ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В Г. БЕРЕЗНИКИ
Т.А. МОСОВА,
учащаяся 4-го курса ГОУ «НПО «Профессиональный лицей № 42» (г. Березники, Пермский край)
Введение
2009 год - Год молодежи. В рамках проекта «Год молодежи в Пермском крае» Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края реализуется ряд инновационных проектов, направленных на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, проекты, направленные на формирование гражданских компетенций, позволяющие молодым людям участвовать в общественной и трудовой жизни, проекты, направленные на поддержку и развитие различных моделей и форм экономической и трудовой занятости молодежи1.
Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.
Самая незащищенная категория населения во время финансового экономического кризиса - это граждане в возрасте от 16 до 29 лет, поэтому в своей работе мне бы хотелось рассмотреть проблему занятости молодых выпускников, так как эта проблема очень актуальна не только по г. Березники, но и по всей стране.
Как известно, у данной категории граждан нет опыта трудовой деятельности, следовательно, они нуждаются в поддержке государства. Поэтому в своей работе я предполагаю рассмотреть пути и способы решения проблемы по трудоустройству молодых выпускников.
1 Информация Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края о реализации проекта «Год молодежи в Пермском крае» (по состоянию на ноябрь 2009 года).
1. МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА
Рынок труда - это рынок, где продают и покупают рабочую силу, не в прямом физическом смысле, а силу как способность к определенному виду труда.
Универсальность труда как товара связана с тем, что человек способен овладеть разными профессиями и переучиваться в течение жизни.
Трудовые навыки любого рода приобретают ценность для общества и превращаются в интересующий рынок товаров только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для изготовления которых нужны эти навыки.
Профессиональная школа вынуждена реагировать на конъюнктуру рынка труда: разрабатываются новые образовательные стандарты, изменяется структура, спектр профессий и специальностей. Однако до настоящего времени необходимого баланса между спросом на профессии со стороны работодателей и предложением со стороны выпускников профессиональных школ нет. Более 50% выпускников после окончания учебного заведения оказываются невостребованными и вынуждены работать не по специальности.
Я думаю, что регулирование занятости в современных условиях должно обеспечиваться не закрепляемостью за работниками конкретного рабочего места, а созданием условий для непрерывного роста квалификаций и профессионального мастерства. Именно это будет способствовать решению проблемы регулирования занятости населения. В дальнейшем для молодых людей в соответствии с их трудолюбием, способностями и профессиональной подготовкой будут открываться дополнительные перспективы освоения еще более сложных и престижных видов деятельности. По данным статистики, можно выделить ряд наиболее и наименее востребованных профессий на рынке труда в 1-м квартале 2009 года2:
Наибольшим спросом пользовались:
• Неквалифицированные рабочие.
• Строители-монтажники.
• Работники предприятий общественного питания.
• Механики по оборудованию, слесари-сборщики, слесари-ремонтники.
• Водители транспортных средств.
• Рабочие-отделочники на строительных работах.
2 По материалам Агентства по занятости населения Пермского края.
• Сварщики.
• Продавцы магазинов.
• Специалисты в области образования и персонал дошкольного
воспитания.
• Специалисты в здравоохранении.
• Архитекторы.
• Инженеры.
• Медицинский персонал по уходу и акушерству.
Незначительным спросом пользовались:
• Математики, статистики.
• Специалисты по компьютерам.
• Операторы установок по производству и обжигу стекла.
• Руководители учреждений и предприятий.
• Физики, химики.
• Служащие библиотек, почтовой службы.
• Кассиры.
• Машинисты локомотивов.
• Социальные работники.
• Секретари.
• Рабочие пищевой промышленности.
• Работники бюро путешествий.
• Работники общественного транспорта.
• Рабочие по добыче полезных ископаемых.
1.1. Проблема занятости выпускников учебных заведений
в г. Березники
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.
Среди выпускников профессиональных училищ к моменту получения диплома определенной гарантией трудоустройства располагали 30% (23% - по договорам училища, 7% - по собственной инициативе). Остальные выпускники училищ, намеревающиеся пойти работать, на
момент окончания учебного заведения не имели договоренности с предприятиями и пребывали в полной неопределенности относительно будущей работы. Таких - примерно половина выпуска.
Среди выпускников средних специальных учебных заведений к моменту получения диплома немногие могли сообщить место своей будущей работы (еще меньше, чем среди выпускников профтехучилищ). Примерно четверть тех, кто получил среднее специальное профессиональное образование, имели договоренность о трудоустройстве.
