Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ («УЛИЧНЫХ») МЕРОПРИЯТИЙ: ГРАНИЦА ДОЗВОЛЕННОГО И ЗАПРЕЩЕННОГО'

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ («УЛИЧНЫХ») МЕРОПРИЯТИЙ: ГРАНИЦА ДОЗВОЛЕННОГО И ЗАПРЕЩЕННОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОЗВОЛЕНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / LAW / SOCIETY / STATE / POLITICAL RIGHTS / PUBLIC EVENTS / CONSTITUTIONAL LEGISLATION / ADMINISTRATIVE LEGISLATION / PERMISSION / RESTRICTIONS / RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич

В статье рассматривается актуальная проблема баланса правовых дозволений и ограничений в сфере политической жизни государства. Речь идет о вопросах реализации гражданами своего политического права на проведение публичных («уличных») мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и пр.) и его пределах. Анализируется динамика норм конституционного и административного законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, связанная с постепенным введением дополнительных правил и требований, главным образом, ограничительного характера, к организации и проведению подобных мероприятий. Обосновывается объективная необходимость соответствующих изменений и дополнений в законы, отражающих потребность в охране и защите прав и законных интересов граждан, решении общей задачи по мирному и стабильному развитию общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF LEGISLATIVE REGULATION OF MASS POLITICAL («STREET») EVENTS: THE BORDER OF THE ALLOWED AND FORBIDDEN

The article deals with the currently central problem of the balance of legal permissions and restrictions in the sphere of the political life of the state. We are talking about the issues of the implementation by citizens of their political right to conduct public («street») events (meetings, rallies, demonstrations, etc.) and its limits. The dynamics of the norms of constitutional and administrative legislation on meetings, rallies, demonstrations, processions and picketing, associated with the gradual introduction of additional rules and requirements, mainly of a restrictive nature, to the organization and conduct of such events are analyzed. It justifies The objective need for appropriate changes and amendments to laws reflecting the need to guard and protect the rights and legitimate interests of citizens is grounded, as well as the solution of the common task of the peaceful and stable development of society and the state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ («УЛИЧНЫХ») МЕРОПРИЯТИЙ: ГРАНИЦА ДОЗВОЛЕННОГО И ЗАПРЕЩЕННОГО»

УДК мат.8; 342.729 Владимир Юрьевич Стромов,

ректор ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», кандидат юридических наук, доцент

E-mail: stromov@tsutmb.ru

Vladimir Yurievich Stromov, Rector of FSBEI HE «G.R. Derzhavin Tambov State University»,

PhD in Law, Associate Professor

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ («УЛИЧНЫХ») МЕРОПРИЯТИЙ: ГРАНИЦА ДОЗВОЛЕННОГО И ЗАПРЕЩЕННОГО

В статье рассматривается актуальная проблема баланса правовых дозволений и ограничений в сфере политической жизни государства. Речь идет о вопросах реализации гражданами своего политического права на проведение публичных («уличных») мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и пр.) и его пределах. Анализируется динамика норм конституционного и административного законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, связанная с постепенным введением дополнительных правил и требований, главным образом, ограничительного характера, к организации и проведению подобных мероприятий. Обосновывается объективная необходимость соответствующих изменений и дополнений в законы, отражающих потребность в охране и защите прав и законных интересов граждан, решении общей задачи по мирному и стабильному развитию общества и государства.

Ключевые слова: право, общество, государство, политические права, публичные мероприятия, конституционное законодательство, административное законодательство, дозволения, ограничения, права и законные интересы граждан.

PROBLEM OF LEGISLATIVE REGULATION OF MASS POLITICAL («STREET») EVENTS: THE BORDER OF THE ALLOWED AND FORBIDDEN

The article deals with the currently central problem of the balance of legal permissions and restrictions in the sphere of the political life of the state. We are talking about the issues of the implementation by citizens of their political right to conduct public («street») events (meetings, rallies, demonstrations, etc.) and its limits. The dynamics of the norms of constitutional and administrative legislation on meetings, rallies, demonstrations, processions and picketing, associated with the gradual introduction of additional rules and requirements, mainly of a restrictive nature, to the organization and conduct of such events are analyzed. It justifies The objective need for appropriate changes and amendments to laws reflecting the need to guard and protect the rights and legitimate interests of citizens is grounded, as well as the solution of the common task of the peaceful and stable development of society and the state.

