Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС БАЛКАНСКИХ СТРАН И РАСШИРЕНИЯ ЕС В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ПРОБЛЕМА ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС БАЛКАНСКИХ СТРАН И РАСШИРЕНИЯ ЕС В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
539
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КОПЕНГАГЕНСКИЕ КРИТЕРИИ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / БАЛКАНЫ / ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Князева Светлана Евгеньевна

В статье рассматривается комплекс проблем, позволяющих поместить Балканы в контекст общеевропейского развития, прежде всего - так называемого безграничного расширения Европейского союза, вступление в который является целью постсоциалистических стран Балканского региона / Юго-Восточной Европы. В настоящее время Болгария, Румыния, а также постъюгославские государства Словения и Хорватия стали полноправными членами ЕС. Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония и Албания все еще находятся на разных стадиях процесса присоединения к Европейскому союзу. Вступление в ЕС является логическим завершением социальной, политической, экономической и правовой трансформации балканских стран, в которой заинтересованы как они сами, так и Евросоюз в целом и отдельные входящие в него государства из соображений геополитики и геоэкономики. Однако присоединение к Европе (или возвращение в Европу) балканских государств, история которых связана с авторитарным социалистическим прошлым, включает в себя не только реформу экономической и политической систем, но и смену ценностных ориентаций. Тем не менее в то время как в странах - основательницах ЕС идет формирование западноевропейской корпоративной гражданской идентичности, в странах бывшей Восточной Европы и Балканского региона основой общественного сознания по-прежнему в значительной степени остается этническая идентичность. Автор рассматривает аксиологические, идейные и психологические аспекты присоединения постсоциалистических стран к ЕС, а также анализирует конкретные внешнеполитические проблемы, связанные с этим процессом, и роль региональных международных организаций в «европеизации» Балкан и в урегулировании все еще сохраняющих остроту этнических и межгосударственных конфликтов в регионе. Негативные тенденции, прежде всего усиление популистских настроений и приход к власти отражающих эти настроения политиков, представляют собой угрозу не только для Евросоюза, но и для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE EU INTEGRATION OF THE BALKAN COUNTRIES AND THE EU ENLARGEMENT IN THE CONTEXT OF THE VALUE MODEL OF THE EUROPEAN UNION

The article examines a wide range of the problems associated with the boundless enlargement of the European Union which makes it possible to place the Balkans in the context of general European development. To become a member of the EU is the important goal of the post-socialist countries of the Balkans/South-Eastern Europe. Bulgaria, Romania, and the post-Yugoslavian states of Slovenia and Croatia became full members of the EU. Serbia, Bosnia and Herzegovina, Montenegro, North Macedonia and Albania are still at different stages of integration into the European community. This accession is the logical completion of the processes of social, political, economic and legal transformation of the Balkan countries, in which they themselves and the European Union as a whole and its individual member states are interested for reasons of geopolitics and geoeconomics. However, the accession to Europe (or the return to Europe) of the Balkan states with their authoritarian and socialist past includes not only the reform of the economic, political and legal systems, but also a change in value orientations. While in the states of the so-called «founding fathers» of the EU a Western European corporate civic identity is being formed, in the countries of the former Eastern Europe and the Balkan region, ethnic identity remains remains largely in the mainstream of public consciousness. The author examines axiological, ideological and psychological aspects of the accession of post-socialist countries to the EU, and also analyzes specific foreign policy problems associated with this process and the role of regional international organizations in the «europeanization» of the Balkans and in the settlement of ethnic and interstate conflicts in the region that still remain acute. Negative tendencies, first of all - the strengthening of populist sentiments and the coming to power of politicians reflecting these sentiments, pose challenges and threats not only to the European Union, but also to Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС БАЛКАНСКИХ СТРАН И РАСШИРЕНИЯ ЕС В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Б01: 10.31249/аре/2021.02.08

© Князева С.Е.1, 2021

Проблема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза

Аннотация. В статье рассматривается комплекс проблем, позволяющих поместить Балканы в контекст общеевропейского развития, прежде всего - так называемого безграничного расширения Европейского союза, вступление в который является целью постсоциалистических стран Балканского региона / Юго-Восточной Европы. В настоящее время Болгария, Румыния, а также постъюгославские государства Словения и Хорватия стали полноправными членами ЕС. Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония и Албания все еще находятся на разных стадиях процесса присоединения к Европейскому союзу. Вступление в ЕС является логическим завершением социальной, политической, экономической и правовой трансформации балканских стран, в которой заинтересованы как они сами, так и Евросоюз в целом и отдельные входящие в него государства из соображений геополитики и геоэкономики. Однако присоединение к Европе (или возвращение в Европу) балканских государств, история которых связана с авторитарным социалистическим прошлым, включает в себя не только реформу экономической и политической

1 Князева Светлана Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент Факультета международных отношений и внешней политики РГГУ 1anaknyazeva@yahoo.it).

