© Лазарев В. А., Качура А. А., 2012
ЛАЗАРЕВ Вадим Аркадьевич
Доктор экономических наук, профессор
кафедры коммерции, логистики и экономики торговли,
почетный работник высшего образования РФ
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 254-88-33 е-таИ: [email protected]
КАЧУРА Анастасия Андреевна
Соискатель кафедры коммерции и логистики
Уральский государственный экономический университет (филиал в г. Березники)
618400, РФ, Пермский край, г. Березники, ул. Ленина, 33 Контактный телефон: (912) 487-83-86 е-таИ: [email protected]
Формирование и анализ модели поведения выпускников профессиональных образовательных учреждений
Ключевые слова: конкурентоспособность образовательной услуги; дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов; поведение выпускников; комплекс мероприятий профессиональной ориентации.
Аннотация. Исследуется поведение выпускников начального, среднего и высшего уровня образования при планировании трудовой деятельности. Предлагаются мероприятия, повышающие эффективность профессиональной ориентации, оказывающей влияние на рост конкурентоспособности образовательной услуги, с одной стороны, и сокращение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда - с другой.
Невозможность рассчитать перспективы развития кризисных ситуаций в мировой экономике предопределяет необходимость разработки тактических действий по отдельным элементам комплекса рыночной системы. Одним из таких элементов является дисбаланс рынка труда, спровоцированный как самим экономическим кризисом, так и не всегда корректной политикой государства в регулировании занятости и безработицы. Чем более подробно будут раскрыты причины и механизмы увеличения дисбаланса спроса и предложения трудовых ресурсов, тем более вероятна возможность создания комплекса мер по его сокращению. В данной статье будет представлена одна из причин дисбаланса, по мнению авторов, наименее освещенная в современных научных публикациях: адекватность поведения в сложившихся рыночных условиях выпускников профессиональных образовательных учреждений систем начального, среднего и высшего уровней.
Рыночная экономика оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и сфера образования не является исключением. На фоне сокращения численности абитуриентов профессиональные учебные заведения все более осознают необходимость повышения конкурентоспособности образовательной услуги. Условия, сформированные государственной политикой, вынуждают образовательные учреждения в первую оче-
редь обеспечивать набор «жизненно необходимого» количества студентов и только потом решать вопросы, связанные с их трудоустройством. Проблема построения профессиональной карьеры, смены профессии или повышения образовательного уровня решается выпускниками индивидуально. Начальное и среднее профессиональное образование (далее НПО и СПО соответственно), в связи с основным финансированием за счет государственного бюджета, ежемесячно предоставляют информацию о планах выпускников в Министерство образования региона. К примеру, в Пермском крае в целях регулирования спроса на подготовку рабочих и специалистов действует программа «Региональный сертификат на подготовку кадров». Сущность программы заключается в механизме формирования государственного заказа образовательным учреждениям на основе заявок от работодателей, размещенных на специальном сайте. В реальности данный инструмент является чаще всего формальностью, так как не все предприятия готовы затрачивать время на регистрацию и размещение заявки (образовательное учреждение делает это самостоятельно на основании устной договоренности). Кроме того, подготовка специалиста занимает в среднем 3-5 лет, а представители малого и среднего бизнеса, как правило, не готовы к среднесрочному планированию потребности в кадрах. Одной из положительных особенностей программы можно назвать то, что информация о планах и количестве выпускников, зарегистрированных работодателях и их спросе публикуется в открытом доступе на сайте http://pbou.perm.ru. Информация о выпускниках высших учебных заведений в регионе не отражена, и ее сбор не имеет системного характера. Следовательно, деятельность системы ВПО может быть наиболее весомой в общем объеме причин дисбаланса на рынке труда. Необходимо учесть и то, что информация о выпускниках систем НПО и СПО ограничивается направлениями: «Намерены продолжить обучение», «Подлежат призыву в армию», «Определились/не определились с трудоустройством», «Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком», т.е. проводимый мониторинг не предполагает изучение поведения выпускника на рынке труда, его планов и методов поиска работы. По мнению авторов, именно адекватное поведение на рынке труда является основным фактором успеха в начале трудовой деятельности, а также характеризует качество приобретенной образовательной услуги, которая, в свою очередь, является основой конкурентоспособности образовательного учреждения. С целью выявления основных тенденций в поведении выпускников авторами было проведено социологическое исследование студентов выпускных групп высших (152 респондента), средних (187 респондентов) и начальных (161 респондент) образовательных учреждений (выборка - сплошная, 500 респондентов).
