Научная статья на тему 'Содержание понятия «Удовлетворенность жизнью» в зависимости от ее уровня у сотрудников органов внутренних дел'

Содержание понятия «Удовлетворенность жизнью» в зависимости от ее уровня у сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
919
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ» / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ / LIFE SATISFACTION / CONTENT OF THE CONCEPT “LIFE SATISFACTION” / LEVEL OF LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хашумов Магомед Абдул-керимович

В статье рассматривается проблема удовлетворенности жизнью личности, ее понимание в зарубежной и отечественной психологии. Анализируются взаимосвязь ее содержательных характеристик и роль в регуляции жизнедеятельности. Обсуждаются эмпирические результаты исследования данной проблемы на примере сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of a person’s satisfaction with life and its comprehension by foreign and Russian psychologists are under study. The author examines the interaction of its content characteristics and its role in life activities regulation. The article discusses empirical results of the research on this problem exemplified by law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Удовлетворенность жизнью» в зависимости от ее уровня у сотрудников органов внутренних дел»

УДК 159.9.07

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕЕ УРОВНЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

М. А.-К. Хашумов

В статье рассматривается проблема удовлетворенности жизнью личности, ее понимание в зарубежной и отечественной психологии. Анализируются взаимосвязь ее содержательных характеристик и роль в регуляции жизнедеятельности. Обсуждаются эмпирические результаты исследования данной проблемы на примере сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, содержание понятия «удовлетворенность жизнью», уровень удовлетворенности жизнью.

Заинтересованность человечества проблемой удовлетворенности жизнью (проблемой счастья) уходит глубоко в историю На современном этапе развития общества этот вопрос приобретает все большую актуальность, что обусловлено ее важной ролью в осуществлении жизни, профессиональной деятельности и в вообще эффективности и успешности человека.

В психологии словосочетание «удовлетворенность жизнью» (как концепт) уже прочно вошло в сферу научного теоретического и практического психологического знания. Отмечается некая размытость в понимании его содержания как на феноменологическом, так и на понятийном уровне, что связано с субъективностью, ин-тегративностью данного феномена и сложностью выделения его сущностных характеристик 2 . В зарубежных исследованиях на понимание данной категории оказала влияние гуманистическая традиция 3, где этот феномен рассматривается во взаимосвязи с удовлетворением потребностей различного уровня, а также с процессами самореализации, самоактуализации и осмысленности своей жизни. В современной зарубежной психологии удовлетворенность жизнью встречается в различных концепциях, которые объединяются проблемным полем позитивной психологии, в рамках которой удовлетворенность жизнью чаще всего понимается как компонент в системе более сложных психологических образований: психологическое благополучие, субъективное благополучие и счастье 4. С одной стороны, он представляет собой субъективную (эмоционально окрашенную) оценку личностью как всей своей жизни, так и отдельных ее проявлений (взаимоотношения с социумом, личностные качества, приближение к субъективному идеалу); с другой — это состояние, возникающее в результате рефлексии процессов самореализации, самоактуализации, обретения смысла и аутентичного существования личности. Таким образом, удовлетворенность выполняет рефлексивную и активизирующую роль, задает психологический контекст для функционирования всей системы регуляции личности.

В отечественной психологии удовлетворенность жизнью как психологический феномен рассматривается в работах многих авторов 5. В теоретических и эмпириче-

ских исследованиях ученые пытаются разработать подходы концептуального понимания данной категории 6. В их трудах можно выделить две линии:

— удовлетворенность жизнью как когнитивно-оценочный компонент благополучия 7;

— удовлетворенность жизнью как отдельный феномен, имеющий свое содержание и выполняющий регулятивную функцию.

