Научная статья на тему 'Проблема законодательного регулирования взаимодействия молодежных общественных объединений России с органами государственной власти в процессе формирования гражданского общества'

Проблема законодательного регулирования взаимодействия молодежных общественных объединений России с органами государственной власти в процессе формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1334
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / YOUTH ASSOCIATIONS / CIVIL SOCIETY / MECHANISMS OF INTERACTION WITH PUBLIC AUTHORITIES / SEPARATION OF POWERS OF STATE POWER EXECUTIVE BODIES / PUBLIC ADVISORY BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Сафина Рустэмовна

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус компетентных государственных органов исполнительной власти, правовой статус государственно-общественных совещательных структур Российской Федерации определены и выявлены основные механизмы взаимодействия молодежных объединений и государства. Автор указывает на то, что российская модель механизма взаимодействия с молодежными общественными объединениями имеет как положительные, так и отрицательные стороны, формирующие ее особенности и отличия от моделей такого взаимодействия существующих в иных странах СНГ. Автор сделал вывод о том, что на сегодняшний день при государственных органах власти создано и задействовано достаточно большое количество молодежных структур, отличающихся друг от друга только моделью механизма взаимодействия с государством, при этом нередко закрепляющие похожие функции и полномочия. Кроме того, автор считает, что ситуация на сегодняшний день осложнена еще и тем, что сама система органов государственной власти, в компетенции которой находятся реализации государственной молодежной политики, остается достаточно запутанной и неструктурированной, что является барьером на пути к установлению ее системности в процессе такой реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of legislative regulation of the interaction of youth organisations of Russia with public authorities in the process of formation of civil society: legislative priorities

On the basis of the analysis of legal acts defining the legal status of the competent state bodies of executive power, the legal status of governmental-public advisory bodies of the Russian Federation are defined and the main mechanisms of interaction between youth organisations and the state are identified. The author pointed out that the Russian model of the mechanism of interaction with the youth associations have both positive and negative sides, forming its features and differences between the models of such cooperation which exist in other CIS countries. The author concluded that today, when public authorities had been involved, they had created quite a number of youth structures, different from each other only by a model of the mechanism of interaction with the state, while often fixing related functions and powers. Furthermore, the author believes that the situation today is complicated by the fact that the system of public authorities, the responsibility of which is the realisation of the state youth policy, is quite confusing and unstructured, which is a barrier to the establishment of its system in such a implementation.

Текст научной работы на тему «Проблема законодательного регулирования взаимодействия молодежных общественных объединений России с органами государственной власти в процессе формирования гражданского общества»

Проблема законодательного регулирования взаимодействия молодежных общественных объединений России..

УДК 342.4

Сулейманова Сафина Рустэмовна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Safina_899@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус компетентных государственных органов исполнительной власти, правовой статус государственно-общественных совещательных структур Российской Федерации определены и выявлены основные механизмы взаимодействия молодежных объединений и государства. Автор указывает на то, что российская модель механизма взаимодействия с молодежными общественными объединениями имеет как положительные, так и отрицательные стороны, формирующие ее особенности и отличия от моделей такого взаимодействия существующих в иных странах СНГ. Автор сделал вывод о том, что на сегодняшний день при государственных органах власти создано и задействовано достаточно большое количество молодежных структур, отличающихся друг от друга только моделью механизма взаимодействия с государством, при этом нередко закрепляющие похожие функции и полномочия. Кроме того, автор считает, что ситуация на сегодняшний день осложнена еще и тем, что сама система органов государственной власти, в компетенции которой находятся реализации государственной молодежной политики, остается достаточно запутанной и неструктурированной, что является барьером на пути к установлению ее системности в процессе такой реализации.

Ключевые слова: молодежные общественные объединения, гражданское общество, механизмы взаимодействия с органами государственной власти, разграничение полномочий исполнительных органов государственной власти, государственно-общественные совещательные органы.

