УДК 338.1, 338.2, 332
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ)
Ирина Кабанова, магистрантка 2 курса, факультета экономики и финансов, научный руководитель: Кузнецова Алла Ивановна, д-р экон. наук, проф., проф. каф. экономики городского хозяйства
и сферы обслуживания, E-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, http://muiv.ru
Социум является основой любого государства. Исходя из этого факта, можно сделать вывод, что грамотная социально-экономическая политика - это основа благополучного развития государства. Ключевым аспектом в этом вопросе является повышение уровня жизни населения, а именно уровня образования и культуры, интеллектуальный потенциал социума, качество здравоохранения и жилищной сферы.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, город Новый Уренгой, демография, здравоохранение, социальная сфера, занятость, безработица, образование, ЖКХ, промышленность
Актуальность данной статьи заключается в том, что социально-экономическое развитие территории Российской Федерации на сегодняшний день является весьма важным аспектом благополучия социума.
Региональная политика субъектов Российской Федерации направлена на социум региона и городов. А именно: на повышение уровня образования, здравоохранения, культуры, интеллектуального потенциала, и в целом, на качество жизни [1; 2].
Например, администрация города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа для повышения уровня социально-экономического развития города и качества
жизни населения разработала «Комплексный план долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года» [3].
Выделим несколько задач:
1 Формирование системы управления городом, которая бы удовлетворяла возросшим задачам развития социума города. Данная система управления должна быть эффективной, высоко технологичной, инновационной, компетентно и профессионально решать текущие задачи управления городом. И.В. Кабанова 2 Привлечение в процесс социально-экономического раз-
вития бизнес региона и города. Взаимодействие бизнеса и власти способствует улучшению социально-экономических показателей города и достижению целей развития в кратчайшие сроки.
3 Внедрение высокотехнологичных инновационных подходов и разработок для улучшения социально-экономических показателей города ведет к улучшению уровня жизни жителей города Новый Уренгой.
Новый Уренгой - город окружного подчинения в России, первый по численности населения в Ямало-Ненецком автономном округе. Один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации - город Салехард как по численности населения, так и по промышленному развитию (площадь - 226,5 км2; население - 115 092 человек).
В городе высокий уровень доходов населения. Значительная часть трудоспособного населения имеет уровень доходов выше прожиточного минимума. Доминирует топливный сектор в структуре экономики автономного округа, доля топливного секто-
\
ра составляет около 70 % (по данным 2013 года), что предопределяет зависимость экономики региона от конъюнктуры мировых цен на нефть. При этом доля топливного сектора в совокупных налоговых поступлениях превышает 60 %.
Для более детального анализа социально-экономического развития города необходимо рассмотреть ключевые показатели социально-экономического развития.
В муниципальном образовании город Новый Уренгой сложилась благоприятная обстановка в части естественного прироста населения (по итогам 12 месяцев 2014 года рождаемость превышает смертность населения в 4,51 раза). Всего на территории муниципального образования город Новый Уренгой за 2014 год родилось 1888 детей.
За 12 месяцев 2014 года наблюдается превышение количества выбывших над прибывшими на 2123 человека. Причины: миграционный отток населения, увеличение количества выходящих на пенсию, повышение возможности устроиться на высокооплачиваемую работу в других регионах Российской Федерации с более мягкими климатическими условиями.
Таблица 1
Демографические показатели, человек
2 000 1 500 1 000 500 0
Естественное движение населения муниципального образования город Новый Уренгой, человек
1 891 1 837 , 1 888
1 Г к
,—--- ■Рождаемость
У^^Ж^ОГ^ 1 419
^ Смертность
2012 год 2013 год 2014 год
Рисунок 1 - Естественное движение населения
Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год
Родилось 1891 1837 1888
Умерло 406 388 419
Естественный прирост (убыль) населения 1485 1449 1469
Число прибывших 14852 16335 15550
Число выбывших 12107 17832 17673
Миграционный прирост (убыль) 2745 -1497 -2123
Рисунок 2 - Механическое движение населения города Новый Уренгой
Занятость и безработица. Рынок труда характеризуется следующими показателями. Всего за 2014 год в ГКУ Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения города Новый Уренгой» за содействием в поиске подходящей работы обратилось 1702 человека (в 2013 году - 1837 человек), из них:
- незанятые трудовой деятельностью - 73,68 %, или 1254 гражданина (в 2013 году - 1256 человек);
- предпенсионного возраста - 4,29 %, или 73 человек (в 2013 году - 62 человека);
- пенсионеры, стремящиеся возобновить трудовую деятельность, - 6,05 %, или 103 человека;
- ранее не работавшие - 40,95 %, или 697 человек (в 2013 году - 975 человек).