систем, но и смену ценностных ориентации.. Тем не менее в то время как в странах - основательницах ЕС идет формирование западноевропейской корпоративной гражданской идентичности, в странах бывшей Восточной Европы и Балканского региона основой общественного сознания по-прежнему в значительной степени остается этническая идентичность. Автор рассматривает аксиологические, идейные и психологические аспекты присоединения постсоциалистических стран к ЕС, а также анализирует конкретные внешнеполитические проблемы, связанные с этим процессом, и роль региональных международных организаций в «европеизации» Балкан и в урегулировании все еще сохраняющих остроту этнических и межгосударственных конфликтов в регионе. Негативные тенденции, прежде всего усиление популистских настроений и приход к власти отражающих эти настроения политиков, представляют собой угрозу не только для Евросоюза, но и для России.

Ключевые слова: аксиологическая модель, ценностные ориентиры, Копенгагенские критерии, Восточная Европа, Юго-Восточная Европа, Балканы, Западные Балканы, идентичность, европейская цивилизация.

Современный Европейский союз - глобальный центр силы нынешнего миропорядка и вторая (в номинальном выражении) совокупная экономика мира; численность граждан ЕС составляет около 500 млн человек [Unione Europea.., 2013]. На основании Маастрихтского (февраль 1992 г). и Лиссабонского (декабрь 2007 г.) договоров ЕС квалифицируется как международная наднациональная и межправительственная организация.

Председатель Европейского совета Шарль Мишель в своем выступлении в декабре 2020 г. заявил, что ситуация в ЕС является безусловно обнадеживающей [Report.., 2020]. Он сообщил, что в ходе регулярных встреч руководство в Брюсселе разработало краткосрочную и долгосрочную стратегии ЕС, в которых - подчеркнем это - важное место занял регион Юго-Восточной Европы и Восточного Средиземноморья (Балканы) [Ibid.]. Развитию стратегии ЕС на Балканах были целиком посвящены другие саммиты Евросовета (в частности, октябрьский саммит 2020 г.).

Балканская стратегия вписывается в общую стратегию Евросоюза, определяемую семилетним бюджетным планом ЕС на 2021177

2027 гг. Нынешний бюджетный план предусматривает, в частности, разработку определенных направлений политики по климату и стандартов зеленого финансирования, что будет способствовать экономическому росту, созданию рабочих мест и конкурентных преимуществ, а также определяет конкретные меры по борьбе с распространением COVID-19 [МиШаппиа!., 2020].

На данный момент Евросоюз сохраняет решимость (и имеет возможность) и далее позиционировать себя в качестве монолитного глобального центра силы. Но государства, регионы, ведущие мировые игроки, одним из которых, по нашему мнению, является единая Европа, сегодня характеризуются не только (и даже не столько) экономической успешностью или политической стабильностью, но и привлекательностью, и степень привлекательности Евросоюза определяется стремлением целого ряда стран присоединиться к данному интеграционному проекту. Причем привлекательность единой Европы можно охарактеризовать прежде всего с аксиологических позиций, рассматривая ценностную модель Евросоюза. При этом во внешних отношениях ЕС способствует продвижению своих ценностей и интересов, согласно ст. 3 Лиссабонского договора [Договор.., 2007]. Не случайно уже с момента возникновения Общего рынка народы целого ряда государств старой Восточной Европы1 стремились вступить в ЕЭС / ЕС.

ЕС основан «на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом,

1 В годы холодной войны многие аналитики отмечали особое положение региона Восточной Европы и квалифицировали его статус в рамках не географического, геополитического понятия, поскольку воспринимали его в качестве так называемого социалистического содружества в пределах тотального силового поля СССР. С преодолением реалий холодной войны большинство стран «старой» Восточной Европы стали членами НАТО и вступили в Евросоюз (или стали кандидатами в члены ЕС). В серьезных экспертных оценках уже разделяют восточноевропейские государства на страны «старой» и «новой» Восточной Европы (последние находятся на постсоветском пространстве).

недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин» (ст. 2 Лиссабонского договора [Договор.., 2007]).

Западноевропейская шкала ценностей легла в основу так называемых Копенгагенских критериев (acquis communautaire, условия вступления в Евросоюз), принятых в июне 1993 г., которые включают в себя: рационализм и здравый смысл, приоритет частной пользы, понятие свободы как ответственности, достоинство человеческой личности, создание пространства свободы, а также восприятие безопасности как недопустимости нарушения внутреннего личного пространства и свободы граждан; понимание суверенитета - прежде всего как проявления народного суверенитета, а справедливости - именно и только как соблюдения конкретных базовых прав граждан, но никак не абстрактной справедливости с позиции чьей бы то ни было выгоды, даже диктуемой обстоятельствами непреодолимой силы. Кроме того, в Копенгагенских критериях акцентируются базовые принципы конкурентности: конкурентное общество, конкурентные прозрачные выборы, конкурентная экономика участия [Conclusions.., 1993]. При этом в основе осуществления власти в ЕС - разумное соотношение горизонтали и вертикали власти, консолидированное и конкурентное гражданское общество, низкий коэффициент Джини и связанные с этим низкие коррупционные показатели.