Федеральные законы, принятые Государственной Думой на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, а также законодательство стран постсоветского пространства, сформированное сразу после распада СССР, достаточно четко определили характер взаимодействия государства и общественных объединений, а также основные функции государства по отношению к последним. На базе нового законодательства началось самостоятельное становление каждого отдельного вида общественных объединений, начал вырабатываться особенный механизм их взаимодействия с государством. При этом, разумеется, основные базовые формы взаимодействия с органами государственной власти оставались неизменными вне зависимости от особенностей и специфики конкретного вида общественных объединений. К таким формам взаимодействия, можно отнести отношения между уполномоченными органами исполнительной власти и общественными объединениями в сфере государственной регистрации общественного объединения в качестве юридического лица, соблюдение их прав и законных интересов и защиту прав объединений, в случае их нарушения в суде, в целом закрепление правового статуса таких общественных объединений в нормативно-правовых актах и т.д. То есть получается, что с одной стороны, государство решает организационные вопросы создания и деятельности общественных объединений, а, с другой стороны, социально сотрудничает с ними. Именно в последнем случае мы говорим о взаимодействии государства и общественных объединений, оказывающем существенное влия-

ние на становление гражданского общества. Речь в таком случае идет о социальном партнерстве, которое должно строиться на таких постулатах как «заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей сторон в поиске решения социальных проблем, с которыми ни одна из них не в состоянии справиться самостоятельно [6, с. 187-188]. У каждого вида общественного объединения вырабатывается своя индивидуальная линия сотрудничества с государством, исключением не являются и молодежные общественные объединений, а тем более объединения молодежи, которые вносят существенный вклад в становление гражданского общества России и стран СНГ посредством совместного взаимодействия с уполномоченными органами власти в реализации государственной молодежной политики.

Исходя из принципа субъектности, И.М. Ильинский в своем научном исследовании выделял два основных вида молодежной политики. Первый вид -государственная молодежная политика, в которой субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека. Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации [5, с. 14]. На наш взгляд, приведенная автором градация актуальна и уместна и в настоящее время, так как трудно переоценить роль молодежных общественных объединений в становлении гражданского общества.

© Сулейманова С.Р., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

151

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Статья 3 Модельного закона СНГ «О государственной молодежной политике» закрепляет важную норму о том, что реализация целей и решение задач государственной молодежной политики осуществляются совместно всеми ее субъектами и каждым субъектом государственной молодежной политики самостоятельно [1]. Важно отметить, что принципами реализации государственной молодежной политики на всей территории стран СНГ является государственно-частное партнерство, а также сочетание государственных и общественных интересов в формировании молодежной политики, из чего следует, что участие молодежных объединений постсоветского пространства в разработке и реализации этой политики уже само по себе является важнейшим принципом регулируемых законодательством отношений.

Обеспечение механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными объединениями требует определенного организационно-правового решения, т.е. выделения и формирования специальных подразделений в системе органов государственной власти РФ, обеспечивающих регулярную работу с молодежными общественными объединениями. Так, например, одним из приоритетных курируемых направлений работы уполномоченного исполнительного органа Российской Федерации - Федерального агентства по делам молодежи (далее Росмолодежь), сформированного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 и находящегося на сегодняшний день в ведении Министерства образования и науки, является поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями молодежи, что предусматривает осуществление финансовой, информационной, кадровой и иной поддержки. Тем временем Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ввиду специальных требований устанавливает механизм взаимодействия с достаточно немногочисленной долей от общего числа молодежных общественных объединений, взаимодействие с которыми также нуждается в системности и регламентированности, а этому, в свою очередь, способствует комплексный характер реализации молодежной политики Росмолодежью.

Между тем, 24 января 2014 года при Росмо-лодежи был впервые официально сформирован консультативно-совещательный орган общественного контроля, состоящий в большинстве своем из представителей молодежных объединений -Общественный совет. Согласно так и не утвержденному, но согласованному с Общественной палатой РФ проекту Положения «Об общественном совете при Федеральном агентстве по делам молодежи», главной задачей Общественного совета