Представление понятия «удовлетворенность жизнью» как более объективного 8, устойчивого, стабильного, комплексного, системного когнитивно-оценочного компонента психологического или субъективного благополучия, на наш взгляд, наиболее перспективно. В данном русле выделяются сущностные признаки удовлетворенности жизнью как отдельного понятия, что позволяет осуществлять выход на эмпирическое исследование и интерпретацию обозначенного феномена. Полагаем, такое понимание указанной дефиниции не в полной мере отражает специфику ее влияния на функционирование всей регулятивной системы личности.

Эта проблема, с нашей точки зрения, разрешается за счет выделения содержательной стороны в феномене удовлетворенности жизнью в рамках субъектного и регулятивно-деятельностного подходов 9. Например, удовлетворенность жизнью понимается как «достаточно устойчивая структура личности, целостная характеристика ее сознания и бытия, определяющая особенности отношения к окружающему миру, формы поведения и организацию индивидуальной жизни» 10 в фи-лософско-онтологическом контексте 11. В исследовании С. В. Яремчук и Е. Ф. Новгородовой выделяется регулятивная функция удовлетворенности жизнью, а сама она понимается как компонент системы саморегуляции, реагирующий на рассогласование базовых ценностей в виде обратной связи и побуждающей человека к ее преобразованию и восстановлению субъективного благополучия 12.

В данных взглядах прослеживаются две взаимосвязанные позиции в понимании удовлетворенности жизнью. Во-первых, четко обозначается регулятивная функция удовлетворенности жизнью, которая заключается в ее мотивационно-стимулирующей и рефлексивно-оценочной сторонах. Во-вторых, очерчивается содержательная часть, которая представлена характеристиками, возникающими в результате эмоционального переживания при оценивании основных внутренних (самопринятие и самооценка, реализация жизненных планов, достижения, социальное окружение) и внешних (социальное и материальное положение) показателей удовлетворенности жизнью. Содержание удовлетворенности жизнью является основой для реализации ее регулятивной функции.

Удовлетворенность жизнью понимается нами как комплексное образование в системе регуляции, представляющее собой оценочное соотнесение внутренних и внешних эталонов с реальностью, а также содержательный результат данного соотнесения, задающий контекст для функционирования внутреннего мира и проявления внешней активности личности.

Рис. Основные содержательные характеристики удовлетворенности жизнью

Обобщая показатели теоретического анализа в содержательной части удовлетворенности жизнью, выделим такие качественные характеристики, как удовлетворенность своим положением, удовлетворенность социумом, удовлетворенность ходом жизни, удовлетворенность собой и эмоциональное состояние (рис.).

Для нашего исследования особую значимость представляет изучение уровня и содержательных характеристик удовлетворенности жизнью у сотрудников органов внутренних дел 13. Данная профессия требует повышенной самоотдачи, нередко в ущерб другим сторонам своей жизни, а удовлетворенность жизнью личности задает контекст для функционирования всей системы регуляции, обусловливая полноценное профессиональное и личностное развитие. В связи с этим определилась и проблема исследования, которая заключается в вопросе: какие содержательные характеристики удовлетворенности жизнью в большей степени обусловливают ее общий уровень, какова специфика их выраженности и взаимосвязи у сотрудников органов внутренних дел?

Комплексная исследовательская работа проводилась на базе ОМПО УРЛС МВД по Чеченской Республике. В исследовании принимали участие сотрудники кадровых подразделений территориальных органов и подразделений аппарата МВД, мужчины и женщины в возрасте от 25 до 45 лет (100 человек).

В эмпирической части работы были использованы следующие методики: анкета «Социальное благополучие» (Н. Н. Мельникова); адаптированный вариант «Adult Adjustment Scale» (Vaillant G. E.); опросник «Удовлетворенность жизнью» (Н. Н. Мельникова); тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (Life Satisfaction Index A, LSIA) (Bernice L. Neugarten) в адаптации Н. В. Паниной; опросник «Шкала субъективного благополучия» (Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche) в адаптации М. В. Соколовой; опросник «Шкала психологического благополучия» (The scales of psychological well-being) (К. Рифф) в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко.

