Научная статья на тему 'Налог на доходы физических лиц: анализ внедрения прогрессивной шкалы'

Налог на доходы физических лиц: анализ внедрения прогрессивной шкалы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ С ДОХОДОВ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львова М.И.

В период трансформации цифровой экономики становятся актуальными вопрос, связанные с оптимизацией и имениями налогообложения граждан. Одним из самых популярных и широко известных налогов является налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ). В рамках настоящей статьи была поставлена цель установить наиболее значимые социально-экономические последствия внедрения прогрессивной шкалы для НДФЛ. В 2018 году в России был внесён на рассмотрение в Государственную Думу законопроект об изменении как ставки налога, так и самой шкалы налогообложения. Несмотря на то, что законопроект не первый в своём роде, множество печатных и непечатных изданий обратили своё внимание на этот документ. Согласно законопроекту группы депутатов, представляющей КПРФ, с 1 января следующего года в России должна была начать действовать прогрессивная шкала на доходы физических лиц с нижней границей в 5% (для доходов менее 100 тысяч рублей) и верхней границей в 25% (для доходов свыше 10 миллионов рублей). Законопроект не был утверждён. Также рассматривались и иные законопроекты, связанные с НДФЛ, а именно с его повышением. Для того чтобы понять с чем связаны законопроекты об изменении шкалы и повышении ставки НДФЛ и проведено исследование в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax on personal income: an analysis of the introduction of a progressive scale

In the period of transformation of the digital economy, the issue of optimization and taxation of citizens is becoming an urgent issue. One of the most popular and well-known taxes is the tax on personal income (hereinafter the personal income tax). In 2018 in Russia, a bill was introduced to the State Duma to change both the tax rate and the tax scale itself. Despite the fact that the bill is not the first of its kind, many printed and non-print publications have turned their attention to this document. According to the bill of the group of deputies representing the Communist Party of the Russian Federation, from January 1 of the following year, a progressive scale on personal income with a lower limit of 5% (for incomes less than 100 thousand rubles) and an upper limit of 25% (for incomes over 10 million rubles). The bill has not been approved. Also considered were other bills related to personal income tax, namely, its increase. In order to understand why there are bills to change the scale and increase the rate of personal income tax and the study was conducted in the article.

Текст научной работы на тему «Налог на доходы физических лиц: анализ внедрения прогрессивной шкалы»

М.И. Львова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральского государственного экономического университета, (+7(922) 20-51-888, lvova_usue@mail.ru),

M.I. Lvova - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ TAX ON PERSONAL INCOME: AN ANALYSIS OF THE INTRODUCTION OF A PROGRESSIVE SCALE

Аннотация. В период трансформации цифровой экономики становятся актуальными вопрос, связанные с оптимизацией и имениями налогообложения граждан. Одним из самых популярных и широко известных налогов является - налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ). В рамках настоящей статьи была поставлена цель - установить наиболее значимые социально-экономические последствия внедрения прогрессивной шкалы для НДФЛ. В 2018 году в России был внесён на рассмотрение в Государственную Думу законопроект об изменении как ставки налога, так и самой шкалы налогообложения. Несмотря на то, что законопроект не первый в своём роде, множество печатных и непечатных изданий обратили своё внимание на этот документ. Согласно законопроекту группы депутатов, представляющей КПРФ, с 1 января следующего года в России должна была начать действовать прогрессивная шкала на доходы физических лиц с нижней границей в 5% (для доходов менее 100 тысяч рублей) и верхней границей в 25% (для доходов свыше 10 миллионов рублей). Законопроект не был утверждён. Также рассматривались и иные законопроекты, связанные с НДФЛ, а именно с его повышением. Для того чтобы понять с чем связаны законопроекты об изменении шкалы и повышении ставки НДФЛ и проведено исследование в статье.

