Научная статья на тему 'Осуществление гражданами их прав на свободусобраний, шествий и демонстраций в России и Китае:сравнительно-правовой анализ'

Осуществление гражданами их прав на свободусобраний, шествий и демонстраций в России и Китае:сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИЯ / DEMONSTRATION / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / PUBLIC EVENT / СОБРАНИЕ / MEETING / ШЕСТВИЕ / PROCESSION / РАЗРЕШЕНИЕ / ЗАПРЕТЫ / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / COMPARATIVE LAW / РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / СХОДСТВО / РАЗЛИЧИЯ / DIFFERENCES / PERMIT RESTRICTIONS / SIMILARITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюшеева Дарима Николаевна, Бальжинимаева Аюша Баясхалановна, Псарева Елена Владимировна, Сорокина Нина Андреевна

В данной статье проводится сравнительный анализ особенностей осуществления гражданами России и Китая их прав на свободу собраний, шествий и демонстраций, гарантированных им Конституцией. Материалом исследования являются законы Российской Федерации и Китайской Народной Республики о собраниях, шествиях и демонстрациях. Осуществленное исследование продемонстрировало практически одинаковые требования, предъявляемые к проведению публичных мероприятий в обеих странах, но в то же время существуют определенные различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аюшеева Дарима Николаевна, Бальжинимаева Аюша Баясхалановна, Псарева Елена Владимировна, Сорокина Нина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXERCISE BY CITIZENS OF THEIR RIGHT TOFREEDOM OF ASSEMBLY, MARCHES AND DEMONSTRATIONS IN RUSSIA AND CHINA: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

This article presents a comparative analysis of the characteristics of the citizens of Russia and China, their rights to freedom of assembly, of procession and of demonstration guaranteed by the Constitution. The material of the study are the laws of the Russian Federation and the People's Republic of China on Assemblies, Processions and Demonstrations. Implementation of the study showed almost the same requirements for holding public events in both countries, but there are some differences at the same time.

Текст научной работы на тему «Осуществление гражданами их прав на свободусобраний, шествий и демонстраций в России и Китае:сравнительно-правовой анализ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 342.729

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ИХ ПРАВ НА СВОБОДУСОБРАНИЙ, ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ В РОССИИ И КИТАЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аюшеева Дарима Николаевна

магистрант 2-го курса факультета подготовки специалистов для судебной системы Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск

e-mail: zhamsueva1992@mail.ru

Бальжинимаева Аюша Баясхалановна

магистрант 2-го курса факультета подготовки специалистов для судебной системы Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск

Псарева Елена Владимировна

магистрант 2-го курса факультета подготовки специалистов для судебной системы Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск

e-mail: e-psareva@mail.ru

Сорокина Нина Андреевна

магистрант 2-го курса факультета подготовки специалистов для судебной системы Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск

e-mail: ninqa@mail.ru

THE EXERCISE BY CITIZENS OF THEIR RIGHT TOFREEDOM OF ASSEMBLY, MARCHES AND DEMONSTRATIONS IN RUSSIA AND CHINA: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Darima Ayusheeva

undergraduate 2nd year of training for faculty the judicial system of the East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

e-mail: zhamsueva1992@mail.ru

Ayusha Balzhinimaeva

undergraduate 2nd year of training for faculty the judicial system of the East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

e-mail: miss.aiusha@yandex.ru

Elena Psareva

undergraduate 2nd year of training for faculty the judicial system of the East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

e-mail: e-psareva@mail.ru

Nina Sorokina

undergraduate 2nd year of training for faculty the judicial system of the East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk e-mail: ninqa@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье проводится сравнительный анализ особенностей осуществления гражданами России и Китая их прав на свободу собраний, шествий и демонстраций, гарантированных им Конституцией. Материалом исследования являются законы Российской Федерации и Китайской Народной Республики о собраниях, шествиях и демонстрациях. Осуществленное исследование продемонстрировало практически одинаковые требования, предъявляемые к проведению публичных мероприятий в обеих странах, но в то же время существуют определенные различия.