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
Одна из основных причин дисбаланса спроса и предложения заключается в сложности прогнозирования предложения рабочей силы, так как часть выпускников не планирует работать по специальности (профессии), полученной в образовательном учреждении. Результаты опроса, представленные на рис. 1, свидетельствуют, что более половины студентов НПО и СПО планируют продолжить обучение на следующем уровне, т.е. сложившийся в обществе стереотип, что сам факт наличия высшего образования обеспечит успешную трудовую деятельность, не поддается коррекции даже при наличии объемного потока информации о низком спросе на специалистов ВПО и высоком спросе на рабочие профессии. Количество выпускников, не планирующих работать по профилю, находится в пределах 5-7,5%, т.е. потери количества подготовленных специалистов для разных уровней имеют общие границы. На представленных диаграммах также можно проследить тенденцию увеличения количества выпускников, предрасположенных к собственной предпринимательской деятельности, соответственно уровню образования и объему полученных знаний.
□Продолжить обучение □Работать по профессии
□Работать по другой профессии
■Планирую организовать бизнес
□Свой вариант ответа
а б в
Рис. 1. Планируемая деятельность после завершения обучения выпускниками начального (а), среднего (б) и высшего (в) уровней образования, %
Предпочтения выпускников разных уровней, отдаваемые существующим методам трудоустройства (рис. 2), находятся в близких количественных границах. Большинство (с тенденцией увеличения соответственно уровню образования) готовы приложить усилия для того, чтобы остаться работать там, где проходили практику. Таким образом, распределение на практику, помощь в выборе места практики, повышение эффективности взаимоотношений предприятий и сферы образования являются основными причинами, предопределяющими будущий выбор студентов, и, возможно, одним из наиболее эффективных инструментов профессиональной ориентации, внимание к которой снижается обратно пропорционально уровню образовательного учреждения. От 18,6 до 29% выпускников планируют трудоустройство в других городах, что подтверждает статистические данные о трудовой миграции в направлении Центрального района России [1. С. 36-37]. Не менее значительная часть выпускников (НПО -34,8; СПО - 10,5; ВПО - 24,5%) планирует обратиться за помощью в поиске вакансий в центры занятости населения (данные показатели могут косвенно характеризовать потребность рынка в выпускниках - спрос на специалистов СПО на протяжении последнего десятилетия занимает лидирующие позиции, это значительно увеличивает возможность трудоустройства без посреднических организаций). Низкий уровень доверия к эффективности средств массовой информации (газеты, Интернет) свидетельствует о недостаточной активности респондентов в самостоятельном предложении своих профессиональных услуг на рынке труда.
И Постараюсь остаться работать там, где прохожу практику
й 4 ^Обращусь в центр занятости,
чтобы узнать об имеющихся вакансиях и заработной плате 3 Размещу свое объявление о поиске работы в Интернете
□ Размещу свое объявление о поиске работы в газете
Ш Поеду в другой город и там буду искать работу
□ 2 ответа и более
□ Свой вариант ответа
б
Рис. 2. Определение выпускниками начального (а), среднего (б) и высшего (в) уровня образования эффективности различных методов поиска работы, %
8
а
в
Далее в исследовании были выявлены такие показатели, как информированность выпускников о сущности деятельности служб занятости и уровень доверия к качеству предоставляемых ими услуг. Ответы респондентов учреждений НПО и СПО различались не более чем на 3% (рис. 3), что подтверждает эффективность существующей системы, предполагающей обязательность оказания помощи в поиске работы выпускникам и последующей отчетности о результатах трудоустройства. Доля респондентов из высших учебных заведений, лично посещавших центр занятости и знакомых с предоставляемыми услугами, была более чем в три раза меньше, чем в НПО и СПО, при этом выпускники вузов показали наибольший результат осведомленности о возможности получения денежных субсидий безработным. Данные выводы могут свидетельствовать о недостаточной информированности выпускников о существующей программе «Стажировка выпускников», которая реализуется непосредственно при участии ЦЗН и направлена в основном на специалистов с высшим образовательным уровнем.
