Научная статья на тему 'Проблема отказа в проведении публичных мероприятий в России'

Проблема отказа в проведении публичных мероприятий в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
510
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / МИТИНГ / ШЕСТВИЕ / ДЕМОНСТРАЦИЯ / ПИКЕТИРОВАНИЕ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL LAW / PUBLIC EVENT / RALLY / MARCH / DEMONSTRATION / PICKETING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Екатерина Олеговна

В статье рассматривается сущность отказов при рассмотрении заявлений на проведение публичных мероприятий. Проанализирована судебная практика, а также приведено мнение Венецианской комиссии о Федеральном законе от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Делается вывод об усовершенствовании законодательной базы с целью реализации прав граждан на свободу собраний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REFUSAL IN CONDUCTING PUBLIC EVENTS IN RUSSIA

The article considers the essence of refusals when considering applications for holding public events. Judicial practice was analyzed, as well as the opinion of the Venice Commission on the Federal Law of June 19, 2004 N 54-ФЗ “On meetings, rallies, demonstrations, marches and pickets”. The conclusion is made about the improvement of the legislative base in order to realize the rights of citizens to freedom of assembly.

Текст научной работы на тему «Проблема отказа в проведении публичных мероприятий в России»

УДК 342

Трофимова Екатерина Олеговна Уральский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Юридический факультет Россия, Екатеринбург trofimova. ekaterina. 97@mail. ru Trofimova Ekaterina Olegovna Ural Institute of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Faculty of Law Russia, Ekaterinburg

ПРОБЛЕМА ОТКАЗА В ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В РОССИИ

Аннотация: в статье рассматривается сущность отказов при рассмотрении заявлений на проведение публичных мероприятий. Проанализирована судебная практика, а также приведено мнение Венецианской комиссии о Федеральном законе от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Делается вывод об усовершенствовании законодательной базы с целью реализации прав граждан на свободу собраний. Ключевые слова: Конституция РФ, федеральный закон, публичное мероприятие, митинг, шествие, демонстрация, пикетирование.

THE PROBLEM OF REFUSAL IN CONDUCTING PUBLIC EVENTS IN

RUSSIA

Annotation: the article considers the essence of refusals when considering applications for holding public events. Judicial practice was analyzed, as well as the

opinion of the Venice Commission on the Federal Law of June 19, 2004 N 54-ФЗ "On meetings, rallies, demonstrations, marches and pickets". The conclusion is made about the improvement of the legislative base in order to realize the rights of citizens to freedom of assembly.

Key words: Constitution of the Russian Federation, federal law, public event, rally, march, demonstration, picketing.

Свобода проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований гарантируется статьей 31 Конституции РФ. Проведение митингов, шествий и демонстраций является одним из основных политических прав граждан Российской Федерации. Однако, право, гарантированное Конституцией РФ не является абсолютным, а имеет свои ограничения. Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой.

Основным регулятором данных правоотношений выступает Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ, который устанавливает основные положения об организации и порядке проведения публичных мероприятий

Поправки в Федеральный закон № 54 от 19.06.2004 г. увеличили объем полномочий, тем самым наделяя органы власти субъектов Российской

Федерации, а также органы местного самоуправления правом собственного регулирования порядка осуществления публичных мероприятий. Однако не всегда регулирование на местном уровне позволяло говорить об объективности совершаемых органами власти действий. Органы власти субъектов РФ и органы власти местного самоуправления начали издавать нормативные правовые акты локального характера, получивших обобщенное наименование «Согласование проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования». Устанавливая данные регламенты, органы не только не регулировали порядок проведения публичных мероприятий, но и зачастую ограничивали свободу граждан на проведение митингов, шествий, пикетирований, призывая и требуя от организаторов публичных мероприятий строгого следования установленного регламента.

Федеральный закон от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" наделил региональные органы власти правом определять «специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».

После внесения поправок большинство региональных властей определило перечень мест, в которых запрещено проведение митингов, шествий, пикетирований. Внесенные поправки в Федеральный закон № 65 от 08.06.2012, а также нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации послужили большому количеству отказов в проведении публичных мероприятий в России.

Рассмотрим наиболее частые причины отказа в проведении публичного мероприятия:

• отсутствие гарантий безопасности участников публичного мероприятия. Так, администрацией г. Орла было направлено в адрес организатора письмо об отказе в проведении митинга по данному адресу, поскольку проведение массового мероприятия вблизи автозаправочной станции, расположенной рядом с данным домом, не рекомендуется в целях обеспечения безопасности участников указанного мероприятия.