Какие же внешние и внутренние угрозы сегодня нарушают стабильность и сущностную основу ЕС, воплощенную в формуле «единство в многообразии»? Какие глобальные процессы современного миропорядка препятствуют нормальному функционированию Европейского союза?

Очевидно, что в эпоху постмодерна международные отношения не всегда можно оценивать по прежним стандартам: с позиций политического идеализма, политического реализма, или Realpolitik. В новой системе координат мировой политики геополитическую ситуацию в мире необходимо оценивать с учетом ее социокультурного и аксиологического измерения [Валлерстайн, 2018, с. 103, 105; Современные международные.., 1999], emotional studies, имагологического направления гуманитарного знания.

Реконструкцией идентичности может стать гражданская идентичность, основанная на человекоцентричности, инклюзивной модели развития инклюзивных институтов [Аджемоглу, Робинсон, 2017, с. 115-116, 211], на верховенстве закона. Изложенное выше дает основания утверждать, что в западных странах - основательницах ЕС в настоящее время идет процесс формирования западноевропейской корпоративной гражданской идентичности, основанной на осознании единства, общих социокультурных факторов и практик и самости, который можно рассматривать в контексте социального конструктивизма А. Вендта [Алексеева, 2014, с. 5-6]. В то же время внимательный анализ заставляет говорить о преобладании в Юго-Восточной и даже в Центрально-Восточной Европе иного вида идентичности - этнической идентичности (гос-ударственноцентричная модель, экстрактивная модель и преобладание экстрактивных институтов [Аджемоглу, Робинсон, 2017, с. 555, 563], родство по крови, почве). Стоит отметить и то, что процессы нациестроительства в западноевропейской модели социума проходили в контексте национальных государств (nation states), отсутствовавшем или почти отсутствовавшем на Востоке Европы.

Сказанное может объяснить, почему многие государства Восточной и Юго-Восточной Европы, пытаясь следовать западным социально-экономическим рецептам и политическим стандартам, начинают демонстративно апеллировать к традиционализму в противовес вестернизации1. Старая Восточная Европа, которая прежде воспринималась как «объект цивилизаторских усилий», в 2004-2013 гг. все-таки была интегрирована в Европейский союз. Но именно так называемое безграничное расширение Евросоюза в настоящее время порождает множество проблем в политике ЕС - в результате столкновения «идентичностей» Западной и старой Восточной Европы, - и эти проблемы разрастаются с непредсказуемой скоростью2.

1 В ряде случаев это оборачивается аномией, т.е. усилением криминогенной ситуации, апеллированием к формуле «чем хуже, тем лучше» или даже угрозой фатальных системных сбоев (blue screen, blackout).

2 Еще больше проблем создала политика Восточного партнерства в отношении стран «новой» Восточной Европы на постсоветском пространстве. 180

Стоит подчеркнуть, что так называемая европейская идентичность, о которой сегодня пишут многие эксперты, на самом деле вряд ли существует даже сейчас, к началу 2020-х годов, после продолжительного европейского интеграционного эксперимента -и едва ли может сложиться в обозримом будущем, если учитывать гражданскую идентичность стран Западной Европы и явно выраженную этническую идентичность стран старой Восточной Европы, мало совместимые (или вовсе не совместимые) между собой.

Слабая совместимость Запада и Востока Европы именно на уровне идентичностей, без сомнения, стала одним из важнейших последствий безграничного расширения Евросоюза, - начиная с пятого расширения в 2004 г. и шестого - в 2007 г. Таким образом, учитывая институциональную слабость, совершенно разные ценностные системы, базовые представления, традиции населения стран старой Восточной Европы, а особенно Балканского региона, степень влияния османского наследия и травмированности в процессе исторического развития (поскольку роль травмы нельзя переоценить), следует констатировать несоответствие, неподготовленность региона к восприятию Копенгагенских критериев как аксиологической модели Евросоюза.

Несомненно, что отголоски бури, ставшей итогом безграничного расширения, ощущаются и сегодня: зоны повышенной турбулентности оказывают не менее пагубное воздействие на стабильность в ЕС, чем миграционные волны, сотрясающие Евросоюз с конца 2014 г. Своеобразный и во многом непредвиденный эффект «усталости металла», возникший в итоге расширения, способствует созданию зон нестабильности в пространстве ЕС и в конечном счете снижает привлекательность Европейского союза как безусловно уникального интеграционного проекта.

В последнее время Евросоюз придает большое значение поискам решения этой проблемы, но ввиду невысокой эффективности Дублинской конвенции (даже в рамках регламентов Дублин-П и Дублин-Ш), а также агентства Европейского союза по безопасности внешних границ Фронтекс, назвать их достаточно результативными пока нельзя. В то же время очевиден весьма негативный эффект от наличия множественных миграционных потоков в про-

странстве ЕС, особенно в контексте столкновения идентичностей (тем более - в результате наплыва мигрантов из стран Ближнего Востока и Магриба). Несомненно, что безграничное расширение ЕС напрямую спровоцировало такие острые кризисные явления, как усиление сепаратистских движений во многих странах ЕС, де-волюция и новый популизм. Особое беспокойство лидеров и граждан ЕС вызывает укрепление позиций новых популистов, особенно правых, манипулирующих сознанием граждан ЕС и паразитирующих на негативных итогах безграничного расширения Евросоюза, проявляющихся из-за сложной ситуации на Балканах и миграционных успехов и неудач (ups and downs). Популисты не снизили свою активность и после выборов в Европарламент (май 2019 г.) в Германии, Австрии, особенно в Венгрии и Италии, провоцируя создание турбулентности в ЕС1.