Keywords: law, society, state, political rights, public events, constitutional legislation, administrative legislation, permission, restrictions, rights and legitimate interests of citizens.

В последние годы (или, даже, десятилетия) как в нашей стране, так и во многих других странах мира наблюдаются тенденции, связанные с попытками использования демократических форм и инструментов, набор которых присущ практически всем современным политическим системам, не столько в целях поступательного развития и совершенствования политико-правовой системы, сколько для дестабилизации политических отношений и приведения государственно-правовой действительности в состояние хаоса и беззакония. В ряде стран, где традиции преодоления внутренних политико-правовых кризисов за счет собственных ресурсов не так сильны, подобные деструктивные действия (под прикрытием реализации комплекса политических прав на собрания, митинги и пр.) перерастают в так называемые «цветные революции», вместе с которыми приходят экономическая «яма», латентное «внешнее управление» и частичная утрата суверенности соответствующим государством.

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ. ■■_

В связи с этим может быть поставлена на повестку важная как в теоретическом, так и в практическом плане проблема поиска механизмов, способных обеспечить, с одной стороны, осуществление в полной мере в государстве всей системы прав и свобод человека и гражданина, в том числе их политических прав как представителей народа на участие во власти и управлении государством, на высказывание своего мнения, на мирные протесты против несправедливых и неправильных решений властных инстанций и пр., но, с другой стороны, соблюдение законов и интересов общества и государства в целом, отражающих запрос на стабильность (устойчивое развитие). Иными словами, необходимо найти должную меру в тех государственно-правовых инструментах, которые в одном случае что-то предоставляют (открывают возможности), а в другом - ограничивают (не допускают совершения вредных действий).

Система ограничений, предусматриваемых правом, так же как и система дозволений, представляют собой значимый в практической плоскости инструментальный ресурс, позволяющий праву оказывать регулятивное и охранительное воздействие на сложные социальные отношения. С его помощью право способно обеспечивать стабильность в обществе, предупреждать те или иные отклонения в социальном развитии. Эффективность правового регулирования в конечном счете зависит от найденного законодателем баланса в системе правовых дозволений и ограничений. Особенно это важно, когда речь заходит о введении дополнительных ограничений в отношении тех возможностей, которые уже вытекают из содержания и смысла правового регулирования и имеют известный опыт осуществления в политико-правовой жизни людей, при этом как в области частного права, так и права публичного. Одной из актуальных проблемных точек в этой части является нахождение искомого баланса в сфере реализации политических прав и свобод, действенность которых подтверждает факт присутствия в стране правового демократического государства (ст. 1 Конституции Российской Федерации) [2].

С одной стороны, конституционное право предполагает возможность гражданам проявлять свою политическую активность, используя различные демократические формы, в том числе выражая свое мнение в ходе мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). С другой стороны, реалии современной политической жизни порой таковы, что эти мирные, как правило, «уличные» формы осуществления демократии могут перерастать (часто искусственно провоцируемым образом) в агрессивные и уже «немирные» социальные «протесты», что в итоге может приводить к существенным неблагоприятным последствиям, создавать угрозу безопасности другим гражданам и правопорядку в целом (достаточно вспомнить известные акции на Болотной площади (протестная форма социального движения, наиболее активно проявившая себя 6 мая 2012 года, что привело к существенным беспорядкам в городе Москве и ряде других российских городов)). Это, конечно, неприемлемо, ни с общечеловеческой, ни со специально-юридической точек зрения. Верно подчеркивается в юридической литературе, что «право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не является абсолютным. При реализации этого права отдельными гражданами или группой людей не должны нарушаться права других членов общества, создаваться угроза общественному порядку и безопасности граждан» [3, с. 7].

В связи с этим в законодательство в настоящее время вполне оправданно вводятся дополнительные ограничения, предупреждающие развитие событий в политической жизни по подобным негативным сценариям. В частности, Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [5] к сегодняшнему времени предусматриваются более детальные правила в части организации, проведения и прекращения данных мероприятий. Нарушения установленных в этой области правил влекут административные наказания согласно ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) [1].

