Научная статья на тему 'Финансирование мероприятий по содействию занятости населения'

Финансирование мероприятий по содействию занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2118
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / УРОВЕНЬ / БЕЗРАБОТИЦА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савцова А. В., Ушвицкий Л. И.

Рассматриваются вопросы занятости населения, приводится динамика уровня безработицы в России, предлагаются некоторые пути решения проблемы и источники финансирования мероприятий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование мероприятий по содействию занятости населения»

28 (118) - 2012

Рынок труда

УДК 336.14:353

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

«-» _ _ _ ___ ,

ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ*

А. В. САВЦОВА,

доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: levandanna@yandex. ru

Л. И. УШВИЦКИЙ,

доктор экономических наук, декан факультета экономики и финансов Е-mail: fef@stv. runnet. ru Северо-Кавказский государственный технический университет

Рассматриваются вопросы занятости населения, приводится динамика уровня безработицы в России, предлагаются некоторые пути решения проблемы и источники финансирования мероприятий в данной сфере.

Ключевые слова: занятость населения, трудоустройство, уровень, безработица, бюджетное финансирование, рынок труда.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд, на вознаграждение за него не ниже установленного законодательством минимального размера (с 01.06.2011 - 4 611 руб.), а также право на защиту от безработицы. Объявленные гарантии возлагают на государство обязанности, которые должны быть обеспечены соответствующим финансированием. Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Северо-Кавказском государственном техническом университете.

Российской Федерации»). Дополнительные средства для финансирования названных мер могут быть также получены из внебюджетных источников.

Финансовое обеспечение деятельности, направленной на снижение безработицы, - одна из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества. С наступлением экономического кризиса она приобрела исключительную важность, нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по финансированию мероприятий, направленных на предупреждение безработицы, снижение напряженности на рынке труда.

Уровень безработицы в России в настоящее время растет. Самый высокий ее показатель был зафиксирован в 1995-2000 гг. - до 7 млн чел. имели официальный статус безработных. В 1990-е гг. безработица в нашей стране носила массовый характер. В период с 2002 по 2007 г. уровень безработицы постепенно снижался, а в 2007 г. была достигнута минимальная величина - 4,2 млн чел. Однако мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих видах экономической деятельности. В октябре 2008 г. в России прошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительс-

Рынок труда

28 (118) - 2012

тво, металлургия, автомобильная промышленность, а также кредитные и банковские учреждения.

В таблице представлена динамика уровня безработицы в России.

Уровень безработицы в 2010 г. составил 7,3 % (в 2009 г. - 8,5 %). Численность безработных - 5,45 млн чел., что по отношению к общей численности экономически активного населения составляет 7,2 %. В общей численности безработных 56,1 % (3 114 тыс. чел.) составляли мужчины и почти 44 % (2 439 тыс. чел.) - женщины. Молодежь до 25 лет среди безработных составила 25,7 %, лица в возрасте 50 лет и старше - 17,7 %.

К концу февраля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,9 млн чел., не занятых трудовой деятельностью, из них 1,7 млн чел. имели статус безработного, в том числе 1,4 млн чел. получали пособие по безработице. Кроме того, получили статус безработного 301,9 тыс. чел.

Размеры трудоустройства безработных были на 25,9 тыс. чел. (19,5 %) меньше, чем в феврале 2010 г., и составили 106,5 тыс. чел. Наиболее тяжелыми в экономической истории России стали 2008-2009 гг. Негативные последствия финансово-экономического кризиса, который задел практически все сферы жизни общества, предстоит преодолевать не один год. Наибольшее влияние финансовый кризис оказал на реальный сектор экономики. Его последствия в экономике неизбежно привели к серьезным проблемам на рынке труда, который потрясла не только волна массовых сокращений, но и невыплата заработной платы, отправление работников в неоплачиваемый отпуск по инициативе работодателя, что является нарушением трудового законодательства, либо перевод на неполный рабочий день.