Для стран ЕС и особенно для Италии - страны Средиземноморского региона, ближайшего соседа балканских государств и одного из трех ведущих игроков Евросоюза после завершения процесса Брекзита в 2020 г., - угрозы могут быть минимизированы при условии восстановления конкурентоспособности в послекри-зисный период и продвижения основных европейских интересов и ценностей. Приоритеты национальной безопасности средиземноморских стран, прежде всего стабилизацию «дуги нестабильности», соединяющей Западные Балканы с большим Средиземноморьем, следует рассматривать в совокупности с новыми приоритетами европейской политики. Стоит указать также на необходимость преодоления вызовов и угроз, возникающих в европейском пространстве в связи с усилением нового популизма и сепаратизма, с одной стороны, и пропагандистскими лозунгами

1 С учетом серьезных угроз стабильности в ЕС, возникших в том числе вследствие его безграничного расширения, вызывает некоторые вопросы состоявшаяся 9 декабря 2020 г. встреча министра иностранных дел РФ С. Лаврова с приехавшей в Москву делегацией популистской партии «Альтернатива для Германии». На переговоры не смог приехать один из лидеров партии Александр Гауланд, кстати, защищающий «право немцев гордиться успехами немецких солдат в двух мировых войнах» [Сергей Лавров провел.., 2020]. 182

глобалистов, заявляющих гражданам Европы о конце национального государства, - с другой [Rapporto 2020.., 2020, p. 4].

Очевидно, что проблема выбора - «Европа отечеств» или «Европа как отечество», - поставленная на заре интеграционного проекта Европейского сообщества в конце 1940-х годов, не имеет решения и сейчас.

В числе приоритетов ЕС на данном этапе - тенденция к расширению Евросоюза именно в южном (юго-восточном) направлении, в частности на Балканах, с учетом возникновения новой «дуги нестабильности», протянувшейся от государств субрегиона бывшей Югославии (Косово) до Большого Ближнего Востока (Иран и Афганистан). Именно из этих областей сегодня исходят угрозы и риски для безопасности ЕС: незаконный оборот наркотиков и оружия, транснациональная организованная преступность, торговля людьми, зашкаливающая коррупция, нелегальная иммиграция, международный терроризм, несостоявшиеся государства (failed states), - все перечисленные угрозы частично исходят из Балканского региона, а частично используют Балканы как транзитную территорию [Rapporto 2020.., 2020, p. 3-4, 56-57].

Очевидно, что и народы Западных Балкан заинтересованы в том, чтобы интегрироваться в единое европейское измерение, что способствовало бы преодолению последствий войн, автократических режимов, расширению и развитию процессов внутриполитической стабильности и с течением времени привело бы к созданию эффективных институциональных систем, прежде всего правосудия и верховенства закона, помогло бы избежать усиления сепаратизма, национализма, роста популизма на Балканах, особенно в Сербии и в некоторых еще не консолидированных государствах, таких как БиГ и Республика Северная Македония, а также содействовало бы социально-экономическому развитию Балканского региона [Ibid., p. 57]. В противном случае балканские страны уже сегодня рискуют оказаться в зоне нестабильности и стать объектом геополитических амбиций ревизионистских государств Большого Черноморья и Восточного Средиземноморья.

В последнее время Средиземноморский регион претерпел значительные изменения, которые делают его особенно перспек-

тивным. Этому способствуют Барселонский процесс и политика соседства, основанная на перспективе экономической интеграции региона в целом и на политико-регулирующем подходе к европейским стандартам [Rapporto 2020.., 2020, p. 60]. Программы ЕС для Средиземноморья в рамках Барселонского процесса (с 19951997 гг.), безусловно, способствуют расширению сотрудничества средиземноморских стран ЕС и кандидатов в члены Евросоюза [Ibid., p. 61, 66].

В ближайшие годы стратегические приоритеты ЕС (в особенности - Италии, которая является главным торговым партнером Сербии, Албании1, важнейшим торговым партнером Косова / Косовы и вторым по величине импортером и экспортером Слове-нии2) в области региональной безопасности, скорее всего, будут направлены на стабилизацию и процессы интеграции в зоне Балкан и Юго-Восточной Европы в целом. При этом странам Евросоюза придется учитывать этнополитические конфликты в балканской зоне институциональной нестабильности, не разрешенные до сих пор после распада Югославии.

