Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ПРОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / НДФЛ / ПЛОСКАЯ ШКАЛА НАЛОГА / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / RUSSIAN ECONOMY / FLAT TAX SCALE / PROGRESSIVE TAX SCALE / PERSONAL INCOME TAX / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидеева Д.Р., Сазанов О.В.

Данная статья посвящена обзору ставки налога на доходы физических лиц и возможности ее изменения в России. На данный момент ставка НДФЛ составляет 13%. При этом российское законодательство не предусматривает дифференцированную шкалу в зависимости от уровня доходов. Автор рассматривает достоинства, недостатки и возможные последствия введения в России прогрессивного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTRODUCTION OF PROGRESSIVE TAXATION OF INCOMES OF PHYSICAL PERSONS IN RUSSIA

This article is devoted to the review of the tax rate on personal income and the possibility of its change in Russia. At the moment, the personal income tax rate is 13%. At the same time, Russian legislation does not provide for a differentiated scale depending on the level of income. The author examines the advantages, disadvantages and possible consequences of the introduction of progressive taxation in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

УДК 33. 338

Сидеева Д. Р. студент 2 курс факультет иностранных языков Научный руководитель: Сазанов О.В. Елабужский институт КФУ Россия, г. Елабуга ПРОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация: Данная статья посвящена обзору ставки налога на доходы физических лиц и возможности ее изменения в России. На данный момент ставка НДФЛ составляет 13%. При этом российское законодательство не предусматривает дифференцированную шкалу в зависимости от уровня доходов. Автор рассматривает достоинства, недостатки и возможные последствия введения в России прогрессивного налогообложения.

Ключевые слова: Российская экономика, НДФЛ, плоская шкала налога, прогрессивная шкала налога, физическое лицо

Sideeva D. R. student 2 course faculty of foreign languages Scientific director: Sazanov O.V.

Yelabuga institute of KFU Russia, Yelabuga

THE PROBLEM OF INTRODUCTION OF PROGRESSIVE TAXATION OF INCOMES OF PHYSICAL PERSONS IN RUSSIA

Annotation: This article is devoted to the review of the tax rate on personal income and the possibility of its change in Russia. At the moment, the personal income tax rate is 13%. At the same time, Russian legislation does not provide for a differentiated scale depending on the level of income. The author examines the advantages, disadvantages and possible consequences of the introduction of progressive taxation in Russia.

Key words: Russian economy, flat tax scale, progressive tax scale, personal income tax, individual

Одними из принципов налогообложения являются принцип справедливости, равенства, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Но соответствует ли налоговая система России этим принципам?

В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц взимается по ставке 13 процентов. Ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20 процентов (ст. 284 Налогового кодекса РФ). Иные ставки устанавливаются в отношении определённых видов доходов. При этом российское законодательство не предусматривает дифференцированную шкалу в зависимости от уровня доходов.

В России на протяжении многих лет растет разница доходов между различными социальными группами, но при этом НДФЛ уплачивают также граждане, доход которых ниже прожиточного минимума. Между тем, отсутствие регулирования фактических различий в уровне доходов социальных групп способствуют углублению дифференциации доходов. Для рационализации социальной структуры общества и, прежде всего, в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами большую роль нужно уделить налогу на доходы физических лиц. Существенная разница между доходами жителей нашей страны порождает недовольство, выражающееся в желании так называемой «социальной справедливости». В сознании большинства выражением такой справедливости будет являться введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.

Также, кроме неравномерного распределения налогов, можно рассмотреть и проблему «необлагаемого налогового минимума». Суть этой проблемы заключается в том, что минимальный доход, необходимый для здоровья и жизнедеятельности, не должен облагаться налогом. Это значит, что платежеспособность физического лица определяется доходом за вычетом суммы для удовлетворения первичных потребностей. В настоящее время за рубежом налогами облагается только чистый доход за исключением законодательно разрешенных вычетов и льгот, к которым в том числе и относится «необлагаемый минимум». Отсутствие понятия «необлагаемый минимум» в Налоговом Кодексе, а также многих других недостатков нашей налоговой системы, противоречит провозглашению России как социальное государство. Одной из мер по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц должно стать введение чистого дохода налогоплательщика, который не будет подвержен налогообложению, а также введение прогрессивной шкалы, которая позволяет изымать «излишние» доходы в оборот, и тогда налоговая система, как и в развитых странах, будет служить для физических лиц своеобразным регулятором доходов между богатыми и бедными.