ABSTRACT

This article presents a comparative analysis of the characteristics of the citizens of Russia and China, their rights to freedom of assembly, of procession and of demonstration guaranteed by the Constitution. The material of the study are the laws of the Russian Federation and the People's Republic of China on Assemblies, Processions and Demonstrations. Implementation of the study showed almost the same requirements for holding public events in both countries, but there are some differences at the same time.

Ключевые слова: демонстрация; публичное мероприятие; собрание; шествие; разрешение; запреты; Конституция; сравнительное правоведение; Россия; Китай; сходство; различия.

Keywords: demonstration; public event; meeting; procession; permit restrictions; the Constitution; comparative law; Russia; China; the similarities; differences.

Изучая законодательство зарубежных стран, можно лучше понять свое, российское. А учитывая присутствие близких взаимоотношений между двумя странами, Россией и Китаем, возникает необходимость изучения его законодательства, в том числе так необходимого для выстраивания доброжелательных, экономически выгодных для обоих государств, соседских отношений. Для этого важную роль играет изучение политических прав граждан обеих стран.

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование [1]. В Китайской Народной Республике, так же, как и в Российской Федерации, высшей юридической силой на территории всего государства обладает Конституция Китайской Народной Республики (далее — Конституция КНР). В ней закреплены схожие положения относительно предмета настоящей статьи — осуществление гражданами их прав на свободу собраний, шествий и демонстраций. Так, в ст. 35 Конституции КНР закреплено право граждан КНР на свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций [3].

В целом, рассматривая положения двух Конституций, можно прийти к выводу о том, что действующее законодательство государств предоставляет возможность реализовать гражданам конституционно установленное право на свободу уличных шествий и демонстраций.

В настоящее время в Российской Федерации порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон 54-ФЗ) [2]. В Китае проведение собраний, шествий и манифестаций регулируется Законом Китайской

Народной Республики «О собраниях, шествиях и демонстрациях» (1989) (далее — Закон КНР).

Обозначив конституционные права, целесообразно рассмотреть схожие и различные черты при реализации прав граждан на свободу собраний, шествий и митингов.

В преамбуле Закона 54-ФЗ указано на то, что для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования граждане Российской Федерации должны собираться мирно, без оружия. В статье 5 Закона КНР также указывается на то, что собрания, шествия или демонстрации проводятся мирным путем, без применения оружия, режущих инструментов или взрывчатых веществ, без применения насилия [4]. Как видно из приведенных норм, законодатель использует одинаковые подходы для определения порядка мирного проведения публичных мероприятий, без оружия.

Далее в ст. 2 Закона 54-ФЗ определены основные понятия, что для целей закона означает публичное мероприятие, собрание, митинг, демонстрация, пикетирование. В Законе КНР также даются определения терминов «собрание», «шествие», «демонстрация». Определения терминов во многом схожи между собой, все сводится к публичному выражению гражданами своих общественных настроений.

Кроме того, во многом схожи нормы права, определяющие порядок организации и проведения публичных мероприятий. Так, в Законе КНР, так же, как и в российском нормативном правовом акте, проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер. В обоих законах для проведения публичного мероприятия организатор (ответственное лицо) направляет в уполномоченный орган уведомление о проведении публичного мероприятия. В соответствии со ст. 7 Закона 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной

1(13) / 2017 ГлаголЪ

ПРАВОСУДИЯ

власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями) — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются цель публичного мероприятия, форма публичного мероприятия, место, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия [2].

В соответствии со ст. 8 Закона КНР для проведения собрания, шествия или демонстрации ответственное лицо должно подать заявление в письменной форме в компетентные органы за пять дней до даты проведения мероприятия. В заявке должны быть указаны цели собрания, шествия или демонстрации, каким образом оно будет проводиться, плакаты и лозунги, которые будут использоваться, количество участников, количество транспортных средств, технические характеристики и

количество звуковых объектов, время и место проведения мероприятия.