Укрепление двустороннего стратегического партнерства Италии с Сербией и Албанией3 и диалог с этими двумя странами, инициированный в 2015 г., свидетельствует об интенсивности отношений между Италией и странами региона [Summit di Trieste.., 2017]. Вообще следует отметить, что еще с середины 2000-х годов МИД Италии уделяет большое внимание двусторонним связям страны с Западными Балканами [Rapporti bilaterali.., 2014], активно

1 Говоря о тесных контактах Италии с Албанией, подчеркнем, что Итальянская делегация экспертов (DIE) работает в Албании с 1997 г. с целью сотрудничества с албанскими вооруженными силами для достижения стандартов, требуемых НАТО.

2 Отметим также активное присутствие итальянской фирмы «Benetton» в Сербии (и, конечно, в Хорватии и Словении), итальянского автомобильного концерна FIAT в Сербии, сотрудничество в сфере энергетики (Terna и A2 A - в Черногории, Eni и Edison - в Хорватии), сельского хозяйства, здравоохранения, культурных связей (в том числе - языковых курсов).

3 В Италии позитивно оценили вступление Албании (и Хорватии) в НАТО в 2009 г.

продвигая в Брюсселе переговорный процесс о присоединении к ЕС не только Албании, но также Черногории и Сербии.

С середины 2018 г. (и особенно - с осени 2020 г.) интенсифицировались переговоры с Албанией и Северной Македонией о членстве в Евросоюзе1. Конкретные направления интеграции этих стран в ЕС изложены в «Документе по расширению ЕС в конкретной связи с переговорами о вступлении Албании и Республики Северная Македония» [Video conference.., 2020]. При этом высокие договаривающиеся стороны ссылаются на резолюцию, принятую по этому вопросу в Брюсселе 25 марта 2020 г. [Council conclusions.., 2020].

Определение статуса Косова2 и осуществление мер по контролю за неустойчивой ситуацией в Боснии и Герцеговине могли бы способствовать углублению процессов стабилизации в регионе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, тем более что после событий в Косове Италия объявила Балканы зоной своей «ответственности» в рамках НАТО и поддерживает процесс сохранения безопасности и стабильности в регионе посредством участия в группе неформального диалога на Балканах QUINT вместе с США, Великобританией, Францией и Германией. Очевидно, что цель этого диалога - поощрять путь европейской ориентации балканских стран. Руководство Италии внимательно относится к региональному измерению своей внешнеполитической деятельности, в том числе посредством активного участия в инициативах CEI (Центральноевропейская инициатива) и AII (Адриатико-Ионичес-кая инициатива)3.

1 Северная Македония получила статус страны - кандидата в ЕС в 2005 г., Албания - в 2014 г. Босния и Герцеговина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС в 2008 г.

2 Косово и Европейский союз подписали Соглашение об ассоциации в

2008 г.

3 Италия вместе с Грецией, Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией приняла участие в создании субрегионального проекта - Адриа-тико-Ионической инициативы (АИИ). Конференция на уровне министров иностранных дел, проведенная 20 мая 2000 г. в Анконе, открыла Италии каналы взаимодействия с Балканами, что позволило ей в определенной мере регулиро-

Таким образом в настоящее время руководство Евросоюза последовательно проводит курс на постепенную интеграцию Албании, Северной Македонии, Боснии и Герцеговины, а в перспективе - Сербии и Косова в НАТО и Европейский союз, исходя из стратегических интересов ЕС. В дополнение к действиям по перезапуску Центральноевропейской инициативы и Адриатико-Ионической инициативы Италия еще в ноябре 2014 г., во время своего председательства в Совете ЕС, способствовала продвижению Стратегии ЕС для Адриатико-Ионического региона, а также, как уже отмечалось выше, возобновлению переговоров о вступлении в Евросоюз Сербии, Албании и Северной Македонии: с осени 2018 г. эти переговоры стали проводиться на регулярной основе.

Тем не менее очевидно, что существует необходимость выстраивания более продуманной политики в Балканском регионе со стороны всех стран ЕС, а также ООН и НАТО с целью минимизировать вышеупомянутые вызовы, угрозы и риски. При этом стоит учитывать, во-первых, определенное смещение ракурса в геополитических ориентирах США в Средиземном море и, во-вторых, последовательно проводимый руководством России курс на расширение российского присутствия в регионе, который оно считает зоной традиционного (и привилегированного) российского влияния. В настоящее время это проявляется в осуществлении энергетической политики РФ, в росте прямых инвестиций в регион и, наконец, в увеличении числа межгосударственных и межправительственных контактов, обусловленных (в известной степени демонстративно) культурной и религиозной близостью, в частности с Сербией рарройо 2020.., 2020, р. 57].