Поскольку безработица представляет собой серьезную государственную проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности,

государство должно принимать меры для борьбы с ней, которые требуют значительного финансирования. Для снижения негативных последствий кризиса 2010 г. был объявлен Президентом РФ как год борьбы с безработицей. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 г. из бюджета РФ было выделено 36,4 млрд руб., большая часть из которых была израсходована на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Принятая в 2009 г. антикризисная программа Президента РФ включает следующие мероприятия:

- общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самыми популярными видами социального труда стали уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отошли на второй план. Вместо долгосрочных работ власти в настоящее время пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. На общественные работы безработные не стремятся, предпочитая получать пособие по безработице;

- создание новых рабочих мест. В 2011 г. выделено 6,2 млрд руб. на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. чел. (из 6,5 млн чел. безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса;

- кредит на бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тыс. руб. (в 2009 г. - 58 800 руб.). Основное условие - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Эта мера стала одной из наиболее востребованных среди безработных, так как кредитные ресурсы очень дороги и практически

Динамика уровня безработицы среди населения в 2007-2011 гг. в среднем за месяц к экономически активному населению, %

Год Мужчины Женщины Город Село Всего Удельный вес женщин в общей численности безработных

2007 6,4 5,8 5,7 9,1 6,1 46,5

2008 6,6 6,1 5,6 9,3 6,3 45,2

2009 9,2 7,9 7,7 10,9 8,5 45,2

2010 8 6,6 6,2 10,6 7,3 43,9

Январь - февраль 2011 8,3 7,1 6,3 11,2 7,8 43,9

Источник: Информация о социально-экономическом положение России - 2011г. URL:// http://www. gks. га/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/periodicals/doc_1140087276688.

28 (118) - 2012

Рынок труда

недоступны для малого и среднего бизнеса. В результате 95 тыс чел. нашли работу по программе поддержки малого бизнеса;

- пособия по безработице. В 2009 г. был увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице составило 850 руб. (для тех кто ранее не числился работающим), максимальное - 4 300 руб. (для граждан, уволенных в течение года и трудившихся не менее 26 недель на последнем месте работы). Данные мероприятия снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, уменьшают стимул к труду. Увеличенные пособия создают нагрузку на экономически более активную часть населения, за счет налоговых отчислений которых формируются социальные выплаты;

- помощь студентам. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 г. стала организация стажировок для выпускников вузов. По планам Правительства РФ, стажировки могут пройти 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений (70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства). Однако данная мера невостребована, так как работодатели традиционно стажерам устанавливают малую заработную плату;

- переобучение. В 2009 г. около 200 тыс. чел. прошли переобучение, но этого недостаточно. В настоящее время в переквалификации нуждаются около 10 млн чел., но право на это имеют только граждане, зарегистрированные в центрах занятости, а их чуть более 2 млн чел. Планируется развивать это направление и в дальнейшем. Все эти меры важны и потребуют значительных

ресурсов. При недостаточном финансировании трудно получить желаемый эффект от рассмотренных действий. Поэтому государству необходимо систематически изыскивать источники финансирования программ содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан. Работодатели в настоящее время не производят отчислений на эти цели. Как уже отмечалось, это является расходными обязательствами Российской Федерации, которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Под влиянием законов рынка труда государственная политика в области содействия занятости населения уточнена в направлении:

- развития трудовых ресурсов и признания необходимости их мобильности;

- поддержки работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

- поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействия развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- координации деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики. Правительство РФ проводит мероприятия,

направленные на развитие такого прогрессивного вида, как самозанятость, ведущего к созданию и развитию среднего класса, формированию структуры гражданского общества в России. Кроме того, для эффективного содействия занятости населения, удовлетворения кадровых потребностей работодателей большое значение приобретает сотрудничество таких компонентов инфраструктуры современного рынка труда, как Федеральная служба по труду и занятости и частные кадровые агентства.

В заключение следует отметить, что содействие занятости населения невозможно проводить без активного участия государства, достаточного бюджетного финансирования, а также без участия работодателей. По мнению авторов, в данной области социальной политики государство должно разрабатывать совместно с представителями работодателей и участием отраслевых профсоюзов единую политику по реализации мероприятий содействия занятости населения и на ее основе координировать разработку корпоративных социальных программ с определением источников их финансирования.

Список литературы

1. Анисимов А. Проблемы неполной занятости и регистрации безработных// Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 2.

2. Забрамная Е. Ю. Органы занятости желают знать...// Главная книга. 2011. № 8.

3. Попова Т. Политика и стратегия обеспечения персоналом государственной службы// Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 12.

4. Смирных Л. Условия занятости и удовлетворенность работников на российских предприятиях// Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 8.

5. Сойфер В. Категория рабочего места в законодательстве о занятости и труде// Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 9.

6. Ясин Е. Социальная сфера// Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2010. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.