160007.html
2. Forbes. - Agency Manpower. - 2010.
3. Журнал ForTrader.ru - URL: http://fortrader.ru/
УДК 331.101
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
П. А. Аючатова, А. В. Бояркин, Н. В. Володина
Рассмотрены проблема занятости, пути и методы улучшения ситуации, связанной с трудоустройством населения России и Пензенской области. На уровне государства принимаются меры по улучшению показателей занятости населения, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри региона, а также за его пределами.
Российская экономика оправилась от кризиса и впервые за последние годы вышла на докризисные показатели по уровню безработицы. Об этом заявил на одном из заседаний президиума правительства РФ вице-премьер Александр Жуков. По последним данным Минздравсоцразвития РФ, официальный уровень безработицы в России составляет 1 404 971 человек.
Безработица - явление, сложное для разрешения, так как напрямую связано с такими негативными явлениями, как инфляция и кризис. Она порождает множество негативных последствий как для отдельного индивида, так и для общества в целом. Одним из главных последствий безработицы является нерабочее состояние экономического потенциала.
На наш взгляд, главные российские проблемы в рассматриваемой области следующие:
1. Российские компании (в т.ч. и негосударственные) по-прежнему не хотят вкладывать в расходы на персонал, не понимают, что именно персонал - одна из основ стабильности и успешности развития компаний. Продвинутые в этом плане руководители, увы, не показатель. И здесь наше отличие от Запада разительное. Государство может вкладывать огромные суммы, но пока руководители предприятий массово не проникнутся идеей важности, нужности и ценности персонала как важнейшего компонента успешности, даже самые благие намерения государства будут давать мизерный эффект, а то и вовсе «уходить в песок». Сюда примыкает и невнимание многих наших фирм к судьбе увольняемых людей. Аутплейсмент (последующее трудоустройство
уволенных сотрудников) пока не вошел в моду среди российских компаний. В лучшем случае людей направляют на переобучение.
2. У нас «рабочая сила» в массе своей - люди небогатые. Поэтому они не в состоянии платить из своего кармана за качественное повышение квалификации, переобучение, переезд в другой город и т. п., и в итоге остаются не трудоустроенными. Конечно, сейчас разворачиваются различные структуры, фонды, которые должны содействовать таким начинаниям населения. Но давайте скажем честно, нередко человеку из глубинки, стремящемуся решить эти вопросы, реальной помощи ждать неоткуда.
3. За рубежом огромную (и все большую) роль в переобучении, дальнейшей передислокации персонала, создании новых вакансий играет дистанционное обучение. Для справки: в США в 2009 г. примерно 350 тыс. человек обучались и переобучались исключительно дистанционно, платя учебным заведениям за онлайн-курсы 1,75 млрд долл. в год. Заметим, это вполне конкретное обучение, включающее в себя и программы «под конкретные предприятия», коучинг и мастер-классы.
4. Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
5. Слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей; повышая государственные доходы или снижая налоги, оно может увеличить объем спроса на рабочую силу.
6. Негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 г. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал. И самый распространенный способ - сокращение штата. Треть компаний уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы, сокращение рабочей недели, вынужденный отпуск. Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета.
Однако, по данным Росстата, уровень безработицы в августе 2011 г. снизился с июльского - 6,5 до 6,1 %. Число экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятых и безработных) достигло 76,7 млн человек, 54 % от общей численности населения России. Соотношение количества занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста составило в августе 65 %. По сравнению с июлем 2011 г. количество занятых увеличилось на 384 тыс. человек (на 0,5 %); число безработных сократилось на 341 тыс. человек (6,8 %). Относительно аналогичного периода прошлого года численность занятого населения выросла на 477 тыс. человек (0,7 %); количество безработных уменьшилось на 462 тыс. человек (8,8 %) [1].
Регулирование занятости населения входит в состав первоочередных задач государства. Им используются макроэкономические меры по борьбе с безработицей, с их помощью можно снизить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Эти меры делятся на активные и пассивные.
Активные меры - это информационная и организационная помощь в поиске работы, заключающаяся в создании специальных организационных структур.
Пассивные меры поддерживают людей материально (выплаты пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи).
В России проблема безработицы решается по следующим направлениям:
1. Общественные работы. Организация общественных работ для людей, лишившихся постоянного заработка, таких, как уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры.
2. Создание новых рабочих мест в рамках стимулирования среднего и малого бизнеса.
3. Кредит на собственный бизнес. Ключевое условие - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных.
4. Пособия по безработице, которые регулируются федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.
5. Помощь студентам. Одной из мер по снижению напряженности на рынке труда стала организация стажировок для выпускников вузов.
6. Переобучение, а также целевое направление от предприятий, дающее льготное право на поступление в государственный вуз.
Что касается Пензенской области, то в настоящее время она занимает третье место по наименьшему уровню регистрируемой безработицы в Приволжском федеральном округе на 1 мая 2011 г. и составляет 1,3 %. Это на 0,3 % меньше, чем в 2009 г. в официальном заявлении В. Бочкарева при встрече с Д. Медведевым [2]. В целях содействия эффективной занятости населения департаментом ТЗТМ Пензенской области совместно с органами исполнительной власти Пензенской области и работодателями принимаются активные меры по регулированию и перераспределению трудовых ресурсов.
Приоритетными направлениями развития городов и районов области являются реализация инвестиционных проектов, развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.