Именно в таком ракурсе следует рассматривать визиты Сергея Лаврова 14-15 декабря 2020 г. в Сербию, страну - традиционного партнера РФ. При этом вызывает определенное недоумение декларация С. Лаврова, который (в конце октября 2020 г.) выразил озабоченность в связи с ускорением, по его мнению, «дезинтеграци-онных процессов в ЕС» [Глава МИД.., 2020]. А в ходе визита в Хор-

вать послекризисное развитие Балканского региона. В настоящее время из всех стран ЕС именно Италия установила наиболее тесные контакты со странами Юго-Восточной Европы. 186

ватию (в декабре 2020 г.) впервые со времени известного охлаждения отношений между двумя странами после вступления Хорватии в НАТО (2009) состоялись переговоры С. Лаврова с министром иностранных и европейских дел Хорватии Горданом Грличем-Радманом, квалифицируемые внешнеполитическим ведомством РФ в целом как успешные. Правда, были отмечены противоречия сторон по уточнению Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине в 25-ю годовщину их заключения, в связи с чем С. Лавров недвусмысленно заявил, что соглашение о мире в БиГ не нуждается в пересмотре [Юранец, 2020].

Что же касается отношений с Евросоюзом в контексте политики его расширения на Балканах, то в конце 2020 г. МИД РФ неоднократно указывал (в том числе в интервью С. Лаврова хорватской газете «Вечерни Лист») на «неспособность Евросоюза адекватно оценивать ситуацию в мире», на «деградацию отношений России и ЕС», а также на «пагубную политику Союза, ведущую к его "маргинализации"» с возможностью «стать одной из арен американо-китайской конкуренции» (цит. по: [Заквасин, Комарова, 2020]). Таким образом, очевидно, что стремление Балканского региона к интеграции с ЕС - с учетом снижения влияния России в регионе Юго-Восточной Европы - встречает непонимание и вызывает раздражение руководства РФ.

Не стоит забывать, сколь сильное раздражение Кремля вызывало постепенное расширение ЕС за счет старой Восточной Европы с начала XXI в., притом что инициатива вступления в Евросоюз принадлежала отнюдь не руководству ЕС, а именно государствам бывшей Восточной Европы. Действительно, призыв первого президента Чехословакии Вацлава Гавела «Назад, в Европу!», озвученный им уже в конце 1980-х - начале 1990-х годов, отражал стремление этих стран к «возврату в Европу», с чем их лидеры и большинство населения связывали надежды «на лучшую жизнь и на искоренение негативных черт авторитарных и тоталитарных режимов» [Юго-Восточная Европа.., 2007, с. 276-277]. А после ликвидации Варшавского договора в начале июня 1991 г. последовал еще один призыв Гавела - «не потерять исторический шанс обновления Средней Европы, политического феномена, ко-

торый будет приближаться к Западной Европе» [Вишеградская Европа.., 2010, с. 120]. Тем самым перед ЕС встала крайне сложная задача налаживания взаимодействия со странами, стремившимися «возвратиться» в Европу.

Все вышеизложенное позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать дальнейшее сползание взаимодействия ЕС-РФ от реального сотрудничества к уровню информационных войн. Но возникновение новых разделительных линий и нового «железного занавеса» чревато новыми угрозами как для России, так и для Евросоюза и в целом для всей системы европейской и международной безопасности. И эти угрозы в силу своей непредсказуемости уже сегодня представляют еще большую опасность для всех игроков.

Литература

Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные: Происхождение власти, процветания и нищеты. - М. : АСТ, 2017. - 694 с.

Алексеева Т.А. Мыслить конструктивистски: Открывая многоголосый мир / / Сравнительная политика. - М., 2014. - Т. 15, № 1 (14). - С. 4-21.

Валлерстайн И. После либерализма. - М. : URSS, 2018. - 264 c.

Вишеградская Европа: Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / под ред. Л.Н. Шишели-ной. - М. : Весь мир, 2010. - 564 с.

Глава МИД Сербии высоко оценил сотрудничество с Россией // РИА Новости. - М., 2020. - 15.12. - Режим доступа: https://ria.ru/ 20201215/serbiya-1589375310.html (Дата обращения - 26.01.2021).

Договор о Европейском союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) в редакции Лиссабонского договора // Информационно-правовой портал Гарант. - Лиссабон, 2007. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2566557/ (Дата обращения - 26.01.2021).

Заквасин А., Комарова Е. «Неадекватно оценивают ситуацию»: Почему санкционная политика ЕС в отношении России зашла в тупик / / RT. -М., 2020. - 28.10. - Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/ 796897-lavrov-sankcii-evropa-navalnyi (Дата обращения - 26.01.2021).

Сергей Лавров провел альтернативные переговоры для Германии / / Коммерсант. - М., 2020. - 08.12. - Режим доступа: https://www.kommer sant.ru/doc/4604817 (Дата обращения - 26.01.2021).

Современные международные отношения / под ред. А.В. Торкуно-ва. - М. : РОССПЭН, 1999. - 584 с.

Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. А.А. Язьковой. - М. : Весь мир, 2007. - 352 с.

Юранец А. «Осталось мало ненатовских стран»: Как Лавров съездил на Балканы / / Газета. ru. - М., 2020. - 16.12. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2020/12/16_a_13402406.shtml (Дата обращения - 26.01.2021).

Conclusions of the Presidency / European Council. - Copenhagen, 1993. -21-22.06. - 46 p. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/ ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/72921.pdf (Date of access -26.01.2021).

