Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
39
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / проблема выбора профессии / выпускники школ / учебные заведения / рынок труда / престижные профессии.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупина И. П., Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., Егоров С. Г.

Актуальность данной статьи заключается в том, что большинство подростков 15 – 17 лет затрудняются с выбором своей будущей профессии и далеко не всегда правильно определяются с выбором учебного заведения. Целью данного исследования является анализ предпочтений школьников старшего возраста при выборе будущей специальности. В статье использованы такие методы исследования как методы анализа и синтеза, метод аналогии. Результатами статьи являются региональные данные, которые подтверждают развитие профориентационной деятельности в регионе свердловская область. Приводятся примеры в таблице 3, какие предприятия задействованы в сфере профориентации школьников 9 – 11 классов. В заключении авторы отмечают, что профориентация помогает выпускникам школ избрать правильное направление по выбору своей будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупина И. П., Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., Егоров С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2782-3830-2025-1-311-317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», e-mail: irinacupina716@gmail.com

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», е-mail: ethos08@mail.ru

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», е-mail: ethos08@mail.ru

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», е-mail: nikolina73@yandex.ru

ЕГОРОВ Сергей Георгиевич,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», е-mail: ethos08@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что большинство подростков 15 - 17 лет затрудняются с выбором своей будущей профессии и далеко не всегда правильно определяются с выбором учебного заведения. Целью данного исследования является анализ предпочтений школьников старшего возраста при выборе будущей специальности. В статье использованы такие методы исследования как методы анализа и синтеза, метод аналогии. Результатами статьи являются региональные данные, которые подтверждают развитие профориентационной деятельности в регионе свердловская область. Приводятся примеры в таблице 3, какие предприятия задействованы в сфере профориентации школьников 9 -11 классов. В заключении авторы отмечают, что профориентация помогает выпускникам школ избрать правильное направление по выбору своей будущей профессии.

Ключевые слова: профориентация, проблема выбора профессии, выпускники школ, учебные заведения, рынок труда, престижные профессии.

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy, Ural State Agrarian University

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy,

Ural State University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy,

Ural State University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University

EGOROV Sergey Georgievich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy,

Ural State Agrarian University

THE PROBLEM OF CHOICE OF PROFESSION AMONG YOUNG PEOPLE

= Annotation. The relevance of this article is that most teenagers aged 15-17 have difficulty

= choosing their future profession and do not always correctly determine the choice of educational

= institution. The purpose of this study is to analyze the preferences of older schoolchildren when

= choosing a future specialty. The article uses such research methods as methods of analysis and

= synthesis, the method of analogy. The results of the article are regional data that confirm the devel-

= opment of career guidance activities in the Sverdlovsk region. Examples are given in Table 3, which

= enterprises are involved in the field of career guidance for schoolchildren in grades 9-11. In conclu-

= sion, the authors note that career guidance helps school graduates choose the right direction in

= choosing their future profession.

= Key words: career guidance, problem of choosing a profession, school graduates, educatio-

= nal institutions, labor market, prestigious professions.

Для многих будущих абитуриентов проблема выбора профессии является очень существенной. Занимаясь в свободное время в кружках и секциях, посещая мероприятия, которые вызывают интерес, подростки от 15 до 17 лет, тем не менее, затрудняются ответить определенно - какую профессию в будущем им стоит выбрать. А от этого зависит и еще одна проблема - куда поступать учиться и какие предметы, следовательно, сдавать на ЕГЭ.

У проблемы выбора профессии среди подростков существует несколько причин. Одной из них является то, что большая часть молодежи увлекается только компьютерными играми и большую часть своего свободного времени проводят в социальных сетях. Выбор будущей профессии пока не является для них важным решением. Всегда данную проблему можно оставить «на потом». А когда времени на обдумывание практически не остается после окончания школы, то выбор может быть сделан не осознанно при поступлении в какое - либо учебное заведение.

Второй причиной можно назвать противоречие интересов школьников. Они довольно любознательны и многие интересующие их предметы требуют и гуманитарного мышления, и мате-

матического склада ума. Поэтому здесь важно ориентироваться на особенности мышления и характера. Сложностью является и в том, что не все подростки могут правильно оценить свои способности и возможности. Например, большинство девочек мечтают стать актрисами и моделями, но становятся ими только единицы. Многие мальчики в детстве мечтают стать космонавтами и летчиками, но, опять же, не все ими становятся.

Еще одной причиной выбора профессии является недостаточность знаний об определенных профессиях. Зная, как называется та или иная профессия, школьники практически ничего не могут сказать, что из себя представляет данная профессия [2].