Annotation. In the period of transformation of the digital economy, the issue of optimization and taxation of citizens is becoming an urgent issue. One of the most popular and well-known taxes is the tax on personal income (hereinafter the personal income tax). In 2018 in Russia, a bill was introduced to the State Duma to change both the tax rate and the tax scale itself. Despite the fact that the bill is not the first of its kind, many printed and non-print publications have turned their attention to this document. According to the bill of the group of deputies representing the Communist Party of the Russian Federation, from January 1 of the following year, a progressive scale on personal income with a lower limit of 5% (for incomes less than 100 thousand rubles) and an upper limit of 25% (for incomes over 10 million rubles). The bill has not been approved. Also considered were other bills related to personal income tax, namely, its increase. In order to understand why there are bills to change the scale and increase the rate of personal income tax and the study was conducted in the article.

Ключевые слова: налоги с доходов, подоходный налог, прогрессивная шкала налогообложения, реформирование налогов.

Keywords: income taxes, income tax, progressive tax scale, tax reform.

Введение

На данный момент в России действует плоская шкала налога на доходы физических лиц (процент НДФЛ не зависит от получаемого лицом дохода), являющегося основным видом прямых налогов. Исчисление НДФЛ происходит в соответствии с действующим законодательством в процентах от общего дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов.

Плательщики НДФЛ - лица, являющиеся налоговыми резидентами, то есть фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение года, и лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доход на территории России. Наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не влияет на определение того, является ли человек резидентом. То есть налоговым резидентом РФ может быть признан как гражданин РФ, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства. При этом, гражданин России также может не признаваться налоговым резидентом, если проживает на территории страны менее 183 дней. НДФЛ взимается с продажи имущества, находящегося в собственности менее 3 лет, от сдачи имущества в аренду, от каких-либо выигрышей, от доходов за пределами РФ, а также за иные доходы.

Особенности НДФЛ в Российской Федерации

Несмотря на то, что шкала НДФЛ в России плоская, процент налога может различаться в зависимости от того, является человек налоговым резидентом или нет.

Резиденты, которые выплачивают налог на доход физических лиц, начиная с 2015 года имеют налоговую ставку величиной 13%, в то время, как резиденты, получавшие дивиденды до 2015 года и получавшие проценты по облигациям, эмитированным до 2007 года, имеют налоговую ставку величиной 9%.

Максимальная налоговая ставка в размере 35% может применяться как к резидентам, так и не к резидентам за:

1. Получение выигрыша с целью рекламы товаров или услуг при превышении установленных размеров стоимости

2. Процентный доход по вкладам в банки РФ, по российским облигациям, который превышает установленные размеры

3. Сумма экономии на процентах при приёме физ. лицами кредитных рублевых средств, превышающих установленные размеры

4. Оплата использования денежных средств пайщиков

Другие процентные ставки НДФЛ применяются к нерезидентам. Так, ставку 15% имеют физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но покупающие акции российских организаций и получающие по ним дивиденды. Остальные доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.[2]

По информации Росстата (Таблица 1), налог на доход физических лиц составил за январь-июль 2018 года 2002,8 млрд. рублей, а темп прироста относительно консолидированного бюджета НДФЛ за январь-июль 2017 года составил12,3%.

Таблица 1 Налоги, сборы и другие

в консолидированном бюджете Российской Федерации, млрд. рублей.

обязательные

платежи

Январь-июль 2018г. В % к январю-июлю 2017г.

Консолидированный бюджет В том числе Консолидированный бюджет В том числе

Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего 12021,0 6598,8 5422,2 120,5 126,7 113,7

НДФЛ 2002,8 - 2002,8 112,3 - 112,3

Таким образом, доход от НДФЛ в первом полугодии 2018 превысил размер дохода от НДФЛ в первом полугодии 2017 на 219,4 млрд. рублей. Тенденция к росту дохода от налога на доходы физических лиц прослеживается на протяжении последних лет. Удельный вес НДФЛ в общих доходах государства, получаемых за счёт налогообложения, значителен и составляет 17% от общей суммы.

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. Позже ситуацию прояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов, сообщив, что правительство будет стремиться не проводить налоговых новаций до середины 2018 года, это касается и НДФЛ. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что возможность введения прогрессивной шкалы может быть рассмотрена после 2018 года. Позже позицию ведомства уточнил замминистра финансов Илья Трунин: в нынешних сложных условиях изменение порядка взимания НДФЛ будет стимулировать уход в тень зарплат. Этот вопрос может быть рассмотрен после 2018 года, когда стабилизируется экономика[3].

