Научная статья на тему 'Проблема восстановления работоспособности спортсмена'

Проблема восстановления работоспособности спортсмена Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А. А. Костюков, В. А. Перепёкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема восстановления работоспособности спортсмена»

инсектные, химические аллергены и аллергены гельминтов. К тригерным факторам АР относят: пассивное и активное курение; загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, оксидом азота, двуокисью серы и т.д. В зависимости от этиологического фактора и продолжительности течения заболевания выделяют аллергический круглогодичный и сезонный риниты. Аллергический круглогодичный ринит (АКР) диагностируют у больных с круглогодичным течением заболевания, этиологическими факторами которого являются бытовые, эпидермальные и грибковые аллергены. К основным симптомам АКР относят чихание и заложенность носа. Иногда пациентов с АКР разделяют на "чихальщиков" и "блокадников" в зависимости от преобладания симптомов чихания либо заложенности носа. К первым относят больных с приступообразным чиханием, водянистым отделяемым из носа, зудом в носу и непостоянной назальной обструкций. Ко вторым - лиц, у которых преобладает назальная обструкция со скудным, густым отделяемым, а чихание и зуд носа практически отсутствуют. Единого мнения о причинах преобладания того или иного симптома у больных с АКР нет.

Цель исследования - определить факторы, влияющие на частоту встречаемости чихания и заложенности носа у больных с АКР бытовой и эпидермальной этиологии. Обследовано 57 пациентов с АКР в возрасте от 18 до 45 лет. Все больные в зависимости от ведущего клинического симптома были распределены на 2 группы: 1-я (27 человек) - "чихальщики"; 2-я (30 человек) - "блокадники". Группы были сопоставимы по возрасту, полу и характеру сенсибилизации. В каждой из групп изучена зависимость основных клинических симптомов ринита от демографических показателей, вида и степени сенсибилизации, времени суток, а так же наличия других аллергических заболеваний. В работе использованы современные и обшепринятые методы аллерго-логического обследования больных.

Анализ полученных данных показал, что у больных 1-й группы определяется достоверная прямо пропорциональная корреляционная зависимость частоты встречаемости симптома "чихания" от: времени суток (гх/у=4,964; р<0,05 ); наличия зуда носа ( г х/у=3,537; р<0,01); присутствия аллергического конъюнктивита (гх/у=3,302; р<0,05). У пациентов 2-ой группы частота встречаемости основного симптома АКР "заложенность носа" зависела от наличия симптомов аллергической бронхиальной астмы ( г х/у=2,943; р<0,05 ). В то же время нами не выявлено в исследуемых группах корреляционной зависимости частоты встречаемости клинических симптомов "чихания" и "заложенности носа" от пола больных, характера и степени сенсибилизации.

Таким образом, установлено, что частота встречаемости симптомов "чихание" и "заложенность носа" у больных с АКР бытовой и эпидермальной этиологии не зависит от пола больного, характера и степени сенсибилизации; одним из прогностических критериев развития симптома "чихания" является наличие зуда носа; симптом "чихание" наиболее часто встречается при сочетанном поражении носа и конъюнктивы глаз; заложенность носа чаще присутствует круглосуточно, чихание - в первую половину дня; заложенность носа чаще прослеживается у лиц с сочетанным поражением носа и трахеобронхиального дерева.

УДК 612.766.1:796

ПРОБЛЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНА А. А. Костюков, В. А. Перепёкин

Смоленская государственная медицинская академия

Проблема восстановления работоспособности является одной из актуальных в биологии и медицине и неразрывно связана с представлениями об адаптации, утомлении, выносливости и функциональных резервах организма. Она может рассматриваться как частная, но очень актуальная в более широкой проблеме работоспособности, так как в спорте высших достижений фактически мы сталкиваемся с ситуацией, когда дальнейшее увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок опасно для здоровья спортсменов. Из этого очевидно, что познание важнейших закономерностей срочной и длительной адаптации организма к нагрузкам в спорте, восстановительных процессов в организме должно внести существенные коррективы в совершенствование тренировочного процесса.

С медико-биологических позиций работоспособность спортсмена, по-видимому, целесообразно связать с работой и взаимодействием функциональных резервов клеточного, тканевого, органного, системного и ор-ганизменного уровней, которые используются человеком в спортивной деятельности. Иными словами, спортивная работоспособность может характеризоваться работой физиологических функциональных систем, резервы которых мобилизуются и через систему чисто физиологических, и через систему психических и спортивно-технических резервов, которые, в свою очередь, формируются и реализуются на биологической основе. При такой характеристике адаптации восстановительные процессы в организме следует рассматривать как биологическую меру поддержания гомеостаза и - в определенном возрасте - как путь расширения приспособительных возможностей организма. Следовательно, восстановительные процессы направлены не только на поддержание текущей работоспособности организма, но и на обеспечение возможности выполнить дополнительную физическую нагрузку, на необходимость адаптироваться к экстремальным факторам внешней среды, что в конечном итоге определяет выживаемость индивида в чрезвычайных ситуациях.

Согласно современным представлениям, все восстановительные сдвиги в организме могут быть разделены на текущие (немедленные), непосредственно следующие за работой, и на отставленные (запаздывающие), которые могут продолжаться многие часы и сутки. Текущие восстановительные процессы связаны с восстановлением первой очереди физиологических резервов, мобилизуемых при переходе от состояния относительно покоя до появления неприятных ощущений, которые определяются понятием «усталость». По существу, усталость - это субъективное ощущение сдвигов в организме, лежащих в основе утомления. Усталость является сигналом, предупреждающим организм об опасности дальнейшей работы, так как продолжение деятельности в этом случае может осуществляться лишь за счет мобилизации второй очереди физиологических резервов, восстановление которых возможно только при прекращении деятельности.

Следует специально подчеркнуть, что после выполнения значительных по объему и интенсивности физических нагрузок период отдыха должен совпадать со временем восстановительных процессов в организме, с восполнением резервных возможностей организма. Систематические нагрузки на фоне недостаточного восстановления могут привести к переутомлению, которое должно рассматриваться, в зависимости от степени, как предпатологическое или патологическое состояние.

УДК 615.1:371(07.07)

РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА КАФЕДРЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ А. В. Крикова

Смоленская государственная медицинская академия

Объективность оценки знаний является одним из главных факторов определяющих заинтересованность студентов в учебе. На кафедре управления и экономики фармации (УЭФ) используются для оценки знаний студентов входной, промежуточный и итоговый контроль. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта системы высшего фармацевтического образования научно обоснованные принципы педагогических измерений системы знаний отражены эмпирической шкалой, которая включает: умение последовательно и грамотно излагать теоретические вопросы определенных разделов по УЭФ, теоретически обосновать и уметь решать нестандартные ситуационные задачи; знание основ государственной политики в здравоохранении фармацевтической помощи; методы системного и организационно-экономического анализа; системы создания, воспроизводства аптечного и промышленного производства, распределения лекарственных препаратов и других аптечных товаров; контрольно-разрешительную систему обеспечения качества лекарственных средств и медицинской техники; основы экономики аптеки и других малых фармацевтических предприятий; учет и анализ их финансово-хозяйственной деятельности.

Опыт показывает, что при оценке степени обученности, базирующейся на «пересказе» студентом содержания обучения, не создается положительной мотивации для творческой и систематической учебной деятельности. В современных условиях наиболее приемлемым методом оценки познавательной деятельности оценки студентов является использование умелого сочетания «беседы» со студентом, тестовых заданий, ситуационных задач, деловых игр, а также традиционная система работы с набором учебных таблиц к практическим занятиям по разделу «Бухгалтерский баланс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.