является содействие Росмолодежи в обеспечении защиты и согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, организаций, органов государственной власти для решения вопросов в сфере реализации государственной молодежной политики [4]. Другими словами, Общественный совет представляет собой новый формат социального и общественного партнерства в сфере реализации государственной молодежной политики, функционирующий не при профильном исполнительном органе, а совместно с ним, способствующий максимально точному учету инициатив институтов гражданского общества. Подобный формат взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественных объединений является достаточно инновационным для иных стран СНГ, кроме того, само гражданское общество в лице молодежных общественных объединений при таком механизме взаимодействия, на наш взгляд, остается более независимым и самостоятельным в принятии решений и выдвижении собственных инициатив. Именно этим такие структуры и отличаются от консультативно-совещательных органов, созданных и действующих при законодательных органах власти России и СНГ, а также тем, что Общественный совет при Федеральном агентстве по делам молодежи в отличии, например, от Общественной молодежной палаты при Государственной Думе ФС РФ, формой объединения молодежи не является, так как помимо входящих в него представителей молодежных объединений, в его состав входят и иные эксперты в области государственной молодежной политики. Тем не менее, нельзя не отметить, что при разных форматах и механизмах взаимодействия с органами государственной власти вышеназванные структуры зачастую на практике имеют схожие полномочия и цели. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразнее было бы закрепить за рассматриваемой структурой функцию обобщения и систематизации предложений и инициатив молодежных общественных объединений и объединений молодежи, что бесспорно повысило бы эффективность взаимодействия и сотрудничества как внутри институтов гражданского общества, занимающихся решением проблем государственной молодежной политики, так и при взаимодействии с органами государственной власти.

Еще одним уполномоченным органом исполнительной власти является Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (далее Департамент), представляющим собой структурное подразделение Министерства образования и науки РФ. Пункт 3 Главы I Положения «О Департаменте государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации» утвержденного Приказом Министерства образо-

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

Проблема законодательного регулирования взаимодействия молодежных общественных объединений России..

вания и науки РФ №1154 от 16.10.2013 года, закрепляет, что Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства [2]. Несмотря на то, что за Департаментом закреплена функция координации деятельности Росмолодежи и Положение, казалось бы, закрепляет за Департаментом несколько иные полномочия в сфере реализации государственной молодежной политики и взаимодействия с молодежными объединениями, в практической деятельности полномочия рассматриваемых уполномоченных органов исполнительной власти, находящихся в составе Министерства образования и науки РФ, нередко наслаиваются друг на друга, часто дублируя направления работы. Так, например, согласно пункту 4.2. Главы II Положения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, он готовит проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и др. Однако «Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 года» фактически были разработаны Росмолодежью, лишь с незначительным участием Департамента. Также согласно Положению, Департамент содействует развитию общественных молодежных инициатив, деятельности молодежных, студенческих и детских общественных объединений и проводит конкурсный отбор программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования в целях развития системы студенческого самоуправления и повышения роли студенчества в обеспечении модернизации высшего образования, повышения роли студенчества в решении социально-экономических проблем города, региона, страны. Как мы видим, акцент в данном случае делается именно на взаимодействие с органами студенческого самоуправления, однако и Росмолодежь в своей деятельности достаточно тесно взаимодействует со студенческими организациями. Вышеизложенное еще раз доказывает, что полномочия Росмолодежи и Департамента практически тождественны и во многом совпадают, не говоря уже о закрепленном в Положение полномочии Департамента создавать во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи.

Между тем, необходимо упомянуть и о том, что в целях содействия обеспечению условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны с 2013 года при Министерстве об-

разования и науки действует Совет по делам молодежи (далее Совет) - еще один совещательный орган и демократический мост, являющийся винтиком механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественных объединений, поскольку, он так же как и Общественный совет, наполовину состоит из представителей молодежных общественных объединений. Согласно Положению «О Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи», утвержденного Приказом Министерства №28 от 22 января 2013 года, одними из важнейших полномочий данного Совета являются анализ законодательства Российской Федерации в сфере молодежной политики, подготовка предложений по его совершенствованию и подготовка и рассмотрение предложений по совершенствованию механизмов управления и партнерства в сфере молодежной политики. Очевидно, первое из названных полномочий Совет разделяет со многими другими совещательными структурами, поскольку данная функция, как мы уже успели выяснить, прописана практически во всех Положениях молодежных консультативно-совещательных структур, действующих как при законодательных, так и при исполнительных органах власти. Однако функция по повышению уровня эффективности механизмов взаимодействия государства и молодежи является достаточно новой и ранее не закрепленной ни за одним из совещательных органов молодежи. Несмотря на то, что состав рассматриваемого нами Совета по делам молодежи почти полностью состоит из представителей молодежи и молодежных объединений, отнести его к одному из видов объединений молодежи возможным не представляется. В первую очередь, это объясняется тем, что Председателем Совета выступает непосредственно Министр образования и науки РФ, осуществляющий общее руководство деятельностью Совета и распределяющий обязанности между его членами. В связи с этим сам по себе Совет можно рассматривать только в качестве демократической площадки взаимодействия государства и гражданского общества, но не в качестве отдельного самостоятельного института последнего, в то время как, например, Общественная молодежная палата при Государственной ФС РФ и Общественный совет при Росмолодежи могут одновременно выступать и в качестве площадки взаимодействия органов государственной власти и молодежи, и в качестве отдельного института гражданского общества.