Вопросов, регламентируемых конституционным и административным законодательством в этой части, достаточное число. Так, одной из ключевых сторон в деле организации и проведения массовых политических «уличных» мероприятий является соблюдение правил и требований законодательства к выбору места и времени проведения соответствующего мероприятия. Именно несогласованное изменение соответствующих территориально-временных аспектов может сопровождаться резким возрастанием уровня напряженности и конфликтности в самом формате политического мероприятия, а следовательно - вести к нарушению прав и законных интересов иных граждан и организаций. К недопущению подобного развития событий и призывает современное конституционное и административное законодательство, вводя новые правила организации собраний и митингов, а равно - более строгие наказания за нарушение данных правил.

Так, еще в 2012 г. практически сразу после известных событий на Болотной площади в законодательство о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях были введены серьезные ограничивающие поправки, касающиеся как территориального, так и временного аспектов. Ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было введено понятие «специально отведенные места», которые определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а ст. 9 сократила предельное время, до которого может проводиться публичное политическое мероприятие с 23 часов до 22 часов [5].

Кроме того, именно негативный опыт проведения оппозицией политических протестов показал, что участники «не прочь» применить материальные предметы, средства, которые могут представлять опасность для окружающих, став своего рода оружием, позволяющим выражать агрессию к оппонентам или представителям органов правопорядка. В этой связи закон существенно детализировал этот вопрос, назвав все то из числа материальных предметов и средств, что может (при определенных условиях, с учетом проведенных в их отношении действий) стать оружием или чем-то вроде этого и соответственно запретив иметь их участникам в рамках мероприятия. В 2014 г. были приняты поправки и дополнения к ч. 4 ст. 6 закона о том, какие предметы и вещества не могут иметь при себе участники мероприятия: «... оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе» [5].

С целью обеспечения исполнения вводимых правил о проведении массовых «уличных» мероприятий до последнего времени в этой части совершенствовалось соответствующее административное законодательство, задачей которого является не только необходимость установить и на этой основе применить то или иное наказание к нарушителю, сколько способность создать условия для предотвращения подобных нарушений правопорядка впредь. Как справедливо отмечает К.Г. Прокофьев: «Практика охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий показала, что административная ответственность является одним из эффективных средств предупреждения и пресечения различного рода правонарушений при проведении публичных мероприятий. В этой связи предписания КоАП оказались весьма востребованными» [4, с. 82].

Так, уже поправками в Кодекс об административных правонарушениях от 8 июня 2012 года были существенно усилены санкции по ст. 20.2 за нарушения установленного

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ. ■■_

порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования [1]. В 2014 году эта же статья была дополнена ч. 6.1, которая вводила новый состав, связанный с участием «в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры», и предусматривающая довольно серьезные административные наказания за подобные административные правонарушения [1].

В целом к настоящему времени законодательство по предмету общественных отношений в сфере организации и проведения публичных (политических) мероприятий сформировано. Ряд из значимых его положений стал итогом реальных событий, произошедших в стране за предшествующий соответствующим законодательным новеллам период времени и послуживших причиной некоторого «устрожения» законодательных предписаний конституционного и административно-правового характера в области проведения подобных политических мероприятий. Однако не исключается процесс дальнейшего совершенствования законодательства о собраниях, митингах и пр., что может быть связано как с введением дополнительных юридических ограничений (в силу объективных оснований), так и правовых предоставлений (дозволений), способствующих возможности гражданам и институтам гражданского общества в необходимой степени проявлять свою политическую активность и влиять на позитивные изменения в государственно-правовой системе современной России.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. измен. и дополн.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002 г. - № 1 (часть I). - Ст. 1; http://base.garant.ru/12125267.

2. Нудненко Л. А. Теоретические основы права граждан на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. - 2000. - № 12 (49). - С. 64-73.

3. Прокофьев К.Г. Административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - СПб.: Фонд «Университет», 2010. - 164 с.

4. Прокофьев К.Г. Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2017. - № 1 (28). - С. 81-83.

5. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с послед. измен. и дополн.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 июня 2004 г. - № 25. - Ст. 248; http://base.garant.ru/12135831.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.