Но даже если подросток определился со своим выбором, все равно у многих школьников остаются сомнения - правильный ли выбор они делают? Поэтому неуверенность при выборе профессии у большинства абитуриентов остается и после зачисления их в учебное заведение, которое они выбрали.

На выбор профессии большое влияние оказывают и родители. Многие дети хотят походить на своих родителей и выбирают профессию, в

которой уже несколько поколений трудятся ближайшие родственники - родители, дедушки и бабушки. Из таких семей создаются целые династии врачей, учителей, артистов, сталеваров, инженеров и другие. Таким образом, дети продолжают «семейное дело». Другие дети могут по совету родителей избрать для себя профессию, к которой не испытывают интереса. Это может происходить по нескольким причинам.

Одной из таких причин является то, что родители советуют детям выбирать денежную профессию, так как финансовая независимость и хороший материальный достаток является одним из существенных в жизни каждого человека.

Здесь важно объективно оценить возможности подростка.

Но и взрослые часто не обладают правильной информацией по определенным видам профессий. И это следующая причина, в которой разбираться придется и подростку, и его родителям. Для этого лучше всего более подробно узнать о данной профессии на сайтах и посмотреть на востребованность рынка труда на данные профессии, а также и уровень дохода, который предлагают работодатели. Рассмотрим в таблице 1 наиболее востребованные профессии в стране за 2024 год.

Таблица 1. Самые востребованные профессии в России за 2024 год

№ п/п Профессия Специальности

1. Медицинские работники Терапевт, стоматолог, хирург, невролог, педиатр, медсестра, фармацевт

2. Инженер IT- инженеры, инженеры в нефтегазовой сфере, строительные инженеры, машиностроительные инженеры, авиационные инженеры, инженеры в сельском хозяйстве, теплоэнергетики

3. Аналитик Финансовый аналитик, системный аналитик, бизнес - аналитик, веб - аналитик, программный аналитик

4. 1Т - разработчик Разработчик новых технологий, продуктов, сервисов, поисковых программ, сайтов

5. Менеджер Менеджеры по онлайн - продажам, специалисты по маркетплейсам, бренд - менеджеры, менеджеры по управлению персоналом, антикризисные и финансовые управляющие

6. Специалисты по интернет -маркетингу Интернет - маркетологи, SEO - специалисты, SMM - специалисты, копирайтеры,дизайнеры

7. Работники сферы образования Педагоги, методисты, тьюторы, преподаватели онлайн - курсов, онлайн - репетиторы

8. Работники сельского хозяйства Агрономы, зооинженеры, ветеринары, трактористы, механизаторы

9. Логист Операционный логист, экспедитор, диспетчер, международный логист, продавец - логист, логист - аналитик

10. Работники торговли Продавец - консультант, администратор магазина, администратор торговых залов, кассир

Часто родители советуют своим детям выбрать профессию, которую можно будет получить в таком учебном заведении, где учебные предметы не будут составлять проблему при обучении. Если ребенок имеет склонность к гуманитарным предметам, то родители будут советовать поступать после 11 класса в такой вуз, где отсутствуют высшая математика и физика. И, наоборот, если у подростка склонности к точным нау-

кам, то ему будет намного интереснее учиться именно на факультете с математическим уклоном.

Родители также довольно часто отговаривают детей от выбора профессий, которые далеки от сферы их деятельности. Например, у родителей - инженеров сын хочет учиться в медицинском университете на хирурга, или дочь педагогов выбирает для себя профессию актрисы теа-

тра и кино. В этом случае родители опасаются, что не смогут помочь своим детям в будущем, если возникнут проблемы в обучении по данной профессии, или какие - то профессиональные вопросы.

Каким же профессиям школьники отдают наибольшее предпочтение? Наиболее престижными профессиями выпускники российских школ считают профессии в области медиабизнеса, блогинга, биотехнологий. На втором месте выступают информационные технологии. На третьем месте - индустрия красоты, моды [1].

В основном подростки ориентируются на будущую профессию по признаку наиболее интересных для каждого предметов из школьной программы. Так как успеваемость по любимым предметам намного выше, чем по остальным, то подростки испытывают склонность выбора профессии именно по принципу своих интересов [6].

Стереотипы также существенно влияют на выбор будущей профессии. Например, большинство девочек мечтают стать актрисами, моделями или модельерами. Мальчики выбирают спортивные профессии и 1Т- технологии. Еще одним важным условием при выборе профессии является будущая заработная плата. Поэтому профессию продавца или кассира практически выбирает самый малый процент из опрошенных школьников [8], [10].

