Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, здоровье, факторы удовлетворенности жизнью.
Keywords: life satisfaction, health, life satisfaction factors. УДК.614.37
Солодкова Т.М
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ10
СПбГБОУ СПО «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова» (техникум), solodkoffa-tatia@mail.ru.
Традиционно главной причиной возникновения негативных зависимостей у подростков и юношества является отсутствие жизненных целей, избыток свободного времени и т.п. Казалось бы, что студенты музыкальных училищ должны быть более защищенными: они выбрали себе профессию, искренне увлечены музыкой, многие часы проводят, осваивая техническое мастерство, участвуют в конкурсах, выступая на концертах. Но, согласно психологической классификации среди подростков, имеющих риск возникновения негативных зависимостей, связанных с переживанием психологического кризиса присутствует категория одаренных детей, имеющих проблемы с приспособлением к окружающему миру [1]. Одаренные, вовлеченные в сферу творческой деятельности юноши и девушки чаще испытывают психологические срывы, которые влекут за собой психологические кризисы.[1]
Психологический кризис - эмоционально - поведенческая или невротическая реакция личности на непреодолимую или неразрешимую для нее в данное время ситуацию, нарушающую ее важнейшие жизненные цели и ведущую к социально - психологической дезадаптации.[2]
Согласно исследованиям психологов, негативные зависимости имеют общую социально-психологическую природу. Проблема состоит в сложности осознания уже возникшей зависимости и трудности в освобождении личности
10 Solodkova T.M. The problem of negative addictions and dependencies among students of musical colleges / Saint Petersburg Musical College named after N. A. Rimsky-Korsakov.
из-под ее влияния. Только внутренняя психологическая устойчивость является надежной защитой личности (защита изнутри).[2]
Подростковый возраст является кризисным, следовательно, уязвимым. Для этого периода характерны значительные изменения на физиологическом и психологическом уровнях, происходят важнейшие духовные преобразования. Проблема заключается в том, что жизненный опыт юного музыканта был сконцентрирован на сугубо профессиональной подготовке. Трудности подростков имеют сходство, в какой бы стране они ни жили. Это непростые отношения со сверстниками, обострение противоречий с родителями, с самим собой (своим меняющимся телом, формирующимся характером, противоречивыми чувствами), тревога о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и многое другое.[2]
Тем более это касается студента-музыканта, который ориентирован на публичную концертную деятельность. Успешность выступления, принятие его публикой часто связывают с внешностью, с собственным внутренним миром, который остается непонятым, превратно толкуемым образом «свободного художника». Эмоциональное возбуждение - важнейшее условие для успешного выступления музыканта.[1,2] Курение, алкоголь дают юному артисту ощущение раскрепощенности, «творческого экстаза», снимают напряжение, делают сопричастным «артистической богеме», столь успешно рекламируемой СМИ.
Известный музыкант-исполнитель Д. Д. Благой полагает, что особенности того или иного сценического состояния детерминируются не столько свойствами нервной системы, сколько интеллектуально-творческими качествами личности. По его мнению, главное «лекарство» от пагубных последствий вредных форм эстрадного волнения состоит в «увлечённости, всепоглощённости музыкальными образами,.. В осознании величия музыки, значительности личности её создателя, в стремлении приблизиться к нему в меру скромных сил своих, в преклонении перед этим величием, этой значительностью...». [1]
Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.
Вывод. Для профилактики негативных зависимостей необходимо направлять педагогические усилия на формирование интеллектуально-творческих качеств личности студента, создавать условия для овладения приемами саморегуляции, как сценического состояния, так и в сфере социального общения. Се-
годня мы в своей педагогической практике почти не используем метод создания идеального нравственного образа артиста, музыканта, деятеля культуры, носителя общечеловеческих ценностей.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства[Текст] / В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного подхода / Отв.ред. Б.С.Мейлах. - Л., 1982. С.234-245.
2. Джонсон Дж. М. Процесс преследования / Социологические исследования. Сборник науч. трудов. Луганск: национальный ун-т им. ВладимираДаля. 2008, № 7, с. 153-176 (перевод выполнен по изданию: Johnsn John MStalking processin Kotarba // JosehpAJohnonsonJohn MHjst modern existential sociology WalnutCreek, CAAlmtaMiraPress 2002).
Ключевые слова: зависимость, проблема, музыкант
Keywords: addictions, dependencies, health problems, musician technology saving health.
УДК 614.2
7 2 2 2
С. А. Федоткина ' , М. Г. Карайланов , Шинкарёва О. Г. ,
2 7
Маликова Е.А. , А. М. Польская .
УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ11
1 Санкт-Петербургский государственный университет; Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Санкт-Петербург, safedotkina@mail. ru, malikovalena5@bk. ru
Введение. Профилактическая работа является неотъемлемой частью повседневной деятельности медицинских сестёр. В одну из основных задач повседневной деятельности медицинских сестер входит формирование основ здорового образа жизни [1] и создание у населения позитивной мотивации на сохранение здоровья.
11S.A. Fedotkina, M.G. Karaylanov, Shinkaryova O.G., Malikova E. A., A. M. Polskaya Participation nurses in promoting a healthy lifestyle among young people