При обработке эмпирических данных использован пакет программ SPSS 19.0 и Excel, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный анализ.

Исследование удовлетворенности жизнью дало возможность судить об особенностях и взаимосвязи ее содержательных характеристик с учетом общего уровня. В результате обработки полученных данных респонденты были поделены на три группы (в зависимости от их субъективного ощущения общего уровня удовлетворенности собственной жизнью). Было определено три уровня удовлетворенности: ниже среднего, средний и выше среднего. Средний уровень удовлетворенности жизнью наблюдался у наибольшего числа испытуемых (65%). Уровень удовлетворенности жизнью выше среднего присущ 14% опрошенных, для 21% респондентов характерен уровень удовлетворенности жизнью ниже среднего.

При проверке трех групп на значимость различий статистических данных был применен критерий Краске-ла-Уоллиса, который позволил установить наличие значимой разницы в выраженности некоторых показателей таких содержательных характеристик удовлетворенности жизнью, как удовлетворенность социумом, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность собой и эмоциональное состояние.

Значимые диапазоны были получены показателю «значимость социального окружения». При этом данные распределились таким образом, что наибольшие показатели по этому признаку выдали испытуемые с высоким уровнем удовлетворенности жизнью (2,81 балла), а наименьшие — испытуемые, имеющие средний уровень удовлетворенности жизнью (2,51 балла). Отмечаются значительные сдвиги в показателях удовлетворенности повседневной деятельностью. Соответственно, испытуемые с уровнем удовлетворенности жизнью выше среднего в большей степени удовлетворены своей повседневной деятельностью, чем остальные. Содержательная

Таблица 1. Взаимосвязь показателей удовлетворенности жизнью у респондентов с уровнем ниже среднего

Показатели удовлетворенности жизнью Напряженность и чувствительность Эмоциональный дискомфорт Удовлетворенность повседневной деятельностью Автономия Усталость от жизни

Цель в жизни 0,53

Усталость от жизни 0,47

Беспокойство о будущем 0,49

Социальный статус 0,50

Уровень жизни -0,55

Семейная обустроенность -0,43

Интерес к жизни -0,49

Согласованность целей 0,49

Положительная оценка -0,48

Фон настроения 0,44

Примечание. Достоверный коэффициент корреляции считается при г = 0,43, р < 0,05

Таблица 2. Взаимосвязь показателей удовлетворенности жизнью у респондентов со средним уровнем

Показатели удовлетворенности жизнью Напряженность и чувствительность Изменения настроения Значимость социального окружения Удовлетворенность повседневной деятельностью Беспокойство о будущем Социальный статус Семейная обустроенность

Автономия 0,27

Цель в жизни 0,26

Усталость от жизни -0,27

Социальный статус 0,29

Материальное благополучие 0,26 0,25

Условия труда -0,25

Интерес к жизни 0,28 0,29

Последовательность в достижении целей -0,41

Согласованность целей -0,27

Фон настроения 0,25

Примечание. Достоверный коэффициент корреляциии при г = 0,25, р < 0,05

характеристика, заключающаяся в удовлетворенности собой, явно различается по показателю «автономия». В большей степени она выражена в группе испытуемых с уровнем удовлетворенности жизнью ниже среднего. Отметим, что испытуемые с уровнем удовлетворенности жизнью ниже среднего в большей степени подвержены изменениям настроения.

Итак, группы различаются по таким показателями удовлетворенности жизнью, как значимость социаль-

ного окружения, удовлетворенность повседневной деятельностью, автономия, изменения настроения.

