Научная статья на тему 'Проблема законности в контексте эффективности правового регулирования финансово-экономического обеспечения системы образования'

Проблема законности в контексте эффективности правового регулирования финансово-экономического обеспечения системы образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / RULE OF LAW / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРАВО / LAW / ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / RIGHT REGULATION / ФИНАНСЫ / FINANCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черепова Ирина Сергеевна

Рассматривается один из аспектов проблемы социального действия финансового права. Изложенные в статье выводы, сформулированные на основании результатов проведенного масштабного исследования, носят концептуальный характер и отражают оригинальную авторскую точку зрения на теоретические и прикладные проблемы определения понятия и содержания законности в сфере публичных финансов и, в частности, в области финансово-экономического обеспечения системы образования, ее требований, принципов и условий, а также взаимосвязи с механизмом обеспечения эффективности правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черепова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of legitimacy in the context of the effectiveness of legal regulation of financial support of the education system

Considered one of the aspects of the problem of social action financial law. Set forth in article the conclusions based on the results of large-scale studies are conceptual in nature and reflect the original author's point of view on theoretical and applied problems of definition and maintenance of legality in the sphere of public finance and, in particular, in the field of financial and economic support of the education system, its requirements, principles and conditions, as well as the relationship with the mechanism to ensure the effectiveness of legal regulation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Проблема законности в контексте эффективности правового регулирования финансово-экономического обеспечения системы образования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ЗАКОННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИРИНА СЕРГЕЕВНА ЧЕРЕПОВА,

преподаватель кафедры общих правовых дисциплин и политологии факультета гуманитарных и социальных наук

Оренбургского государственного университета E-mail: cherepova3I2@mail

Научная специальность 12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Черногор Н.Н.

Рецензент: доктор юридических наук, доцент Емельянов А.С.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается один из аспектов проблемы социального действия финансового права. Изложенные в статье выводы, сформулированные на основании результатов проведенного масштабного исследования, носят концептуальный характер и отражают оригинальную авторскую точку зрения на теоретические и прикладные проблемы определения понятия и содержания законности в сфере публичных финансов и, в частности, в области финансово-экономического обеспечения системы образования, ее требований, принципов и условий, а также взаимосвязи с механизмом обеспечения эффективности правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: законность, образование, право, правое регулирование, финансы, эффективность.

Annotation. Considered one of the aspects of the problem of social action financial law. Set forth in article the conclusions based on the results of large-scale studies are conceptual in nature and reflect the original author's point of view on theoretical and applied problems of definition and maintenance of legality in the sphere of public finance and, in particular, in the field of financial and economic support of the education system, its requirements, principles and conditions, as well as the relationship with the mechanism to ensure the effectiveness of legal regulation in this sphere.

Keywords: rule of law, education, law, right regulation, finance, efficiency.

Требования законности распространяются не только на процесс реализации законов, но и на законотворчество. В сфере публичных финансов законность —это не только и не столько «.. .неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями» [6, с. 101]. Реализация рассматриваемого принципа в сфере публичных финансов предполагает соответствие самих законов уровню развития общества и государства их реальным финансовым ресурсам и предполагает такое распределении доходов и расходов между различными уровнями власти, которое бы позволяло обеспечить надлежащее исполнение всеми органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Еще в самом начале завершающейся в настоящее время бюджетной реформы Президент РФ В.В. Путин в своем Бюджетном послании к Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 г.» отмечал, что «.создание системы четкого и стабиль-

ного разграничения доходных и расходных полномочий является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения. В итоге более эффективным станет выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций, возрастет самостоятельность этих органов при проведении бюджетной политики, усилится их ответственность за ее результаты, повысятся качество и доступность бюджетных услуг, возникнут новые условия для устойчивого экономического роста.» [2].

Действие принципа законности распространяются и на все стороны законодательного процесса: 1) установление верховенства закона в правовой системе; 2) последовательное соподчинение правовых актов по их юридической силе и сфере реализации; 3) своевременность принятия новых нормативных правовых актов , изменение, уточнение и отмена действующих и т.п. Реализация принципа законности в сфере публичных финансов неразрывно связана с другими принципами:

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

разумности, целесообразности, обоснованности и эффективности. Так, в п. 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и принятые в соответствии с ней законы. Приведенное конституционное положение позволило некоторым ученым сделать вывод о том, что «.. .органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы .соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности» [1, с. 430].

Применительно к сфере публичных финансов требования законности состоят в следующем: 1) неукоснительное соблюдение Конституции РФ, принятых на ее основе законов и иных правовых актов всеми без исключения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами и организациями; 2) совершение финансовых актов лишь уполномоченными органами и лицами в соответствии с их компетенцией; 3) совершение финансовых актов в строго определенных формах, установленных в соответствии с действующим законодательством; 4) установление строгой иерархии нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения, предполагающей верховенство закона; 5) соблюдение указанной иерархии, не допускающей противоречия нижестоящих правовых актов вышестоящим; 6) следование правотворческой процедуре и правилам законодательной техники, учет при разработке и принятии правовых актов экономических законов и финансовой целесообразности;

7) своевременность принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов;

8) обеспечение устойчивости и стабильности нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов; 9) своевременное соблюдение, исполнение и применение нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов; 10) точное и единообразное применение нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов в полном соответствии с их смыслом и соблюдением установленных

законодательством организационных форм; 11) исполнение нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов в том объеме и значении, которые предусмотрены в них; 12) обеспечение реализации нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов всеми необходимыми материальными, организационными и идеологическими средствами; 13) осуществление постоянного надзора и контроля за исполнением, соблюдением и применением нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере публичных финансов государственными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, их должностными лицами.