Отказ от плоской шкалы налога на доходы физических лиц, действующей на данный момент, вовсе не новый шаг, потому как в 1990-х годах в России действовала именно прогрессивная шкала НДФЛ, а уже в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении этой налоговой нормы.

Большая часть населения России принадлежит к среднему и низшему классу, поэтому считается, что для того, чтобы система налогообложения была справедливой, необходимо брать с класса с высоким заработком на порядок больше, чем со среднего класса.

По оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога, например, в 20% к высоким доходам, сможет дать возможность получить лишь 70-125 млрд. рублей в год.

13-процентная плоская шкала НДФЛ создала принципиально новую ситуацию с уплатой данного налога на территории РФ. При этом население страны не считает, что плоская шкала имеет место быть несмотря на то, что в 90-х, когда действовал прогрессивный налог, использовалось значительное число «серых» схем и «конвертов». Но при переходе к плоской шкале, налоги стали уплачиваться подавляющим числом населения РФ, что выгодно государству.

Прежде чем принимать какие-либо решения об изменении шкалы налога, необходимо понимать все плюсы и минусы этих действий, что конкретно хорошего или плохого для общества сможет сделать прогрессивный налог или же оставшийся неизменным плоский налог, потому как далеко не все доводы, по которым общество стремится перейти к прогрессивной шкале, действительно подталкивают к принятию этого решения.

В России, как и в других странах прогрессивная шкала налогообложения наиболее затруднительной становится не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы. Именно поэтому при введении прогрессивной шкалы налогов, этот закон больше всего «ударит» по среднему классу. При возникновении прогресса государство перейдёт на новый уровень, связанный с административным обслуживанием и уплатой НДФЛ, а именно необходимо будет снова подавать налоговые декларации, возникнут различные проблемы, связанные с исчислением налогов, а часть налогов уйдет в серую зону.

Причиной наличия плоской шкалы налогообложения в стране на данный момент ее развития является экономическая культура России. И именно эта, выбранная правительством, шкала является наиболее гуманной и комфортной для всех слоёв населения. Несмотря на то, что население желает введения прогрессивного налога, который сейчас действует во многих Западных странах, данный налог не будет работать именно в России не-

сколько ближайших десятилетий, поскольку граждане с низким уровнем ответственности не станут платить. Поэтому при желании добиться современной экономики теми же средствами, которой такого вида экономики достигали другие страны, России будет практически невозможно. Именно по этой причине государство не стремится к введению прогрессивной шкалы налогов.

Таким образом, как и в других странах, в России возможно прогрессивное налогообложения, но важно учитывать уровень развития, мнение всех слоёв населения, потому как та часть населения, которая будет приносить наибольший доход в прогрессивном налогообложении, может начать избегать данной перспективы, и страна понесёт убытки. Также стоит придерживаться политики наибольшего сохранения того, чего удалось достичь в деле уплаты НДФЛ за последние двадцать лет. Если же вводить прогрессивный налог в ближайшие годы, то необходимо сделать упор на поддержку незащищенных и слабо защищённых слоёв населения: налоговыми вычетами, необлагаемыми минимумами и т.д.

Помимо проведения анализа возможности введения прогрессивной шкалы НДФЛ, стоит также уделить внимание ситуации с возможной отменой некоторых вычетов НДФЛ.

На данный момент в структуре НДФЛ в российской системе налогообложения действуют следующие виды вычетов:

1. стандартные;

2. социальные;

3. инвестиционные;

4. имущественные;

5. профессиональные

6. финансовые

И если стандартные вычеты носят общественный характер и распространяются на всех, то все остальные носят в какой-то степени выборочный характер.