29,14 % (496 человек) обратившихся за содействием в поиске подходящей работы - родители, имеющие несовершеннолетних детей.
На 01.01.2015 численность официально зарегистрированных безработных увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31 человек и составила 265 человек, из них получают пособия по безработице 64,50 %.
Среди официально зарегистрированных безработных:
- женщины - 61,51 %;
- лица старше 30 лет - 64,15 %;
- граждане, имеющие высшее образование - 43,02 %;
- родители, имеющие несовершеннолетних детей - 45,28 %.
Уровень зарегистрированной безработицы по отношению к экономически активному населению сократился и наконец, 2014 года составил 0,36 %.
На ситуацию на рынке труда определенное влияние оказывает банк имеющихся вакансий рабочих мест. За отчетный период заявлено 39973 вакансии, в том числе 85,24 % или 34074 единицы по рабочим профессиям.
Самыми востребованными профессиями на сегодняшний день являются машинисты различных видов техники, электромонтеры, электросварщики, механики, специалисты в строительстве, сфере образования, услуг и бытового обслуживания.
С целью приобретения профессиональных навыков, адаптации на рынке труда и дальнейшего удовлетворения запросов рынка в таких специалистах необходимо администрации совместно с работодателями города организовать подготовку этих специальностей в городе и включить это мероприятие в ранее разработанную и реализуемую программу «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014-2020 годы».
В 2015 ожидается увеличение среднемесячной заработной платы одного работника в целом по городу Новый Уренгой на 15 %.
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства), рублей 71 015,0 79 518,60 86 103,20
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства) по отношению к аналогичному периоду прошлого года, % 108,86 111,97 108,28
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника бюджетной сферы, рублей 48 956,25 62 437,19 65 461,01
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника бюджетной сферы по отношению к аналогичному периоду прошлого года, % 127,54 104,84
Источник: [4]
Здравоохранение и социальная защита населения
За 12 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост общей заболеваемости взрослого населения муниципального образования город Новый Уренгой на 6,25 %, первичной заболеваемости детского населения на 2,14 %. Общая заболеваемость детского населения и первичная заболеваемость взрослого населения осталась на уровне 2013 года.
Показатель младенческой смертности составил 7,94 случаев на 1000 родившихся (за 2013 год 8,17 случаев на 1000 родившихся).
В части социальной защиты населения увеличились расходы бюджета по выплате компенсаций за 2014 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
- на одного ветерана боевых действий на 12,73 % (в связи с увеличением расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг);
- на одного участника вооруженных конфликтов на 33,39 % (в связи с увеличением расходов на возмещение оплаты обучения получающих первое высшее образование);
- на одного ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей, на 31,04 % (в связи с увеличением периода, за который предоставляется компенсация оплаты за жилищно-коммунальные услуги);
- на одну многодетную семью на 18,93 % (в связи с увеличением расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг).
В структуре численности состоящих на учете в органах социальной защиты населения увеличилось количество ветеранов ЯНАО на 15,57 %, неработающих пенсионеров - на 9,10 %, многодетных семей - на 17,57 %, ветеранов боевых действий - на 4,11 %. Уменьшилось количество ветеранов Великой Отечественной войны на 11,65 %.
Количество граждан по другим категориям осталось на уровне 2013 года, либо изменилось незначительно.