Выпускники высших учебных заведений в подавляющем большинстве нацелены на трудовую деятельность (90% выпуска). Правда, по основной специальности планируют работать около 60% выпускников вузов; остальные 30% - хотят работать по другой специальности. Около половины выпускников вузов, имея свободный диплом, не располагали гарантией трудоустройства.
Сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в высших учебных заведениях. У выпускника третьего тысячелетия в отличие от студентов 70-80-х прошлого века есть как неоспоримые преимущества, так и очевидные проблемы. Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов.
Во-первых, это приобретение опыта в процессе обучения. Уровень российского образования вызывает в настоящее время все больше нареканий. В отечественной системе образования появилось огромное количество направлений и нововведений, которые вызваны переходом страны на рыночные отношения. Предполагалось, что при наличии высшего образования человек может работать на любом участке производственного процесса, у него больше производительность труда, выше способность к адаптации в новых условиях. При таком подходе профессиональные навыки и умения, уровень образования, полученные молодыми людьми в период обучения, стали для работодателя теми критериями, по которым проводился первоначальный подбор кандидатов.
В процессе обучения большинство студентов вузов рассчитывают на предоставляемые высшим образованием долгосрочные выгоды. Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Сейчас, на мой взгляд, необходимо уделять больше внимания профессиональной ориентации студентов уже на первом курсе вуза для того, чтобы помочь им выявить ту сферу деятельности, в которой молодой специалист может наиболее полно реализовать свои возможности. Для
самих студентов это означает, что необходимо активно изучать как сам предмет обучения, так и стараться как можно больше времени уделять профессиональной подготовке.
Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Но вместе с позитивными факторами, влияющими на конкурентоспособность молодых специалистов, имеется ряд объективных характеристик, предопределяющих настороженное отношение к ним со стороны работодателей. К их числу можно отнести: недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда (40%), неопределенность трудовых и профессиональных интересов (35%), социальная и психологическая нестабильность (25%) и другие.
Рассмотренные выше факторы в значительной степени определяют особенности поведения молодежи в сфере занятости: высокую мобильность и динамичность, специфическую структуру ее занятости (предпочтение частного сектора экономики). Многие работодатели, в свою очередь, используют выпускников не в соответствии с полученным образованием и квалификацией, а исходя из потребностей компании.
В последние годы заметно и резкое изменение профессиональных предпочтений молодежи при выборе отрасли. Так, если раньше молодые люди не считали привлекательной занятость в торговле и общественном питании, то сегодня названные сферы деятельности, а также бытовое обслуживание предпочитают производству и науке. Наиболее престижными выпускникам школ представляются профессии банковского служащего, менеджера, экономиста, юриста, коммерсанта. Ведущими мотивами профессионального выбора по-прежнему являются высокий уровень оплаты труда и престижность компании. В связи с этим молодые специалисты должны развивать в себе гибкие механизмы приспособления к соответствующим изменениям на рынке труда.
Во-вторых, это решение проблемы занятости на старших курсах. Существует несколько путей решения этой проблемы. Первый -это самостоятельный поиск работы. Что необходимо сделать студенту для того, чтобы его пригласили на работу в компанию?
Прежде всего необходимо составить грамотное резюме, в котором подробно осветить все вопросы, связанные с трудовой деятельностью,
потому что при собеседовании руководителя интересуют не только профессиональные навыки, но и твои деловые качества как личности. Кроме того, многие организации используют вместо резюме анкеты, в которых указывают интересующие их вопросы. Второй способ, которым могут воспользоваться студенты, - это обращение в службу занятости или агентства, которые занимаются специальными программами по трудоустройству выпускников.
На мой взгляд, производственная практика или стажировки могут помочь только отчасти. В нынешней ситуации возможность проходить производственную практику в тех организациях, которые представляют для студента интерес, не всегда можно реализовать. Кроме того, опасаясь последствий неправильно принятых решений, практикантам и стажерам компания чаще всего поручает несложную работу или же работу, не соответствующую получаемой специальности. Как следствие - студент уходит, так и не применив свои теоретические знания на практике.
Третий вариант для соискателей-студентов - это ярмарки вакансий или дни карьеры. Обычно они приурочены к получению выпускниками дипломов и проходят под эгидой служб занятости ведущих вузов страны. На таких акциях присутствуют компании, заинтересованные именно в молодых специалистах определенного профиля, а сами акции собирают как студентов, так и выпускников прошлых лет.
Обращение в кадровые агентства в большинстве случаев не приносит результата, так как большинство резюме, присланных им молодыми специалистами, остаются без отклика. Этот факт объясняется тем, что большинство агентств не специализируется на подборе молодых специалистов, и резюме выпускников находятся в тех же папках, что и резюме людей без опыта работы3.