1. Инвестиционная деятельность и создание рабочих мест осуществляются по направлениям: промышленность (деревообработка, производство бумаги, производство арматуры, производство строительных материалов и др.); агропромышленный комплекс; переработка сырьевых ресурсов; предоставление услуг, туризм.
В соответствии с долгосрочными целевыми программами и инвестиционными проектами, реализуемыми на территории области, в 2011 г. в отраслях экономики планируется создать 4948 рабочих мест. В рамках проведения модернизации на 57 промышленных предприятиях Пензенской области будет организовано 1905 рабочих мест, что планируется на базе технопарка высоких технологий.
По данным, представленным Управлением инвестиционного развития Пензенской области, в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в 2011 г. планируется создать 2350 рабочих мест: в обрабатывающих производствах - 61,5 %, сельском хозяйстве - 22,4 %, в строительстве - 2,9 % и т.д.
2. В области динамично развивается малое предпринимательство, которое является наиболее мобильным сектором экономики. На формирование
благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства оказывает положительное влияние бизнес-инкубирование.
По результатам исследования в I полугодии на малых предприятиях было занято 79,7 тыс. человек. Наибольшая численность работающих сосредоточена на малых предприятиях обрабатывающих производств - 24,2 %, торгов ли - 21,0 %, строительства - 16,3 %, сельского хозяйства - 13,2 %, в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, - 10,4 %.
В Пензенской области активно осуществляется поддержка создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Предусмотрены различные виды государственной поддержки: субсидии на возмещение процентных ставок по займам в кредитных кооперативах, а также по привлеченным кредитам в банках; предоставление поручительства по привлекаемым кооперативами кредитам (создан гарантийный фонд в форме ОАО «Поручитель»); субсидии для возмещения части затрат на выплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях; адресное товарное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства; субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга, сублизинга); микрозаймы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим свою деятельность в приоритетных отраслях экономики Пензенской области; субсидии вновь зарегистрированным и действующим менее одного года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы.
Также на 2011 г. в Пензенской области определена общая потребность работодателей в иностранной рабочей силе (16 заявок работодателей), которая составила 4152 человека. Из них 3017 человек из стран ближнего зарубежья и 1135 - из стран дальнего зарубежья: в обрабатывающие производства -908 человек, в строительство - 1815, торговлю - 436, сельское хозяйство -514, здравоохранение - 74, на транспорт - 85, другие - 320. Потребность в специалистах по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников в 2011 г., ожидаемым количеством выпускников учреждений профессионального образования не обеспечивается.
При этом потребность в рабочей силе по ряду профессий и специальностей достаточно высока. Устранение дефицита в квалифицированных кадрах за счет региональных трудовых ресурсов по данным профессиям и специальностям затруднено, что повышает целесообразность привлечения иностранных работников. В области принимаются меры по замещению иностранных работников, изучается возможность удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри региона, а также из других регионов России.
С этой целью департаментом ТЗТМ Пензенской области на 2011 г. будет разработан план мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами, в том числе путем организации обучения безработных граждан профессиям (специальностям), на которые планируется привлечение квалифицированных иностранных работников в 2011 г. [3].
Проблема безработицы остро поставлена в настоящее время. В первую очередь об этом говорят ученые, экономисты, политические деятели. Но что
думают обычные россияне? На данную тему был проведен опрос, в котором участвовали 241 человек. Ниже представлены мнения обычных людей:
1) «пьянство, наркомания и т.п.» (16 %);
2) «лень» (22 %);
3) «зачем работать, если не в деньгах счастье» (4 %);
4) «маленькие зарплаты, уж лучше вообще не работать» (22 %);
5) «работы толком нет» (18 %);
6) «работать вредно для здоровья» (2 %);
7) «начальники постоянно угнетают, пусть сами и работают» (2 %);
8) «многие граждане хотят сидеть на шее близких людей» (4 %);
9) «не знаю, но виноват Чубайс» (10 %).
Из всего выше указанного мы можем сделать вывод, что массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми.
Список литературы
1. Журнал ForTrader.ru. - URL: http://fortrader.ru/
2. Правительство Пензенской области : официальный портал. - URL: http://archive.pnzreg.ru/social/employment
3. Постановление правительства Пензенской области от 14.01.2011 г. № 6-Пп «О внесении изменений в программу Пензенской области «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2011 году», утвержденную постановлением правительства Пензенской области от 15.11.2010 г. № 730-Пп».
УДК 338.24:004
СЕТЕВИЗАЦИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Е. А. Безгласная, Д. Е. Масько
Рассмотрены сущность и содержание сетевой экономики, факторы ее формирования в современных рыночных условиях, различные типы ее классификаций, изменения, которые она несет во всех экономических сферах. Особое место уделено исследованию проблем формирования сетевой экономики в условиях ее модернизации в Российской Федерации. Вместе с тем детально изучаются различные направления, необходимые для дальнейшей сетевизации экономического пространства в стране. Проведенное авторами исследование является актуальным в силу его приближенности к современным процессам, происходящим в экономике Российской Федерации (провозглашение курса на модернизацию).
Понятие «сетевой экономики» для большинства экономистов сегодня не является общественным феноменом. Об информационной революции, информационном обществе и сетевой экономике убедительно заговорили сначала в Америке, потом во всем мире, начиная с 1970-х гг. после выхода работ