Таблица 3
Целевые показатели реализации Комплексного плана долгосрочного социально-
экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой
на период до 2020 года [4]
Уровень обеспеченности: 2013 год 2014 год 2015 год 2020 год
Больничными местами Койкомест на 10 тыс. чел. населения 88,58 85,72 83,62 92,39
Амбулаторно- поликлиническими учреждениями Посещений в смену на 10 тыс. чел. населения 215,20 205,97 200,92 217,80
Обеспеченность:
Врачами всех специальностей Чел. /10 тыс. населения 41,61 41,10 40,09 45,24
Средним медицинским персоналом Чел. /10 тыс. населения 97,41 96,92 93,38 108,54
Число заболеваний, зарегистрированных у больных с впервые поставленным диагнозом Ед. на 10 тыс. чел. населения 9876,3 9846,7 9817,2 9670,7
Первичный выход на инвалидность на 10000 жителей Человек 24,91 20,40 19,03 16,15
Первичная заболеваемость взрослого населения к общему числу заболеваемости % 53,5 53,5 53,5 53,5
Первичная заболеваемость детского населения (0-18 лет) к общему числу заболеваемости % 46,5 45,9 45,5 45,5
Источник: [5]
Образование. Сеть дошкольных организаций города представлена 37 организациями, из которых 29 - муниципальные, 8 - ведомственные. Кроме того, 1 организация, МАОУ прогимназия «Центр детства», реализует основную образовательную программу дошкольного образования и основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения составляет 7869 (на 01.01.2014 - 7504 ребенка), из них муниципальные детские сады посещают 6175 детей.
В сентябре 2014 года в дошкольных образовательных учреждениях создано дополнительно 275 мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Открыто 5 групп в переоборудованных помещениях детских садов для 125 воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет. Проведено уплотнение групп в соответствии с нормами СанПин 2.4.1.3049-13 на 150 мест.
45 детей в возрасте от 5 до 6 лет осваивают программы начального общего образования. Очередь на получение мест в дошкольные образовательные учреждения на 01.01.2015 составила 3220 детей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22 человека.
Из них 899 дети в возрасте от 0 до 1 года, 2321 ребенок в возрасте от 1 до 3 лет. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет, ранее состоявшие в очереди на получение мест в дошкольные образовательные учреждения, охвачены дошкольным образованием.
Численность педагогических работников муниципальных дошкольных организаций составила 705 человек (в аналогичном периоде прошлого года - 686 человек).
Сеть организаций муниципального образования город Новый Уренгой, реализующих программу общего образования, на 01.01.2015 представлена 20 учреждениями, из них: 1 прогимназия «Центр детства», 1 гимназия, 1 школа с углубленным изучением английского языка, 1 кадетская школа, 13 общеобразовательных школ, 1 специальная (коррекционная) школа, 1 вечерняя (сменная) школа, 1 негосударственное общеобразовательное учреждение.
Контингент обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций составляет 13590 человек, из них 210 учеников - в прогимназии «Центр детства», 602 человека - в МБОУ Гимназии, 1143 ученика в СОШ № 4 с углублённым изучением английского языка, 785 детей в кадетской средней школе № 13 им. Героя РФ В.И. Шарпа-това, 155 человек в специальной (коррекционной) школе № 18, 323 ученика - в вечерней (сменной) школе.
Численность педагогических работников в школах составляет 947 человек. По критерию уровня образования педагоги школ города имеют достаточно высокую степень охвата профессиональным вузовским образованием. Так, высшее образование имеет 90,60 % работников, среднее профессиональное образование 8,98 %.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства и жилищные условия населения. По состоянию на 31.12.2014 жилищный фонд Нового Уренгоя составил 2119,8 тыс. кв. м. Доля частного жилищного фонда достигла 87,89 %, доля муниципального жилищного фонда 12,10 % от общей площади жилищного фонда в муниципальном образовании.
На территории муниципального образования город Новый Уренгой осуществляет свою деятельность 18 предприятий ЖКХ, в том числе:
- организации коммунального комплекса - 12 единиц;
- организации, осуществляющие управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества - 6 единиц.
Необходимо решить проблемы капитального ремонта объектов муниципальной собственности путем принятия и реализации целевых программ, более тщательного и объективного планирования расходов на капитальный ремонт, усиление контроля со стороны осуществляющих функции заказчиков, органов администрации города Новый Уренгой.