• место, на котором планируется провести публичное мероприятие, не может быть предоставлено в связи с его занятостью. Главы города с своем ответе пояснил, что проведение мероприятия в указанном месте и время не представляется возможным, предложено изменить место и (или) дату и время заявленного мероприятия. Обоснованием такого ответа послужило то, что на территории площади общественных мероприятий будет действовать передвижной дельфинарий, а также комплекс батутов.

• проведение в указанном месте иного публичного мероприятия. Так, в ходе рассматриваемого административного дела представитель государственного органа пояснил, что проведение митинга по заявлению административного истца было невозможным, так как до его уведомления поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в данном месте от иных лиц. Проведение нескольких публичных мероприятий в одном месте и в одно время законом не предусмотрено и невозможно по соображениям безопасности.

Изучив судебную практику по данному виду административных дел, приходим к выводу, что процент административных дел, рассматривающих отказы в проведении публичных мероприятий, большой. Однако, зачастую суды встают на сторону представителей органов государственной власти и отказывают в исках административным истцам.

Свои выводы о законодательстве Российской Федерации, касающиеся свободы проведения выборов дала Венецианская комиссия.

Венецианская комиссия особое внимание уделила процедуре уведомлений. Проанализировав национальное законодательство и текст постановления Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 года, Комиссия пришла к следующим результатам:

«Хотя Закон о собраниях формально не предоставляет права исполнительным властям отказывать в принятии уведомления или запрещать проведение публичного мероприятия, оно предоставляет им право изменять формат, первоначально предусмотренный организатором, ссылаясь на причины, которые выходят далеко за пределы законных причин, указанных ЕКПЧ. Одна из этих причин - «необходимость поддержать нормальную и бесперебойную работу жизненно важных коммунальных предприятий и объектов транспортных инфраструктур», что практически невозможно в случае шествий и массовых демонстрациях.

Венецианская комиссия также указала, что ограничения по выбору места проведения публичного мероприятия могут быть оправданы мерами, «необходимыми в демократическом обществе», согласившись с оценкой Конституционного суда. Однако установила, что в федеральном законе не берутся во внимания цели и мотивы проведения публичных мероприятий. Организаторам публичных мероприятий приходится отказываться от своих первоначальных идей проведения публичных мероприятий с тем, чтобы получить разрешение на проведение публичного мероприятия. По мнению Венецианской комиссии, является нарушением свободы собраний.

Комиссия установила возможность передачи полномочий органам власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления. При этом Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ должен содержать запреты на безосновательные отказы органов власти субъектов РФ. Региональные органы власти и Российская Федерация должны содействовать в реализации прав граждан на свободу собраний.

Комиссия дала однозначную оценку, что список запрещенных мест для собраний, ограничение их по времени неприемлемо и что такое ограничение «должно приниматься по каждому конкретному случаю отдельно» и только в соответствии с допустимыми критериями.

Выводы Венецианской комиссии определяют необходимость пересмотра ФЗ в части процедуры уведомлений и существенного уменьшения ограничений по местам, времени проведения собраний, обязанности организаторов и оснований для переноса и вмешательства в публичное мероприятие.

Несмотря на выявленные проблемы, в Российской Федерации можно выявить положительные процессы в сфере реализации прав граждан на свободу собраний.

Так, Постановления Конституционного суда Российской Федерации № 4-П от 14.02.2013 г. устанавливает, что «при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления

(далее - органы публичной власти), с целью определения места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.

В целом, законодательная база стремится к унифицированию как федерального законодательства, так и регионального законодательства с целью полной реализации прав граждан на свободу собраний.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.constitution.ru/.

2. Решение № 2А-1585/2017 2А-1585/2017~М-1585/2017 М-1585/2017 от 6 сентября 2017 г. по делу № 2А-1585/2017 [Электронный ресурс] URL: https: //sudact.ru/regular/doc/LKhvvymka4ZR/.

3^Решение № 2А-3088/2017 2А-3088/2017~М-2575/2017 А-3088/2017 М-2575/2017 от 6 июня 2017 г. по делу № 2А-3088/2017 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/uKi2pc6GRlWw/.

4. Определение № 33А-913/2017 от 20 июня 2017 г. по делу № 33А-913/2017

[Электронный ресурс] URL:https://sudact.ru/regular/doc/MLMce1aSY0QR/.

5. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"

[Электронный ресурс] URL:

http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301031/.

7. Рекомендация № 659/2011 Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия). Мнение о Федеральном законе от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» Российской Федерации. Принято Венецианской Комиссией на 90-м Пленарном заседании (Венеция, 16-17 марта 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.