В настоящее время одним из самых спорных вопросов является вопрос о введении прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в России, способное снизить уровень неравенства в доходах налогоплательщиков. В Госдуму уже несколько лет поступают законопроекты о введении прогрессивной ставки НДФЛ, однако ввиду отсутствия значительной поддержки, они так и не реализовались.

В марте 2018 года группа депутатов во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым внесла в Госдуму законопроект, предлагающий установить в РФ прогрессивную шкалу налогообложения. Депутаты предлагали разную ставку налога на доход физических лиц (НДФЛ) для граждан с разным доходом. Так, например, для тех, кто зарабатывает менее 100 тыс. рублей в год, ставка подоходного налога должна была быть 5%, а для граждан, чей доход в год превышает 3 млн рублей в год, депутаты предлагали

повышенную ставку — от 15 до 25%. В налоговой системе РФ в 2001 году уже действовала прогрессивная шкала НДФЛ — в зависимости от уровня доходов его ставка разнилась от 12% до 35%. Однако затем в РФ была введена плоская шкала налогообложения, главной целью которой был вывод доходов из теневой сферы экономики. Депутаты от КПРФ считали, что прогрессивная шкала ставки налога на этот раз не приведет к росту теневых доходов в высокодоходных сферах, так как «за последние 15 лет резко возрос уровень информационной базы данных налогоплательщиков из числа юридических и физических лиц». Однако эти слова не убедили главу комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова («Единая Россия»), считающего, что плоская шкала подоходного налога сегодня — это одно из самых существенных преимуществ экономической системы РФ. В результате данный законопроект не вступил в силу.

Между тем в правительстве сейчас обсуждают идею повышения ставки подоходного налога для всех граждан с 13% до 15% в рамках настройки налоговой системы РФ. В то время как Минфин официально не подтверждает возможность таких изменений, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отметил, что нет разницы между ставкой налога в 13% и 15%.

Но стоит ли в сейчас кардинально менять систему налогообложения физических лиц? В условиях санкционной войны, бюджетная система России перегружена увеличением расходов, именно это толкает к повышению налогов, что больше дестимулирует экономику. Налогооблагаемая база сокращается и приводит к сокращению поступлений в бюджет, реальная заработная плата перестает существенно расти.

Существует также и противоположное мнение по поводу введения прогрессивной шкалы НДФЛ в России, ниже представлены несколько доводов:

Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведет к еще большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку финансовых средств иностранных граждан, бегству отечественного капитала за границу, эмиграции миллионеров. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и рабочих мест.

Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые регионы станут значительно богаче, так как НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты. Это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой центру, возможно, придется частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.

В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки. Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного

населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы, то есть это потребует от физических лиц самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию.

В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов, росту теневой экономики, как и в 2001 году.

В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. Также нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов являются объективными препятствиями для введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

И все же кризисные явления, которые происходят в российском обществе на данном этапе, заставляют задуматься об увеличении поступлений налога на доходы физических лиц за счет введения прогрессивной шкалы в зависимости от размера дохода, что позволит уменьшить налоговое бремя физических лиц с низкими доходами и увеличит ее на обеспеченную часть населения. Переход к прогрессивной шкале НДФЛ целесообразно осуществлять после выхода мировой и российской экономики из финансового кризиса. Введение прогрессивного налогообложение позволит гармонизировать российский механизм налогообложения с налоговыми системами зарубежных стран, что не решит все социальные проблемы России, но может сократить имущественное неравенство населения.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации

2. Налоговый кодекс Российской федерации (электронный ресурс) http: //base.garant.ru/10900200/

3. https://moluch.ru/archive/87/16852/

4. https: //moluch.ru/conf/law/archive/40/1277/

5.http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/64631-5-dovodov-protiv-vvedeniya-progressivnogo-podohodnogo-naloga-v-rossii

6. https: //regnum.ru/news/2397090.html

7. Морозова Г. В. Эволюция налогообложения физических лиц в XVIII — первой половине XIX в. // Современные гуманитарные исследования. 2006. №2 6. — 44 с.

8. Филиппова Н. А. Налогообложение физических лиц: учеб. пособие / Н. А. Филиппова, Г. В. Морозова, Н. Н. Семенова [и др.]; под ред. д-ра экон. наук проф. Н. А. Филипповой. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 200 с.

9. Гулина М. Н. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Экономическая библиотека — http://economy-lib.com/formirovanie-effektivnogo-mehanizma-nalogooblozheniya-dohodov-fizicheskih lits#1#ixzz3VSvXM07O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.