Содержание понятия «законность» не ограничивается только описанным выше принципом правового воздействия. Оно включает в себя также общий правовой режим, предполагающий строгое, неукоснительное соблюдение, исполнение правовых норм всеми участниками общественных отношений [5, с. 297]. При анализе данного аспекта законности применительно к публичным финансам следует акцентировать внимание на следующих его характерных чертах, состоящих в том, что: 1) данный общий правовой режим выражается в совокупности описанных выше требований, составляющих содержание принципа законности; 2) следование данным требованиям обеспечивается юридической ответственностью.

О действительности принципа законности и действенности одноименного правового режима можно говорить только при наличии следующих условий [4, с. 467; с. 30—302]: 1) единство законности, т.е. единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном, временном и субъектном плане; 2) целесообразность законности, т.е. необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимального, отвечающего целям и задачам общества варианта осуществления правотворческой и правореали-зующей деятельности (при этом является недопустимым противопоставление законности целесообразности); 3) реальность законности, предполагающая достижение действительного исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности, а также неотвратимость ответственности за любые правонарушения.

Еще одним аспектом рассматриваемого понятия законности выступает метод руководства публичными финансами, который предполагает, что свои функ-

110

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2014

■^fefr- ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции в сфере публичных финансов государство и местное самоуправление осуществляют только правовыми средствами: принятие нормативных правовых актов и обеспечение их неукоснительного исполнения. В то же время, этой стороной законности предполагается, что государство и местное самоуправление, а также их органы и должностные лица связаны нормами права и действуют в их пределах.

С нашей точки зрения, не следует ограничить рассмотрение законности в сфере публичных финансов исключительно требованием точного и неуклонного соблюдения действующего законодательства. Данный подход, хотя и имеет под собой основание, в целом освещает рассматриваемое явление только с одной стороны, объясняет его не в полной мере. Законность в контексте социального действия финансового права — это, в первую очередь, конкретно-историческое состояние правомерности, поддерживаемое в сфере публичных финансов, как в самом законодательном материале, так и при его реализации. Таким образом, ключевой в понятии законности становится категория правомерности, которая может быть описана как сообразность субъективных прав, отраженных и закрепленных в действующем финансовом законодательстве, с самими правилами и принципами функционирования публичных финансов.

Значение законности возрастает в периоды преобразования различных сторон общественной жизни, в том числе и применительно к реформированию образования, которое является основным контекстом настоящего исследования. Законность органически связана с законотворчеством и законодательством, а также правопорядком и дисциплиной, в том числе финансовой. Такая взаимосвязанность представляется настолько тесной и глубокой, что в правовой литературе сложно уловить их смысловое отличие друг от друга [3, с. 495].

Обеспечение законности в сфере публичных финансов, в том числе при финансово-экономическом обеспечении системы образования, имеет особое значение. С одной стороны, законность придает рыночной экономике и финансовой системе определенную стабильность, что в свою очередь, делает прогнозируемой ситуацию, которая является необходимым условием поступательного развития общества. С другой стороны, обеспечение законности в этой сфере создает чувство защищенности для всех субъектов публичных финансов.

Таким образом, актуальным становится создание механизма самосовершенствования законодательства, в том числе в сфере публичных финансов и образования, так как некачественный нормативный акт не выполняет свою задачу и, как правило, создает неблагоприятные условия для участников общественных отношений. Финансовый контроль позволяет обеспечить обратную связь в рамках такого механизма, являясь эффективным источником информации для совершенствования правового обеспечения этой сферы, так как результаты контроля служат своеобразной оценкой нормы в правореализационном процессе. Все это улучшает нормативную правовую базу, обеспечивая стабильное функционирование публичных финансов и образования. Использование результатов такого контроля с целью совершенствования самой нормативной правовой базы должно быть перспективным направлением в науке.

Литература

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 г.» от 30 мая 2003 г. URL://http://www.asdg.ru/asdghtml/-bull/2003/6/prilog/91558.doc

3. Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

4. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001.

5. Теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева; 2-е изд. переаб. и доп. М., 1996.

6. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

References

1. Administrative law: Textbook / Ed. by Y.M. Koz-lova, L.L. Popov. M., 1999.

2. Budget message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation «On budget policy in 2004,» dated may 30, 2003. URL://http ://www. asdg.ru/as dghtml/bull/2003/6/prilog/9 1558.doc

3. KerimovD.A. Methodology of law. M., 2000.

4. Problems of the General theory of state and law / Ed. by C.S. Nersesyants. M., 2001.

5. Theory of state and law / Ed. by centuries Lazarev. Ed. 2nd Perea. and supplementary M., 1996.

6. Legal dictionary. M., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.