Council conclusions on enlargement and stabilisation and association process: The Republic of North Macedonia and the Republic of Albania / Council of the EU; General Affairs Council. - Brussels, 2020. - 25.03. - Mode of access: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7002-2020-INIT/ en/pdf (Date of access - 26.01.2021).

Multiannual financial framework for 2021-2027 adopted / European Council. - Brussels, 2020. - 17.12. - Mode of access: https: / /www. consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/17/ multiannual-finan cial-framework-for-2021-2027-adopted/ (Date of access - 26.01.2021).

Rapporti bilaterali Italia-Balcani / Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - Roma, 2014. - Mode of access: https://www. esteri.it/mae/it/politica_estera/aree_geografiche/europa/balcani (Date of access - 26.01.2021).

Rapporto 2020: Le scelte di politica estera / Unita di analisi e di pro-grammazione; Gruppo di riflessione strategica. - Roma, 2020. - 102 p. - Mode of access: http://www.astrid-online.it/static/upload/protected/Rapp/ Rapporto2020-SCELTE-P0LITICA-ESTERA.pdf (Date of access - 26.01.2021).

Report by President Charles Michel at the European Parliament on the European Council / European Council. - Brussels, 2020. - 10-11.12. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/ 16/report-by-president-charles-michel-at-the-european-parliament-on-the-eu ropean-council-of-10-and-11-december-2020 (Date of access - 26.01.2021).

Summit di Trieste dei Balcani Occidentali: Dichiarazione della Presiden-za italiana / Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. -Roma, 2017. - 07.12. - Mode of access: https://www.esteri.it/ mae/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/trieste-western-balkan-summit-declaration.html (Date of access - 26.01.2021).

Unione Europea: Lessico del XXI secolo / Istituto della Enciclopedia Italiana fondata da Giovanni Treccani. - Roma, 2013. - Mode of access: https://www.treccani.it/enciclopedia/unione--europea_(Lessico-del-XXI-Secolo)/ (Date of access - 26.01.2021).

Video conference of European affairs ministers / European Council. -Brussels, 2020. - 17.11. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/ en/meetings/gac/2020/11/17/ (Date of access - 26.01.2021).

DOI: 10.31249/ape/2021.02.08 © Knyazeva S.E.1, 2021

The problem of the EU integration of the Balkan countries and EU enlargement in the context of the value model of the European Union

Abstract. The article examines a wide range of the problems associated with the boundless enlargement of the European Union which makes it possible to place the Balkans in the context of general European development. To become a member of the EU is the important goal of the post-socialist countries of the Balkans/South-Eastern Europe. Bulgaria, Romania, and the post-Yugoslavian states of Slovenia and Croatia became full members of the EU. Serbia, Bosnia and Herzegovina, Montenegro, North Macedonia and Albania are still at different stages of integration into the European community. This accession is the logical completion of the processes of social, political, economic and legal transformation of the Balkan countries, in which they themselves and the European Union as a whole and its individual member states are interested for reasons of geopolitics and geoeconomics. However, the accession to Europe (or the return to Europe) of the Balkan states with their authoritarian and socialist past includes not only the reform of the economic, political and legal systems, but also a change in value orientations. While in the states of the so-called «founding fathers» of the EU a Western European corporate civic identity is being formed, in the countries of the former Eastern Europe and the Balkan region, ethnic identity remains remains largely in the mainstream of pub-

1 Knyazeva Svetlana Evgen'evna - Ph.D. in History, Associate Professor, Faculty of International Relations and Foreign Regional Studies, RSUH (lanak-nyazeva@yahoo. it).

lic consciousness. The author examines axiological, ideological and psychological aspects of the accession of post-socialist countries to the EU, and also analyzes specific foreign policy problems associated with this process and the role of regional international organizations in the «europeanization» of the Balkans and in the settlement of ethnic and interstate conflicts in the region that still remain acute. Negative tendencies, first of all - the strengthening of populist sentiments and the coming to power of politicians reflecting these sentiments, pose challenges and threats not only to the European Union, but also to Russia.

Keywords: axiological models, values, Copenhagen criteria, Eastern Europe, South-Eastern Europe, Balkans, Western Balkans, identity, European civilization

References

Acemoglu D., Robinson J.A. (2017). Why nations fail: The origins of power, prosperity, and poverty [Pochemu odni strany bogatye, a drugie bednye: Proiskhozhdenie vlasti, protsvetaniya i nishchety]. - Moscow: AST. - 694 p.

Alekseeva T.A. (2014). Thinking constructivist: Opening a polyphonic world [Myslit' konstruktivistski: Otkryvaya mnogogolosyi mir] // Comparative Politics. - Moscow. - Vol. 15, Issue 1 (14). - P. 4-21.

Conclusions of the Presidency. (1993) / European Council. - Copenhagen. - 21-22.06. - 46 p. - Mode of access: https://www.consilium.euro pa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/72921.pdf (Date of access -26.01.2021).