В отличие от небольших стандартных налоговых вычетов, социальные и инвестиционные налоговые вычеты рассчитаны на налогоплательщиков со средним и высоким уровнем дохода, так как предполагают осуществление расходов, которые связаны с наличием временно незанятых денежных средств. Имущественные налоговые также предполагают осуществление расходов, и поэтому ориентированы на людей с высоким уровнем достатка, но при этом имеют строгие стоимостные и временные ограничения, исключающие получение этих вычетов в течение жизни, что автоматически сужает доступ к ним гражданам с высокими доходами. Профессиональные налоговые вычеты нацелены на уменьшение доходов на сумму произведенных расходов лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Действующие налоговые вычеты для физических лиц в виде стандартных, социальных и инвестиционных налоговых вычетов обладают рядом недочётов, что не содействует разработке справедливому образцу НДФЛ. Стоит ещё раз отметить, что общественный характер носят только стандартные налоговые вычеты, целью которых является социальная поддержка определенного слоя населения. Целью социальные налоговых льгот формально также является поддержка некоторых категорий граждан, но по факту они ориентированы на лиц со средним и высоким уровнем заработной платы, то есть тех, кто способен проходить платное лечение, получать платное образование и т.д. В результате, уменьшение налоговой базы с помощью этих вычетов носит регрессивный характер. Инвестиционные налоговые вычеты имеют еще более регрессивный характер, поскольку их получение предполагает наличие у налогоплательщика свободных денежных средств для инвестирования, то есть ещё более высоких доходов.

Анализ внедрения прогрессивной шкалы

Таким образом, существующая система налоговых вычетов по НДФЛ в большей степени ориентирована на налогоплательщиков, имеющих средний и высокий уровень дохода, что не даёт возможности назвать ее справедливой концепцией налогообложения. Для перехода ее на сторону социально незащищенных граждан помимо введения необлагаемого минимума требуется также поменять взгляды и в отношении социальных и инвестиционных налоговых вычетов. Так, малый охват налогоплательщиков социальными вычетами может свидетельствовать о рациональности переноса социально-защитной программы, реализуемой посредством этих вычетов, из налоговой сферы в сферу прямой дотации лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Инвестиционные налоговые вычеты введены относительно недавно, поэтому на данный момент трудно оценить целесообразность их применения [4].

В марте 2018 г. законодательные власти обсуждали повышение ставки НДФЛ до 15 % для граждан, имеющих высокий уровень заработной платы (7-10 млн руб./год). Обсуждался вариант повышения ставки вместе с введением вычета для бедного слоя населения, но данная льгота может понести за собой серьёзные экономические последствия:

1) увеличение зависимости бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета;

2) диспропорция регионов.

При этом данная инновация не решает проблему бедности, так как экономия 700 - 1000 руб. в месяц не обеспечит достатка слою населения, у которого уровень заработной платы равен МРОТ.

Однако Правительство России отмечает, что дополнительные 2% НДФЛ сыграют существенную роль для бюджета страны. По их мнению, технических проблем, связанных с взиманием повышенного налога, не будет. [5]

Научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики", профессор Евгений Ясин в интервью ТАСС высказал мнение, что повышение ставки подоходного налога в РФ до 15% ничего не даст для экономики. "У нас есть два основных сценария для развития экономики: один путь реформаторский, другой - консервативный. Повысить до 15% НДФЛ - это консервативный вариант, он ничего не даст для повышения эффективности российской экономики и ускорения ее роста. Чтобы было больше доходов в бюджете, не нужно обирать бедных, следует развивать экономику и стимулировать инвестиции", - пояснил профессор. [5,6]

Такое же мнение разделяет первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. «Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом. Окончательное решение еще будет приниматься правительством», — заявил министр на панельной сессии по бюджету и налогам Петербургского экономического форума. По его мнению, система налогообложения, действующая в России на данный момент, является оптимальной, и какие-либо изменения могу повлечь за собой нарушение баланса бюджетной системы в некоторых субъектах РФ. [7]

Премьер-министр РФ на встрече со «Справедливой России» пояснил, что новые законодательные власти не рассматривают повышение ставки НДФЛ и введение прогрессивной шкалы. Премьер-министр признал, что в странах Европы действительно идёт тенденция введения данной системы, но отметил, что российская экономика ещё недостаточно стабильна; «.. .наша экономика еще не сильная и не устойчивая, и мы пока не Франция и не Швеция, поэтому пока мы не можем поддержать эту инициативу», — прокомментировал Д. А. Медведев.