Помочь с будущей профессией может профориентация, которая рассматривается как структурный элемент, состоящий из нескольких компонентов. Среди всех компонентов профориентации можно выделить 5 основных - экономический, медико - физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент рассматривает вопросы потребности рынка труда, структуры трудовых ресурсов, условий труда. Сущность медико - физиологического компонента заключается в помощи выбора профессии для подростков с учетом их индивидуальных возможностей и медицинских показателей. Роль педагогического компонента рассматривается как воспитательный аспект при выборе профессии. Психологический компонент выявляет психологические аспекты профессиональной пригодности подростков при выборе определенной профессии. Роль социального компонента состоит в информированности подростков о рынке труда в целом и профессиями, которые выбирают подростки. Также социальный компонент призван воспитывать ценностные ориентации школьников для осознанного выбора будущей профессии. Виды профориентационной работы рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 - Виды профориентации для российских школьников

№ п/п Виды профориентации Краткая характеристика

1. Профессиональное информирование Знакомство с профессиями; требования, предъявляемые к соискателю по определенным видам профессий. Информация об учебных заведениях, где можно обучаться данной профессии.

Работа проводится в виде групповых консультаций, профессиональных игр и тренингов

2. Профориентационное тестирование Специальные тестовые методики выявляют способности человека для определения его будущей профессии.

Прохождение компьютерных тестов, на основании которых даются рекомендации по выбору профессии

3. Консультирование Формирование о состоянии рынка труда и о возможностях получения определенной профессии.

Групповые и индивидуальные консультации, связанные с разными профориентационными вопросами

4. Психологическая поддержка Диагностика и корректировка эмоционального состояния школьников.

Оказание помощи при выборе учебного заведения или места работы

5. Профессиональный отбор Определение профессиональной пригодности человека к определенной профессии.

Выбор подходящих специалистов на конкретную должность

Включаются в профориентационную работу далеко не все школьники. По данным Центра тестирования и развития «Гуманитарных технологий» более 34 % школьников к концу 11 класса еще не определились с выбором своей будущей профессии. Более 50 % школьников никогда не использовали ресурсы профориентации для определения с местом учебы по своей будущей профессии [9].

Должны ли подростки самостоятельно, без помощи родителей определиться со своей будущей профессией, или роль родителей в этом вопросе должна быть главной? На такой вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны именно школьникам нужно решать, какая профессия им больше подойдет, но, с другой стороны - родители помогут разобраться с правильностью выбранного пути. Несомненно, что родители должны считаться с мнением своего ребенка при выборе профессии [3].

Помимо родителей и профориентации существуют другие мероприятия, которые помогают

подросткам определиться с будущей профессией. Например, существует проект «Кидбург», который представляет детский развлекательный комплекс. В нем в форме игры дети от 5 до 14 лет знакомятся с разными профессиями и могут попробовать себя в роли одной или нескольких профессий [5]. Старшеклассникам лучше подойдут вебинары и профориентационные тесты.

Остановимся далее на том, как профориен-тационная работа для учащихся 9 - 1 1 классов проводится органами службы занятости по Свердловской области. Несколько лет назад в регионе был реализован проект «Видеодайджест о профессии», где происходил анализ среди учащихся информации о региональных рынках труда. Данный проект проходил на муниципальном и областном уровнях. Во время прохождения проекта было создано более 200 видеороликов о профессиях [7].

На примере города Екатеринбурга проанализируем работу центров профориентации для школьников. Данные рассмотрим в таблице 3.

№ п/п Название центра Юридический адрес Краткая характеристика

1. Уральский ЕГЭ Центр г. Екатеринбург, ул. Радищева, 33 Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ более 10 предметов

2. Метрополис г. Екатеринбург, ул. Толмачева 11 Подготовка кадров по востребованным профессиям

3. Диалог г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 55а Центр психолого - педагогической поддержки несовершеннолетних

4. Фристайл г. Екатеринбург, ул. Восточная, 80 Детский и подростковый клуб для проведения досуга с младшими школьниками и подростками по выбору будущей профессии

5. Ровесник г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 45 Кружки и курсы для детей и подростков для выбора будущей профессии

6. Образовательная компания Maximum Education г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 36 Комплексные программы онлайн и в классе, курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, помощь в подготовке школьных предметов

7. Кадровое агентство Ru Hunters г. Екатеринбург, ул. Малышева, 53 Разработка инструментов карьерного и профессионального развития персонала

8. Jlider.ru г. Екатеринбург, ул. Проспект Ленина, 8 Развитие творческого и лидерского потенциала детей

Таблица 3 - Центры профориентации для учащихся 9-11 классов в г. Екатеринбург

9. Proff движение г. Екатеринбург, ул. Радищева 33 Профориентационное консультирование подростков по выбору будущей профессии

10. Гуманитарные технологии г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 11 Центр тестирования и развития