Среди способов поиска работы можно также назвать личные связи и деловые контакты, а также трудоустройство через знакомых и друзей, которые могут порекомендовать студента потенциальному работодателю.
1.2. Уровень безработицы 2009 года по г. Березники
Отраслевая структура занятости молодежи существенно отличается от отраслевой структуры занятости населения в целом. На первом месте (свыше 30%) стоит сфера обслуживания и торговли, затем следует работа на промышленных предприятиях, в строительстве и связи (до 20%) и только затем бюджетная сфера (менее 16%). Около 70% моло-
3 ОАО «Агентство «Роспечать». Опубликовано в номере: Кадры предприятия .№ 3 / 2003 г.
дых людей, получивших профессиональное образование, трудится не по специальности.
С начала этого года в Центре занятости населения г. Березники зарегистрирован 621 человек в возрасте от 16 до 29 лет. Трудоустроены 210 человек. На учете как безработные сегодня состоят 43 выпускника 2008 года. В их числе операторы ЭВМ, бухгалтеры, штукатуры-маляры, электромонтеры, швеи, слесари по ремонту автомобилей. Примечательно, что вакансии по этим профессиям есть (редки только вакансии операторов ЭВМ и автослесарей), но требуются работники высокой квалификации4.
Если краевое Агентство занятости населения, подводя итоги за 9 месяцев 2009 года, с облегчением сообщает, что безработица отступает, то в нашем городе ситуация не столь радужная. С октября прошлого года уровень регистрируемой безработицы в Березниках вырос в 4 раза.
Количество вакансий по данным ЦЗН г. Березники
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь
Как гласит официальный отчет Агентства по занятости населения Пермского края, с февраля по август этого года численность занятых в экономике края возросла на 9,6%, а численность безработных (по методике МОТ) сократилась с 169 до 116,6 тысячи человек. Тут нужно сделать небольшое отступление о статистике. Есть три методики определения уровня безработицы.
4 «Новая газета-1» - город Березники.
Первая - просто численность граждан, имеющих официальный статус безработных, стоящих на учете по безработице в центрах занятости и получающих пособие. Таких в Березниках на 16 октября было 825 человек5.
Вторая - уровень регистрируемой безработицы - доля числа зарегистрированных безработных к общей численности экономически активного населения в процентах. В Березниках он сейчас составляет около 1%, в Пермском крае уровень безработицы составляет 7,6%, а по России - 9,5%.
Численность безработных, стоящих на учете в ЦЗН г. Березники
Из графика видно, что тенденция не самая приятная: год назад уровень безработицы в Березниках был в 4 раза меньше, в то же время количество вакансий уменьшилось вдвое.
Уровень безработицы по третьей методике - Международной организации труда (МОТ) - определяется методом выборочного обследования населения в каждом регионе, причем безработными по критериям МОТ считаются все, готовые приступить к работе в течение недели и активно занимающиеся поиском работы. По методике МОТ, в Пермском крае уровень общей безработицы в сентябре составил 7,6%. Судя по этому соотношению, трудности с поиском работы в Березниках сейчас испытывают около 2,5 тысячи граждан.
5 Березниковская газета «Неделя. Яи». 29 октябрь, 2009 - 09:00, Бюро ИТ.
1000
878
500
100
2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
2.1. Шанс получить место на предприятии
На первый взгляд в городе немало вакансий, особенно по рабочим специальностям и в сфере обслуживания. Но при этом работу находят далеко не все. Почему? Я попытаюсь найти ответ на этот вопрос.
Молодые люди достаточно мобильны. Оставаться не у дел, получить статус безработного - такая перспектива не радует. Переобучение - один из путей решения проблемы. В прошлом году знания по новым профессиям получили 208 молодых людей, с начала этого года - 44. В настоящее время молодые занимаются на курсах по переобучению от Центра занятости по специальностям: мастер отделочных работ, повар, охранник. Также можно обучиться по профессии бухгалтер с изучением программы 1С, кладовщика, продавца-контролера-кассира, дизайнера интерьера на ПЭВМ, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, изучить азы предпринимательства, стать пользователем ПК, освоить компьютерную графику.
Перечень специальностей в Центре занятости формируется с учетом востребованности на рынке труда г. Березники. Многие молодые люди на курсах получают профессию впервые. Во время обучения им выплачивают стипендию от 977 рублей 50 копеек до 5 тысяч 635 рублей. Размер пособия зависит от заработанной платы на предыдущем месте работы. Прошедшие обучение направляются на производственную практику на предприятия города, некоторые остаются там работать. На обучение и переобучение горожан в этом году из краевого бюджета выделено 752 тысячи 600 рублей. Как показывает опыт, примерно 60% этих средств будет израсходовано на обучение молодежи.