Важным фактом является и то, что в выборках не обнаружено особых дифференциаций по показателям такой содержательной характеристики удовлетворенности жизнью, как удовлетворенность своим положением. Соответственно, испытуемые всех групп в равной степени довольны своим социальным статусом, уровнем жизни, условиями труда и семейным положением. Отметим,

Таблица 3. Взаимосвязь показателей удовлетворенности жизнью у респондентов с уровнем выше среднего

я ю ь т я ь т и

Показатели удовлетворенности жизнью Напряженность и чувствительность Значимость социального окружен! Удовлетворенность повседневной деятельнос Позитивные отношени Цель в жизни Самопринятие Жизненная включенное Разочарование в жизн Усталость от жизни

Позитивные отношения 0,58

Управление средой 0,69

Самопринятие 0,68

Жизненная включенность 0,77 0,73 0,58 0,67

Разочарование в жизни 0,57 0,59 0,58

Условия труда -0,57

Последовательность в достижении целей -0,92 -0,68 -0,90 -0,68 -0,64

Фон настроения 0,53

Примечание. Достоверный коэффициент корреляции при г = 0,53, р<0,05

что в данной эмпирической выборке не было выявлено значимых различий между показателями удовлетворенности жизнью по гендерному признаку.

В целях получения наиболее полной картины удовлетворенности жизнью (как сложного комплексного феномена, в котором во взаимосвязи представлены все содержательные характеристики) в каждой группе испытуемых был применен не только сравнительный анализ, но и корреляционный, с использованием коэффициента корреляции Пирсона. При интерпретации данных последнего были выделены наиболее существенные отличия между группами испытуемых с неодинаковым уровнем удовлетворенности жизнью:

1) разное количество достоверных взаимосвязей;

2) представленность показателей содержательных характеристик удовлетворенности жизнью, имеющих значимые взаимосвязи;

3) характер взаимосвязей между отдельными показателями.

Испытуемых данной группы можно охарактеризовать следующим образом: это люди с затрудненной оценкой самореализации, повышенной эмоциональной напряженностью и неоформленной жизненной направленностью, но при этом они стремятся к автономии, удовлетворенность их жизнью в большей степени будет зависеть от оценки их внутренних переживаний. Возможно, именно такое противоречивое сочетание и обусловливает их низкий уровень удовлетворенности жизнью.

Корреляционный анализ показателей удовлетворенности жизнью в группе со средним уровнем показал следующее: как и в первой группе, наличие разнонаправленных достоверных для указанного уровня взаимосвязей между показателями говорит о сложной структуре оценочного соотнесения внутренних и внешних эталонов с реальностью.

Испытуемых данной группы можно охарактеризовать так: личности ориентированы на материальное и социальное положение, довольны своей обычной жизнью, но при этом испытывают внутренний дискомфорт по поводу своей автономности, жизненной цели и значимости социального окружения. Удовлетворенность жизнью в большей степени будет зависеть от оценки их внешнего положения. Возможно, именно такое сочетание обусловливает их уровень удовлетворенности жизнью, который характеризуется наличием противоположных тенденций.

По сравнению с первыми двумя группами у испытуемых значительно увеличивается наличие достоверных для этого уровня положительных и отрицательных корреляций между показателями, что свидетельствует об усложнении структуры оценочного соотнесения внутренних и внешних эталонов с реальностью. Характер такого соотнесения и содержание удовлетворенности жизнью приобретают наиболее сложный и многоаспектный характер.

Участников данной группы можно охарактеризовать как индивидов с наиболее сбалансированными внешними и внутренними эталонами, насыщенным содержанием удовлетворенности жизнью. Для них важны удовлетворенность собой и социумом, ощущение полноты жизни, равно как удовлетворенность приносит и прагматичное достижение поставленных целей, при этом внешнее социальное и материальное положение не имеет решающего значения. Полагаем, такое сочетание может быть обусловлено высоким уровнем удовлетворенности жизнью.

