ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 331.5.024.5
О.Е. Андреев
канд. ист. наук, доцент, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА АРЗАМАС)
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы занятости населения в малых городах России. Автором рассматриваются основные показатели занятости, дается анализ состояния трудовых ресурсов и предлагается комплекс мер для решения вопроса о занятости в малых городах.
Ключевые слова: проблема занятости населения, безработица, трудовые ресурсы демографическая ситуация, хозяйственное регулирование, муниципальные власти, комплекс социально-экономических мер, экономическое развитие малых городов.
O.E. Andreev, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch
THE PROBLEM OF EMPLOYMENT IN SMALL TOWNS AND ITS SOLUTIONS (FOR EXAMPLE CITY
DISTRICT OF ARZAMAS)
Abstract. This article is devoted to the problem of employment in small towns of Russia. The author examines the main employment indicators, analyzes the state of the labor force and proposes a set of measures to address the issue of employment in small towns.
Keywords: the problem of employment, unemployment, labor force demographics, economic regulation, the municipal authorities, a complex socio-economic measures, economic development of small towns.
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает проблема занятости. Принимая во внимание опыт жизнедеятельности малых городов России, в которых сосредоточены значительный объем промышленности страны и масса трудоспособного городского населения [1, с. 3-4], решение данного вопроса имеет актуальный характер.
Современное положение на рынке труда осложняется негативными демографическими процессами, (снижение рождаемости, возрастание смертности), которые сопровождаются дальнейшими структурными изменениями в сфере трудовых ресурсов [1, с. 5]. Демографическая ситуация в целом по стране, в регионах и, особенно, в малых городах за последние десятилетия отрицательно отразилась на половозрастном составе, увеличивается процент стареющего пенсионного и предпенсионного населения, снижаются нормы относительных трудовых ресурсов [2]. Как показывают отечественные и зарубежные исследования в этой области, данные процессы имеют долговременный характер и оказывают существенное влияние на состояние экономики, потребление, рынки труда, пенсионное обеспечение и др. [9, с. 93-94].
В разрезе рассматриваемой проблемы крайне важным является обращение к имеющейся статистике и прогнозам относительно изменений в составе трудоспособного населения города Арзамас. В Программном документе «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Арзамаса на 2012-2015 годы и перспективу до 2020 года» [6, с. 69] приводились данные об изменении численности населения города на протяжении последних лет, начиная с 2011 года.
Согласно приведенным прогнозным расчетам, «...в 2020году численность населения города составит 103000 человека, по сравнению с 2011 годом она уменьшится на 3250 человек. Планируется, что ежегодная абсолютная убыль населения до 2020 года составит в среднем
330 человек, что ниже показателей 2009, 2010 г. в среднем на 130 человек (27,1%). В результате прогноза увеличения рождаемости планируется увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста с 16100 человек в 2011 году до 16600 человек в 2020 году (темп роста 103,1%).
Сохранится тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста с 68220 человек в 2011 году до 61470 человек в 2020 году (90,1% к 2011 году), число людей старше трудоспособного возраста увеличится с 21930 человек в 2011 году до 24930 человек в 2020 году (темп роста 113,7%)» [6, с. 69].
По данным Службы занятости Нижегородской области о состоянии рынка труда по городу Арзамас на 01.01.2015: «Специфика округа: экономика города характеризуется доминированием промышленного сектора - 79%. Среднесписочная численность работающих на предприятиях обрабатывающих производств города Арзамаса - 14412 человек. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе граждан, занятых в экономике города, -24,1% или 11912 человек. В экономике города занято 49296 человек» [4]. Как видно из приведенных выше данных, значительная доля трудоспособного населения занята в промышленном производстве, на градообразующих предприятиях.
Вместе с тем, как показывают данные, меняется положение в области безработицы. «Ситуация на рынке труда по состоянию на 01.01.2015: уровень регистрируемой безработицы -0,66%; численность безработных - 377 человек; средняя продолжительность безработицы - 4,5 месяца; количество заявленных вакансий - 410 единиц (общий показатель по городу и району); коэффициент напряжённости - 1,69 человек/вакансия (общий показатель по городу и району)» [4].
Из приведенных выше статистических данных следует, что наиболее востребованными профессиями (с указанием заработной платы) являются: «водитель автомобиля (от 13000 рублей), бетонщик (от 15000 рублей), каменщик (от 15000 рублей), дорожный рабочий (от 8000 рублей), помощник воспитателя (от 7000 рублей), врачи различной специализации (от 15000 рублей), кухонный рабочий (от 6000 рублей), токарь (от 10000 рублей), фрезеровщик (от 10000 рублей), слесарь МСР (от 10000 рублей), слесарь-инструментальщик (от 10000 рублей), швея (от 12000 рублей)» [4].