□ Знаю, что в центр занятости работодатели подают заявки о вакантных рабочих местах
Ш Знаю, что в центре занятости можно получать денежные выплаты безработным
□ В центре занятости был(а) лично и знаю о предоставляемых услугах
ШНет, не знаю
а б в
Рис. 3. Информированность выпускников начального (а), среднего (б) и высшего (в) уровней образования о деятельности центров занятости населения, %
Полученные в ходе исследования данные (рис. 4) свидетельствуют о том, что российская система менеджмента в сравнении с европейской, американской и японской не характеризуется как рыночная при формировании кадрового состава. Более половины респондентов систем СПО и ВПО (НПО - 38%) уверены в том, что успешное трудоустройство зависит от наличия «знакомых» в среде руководства предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что обновления руководящих кадров современными менеджерами, использующими новые технологии в управлении персоналом, взамен «коммерсантов 90-х годов» в полном объеме не произошло. Возможно, эта негативная тенденция может быть оправдана самой системой работы предприятий и служб занятости. Как правило, для замещения вакантной должности предприятие обращается в службу занятости только после того, как проведен анализ собственного кадрового резерва, а руководитель подразделения (отдела) выявил все возможные варианты поиска соискателя как в коллективе, так и в кругу своих знакомых. Чем более привлекательной является вакансия (условия труда, размер заработной платы), тем больше вероятность того, что соискатель будет выявлен без привлечения посредника в лице служб занятости. Малопривлекательные вакансии рабочих профессий с низкими требованиями к уровню образования и квалификации занимают основные позиции в рейтинге «Топ-10» [2] и являются основой для формирования мнения выпускников НПО (62% опрошенных) о том, что центр занятости и кадровые службы могут оказать реальную помощь в поиске работы. Также необходимо отметить достаточно низкий уровень доверия к платным кадровым агентствам (8-14%), возможно, сформированный в частных случаях невысоким ка-
чеством предоставляемых услуг (информация об обмане безработных частными кадровыми агентствами периодически освещается в различных СМИ).
□Думаю, что если встать на учет в центре занятости, то подходящую мне работу обязательно найдут
38
33
28 □ Думаю, что если заплатить за
услуги кадрового агентства, то подходящую мне работу обязательно найдут
Считаю обращение в центр занятости и кадровые агентства последним действием, так как на хорошие рабочие места трудоустраивают «по знакомству»
б
Рис. 4. Уровень доверия к качеству услуг кадровых агентств, связанных непосредственно с трудоустройством соискателей начального (а), среднего (б) и высшего (в) уровней образования
После изучения мнения респондентов относительно поведения на рынке труда нами было предложено определить рейтинг востребованности трудовых ресурсов в различных сферах деятельности в Пермском крае. Полученные результаты характеризуют адекватность выбора профессии и сферы деятельности. Анализ подтвердил региональные особенности занятости населения, представленные на рис. 5.
16
22
14
В Социальная сфера
□ Государственное управление
И Финансовая деятельность, операции с недвижимостью
□Транспорт и связь
□Торговля
□ Строительство
□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
□ Обрабатывающие производства
□ Добыча полезных ископаемых
□ Сельское, лесное и рыбное хозяйство □ЖКХ
а
в
4
6
9
8
Рис. 5. Структура занятости населения Пермского края, % [3]
Основные, и как правило градообразующие, предприятия края относятся к добывающей и обрабатывающей промышленности. Сферы услуг и торговли, в отличие от реальной ситуации недостаточной развитости предприятий услуг, находятся, с точки зрения респондентов, в сравнительно близких границах (13-14% - услуги, 14-23% -торговля). Высокие показатели востребованности в трудовых ресурсах предполагаются респондентами ВПО в сфере 1Т-технологий и программного обеспечения. В среднем
4,5% всех респондентов считают востребованными в перспективе пяти лет профессии сельского хозяйства. Необходимо отметить наличие программ по повышению эффективности деятельности агропромышленного комплекса края, региональных программ, являющихся приоритетными в период до 2020 г., с одной стороны, и отсутствие понимания у выпускников своих возможностей в существующей нише трудоустройства -с другой. Полученные данные (рис. 6) свидетельствуют о том, что более половины выпускников ориентируются на существующие кадровые потребности в сфере промышленности.
□ Добывающая и обрабатывающая промышленность
□ Сельское хозяйство
Ш Услуги ШТорговля
□ ГГ-технологии (программное обеспечение)
□ Свой вариант ответа
а б в
Рис. 6. Мнение выпускников начального (а), среднего (б) и высшего (в) уровней образования о рейтинге востребованности трудовых ресурсов по сферам деятельности
Учитывая существующий дефицит рабочих кадров, данное мнение определяет положительную тенденцию, но условия, предлагаемые работодателями, являются малопривлекательными для молодых рабочих, и, как правило, не найдя себе хорошего места «по знакомству», часть квалифицированных рабочих трудоустраивается по другим, более высокооплачиваемым профессиям, не требующим высокой квалификации (торговый представитель, супервайзер, продавец и т.д.). Такой механизм трудоустройства значительно снижает эффективность программы «Региональный сертификат» и затрудняет возможность регулирования дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
Вследствие вышесказанного, одним из условий, определяющих конкурентоспособность образовательного учреждения, становится создание эффективного механизма работы с будущим специалистом не только на стадии выпуска, но и на всем протяжении жизненного цикла профессиональной подготовки. Мы предполагаем, что данный механизм должен включать полный комплекс мероприятий, направленных на подготовку специалиста для конкретной сферы деятельности, включая элементы (этапы), которые могут быть дополнены или адаптированы к определенным условиям образовательной среды (см. таблицу).
