УДК: 005.96:[331.45+330.837
Т.Л. Лепихина, Ю.В. Карпович
ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА89
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, karpushki@mail.ru
Введение. Активный интерес исследователей к проблемам удовлетворенности жизнью, который наблюдается в экономике, социологии, психологии, медицине и других областях в настоящее время, сталкивается с целой серией методологических и методических проблем. Исследование ценностных ориен-таций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал.
Материалы и методы
Существует несколько подходов к определению удовлетворенности жизнью, которые рассматривают это понятие со стороны условий жизнедеятельности, значимости жизни и самооценки жизнедеятельности. В основу подхода со стороны условий жизнедеятельности ложатся, прежде всего, физические, социальные и политические условия существования человека [1, с. 62]. Благополучие личности складывается из ряда составляющих, которые могут также рассматриваться как факторы удовлетворенности жизнью, а именно: • социальное благополучие, • духовное благополучие, • физическое благополучие, • материальное благополучие, • психологическое благополучие, неотъемлемой частью которого является эмоциональное благополучие [2, с. 171].
В январе-феврале 2016 года было проведено исследование, целью которого стало выяснение степени удовлетворенности жизнью студентов и влияния различных факторов на это состояние. С использованием метода группового очного анкетирования было опрошено 620 студентов 1-4 курсов Пермского национального исследовательского политехнического университета. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы
о
Lepichina T.L., KarpovichYu.V. Health factor in the system of students' values. 9 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-12-59005, региональный конкурс "Урал: история, экономика, культура" 2015 - Пермский край.
В начале анкеты студентам предлагалось оценить удовлетворенность жизнью по десятибалльной шкале. Большая часть респондентов (64%) оценили степень своей удовлетворенности жизнью на 7-8 баллов, на 9-10 баллов удовлетворены жизнью лишь 16% опрошенных.
Результаты исследования. При определении состояния «быть здоровым» 68% ответили, что это значит быть активным, энергичным, удачливым в делах, быть молодым в любом возрасте, 8% считают, что это означает «не обращаться к врачам», 24% считаем, что быть здоровым значит «не иметь хронических заболеваний». Большинство опрошенных (68%) не ведут здоровый образ жизни, при этом 72% в целом чувствуют себя хорошо, но периодически ощущают перегрузки и усталость.
Среди факторов, в большей степени влияющих на состояние здоровья, 68% считают, что это субъективные факторы, определяемые собственным отношением к здоровью и пренебрежением здоровым образом жизни, плохая экология как фактор ухудшения состояния здоровья была названа 4% респондентов, низкий уровень жизни отметили 16%, также 16% считают, что в плохом состоянии здоровья «никто не виноват, люди болели во все времена».
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, более всего негативно влияет на здоровье человека в России» 84% респондентов ответили, что это образ жизни, 12% -низкий уровень материального достатка, 8% - экология, 4% - нестабильность экономической жизни.
Выводы
Таким образом, сложившаяся ситуация требует повысить информированность студентов о факторах, влияющих на здоровье и о принципах здорового образа жизни. Необходимо создание центров здоровья, специализирующихся на разных возрастных категориях, в том числе на особенностях охраны здоровья с учётом специфики высшего учебного заведения, и сетевых структур, предназначенных для распространения необходимой информации. Литература
1. Антипина О.Экономика и счастье// Финансовая жизнь. 2014. № 2. С. 61-64.
2. Никулина Д.С., Синеева С.Н. Удовлетворенность качеством жизни студентов с разным уровнем алекситимии// Известия Южного федерального университета. Технические науки. Т. 83. 2008. № 6. с. 171-176.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, здоровье, факторы удовлетворенности жизнью.
Keywords: life satisfaction, health, life satisfaction factors. УДК.614.37
Солодкова Т.М
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ10
СПбГБОУ СПО «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова» (техникум), solodkoffa-tatia@mail.ru.
Традиционно главной причиной возникновения негативных зависимостей у подростков и юношества является отсутствие жизненных целей, избыток свободного времени и т.п. Казалось бы, что студенты музыкальных училищ должны быть более защищенными: они выбрали себе профессию, искренне увлечены музыкой, многие часы проводят, осваивая техническое мастерство, участвуют в конкурсах, выступая на концертах. Но, согласно психологической классификации среди подростков, имеющих риск возникновения негативных зависимостей, связанных с переживанием психологического кризиса присутствует категория одаренных детей, имеющих проблемы с приспособлением к окружающему миру [1]. Одаренные, вовлеченные в сферу творческой деятельности юноши и девушки чаще испытывают психологические срывы, которые влекут за собой психологические кризисы.[1]
Психологический кризис - эмоционально - поведенческая или невротическая реакция личности на непреодолимую или неразрешимую для нее в данное время ситуацию, нарушающую ее важнейшие жизненные цели и ведущую к социально - психологической дезадаптации.[2]
Согласно исследованиям психологов, негативные зависимости имеют общую социально-психологическую природу. Проблема состоит в сложности осознания уже возникшей зависимости и трудности в освобождении личности
10 Solodkova T.M. The problem of negative addictions and dependencies among students of musical colleges / Saint Petersburg Musical College named after N. A. Rimsky-Korsakov.