ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 18
УДК 347.963
Незнамова Юлия Николаевна Яночкина Екатерина Сергеевна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Институт юстиции Россия, Екатеринбург uneznamova2@gmail.com katerina.yanochkina@yandex.ru Neznamova Yulia Nikolaevna Yanochkina Ekaterina Sergeevna Ural State Law University named after V.F. Yakovlev
Institute of Justice Russia, Yekaterinburg
ПРОБЛЕМА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ОТДЕЛЬНУЮ ВЕТВЬ ВЛАСТИ С ЦЕЛЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЗАЩИТОЙ ПРАВ И СВОБОД Аннотация: органы прокуратуры в настоящее время выступают необходимым надзорным элементом для эффективной реализации законных интересов, прав и свобод граждан. В данной статье мы расскажем об особенностях данного вида прокурорского надзора.
Ключевые слова: прокуратура, права и свободы, государственная власть, принцип разделения властей, надзор.
THE PROBLEM OF SEPARATING THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN A SEPARATE BRANCH OF POWER WITH THE PURPOSE OF IMPLEMENTING MORE EFFECTIVE SUPERVISION OF THE PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS
Annotation: the prosecution bodies are currently a necessary supervisory element for the effective implementation of the legitimate interests, rights and freedoms of citizens. In this article, we will talk about the features of this type of prosecutor's supervision.
Key words: prosecutor's office, rights and freedoms, state power, the principle of separation of powers, supervision.
В соответствии с конституционным принципом, который закрепляется в ст. 2 основного закона нашей страны, на государство возложено бремя признания, уважения и защиты прав человека и гражданина как высшей ценности [5].
В целях полного, всестороннего и качественного обеспечения прав и свобод человека и гражданина деятельность государства базируется на принципе разделения властей [1]. Поэтому из соображений продуктивности работы «государственной машины» такой государственный орган, как прокуратура выполняет особо важную функцию и абсолютно правильно справляется с поставленной перед ней приоритетной задачей - защитой прав и свобод граждан.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод - это отдельная отрасль прокурорского надзора, заключающаяся в охране и восстановлении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, посредством обеспечения прокурорского надзора. Деятельность Прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшей для Российской Федерации и основана на положениях ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено положение о том, что права человека -это высшая ценность [6].
Вышеописанная задача реализуется путем использования различных средств прокурорского надзора, пронизывая всю сферу многогранной
40
деятельности прокурорского работника. Какими бы способами и приемами он ни оперировал, реализуя собственные полномочия, в какой бы отрасли и сфере общественной жизни ни осуществлял надзор — прежде всего он в своих действиях руководствуется принципом соблюдения прав и свобод [7].
Если рассматривать деятельность прокурорских органов в сфере защиты прав и свобод граждан, то можно провести четкую параллель с другими ветвями государственной власти. Прокуратура в состоянии оперативно, квалифицированно и, что немаловажно, совершенно бесплатно принять меры к защите нарушенных прав [3]. В сравнении с институтами судебной власти, способных только фиксировать и устранять нарушения закона, прокуратура способна не только выявлять их, но и пресекать. Также вызывает неподдельный интерес существование того факта, что количество граждан, обращающихся за защитой своих прав в прокуратуру, значительно превышает количество обращающихся в суды [8, с. 32-34].
Следует также отметить, что соблюдение прав и свобод человека входит в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, осуществляется в ходе реализации функции уголовного преследования [9, с. 197].
Данный факт подтверждается ст. 26 ФЗ «О прокуратуре», которая гласит, что предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (иными словами, законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
41
органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, субъектами осуществления социального контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина [2].
При этом восстановление может осуществляться несколькими путями. Так, в оперативном порядке - исключительно с помощью средств прокурорского надзора, в то время как, в сложном - путем возбуждения административных, судебных и иных охранительных производств, когда сотрудник прокуратуры сталкивается с определенными трудностями при восстановлении нарушенных прав или же когда закон создает дополнительные гарантии в ходе восстановительной деятельности [4, с. 14].
В заключение всего вышеописанного хотелось бы подвести итог нашей совместной научной деятельности. Проблема соблюдения конституционных прав и свобод граждан находятся под постоянным и жестким контролем органов прокуратуры. Данный орган основывает свою деятельность на нормах Конституции, является главным гарантом защиты и охраны прав и свобод граждан. Осуществление надзора за соблюдением фундаментальных основ правовых государств, представленных во второй главе Конституции РФ, придает органам прокуратуры особую важность и отводит главную роль в поддержании стабильности общества и эффективности государственного управления. Вышеизложенных факты позволяют судить о необходимости выделения данного вида государственных органов в самостоятельную и самодостаточную ветвь государственной власти наравне с уже существующими законодательной, исполнительной и судебной с четко определенной структурой, отличительными особенностями и признаками, позволяющими осуществлять независимый надзор.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации"
3. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"
4. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. -метод. комплекс / под ред. А.Г. Халиулина. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. 226 с.
5. Ахмедова Д.У., Садикова И.С.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА // Закон и право. 2021.
6. Мирзаев М.А., Аразов Р.М., Аразов Э.З. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Образование. Наука. Научные кадры. 2019.
7. Ижаева Ф. А., Агаджанян В. Я. Статус прокуратуры в системе разделения властей // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012.
8. Ванькаев, А. Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации / А. Н. Ванькаев // Российский следователь. -2008. - № 10. - С. 32-34.
9. Прокурорский надзор : учебник / под ред. А. Я. Сухарева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — С.197.