О профессиональном, половозрастном, образовательном составе безработных, а также по основанию об увольнении в городе Арзамас свидетельствует нижеприведенная статистика: «...профессионально-квалификационный: рабочие - 192 человека, служащие - 161 человек, ранее не работавшие - 23 человека, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва - 34 человека; по возрасту: молодёжь в возрасте 16-29 лет - 90 человек, лица предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста) -41 человек, других возрастов - 286 человек; по полу: женщины - 189 человек; по образованию: имеющие высшее профессиональное образование - 142 человека; имеющие среднее и начальное профессиональное образование - 144 человека; по основаниям незанятости: уволившиеся по собственному желанию - 226 человек, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности ИП (индивидуальных предпринимателей -прим. автора), сокращением численности или штата работников организации - 75 человек» [4].
Проблема занятости населения требует комплексного решения не только на федеральном уровне, но и в масштабе отдельного субъекта, муниципального образования.
Одним из макроэкономических инструментов повышения экономического роста является создание условий для инвестиционной привлекательности территории. Привлечение средств для осуществления инвестиционных проектов со стороны государства, других регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья призвано создать условия для устойчивого экономического развития муниципального образования. Инвестиционная привлекательность территории муниципального образования формируется с учетом целого комплекса факторов. В
числе наиболее значимых: доступность кредитных ресурсов для инвесторов, снижение издержек (налоговые льготы, ставки аренды земли и недвижимости, минимизация тарифов на услуги естественных монополий (вопрос о значении проблемы функционирования и развития естественных монополий, их эффективности в России на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях рассматривается в современной отечественной экономической литературе [8])), подготовка кадров, строительство жилья и объектов социальной структуры, информирование инвесторов об инвестиционных возможностях данной территории и др. [5, с. 50-51].
В настоящее время делаются попытки разрабатывать стратегические программы сотрудничества бизнеса и властных муниципальных структур в рамках создания кластерных моделей. Кластер как форма объединения усилий предприятий, располагающихся на данной территории, научных организаций (объединений), властных подразделений как органов, призванных регулировать систему хозяйственных отношений является одним из перспективных инструментов развития рыночной экономики в России [7]. В плане разработки совместных инициатив местной власти, бизнеса, науки и образования кластерные структуры обладают высоким потенциалом и могут в значительной степени обеспечить экономический рост в территориальных производственно-рыночных границах [7, с. 39]. Возможности кластера в хозяйственной практике окажут позитивное влияние не только в сфере локальных интересов предприятий, но и на общей ситуации в сфере занятости на территории данного муниципального образования. Создание благоприятной образовательной среды для подготовки квалифицированных кадров со средним и высшим образованием при поддержке властей региона и муниципалитета и заинтересованных производственных предприятий обеспечит рост занятости и средний уровень доходов населения. На территории Арзамасского городского округа могут быть созданы все необходимые условия для развития кластерной деятельности. Градообразующие предприятия представляют собой перспективную базу для ее реализации.
Решение проблемы безработицы в малых городах предполагает осуществление целого комплекс мер, в области государственной и муниципальной политики. Основная деятельность -это социальная помощь незанятому населению, регистрация безработных, выплата пособий. Большое значение придается программе переобучения, в организации самозанятости в условиях конкуренции и спроса на отдельные профессии и квалификации [3].
Ухудшение положения в области занятости населения в малых городах России во многом связано со снижением промышленного производства в регионах, и в целом по стране. Экономический подъем градообразующих предприятий является базовой проблемой, от решения которой зависят все аспекты возрождения малых городов. Надежная экономическая база будет способствовать увеличению занятости населения, обеспечит достойное благосостояние граждан. Процветание малых городов значительно улучшит социально-экономическое положение в регионах, и тем самым создаст необходимые условия для экономического роста в стране.
Список литературы:
1. Аралбаев И.М. Теоретический анализ рынка труда малых городов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук по специальности 08.00.01 «Экономическая теория». - Уфа, 2000.
2. Всероссийская перепись населения 2002 г. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 г. Новости, официальные документы, публикации, пресс-релизы информационно-разъяснительной кампании Всероссийской переписи населения 2002 г. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004 /Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.perepis2002.ru
3. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи/
О. Дубова, З. Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. - 2007. - № 1. С. 37-39.
4. Информация о состоянии рынка труда городского округа город Арзамас на 01.01.2015 / Служба занятости Нижегородской области /Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.czn.nnov.ru/main/259/275/522/651/
5. Леонова Ю. Роль государственной и муниципальной власти в формировании предпосылок и ограничений зарубежного инвестирования // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 1. - С. 45-54
6. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Арзамаса на 2012-2015 годы и перспективу до 2020 года. Программный документ. - Арзамас, 2011. - 155 с.
7. Сергиенко Е. Характеристика кластера как феномена хозяйственной практики // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 2. - С. 38-43
8. Смирнова О.Ю. Особенности развития и способы эффективного регулирования естественных монополий в России: монография / О.Ю. Смирнова, Е.И. Федотова. -Н. Новгород-Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 149 с.
9. Тимофеева В. Демографические аспекты и формирование трудового потенциала в региональных системах (на примере Владимирской области) // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 2. - С. 90-95.