Низкоквалифицированный труд сегодня не в почете на рынке труда. Надежды многих молодых людей на то, что завтра им подвернется высокооплачиваемая непыльная работа, - заблуждение. Рассчитывать прежде всего приходится на себя, повышать квалификацию (а для этого в любом деле часто приходится начинать с азов), заниматься самообразованием. Только тогда появится шанс на хороший заработок.
Мотивация к трудовой деятельности выпускников профессиональных учебных заведений значительно отличается от мотивации вчерашних школьников. Выпускники профессиональных училищ в поиске работы руководствуются прежде всего следующими мотивами:
Выпускники техникумов отдают предпочтение:
I хорошей заработной плате
относительно свободному режиму рабочего дня
■ возможности профессионального роста
У выпускников высших учебных заведений спектр мотивов шире.
■ хорошая оплата и возможность дополнительного заработка
■ интересная работа
■ возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности
■ относительно свободный режим трудового дня
□ резервы времени, остающиеся для семьи и досуга
Кризисная ситуация повлияла на уменьшение количества выпускников, желающих получить высшее образование. Многие считают, что среднее специальное образование доступнее: дешевле, срок обучения короче. Число выпускников, желающих продолжить образование в Березниках, сохраняется на уровне прошлого года (28%). Число желающих учиться в Перми уменьшилось на 5,6%, но расширилась география поступлений в учебные заведения за пределами края (Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга).
Анкетирование выпускников Березниковского филиала Пермского государственного университета показало, что, несмотря на информацию о перенасыщенности рынка труда бухгалтерами, особых затруднений в поиске работы по этой специальности бывшие студенты не испытывали. Но около 10% опрошенных признались, что намерены переобучиться другой специальности, поскольку раньше плохо представляли себе характер работы. Из-за отсутствия специфических отраслевых знаний среди выпускников, получивших профессию «менеджмент организации», уменьшилось количество работающих по этой специальности на градообразующих предприятиях. Каждый десятый работает в банках и других финансовых организациях.
С 20% до 76% увеличилось количество выпускников, работающих по специальности «Социальная работа», несмотря на невысокие заработки.
80% выпускников вуза планируют работать по своей специальности. По мнению исследовательской группы, это свидетельствует о том, что выпускники школ и лицеев имеют возможность получать образование в родном городе6.
По данным, около девяти тысяч молодых прикамцев не могут сейчас найти работу, их число выросло за последние полгода. Труднее всего устроиться молодым экономистам и юристам. Такая форма трудоустройства, как общественные работы, также не вызвала энтузиазма среди молодежи, хотя она активно предлагается. По информации главы Перми, в общественных работах в краевом центре занято всего около тысячи безработных. Это связано с невысокой оплатой за такой труд - в районе четырех тысяч рублей. Зачем молодежь пойдет собирать мусор, когда, зарегистрируясь, они будут получать те же деньги7.
2.2. Программа поддержки молодежи
В Березниках появилась организация, которая будет заниматься трудоустройством молодежи. 8 августа во Дворце молодежи состоялась презентация молодежной биржи труда. Представляли начинание директор биржи Михаил Глуховской, начальник отдела по делам молодежи Сергей Воробьев и представители Центра занятости населения г. Березники.
Идея была такова: создать в городе организацию, которая будет решать проблемы трудоустройства учащейся молодежи, которая, как выяснилось, еще и хочет самостоятельно зарабатывать деньги.
Идея, безусловно, хорошая. Пытались понять, почему работодатель не желает принимать на работу студентов. В первую очередь это связано с рисками, ведь молодежь - это неквалифицированная рабочая сила, без опыта и нужного образования.
Во-вторых, для приема на работу студентов в штат требуется этот самый штат расширять, чего многие организации не могут себе позволить, тем более во время кризиса. Вот эту проблему и будет решать молодежная биржа. «Фактически люди будут устраиваться в штат молодежной биржи труда, а мы, в свою очередь, будем заключать договора с организациями и предприятиями. Таким образом, биржа берет на себя ответственность за работников», - пояснил директор биржи. Но за эти услуги биржа труда будет брать процент от заработка каждого студента или школьника, чтобы окупить хотя бы часть расходов. Вообще биржа пошла по пути некоммерческой организации.
6 «Березники Вечерние» (г. Березники, Пермский край) ,7 апрель, 2009 - 17:00, Бюро ИТ.