Council conclusions on enlargement and stabilisation and association process: The Republic of North Macedonia and the Republic of Albania. (2020) / Council of the EU; General Affairs Council. - Brussels. - 25.03. - Mode of access: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7002-2020-INIT/ en/pdf (Date of access - 26.01.2021).

Modern international relations [Sovremennye mezhdunarodnye otnoshe-niya]. (1999) / A.V. Torkunov (Ed.). - Moscow: ROSSPEN. - 584 p.

Multiannual financial framework for 2021-2027 adopted. (2020) / European Council. - Brussels. - 17.12. - Mode of access: https://www. consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/17/ multiannual-finan cial-framework-for-2021-2027-adopted/ (Date of access - 26.01.2021).

Rapporti bilaterali Italia-Balcani. (2014) / Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. - Rome. - Mode of access: https: / / www. esteri.it/mae/it/politica_estera/aree_geografiche/europa/balcani (Date of access - 26.01.2021).

Rapporto 2020: Le scelte di politica estera. (2020) / Unita di analisi e di programmazione; Gruppo di riflessione strategica. - Rome. - 102 p. - Mode of access: http://www.astrid-online.it/static/upload/protected/Rapp/Rappor to2020-SCELTE-P0LITICA-ESTERA.pdf (Date of access - 26.01.2021).

Report by President Charles Michel at the European Parliament on the European Council. (2020) / European Council. - Brussels. - 10-11.12. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/ 16/report-by-president-charles-michel-at-the-european-parliament-on-the-euro pean-council-of-10-and-11-december-2020 (Date of access - 26.01.2021).

Serbian Foreign Minister highly appreciated cooperation with Russia [Glava MID Serbii vysoko otsenil sotrudnichestvo s Rossiei]. (2020) // RIA Novosti. -Moscow. - 15.12. - Mode of access: https://ria.ru/20201215/serbiya-1589375310.html (Date of access - 26.01.2021).

Sergey Lavrov conducted alternative negotiations for Germany [Sergei Lavrov provel al'ternativnye peregovory dlya Germanii]. (2020) // Kommersant. -Moscow. - 08.12. - Mode of access: https://www.kommersant.ru/doc/4604817 (Date of access - 26.01.2021).

South-Eastern Europe in an era of dramatic change [Yugo-Vostochnaya Evropa v epokhu kardinal'nykh peremen]. (2007) / A.A. Yaz'kova (Ed.). - Moscow: Ves' mir. - 352 p.

Summit di Trieste dei Balcani Occidentali: Dichiarazione della Presiden-za italiana. (2017) / Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Interna-zionale. - Rome. - 07.12. - Mode of access: https://www.esteri.it/ mae/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/trieste-western-balkan-summit-declaration.html (Date of access - 26.01.2021).

Treaty on the European Union (Maastricht, February 7, 1992) as amended by the Lisbon Treaty 3 [Dogovor o Evropeiskom soyuze (Maastrikht, 7fevralya 1992 g.) v redaktsii Lissabonskogo dogovora]. (2007) // Information and legal portal Garant. - Lisbon. - Mode of access: http://base.garant.ru/ 2566557/ (Date of access - 26.01.2021).

Unione Europea: Lessico del XXI secolo. (2013) / Istituto della Enciclopedia Italiana fondata da Giovanni Treccani. - Rome. - Mode of access: https://www.treccani.it/enciclopedia/ unione-europea_(Lessico-del-XXI-Secolo)/ (Date of access - 26.01.2021).

Video conference of European affairs ministers. (2020) / European Council. - Brussels. - 17.11. - Mode of access: https://www.consilium. europa.eu/en/meetings/gac/2020/11/17/ (Date of access - 26.01.2021).

Visegrad Europe: Where from and Where to? Two decades on the road of reforms in Hungary, Poland, Slovakia and the Czech Republic [Vishegradskaya Evropa: Otkuda i kuda? Dva desyatiletiya po puti reform v Vengrii,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pol'she, Slovakii i Chekhii]. (2010) / L.N. Shishelina (Ed.). - Moscow: Ves' mir. -564 p.

Wallerstein I. (2018). After Liberalism [Posle liberalizma]. - Moscow: URSS. - 264 p.

Yuranets A. (2020). «There are few non-NATO countries left»: How Lavrov traveled to the Balkans [«Ostalos' malo ne NATOvskikh stran»: Kak Lavrov s" ezdil na Balkany] / / Gazeta.ru. - Moscow. - 16.12. - Mode of access: https://www.gazeta.ru/politics/2020/12/16_a_13402406.shtml (Date of access -26.01.2021).

Zakvasin A., Komarova E. (2020). «They assess the situation inadequate-ly»: Why the EU sanctions policy towards Russia has reached a dead end [«Neadekvatno otsenivayut situatsiyu»: Pochemu sanktsionnaya politika ES v otnoshenii Rossii zashla v tupik] / / RT. - Moscow. - 28.10. - Mode of access: https://russian.rt.com/ world/article/796897-lavrov-sankcii-evropa-navalnyi (Date of access - 26.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.