Таким образом, порядок организации и проведения публичных мероприятий различается только в сроках подачи уведомлений в уполномоченный орган.

Сходство нормативных правовых норм двух законов прослеживается и в определении мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. Как в российском, так и в китайском законодательстве к таким местам относятся: территории, прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона (ст. 8 Закона 54-ФЗ и ст. 23 Закона КНР).

Статьей 16 Закона 54-ФЗ предусмотрены основания прекращения публичных мероприятий. Публичные мероприятия прекращаются по требованию уполномоченного органа в случае реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершения участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленного нарушения организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия; неисполнения организатором публичного мероприятия обязанностей по информированию уполномоченного органа о проведении публичного мероприятия путем направления уведомления и согласованию проведения мероприятия. Аналогичные нормы права содержатся в Законе КНР «О собраниях, шествиях и демонстрациях».

Наряду со сходством норм права двух стран, регламентирующих проведение публичных мероприятий, имеются некоторые различия. Так, российским законодательством установлены требования, специально предъявляемые к организаторам публичных мероприятий.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона 54-ФЗ организаторами публичных мероприятий не могут быть лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а

также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшиеся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.38, 19.3, 20.1-20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию; а также политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

В Законе КНР требования к организатору публичных мероприятий в отдельной статье не установлены. Вместе с тем в Законе КНР имеются нормы, устанавливающие запрет на организацию гражданами, проведение и участие в собраниях, шествиях и демонстрациях в местах не по своему месту жительства. Кроме того, в соответствии со ст. 33 Закона КНР, если лицо вне своего места жительства организует собрание, шествие или демонстрацию местных жителей, орган общественной безопасности имеет право задержать его или отправить его принудительно обратно по месту его жительства. Российский закон таких требований к организаторами участникам публичных мероприятий не устанавливает.

Различия в нормах права рассматриваемых законов двух государств имеются и при определении случаев отказа в согласовании проведения публичных мероприятий. Так, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона 54-ФЗ уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в силу закона не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо в случае, если проведение публичного мероприятия указано в месте, в котором запрещается проведение таких мероприятий. В соответствии со ст. 12 Закона КНР отказывается в разрешении на проведение публичных мероприя-

тий в случае, если собрания, шествия или демонстрации не соответствуют принципам Конституции КНР, выступают против единства, суверенитета и территориальной целостности государства, а также в случае подстрекательства розни среди национальностей, либо угрожают общественной безопасности и нарушают общественный порядок. То есть случаи отказа в проведении публичных мероприятий у соседей направлены на поддержание конституционного строя государства, в России основания отказа больше направлены на поддержание общественного порядка.

При этом как российским, так и китайским законодательством предусмотрена административная, уголовная ответственность за нарушения порядка проведения публичных мероприятий.

В конце хотелось бы отметить, что в целом Россия и Китай используют схожие подходы в правовом регулировании вопросов организации и проведения гражданами собраний, шествий, демонстраций. Это определено многими факторами, в том числе необходимостью формирования общих, единых стандартов, отвечающих принципам законности, защиты прав и свобод граждан своего и других государств. Вместе с тем имеются определенные различия, которые, на наш взгляд, носят национальный, исторический, культурный характер.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. 3

2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Рос. газ. -2004. - № 131. 4

3. Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] : принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народ. представителей 5-го созыва 4 дек. 1982 г. - URL: http://chinalawinfo.ru/ comtitutional_law/TOnstitution/constitution_ch2. 2

4. О собраниях, шествиях и демонстрациях [Электронный ресурс] : Закон Китайской Народной Республики : принят Нац. народ. конгрессом на десятом совещании Постоянного комитета седьмого Нац. народ. конгресса 31 окт. 1989 г. - URL: http: //www.bsu.ru/university/departments/faculties/uf/ 13244/13252/13362/13370.1

1(13)/2017 ГлаголЪ

ПРАВОСУДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.