Между тем, интересно отметить и то, что молодежные совещательные органы и объединения молодежи созданы не только при уполномоченных исполнительных органах власти, но и при иных исполнительных органах РФ. Такое явление также является достаточно новым как для Российской Федерации, так и для иных стран СНГ. Так, на-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

153

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пример, при Министерстве транспорта РФ создан и действует Студенческий совет транспортной отрасли, одной из важных целей которого является содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов и аспирантов. При Министерстве промышленности и торговли РФ совсем недавно Приказом Министерства промышленности и торговли РФ № 1386 от 3 июня 2015 года был создан Совет молодежи, причем сама идея создания такого органа исходила не от руководства, а от самих молодых сотрудников Министерства. Согласно пункту 1.1. Положения, Совет является постоянно действующим совещательным органом и создается с целью выработки и реализации молодежной политики, направленной на консолидацию усилий и раскрытие потенциала молодых специалистов Минпромторга РФ [3]. Подобный механизм взаимодействия непрофильных органов исполнительной власти с молодежью и ее объединениями, бесспорно, повышает эффективность взаимоотношений государства и гражданского общества и в целом вносит свой существенный вклад в развитие государственной молодежной политики страны.

Таким образом, анализ законодательства Российской Федерации в области регулирования вопроса взаимодействия государственных органов с молодежью и ее объединениями, позволяет сделать следующие выводы:

Органы государственной власти Российской Федерации в ходе реализации государственной молодежной политики могут вступать во взаимоотношения как непосредственно с каждым отдельным молодежным общественным объединениям, так и через специально созданные структуры при уполномоченных органах исполнительной и законодательной власти. При этом можно выделить три основных типа таких структур: а) консультативносовещательные органы молодежи, самоуправляемые изнутри при частичной координации со стороны уполномоченных органов государственной власти и выступающие одновременно как площадка для диалога власти и молодежи и форма объединения молодежи (например, Общественная молодежная палата при Государственной Думе ФС РФ); б) совещательные органы молодежи, управляемые наполовину государственным, наполовину гражданским сектором при частичной координации со стороны уполномоченных органов государственной власти, выступающие только как площадка для диалога власти и молодежи (например, Общественный совет при Росмолодежи, Совет молодежи при Минпромторге); в) совещательные органы молодежи, полностью управляемые и координируемые государственными органами власти и выступающие только как площадка для диалога власти и молодежи (например, Совет по делам молодежи при Минобре).

Можно выделить три основных совещательных органа молодежи, действующие на федеральном уровне и обеспечивающие партнерство государства и молодежных объединений: Общественная молодежная палата при Государственной Думе ФС РФ, Общественный совет при Федеральном агентстве по делам молодежи, Совет по делам молодежи при Министерстве образования и науки РФ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что если речь идет о подлинно демократическом пути развития взаимодействия органов государственной власти и молодежных объединений, на наш взгляд, тем эффективнее работа такого механизма, чем более минимизировано вмешательство государства в решения и инициативы молодежи и ее объедений. Мы убеждены, что подобные структуры должны сохранять самостоятельность и независимость в выдвижении своих инициатив и отстаивать свое решение, в обратном случае есть риск, что они станут инструментом в руках органов власти и должностных лиц в достижении их личных политических задач и целей.