Выводы

Уже 7 июня 2018 г., в ходе прямой линии, В. В. Путин заявил, что решение о повышении ставки НДФЛ, в частности и о введении прогрессивной шкалы, является нецелесообразным. В том числе, он отметил, что прогрессивная шкала налогообложения в теории кажется социально справедливой, однако на практике при такой системе люди с высоким заработком находят способ скрывать часть своих доходов, вследствие чего в экономике начинает расти теневой сектор, и появляться зарплаты в конвертах. «Как только он [прогрессивный НДФЛ] вводится, часть граждан, у которых высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее. То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много. И ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно», — пояснил Президент. [9]

Источники:

1. Лапов Д.Е. Унификация как направление модернизации дискреционной фискальной политики государства: монография / под ред. Н.Ф. Газизуллина, В. В. Ложко. СПб.: РОСТ, 2011. С. 120-127, 636.

2. Дербенева В.В. Практическая реализация нового налога на недвижимость: алгоритм новации. // Вестник УрФУ Серия «Экономика и управление». 2013. № 3. С. 151-158, 167.

3. Лапов Д.Е. Проблема выбора оптимального объекта налогообложения. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. С. 95-96, 176.

4. Дербенева В.В. Обоснование оптимальных налоговых решений в сфере недвижимости. // Вестник УрФУ. Серия: «Экономика и управление». 2012. № 1. С. 107-114, 153.

5. Ашмарина У. В.. Налогообложение доходов физических лиц в России: перспективы реформирования и оценка фискальных эффектов. Дисс... канд. экон. наук. Волгоград. 2016. 163 с.

6. Гречаный С. А. и Родин В. А.. Коэффициент Рейнбоу и возможности введения прогрессивного налога в России // Вестник ВГУ, Серия: экономика и управление. 2016, № 2, с. 44-47.

7. Давнис В. В. и Родин В. А. Модель неравномерной шкалы налогообложения и примеры ее возможного использования // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 3(75), с. 8-19.

8. Лебедев В. В. и Лебедев К. В. О применении уравнения Ферхюльста для анализа дифференциации денежных доходов населения России // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. Т. 3(66), № 6, с. 218-223.

9. Yitzhaki, S. A Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics. 1974 №3, с.

201-202.

Sources:

1. Lapov D.E. Unification as a direction of modernization of the discretionary fiscal policy of the state: monograph / ed. N.F. Gazizullina, V.V. Lozhko. SPb .: GROWTH, 2011. P. 120-127, 636.

2. Derbeneva V.V. Practical implementation of the new property tax: the innovation algorithm. // Bulletin of Ural Federal University Series "Economics and Management". 2013. No. 3. S. 151-158, 167.

3. Lapov D.E. The problem of choosing the optimal object of taxation. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2011. P. 95-96, 176.

4. Derbeneva V.V. Justification of optimal tax solutions in real estate. // Bulletin of UrFU. Series: "Economics and Management." 2012. No. 1. P. 107-114, 153.

5. U. V. Ashmarina. Taxation of personal income in Russia: prospects for reform and assessment of fiscal effects. Diss ... Cand. econ sciences. Volgograd. 2016. 163 p.

6. Grechany S. A. and Rodin V. A .. Rainbow coefficient and the possibility of introducing a progressive tax in Russia // Vestnik VSU, Series: Economics and Management. 2016, No. 2, p. 44-47.

7. Davnis V.V. and Rodin V.A. The Model of the Uniform Scale of Taxation and Examples of Its Possible Use // Modern Economy: Problems and Solutions. 2016. № 3 (75), p. 8-19.

8. Lebedev V. V. and Lebedev K. V. On the Application of the Verhulst Equation to Analyze the Differentiation of the Cash Incomes of the Population of Russia // Economics and Management: Problems and Solutions. 2017. Vol. 3 (66), No. 6, p. 218-223.

9. Yitzhaki, S.A. Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics. 1974 №3, p. 201-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.