Уровни удовлетворенности жизнью личности имеют отличительные особенности содержания, зависящие от выраженности показателей основных характеристик (удо-

влетворенность положением, удовлетворенность собой, социумом, ходом жизни и эмоциональным состоянием) и их взаимосвязи. В группе респондентов с уровнем удовлетворенности жизнью ниже среднего характер ее содержания определяют такие характеристики, как удовлетворенность собой и своим эмоциональным состоянием. В группе респондентов со средним уровнем удовлетворенности жизнью ее содержание определяет категория «удовлетворенность своим положением», т. е. именно социальный статус и материальное благополучие. Группа респондентов с уровнем удовлетворенности жизнью выше среднего отмечена наиболее гармоничной взаимосвязью таких ее содержательных элементов, как удовлетворенность собой, социумом, ходом жизни и эмоциональным состоянием.

Не только общий уровень удовлетворенности жизнью, но и взаимосвязь ее содержательных характеристик в процессе оценочного соотнесения (удовлетворенность собой, социумом, ходом жизни в целом и эмоциональным состоянием) задают контекст и определяют регуляцию жизнедеятельности личности.

Результаты исследования могут послужить основой для понимания жизненных предпочтений, ценностей и переживаний сотрудников МВД, для определения наиболее проблемных психологических зон, которые с большей вероятностью могут обусловливать возникновение вну-триличностных и межличностных конфликтов. Знание и понимание структуры содержания удовлетворенности жизнью поможет наиболее эффективно применять методы стимулирования и мотивации сотрудников.

1 Созонтов A. E. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114 ; Лепешинский H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф. URL: http://elibrary.miu.by/journalsVitem.pj/issue.15/ article.3.html (дата обращения: 22.02.2016).

2 Галиахметова Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1114-1117 ; Вагапова А. Р. Отношение к социально-политическим явлениям и удовлетворенность жизнью у представителей различных этнических групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып. 4(16). С. 318-322 ; Кужипьная А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 83-86.

3 Маспоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой ; науч. ред. Н. Н. Акулиной. СПб., 1999. 432 с. ; Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление

человека. М., 1994. 480 с. ; Франкл В. Человек в поисках смысла М., 1990. 368 с. ; Фромм Э. Человек для себя / пер. с англ. Л. Чернышевой (по изданию: Fromm Erich. Man for Himself. An inquiry into psychology of ethics. Holt, Rinehart and Winston. N.-Y., 1964. 253 p.). Минск, 1992. С. 53.

4 Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. 336 с. ; Бон-нивёл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология? / пер. с англ. М. Бабичевой. М., 2009. 192 с. ; Селиг-ман М. Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. и под ред. И. Солу-хи. М., 2006. 368 с. ; Ryff C. The structure of psychological well-being revisited / C. Ryff [et al] // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.

5 Бескова Т. В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам другого: гендерный и возрастной аспект // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 92-96 ; Галиахметова Л. И. К вопросу о теоретических основах и оптимальном уровне удовлетворенности жизнью // European Social Science Journal. 2014. № 8(47). С. 289-295 ; Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М., 2013. 268 с. ; Журавлев А. Л., Юревич А. В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 5-15 ; Ко-стенко К. В. Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 28 с. ; Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред.

B. Ю. Большакова. СПб., 2000. С. 476-510 ; Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml (дата обращения: 02.02.2016).

6 Журавлев А. Л., Юревич А. В. Указ. соч. ; Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ Серия «Психология». 2013. Т. 6. № 4. С. 4-13.

7 Галиахметова Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи.

C. 1114-1117 ; Углова Т. В. Субъективные предпосылки удовлетворенности жизнью в период взрослости // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. Т. 2. № 74. С. 91-94.

8 Галиахметова Л. И. К вопросу о теоретических основах и оптимальном уровне удовлетворенность жизнью. С. 295.

9 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с. ; Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань, 2010. 452 с.

10 Джидарьян И. А. Указ соч. С. 70.

11 Там же. С. 61.

12 Яремчук С. В., Новгородова Е. Ф. Саморазвитие и удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып. 2(14). С. 149-152.

13 Горбач Н. А., Панюкова Ю. Г., Панина Е. Н. Проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 3(34). С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.