Существует серьезная проблема того, что на сегодняшний день при государственных органах власти создано и задействовано достаточно большое количество молодежных структур, отличающихся друг от друга только моделью механизма взаимодействия с государством, при этом нередко закрепляющие похожие функции и полномочия. Подобное явление, с одной стороны, представляет собой достаточно положительную тенденцию, так как позволяет соблюсти конституционно закрепленный принцип плюрализма мнений и обеспечить разносторонность рассматриваемых проблем и вопросов государственной молодежной политики, однако, с другой стороны, подобная ситуация требует высокого уровня координации и системности как внутри самих структур гражданского общества, так и со стороны органов государственной власти. В такой ситуации возникает острая необходимость выстраивания взаимодействия между различными совещательными органами, чтобы их работа не дублировала и не затрудняла деятельность друг друга, в первую очередь потому, что потенциал и ресурс молодежи и ее объединений должен быть направлен не на конкурентную борьбу между собой, а на достижение закрепленных в их Положениях реальных целей и задач при непосредственном и постоянном диалоге с государством. Однако ситуация на сегодняшний день осложнена еще и тем, что сама система органов государственной власти, в компетенции которой находится реализации государственной молодежной политики, остается достаточно запутанной и нелогичной, что является барьером на пути к системности и единству подходов.

В структуре Министерства образования и науки РФ на сегодняшний день имеется два профильных структурных подразделения, полномочия которых

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

Проблема законодательного регулирования взаимодействия молодежных общественных объединений России..

нормативно закреплены в рассмотренных нами выше подзаконных актах Правительства РФ. Они занимаются вопросами реализации государственной молодежной политики. Необходимо отметить, что до реформы системы органов исполнительной власти Росмолодежь находилась в ведомстве Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики касался вопросов реализации государственной молодежной политики исключительно в образовательной сфере. После проведенной реформы Росмолодежь была отделена от Министерства спорта и передана в ведение Министерства образования и науки РФ, что, на наш взгляд, стало первопричиной возникшей между двумя рассматриваемыми нами органами «двойственности полномочий» в области реализации государственной молодежной политики. Думается, что для обеспечения более эффективного взаимодействия государства и молодежи, а также совершенствования координационной функции по вопросам молодежной политики система уполномоченных органов исполнительной власти федерального уровня нуждается в дальнейшей реформе и унификации полномочий в области государственной молодежной политики путем образования единого уполномоченного органа исполнительной власти, способного сконцентрировать в себе все известные ее направления.

В Российской Федерации достаточно хорошо продуман и законодательно закреплен механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с крупными молодежными объединениями, осуществляющими свою деятельность в форме юридического лица и имеющими соответствующую государственную регистрацию. Однако ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» устанавливает взаимосвязь только с небольшой долей от общего числа молодежных общественных объединений и является лишь одной из форм их сотрудничества с государством. На наш взгляд, совокупность иных, самых значимых механизмов взаимодействия государства и молодежных общественных объединений, должны быть отражены в специальном базовом Законе о государственной молодежной политике. Подводя общий итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что российская модель механизма взаимодействия

с молодежными общественными объединениями имеет как положительные, так и отрицательные стороны, формирующие ее особенности и отличия от моделей такого взаимодействия существующих в иных странах СНГ.

Библиографический список

1. Модельный закон от 23.10. 2012 г. №38-10 «О государственной молодежной политике в стра-нах-участниках СНГ». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=INT;frame=200;n=56174;re q=doc (дата обращения 25.08.2015)

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.10.2013 №1154 «О Департаменте государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=EXP;n=576887;req=doc (дата обращения 14.08.2015)

3. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 03.06. 2015 №1386 «О Совете молодежи при Министерстве промышленности и торговли РФ». Доступ из официального сайта Минпромторг России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 09.09.2015)

4. Приказ Росмолодежи от 25.12. 2013 № 398 «Положение об общественном совете при Федеральном агентстве по делам молодежи» Доступ из официального сайта Росмолодежь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fadm.gov.ru/upload/ iblock/a4d/Polojenie%20ob%20OS-2.pdf (дата обращения 01.09.2015)

5. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: ГОЛОС, 2001. - С. 14-15.

6. Парасюк Е.А. общественные объединения и органы государственной власти в России: становление и развитие механизма взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 187-191.

7. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ // Социально-политический журнал. - 1998. - № 3. -С. 130-133.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.