Таким образом, профориентационное обеспечение знаниями и навыками новых трудовых ресурсов позволит сформировать более адекватное поведение выпускников на рынке труда, с одной стороны, и повысить конкурентоспособность предлагаемых образовательных услуг и их «техническую поддержку» - с другой. Данный механизм может стать частью общей структурной методики воздействия на существующий дисбаланс рынка труда в отдельно взятых регионах и населенных пунктах.
Комплекс мероприятий профессиональной ориентации подготовки рабочих и специалистов с учетом актуализированной потребности рынка труда
Этап Период реализации Мероприятия Участники
1. Выбор профессии 9-11-й классы 1. Посещение градообразующих предприятий. 2. Классный час «Мониторинг востребованных профессий в крае в перспективе 5-10 лет». 3. Тестирование на определение способностей. 4. Профессиональная ориентация в школах при участии представителей профессиональных учебных учреждений 1. Методист школы. 2. Специалист центра занятости населения. 3. Представители профессиональных учебных заведений
2. Получение профессиональных знаний, умений и навыков 1-3-й курсы в образовательном учреждении 1. Ярмарки вакансий в центре занятости. 2. Внеаудиторные мероприятия «Услуги и возможности кадровых агентств». 3. Встречи с работодателями ведущих предприятий конкретной сферы. 4. Создание профессионального портфолио и резюме. 5. Определение степени правильности выбора профессии (тестирования, результаты профессиональных конкурсов) и возможное получение дополнительной квалификации в процессе обучения. 6. Привлечение к ежегодному корректированию программ производственной практики представителей работодателей конкретной сферы (участники программы «Региональный сертификат») 1. Кураторы групп и методисты образовательного учреждения. 2. Центр занятости населения. 3. Представители работодателей (социальные партнеры и участники программы «Региональный сертификат»)
3. Окончание профессиональной подготовки 4, 5-й курсы 1. Обучение выпускников размещению информации и предложению своих услуг работодателям. 2. Завершение формирования профессионального портфолио. 3. Занятия по приобретению опыта прохождения собеседования. 4. Ежегодное создание на сайте образовательного учреждения базы выпускников в открытом доступе для потенциальных работодателей 1. Методисты образовательного учреждения. 2. Психолог образовательного учреждения
4. Адаптапционная поддержка 1-2 года после окончания образовательного учреждения 1. Информационная поддержка нетрудоустроенных выпускников в течение одного-двух лет, извещение об имеющихся заявках работодателей (информационная рассылка). 2. Курсы переквалификации, повышения квалификации Методисты образовательного учреждения
Необходимость принятия эффективных мер по регулированию спроса и предложения на рынке труда предопределена планами Правительства РФ, касающимися развития промышленности, торговли, сельского хозяйства, что неизбежно повлечет увеличение числа рабочих мест и рост трудовой миграции из стран ближнего зарубежья. Вновь созданные рабочие места, не востребованные российскими трудовыми ресурсами, в будущем могут быть заняты менее требовательными к условиям труда мигрантами, что впоследствии затруднит возможность влиять на подготовку специалистов начального, среднего и высшего образования в зависимости от перспективных потребностей рынка.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что цели и задачи участников рынка труда должны быть скоординированы и направлены на достижение общего результата. Взаимосвязанная работа образовательных учреждений, работодателей и служб занятости должна перестать носить формальный характер выполнения указаний «сверху» и перейти на прикладной уровень, построенный на осознанном отношении к проблеме дисбаланса трудовых ресурсов.
Источники
1. Кашепов А. В., Сулакшин С. С., Малчинов А. С. Рынок труда : проблемы и решения : монография. М. : Научный эксперт, 2008.
2. Служба занятости населения Пермского края. Статистика рынка труда. Наиболее востребованные профессии на рынке труда Пермского края в феврале 2012 г. Режим доступа : http://szn.perm.ru/?o=600&e=0.
3. Ходимчук М. А. Подходы к реализации комплексной Программы модернизации системы профессионального образования Пермского края : доклад // Официальный сайт Министерства образования Пермского края. Режим доступа : http://minobr.perm-krai.ru/activity/mspo/?id=&folder_id=1589.