Таблица 4
Жилищные условия населения
Жилищные условия населения
2013 год 2014 год 2015 год 2020 год
Обеспеченность жильем на 1-го жителя (на конец года) кв. м 17,40 16,93 16,72 19,20
Ввод нового жилья на 1000 жителей кв. м 320,71 190,06 290,16 385,6
Доля ветхого жилищного фонда во всем жилищном фонде % 7,9 8,2 8,1 6,0
Доля семей, получающих жилищные субсидии % 0,6 0,6 0,7 1,0
Источник: [5]
Из таблицы № 4 видно, что доля ветхого жилищного фонда уменьшается с каждым годом. К 2020 году она составит всего 6 %, от общего жилищного фонда города. Показатели ввода нового жилья и доли семей, получающих жилищные субсидии, увеличиваются. Все эти факты свидетельствуют о положительной тенденции в жилищной сфере города.
Промышленность
За 2014 год выпуск продукции в добывающем, обрабатывающем производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 34789,76 млн руб., или 97,36 % от уровня прошлого года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ собственными силами предприятия по виду деятельности добыча полезных ископаемых составил 21918,56 млн руб., или 94,86 % от уровня соответствующего периода прошлого года. Объем обрабатывающего производства составил 3365,89 млн руб., или 92,03 % от объема 12 месяцев 2013 года. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2014 года в сравнении с прошлым годом увеличилось на 5,97 % и составило 9505,31 млн руб.
Объем отгруженных товаров собственного производства, вы ношенных работ собственными силами предприятий, всего (млн руилен)
<10 000.00
50 000,00
:> о 000,00
10 000.00
0,00
6 183,71 гея
16 366,00 23 106,30 21
■ Прокзвмсги 1[ ряспрлзеяетге злсктрсэксрЕЛЗ!. газа I! воды
ОС|н&а I ыи аюиги 1' [сронзыздсгва
■ Добыча полетных кскопагмык
2012 год 2013 год 2014 гад
Рисунок 3 - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных
работ собственными силами
Источник: [6]
Подводя итоги, можно сделать вывод, что администрации города Новый Уренгой в целом грамотно реализует программу социально-экономического развития. Этому свидетельствует мониторинг социальной ситуации на территории муниципального образования город Новый Уренгой. Мониторинг показал, что 79,4 % опрошенных счита-
ют ситуацию в городе благополучной и спокойной (это на 6,7 % выше аналогичного показателя прошлого года).
В ходе исследования актуальных (ключевых) социально-экономических проблем было выявлено, что больше всего жителей муниципального образования город Новый Уренгой беспокоят следующие проблемы:
- миграция в город жителей из других регионов РФ и стран зарубежья (36,1 %);
- качество медицинских услуг (34,2 %);
- тарифы на коммунальные услуги (33,6 %);
-возможности найти работу (26,7 %);
- состояние ЖКХ и качество услуг (24,5 %).
Лучшая оценка личной удовлетворенности дана работе общественного транспорта, безопасности личной и имущественной, количеству магазинов и объектов сферы услуг.
Ключевой проблемой социально-экономического развития города Новый Уренгой является - проблема ветхого жилищного фонда. Для решения данной проблемы нужно использовать новые технологии и инновационные походы, а также привлекать бизнес структуры [7].
Литература
1. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. 2-е изд.; перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
2. Кузнецова А.И. Актуальные проблемы развития города и городского хозяйства: курс лекций. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2013.
3. Официальный сайт муниципального образования город Новый Уренгой. URL: http://www.newurengoy.ru/
4. Данные Государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу. URL: http://yamalstat.gks.ru/
5. Комплексный план долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой на период до 2020 года. URL: http://www.zakonprost.ru/content/regional/81/1398274
6. Краткие итоги социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой. URL: http://www.newurengoy.ru/kr_itogi_ser.html
7. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой на период до 2020 года (краткая версия). URL:
http: //www .newurengoy.ru/development_strategy.html
Socio - economic development of the city of Novy Urengoy
Irina Kabanova, 2 of master course of the Faculty of Economics and Finance, scientific director Alla Ivanovna Kuznetsova, Dr. ehkon. Sciences, prof., prof. Department Economy urban economy and service
The society is the Foundation of any state. Based on this fact, it can be concluded, that a competent socio - economic policy that the basis for a prosperous development of the state. A key aspect in this issue is to increase the standard of living of the population, namely: level of education and culture, intellectual potential of society, development of the quality of health care, housing.
Keywords: Socio - economic development, the city of Novy Urengoy, demography, health, social services, employment, unemployment, education, Utilities sector, industry