7 Текст: Андрей Матлин, «Пермские новости».
Понятно, что неквалифицированных работников ждет неквалифицированная работа и соответствующая зарплата, подчеркнули специалисты Центра занятости населения. Опыт у центра есть - студенты постоянно обращаются с просьбой подыскать какую-нибудь работу. Но не все соглашаются, когда место все же находится - зарплата маленькая... от 800 рублей. А молодежь приходит с запросами на 4-5 тысяч рублей. Но некоторые идут и на маленькую зарплату хотя бы ради получения опыта работы.
Организация уже зарегистрирована и базируется во Дворце молодежи, куда обращаются молодые в поисках работы на лето или постоянного трудоустройства.
Также 1 июля 2009 года разработали проект - субсидии для безработных на создание бизнеса - альтернатива пособию по безработице за год. То есть безработному, стоящему на учете по безработице в Центре занятости населения, вместо того чтобы год искать работу и получать пособие, предлагают получить сразу 58 тысяч рублей и организовать свой бизнес.
Что же нужно для этого сделать? Сначала нужно встать на учет по безработице в Центре занятости населения и оформить пособие по безработице. Далее получить рекомендации специалиста Центра занятости населения по государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или фермерского хозяйства. Следующим шагом является разработка плана реализации вашей бизнес-идеи (бизнес-план) с описанием планируемого вида деятельности, организации сбыта производимой продукции, оказания услуг, выполнения работ, системы налогообложения, расчетом рентабельности, а также с расчетом необходимых затрат, указанием источников их погашения и сроком реализации не менее 12 месяцев.
Далее подать заявление на получение субсидии на создание своего бизнеса с приложением необходимых документов и бизнес-плана в службу занятости, где вы зарегистрированы в качестве безработного; получить извещение Центра занятости населения о предоставлении вам данной субсидии и заключить договор с Центром занятости. Центр занятости населения заключает с вами договор на перечисление субсидии.
Завершающим этапом является получение консультации о порядке регистрации ИП или ООО у специалистов Пермского центра развития предпринимательства в налоговой инспекции или у платных консультантов. И предоставление подтверждающих документов о регистрации ИП или юридического лица, получение субсидии в Центре занятости населения 8.
8 Данные отдела анализа Центра занятости населения г. Березники.
Заключение
Проблема безработицы является ключевым вопросом в экономике нашей страны и города. Эта проблема с каждым днем становится все актуальнее и требует решения. Безработица пагубно действует не только на экономику нашего города, страны, но и оказывает негативное влияние на социальную структуру общества.
Не имея опыта работы и достаточных знаний, молодые выпускники зачастую не выдерживают конкуренции со стороны более опытных работников и пополняют ряды безработных. Поэтому перед обществом лежит задача трудоустройства выпускников, проведения различных мероприятий, мер и проектов.
Я думаю, что трудоустройство выпускников (начальных, средних, высших) учебных заведений должно в какой-то степени осуществляться самими учебными учреждениями, заключать соглашения с предприятиями. Кроме того, очень важно место прохождения производственного обучения. Хорошо зарекомендовав себя на рабочем месте, это высокий процент того, что предоставят место на предприятии уже как молодому специалисту. Молодые люди, отслужившие в рядах Российской армии, намного дисциплинированнее и ответственнее, и благодаря этому они имеют больше шансов дальнейшего трудоустройства. Также в настоящее время из-за доступной иммиграции численность иностранных граждан в России растет, и тем самым рабочих мест для русских граждан становится все меньше, поэтому работодатели должны привлекать больше своих соотечественников.
Выполняя эту работу, я убедилась, что разработанные проекты по снижению безработицы не только молодых выпускников, но и остальных категорий граждан стали значительно действовать, несмотря на кризис. Ведь финансовый кризис имеет свойство заканчиваться, поэтому даже в нелегких экономических условиях необходимо думать о дальнейшем росте, развитии и об улучшении жизни населения в г. Березники.
Библиографический список
1. Информация Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края о реализации проекта «Год молодежи в Пермском крае» (по состоянию на ноябрь 2009 года).
2. Агентство занятости населения Пермского края.
3. ОАО «Агентство «Роспечать». Опубликовано в номере: Кадры предприятия № 3 / 2003 г.
4. Данные отдела анализа Центра занятости населения г. Березники.
В работе использовались данные из СМИ:
1. «Новая газета-1» - город Березники.
2. Газета «Неделя. Яи» - город Березники.
3. Газета «Березники Вечерние» (г. Березники, Пермский край).
4. «Пермские новости».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1