В таблице для примера приведены только 10 центров профориентационной работы с учащимися старших классов. Таких центров более 250. Только учебных центров только по обучению рабочим профессиям насчитывается 197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время почти по каждой специальности существуют программы профориенти-рования, поэтому выбирать специальность сейчас намного проще, чем это было несколько лет назад. Но проблема состоит в том, что далеко не все выпускники школ знают, какую профессию им выбрать и поступают в учебные заведения осознанно. Другие выпускники часто поступают в те учебные заведения, где есть бюджетные места и нет конкурса. При этом она мало задумываются над тем, по какой специальности в дальнейшем они получат диплом. Молодые люди считают, что не очень важно, какой диплом у них будет - главное, что с дипломом проще устроиться на работу и не по специальности. Поэтому школьники рассматривают диплом как пропуск к жизненным благам [4].

В настоящее время большинство школьников в будущем стремятся получить высшее образование. Но примерно 40 % выпускников школ поступают в колледжи, а не в университеты. Причин для этого много. Некоторым школьникам мешают поступить в вузы недостаточно высокие оценки, другие, не попадая на бюджетные места, не могут обучаться на вне бюджета из - за финансовых трудностей в семье. Кто - то просто поступает на учебы в колледж, так как в этот колледж поступили его друзья. Но одно - несомненно -нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, чтобы попробовать себя в разных профессиях и окончательно уже определиться со своим выбором. Важно одно - нет готовых рецептов по выбору профессий. Для каждого человека он свой, индивидуальный. Поэтому и подход к данной теме должен быть осознанным для каждого человека.

Список литературы:

[1] Аналитики выяснили, каким профессиям отдают предпочтение современные школьники и их родители [Электронный ресурс]: ШШШ.КиВА^ KP.RU https://www.kuban.kp.ru/online/news/ 5296881/

[2] Байбакова Е. С., Пряжникова Е. Ю., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г. Влияние гендера

на выбор профессии старшеклассников // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 181 -191.

[3] Ерина И.А., Джелилова А. А. Гендерные особенности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58. С. 322 - 328.

[4] Жураковский В. М. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: (к 85-летию академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой): сб. науч. тр. / Рос. акад. образования [и др.] ; авт.-сост.: В.М. Жураковский [и др.]. - Москва: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2024. - 396 с.

[5] Кидбург профессии [Электронный ресурс]: https://spb.city.kidburg.ru

[6] Килина А.В. Анализ состояния проблемы профессионального самоопределения в студенческой среде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 204. С. 96 - 105.

[7] Профориентационный проект «Видеодайджест о профессии» [Электронный ресурс]: https://sznural.ru/content

[8] Собкин В.С., Калашникова Е. А. Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 114 - 134.

[9] Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]: https://proforientator.ru/

[10] Чепелева Л.М., Чепелева А. А. Особенности профессионального самоопределения современной молодежи // Гуманитарные науки. 2021. № 4. C. 144 - 152.

Spisok literatury:

[1] Analysts have found out which professions are preferred by modern schoolchildren and their parents [Electronic resource]: WWW.KUBAN.KP.RU https://www.kuban.kp.ru/online/news/5296881/

[2] Baibakova E. S., Pryazhnikova E. Yu., Sokolova N. L., Sergeeva M. G. The influence of gender on the choice of profession of high school students // Kazan Pedagogical Journal. 2018. No. 2. pp. 181-191.

[3] Erin I.A., Dzhelilova A. A. Gender-specific features of readiness for professional self-determina-

tion of high school students // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 58. pp. 322-328.

[4] Zhurakovsky V. M. Professional orientation and professional self-determination of students: challenges of the time: (on the 85th anniversary of Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor S. N. Chistyakova): collection of scientific tr. / Russian Academy of Sciences. education [and others.]; author-comp.: V.M. Zhurakovsky [and others]. - Moscow: Gubkin Russian State University of Oil and Gas. 2024. - 396 p

[5] Kidburg professions [Electronic resource]: https https://spb.city.kidburg.ru/

[6] Kilina A.V. Analysis of the state of the problem of professional self-determination in the student

environment // Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen. 2022. No. 204. pp. 96-105.

[7] Career guidance project "Video Digest about the profession" [Electronic resource]: https:// sznural.ru/content

[8] Sobkin V.S., Kalashnikova E. A. Professional preferences of students and socio-cultural transformations of professional groups // Social psychology and society. 2020. Vol. 11. No. 3. pp. 114-134.

[9] Center for Testing and Development "Humanitarian Technologies" [Electronic resource]: https://proforientator.ru

[10] Chepeleva L.M., Chepeleva A. A. Features of professional self-determination of modern youth // Humanities. 2021. № 4. C. 144 - 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.