Научная статья на тему 'Проблема восприятия визуального образа'

Проблема восприятия визуального образа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7720
1193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОЕ / ОБРАЗ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / КУЛЬТУРА / ФОТОГРАФИЯ / КИНО / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ / МУЛЬТФИЛЬМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузнецова Е. М.

В статье рассматривается проблема восприятия визуальных образов в современном мире. Характеризуется восприятие визуального образа на таких примерах массовой культуры как: фотография, радио, кино, мультипликационный кинематограф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERCEPTION OF VISUAL IMAGE

The article considers the problem of perception of visual images in the modern world. Is characterized by the perception of the visual image on such examples of mass culture as: picture, radio, film, animated cinema.

Текст научной работы на тему «Проблема восприятия визуального образа»

УДК 130.2

ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА

Е.М. Кузнецова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kuznetcova_e@mail.bgiik.ru

В статье рассматривается проблема восприятия визуальных образов в современном мире. Характеризуется восприятие визуального образа на таких примерах массовой культуры как: фотография, радио, кино, мультипликационный кинематограф.

Ключевые слова: визуальное, образ, визуальный образ, культура, фотография, кино, мультипликационный кинематограф, мультфильм.

«Общество становится «современным» тогда, когда одним из его главных действий является производство и потребление образов».

Сьюзен Зонтаг, известный американский театральный кинокритик

В современном обществе сложилось устойчивое представление о том, что кроме социальных наук возросло внимание к визуальным репрезентациям и визуальным источникам. Визуальные свидетельства, а также объекты и документы открывают для ученых новые пути к осмыслению и пониманию, как прошлого, так и настоящего. Объясняется это, прежде всего большим ростом роли визуализации в формировании культурного и социального оснований социального опыта. Значимость визуальных репрезентаций в разные эпохи оценивалась по-разному. В начале XX века первые попытки антропологов применить визуальные методы исследования были связаны с изучением малых экзотических народов. К середине XX века сфера визуализации перешла в изучение больше историков, чем антропологов, особенно историков искусства. «В конце века мир стремительно визуализируется, на смену культуре книги приходит культура экрана, что заставляет научное сообщество задуматься о визуальном повороте»1.

На сегодняшний день можно предположить, что визуальная антропология это культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют гуманитарные науки, экранное искусство и информационные технологии. Визуальная антропология находится на стыке медиа и власти, между антропологией (наукой) и кино (искусством). Сегодняшнее состояние визуальной антропологии не только отображает часть нашей повседневной жизни, она и есть сама повседневность. «Визуальная антропология в ее классическом варианте, как она складывалась еще в XIX веке, опирается на философию позитивизма и эволюционизма, на убеждение, что объективная реальность является видимой. Она направляется убеждением, что культура проявляет себя через видимые символы - через мир изображений. Нынешняя теория исходит из того, что культура, в отличие от природы, является социально сконструированной реальностью, равно как и видение, через которое она дается людям»2.

1 Круткин В., Романов П., Ярская-Смирнова Е. Интеллектуальное поле визуальной антропологии // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С.7.

2 Там же, с. 8.

Современные ученые, занимающиеся социальной антропологией, выходят на новый уровень интерпретации визуального, это связано с тем, что визуальность (интернет, кинематограф, фотография, визуальные медийные образы) определяется как форма репрезентации мира и реальности, как базовой формы существования современной культуры, а также стремятся к изучению микроконтактов повседневной жизни, идеологий и способов производства визуальных образов.

Визуальный образ - наряду с образом художественным, несет в себе выразительность образа, который способен вызвать у человека эмоции. В переводе по словарю «визуальный» это видимый, и «образ» - субъективная картина мира. На основе представленных определений визуальный образ можно охарактеризовать как результат отражения человеком предметов и явлений материального мира, относящийся к непосредственному зрительному восприятию.

Такой элемент зрительной информации представлен единством плана содержания (смысла) и плана выражения (формы). Таким одним из визуального и социокультурного феномена является фотография.

Фотография - (фр. photographie от др.-греч. 9roç / 9roxoç — свет и урафю — пишу; светопись — техника рисования светом) получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере. Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).3

Если рассматривать понятие «фотография» в широком смысле, то это искусство. Искусство получения фотоснимков, по средствам творческого процесса с помощью изобразительных средств (ракурс, художественная композиция, освещение, а главное запечатлённый момент), а также с использованием технических средств и навыков фотографа, особенно его личным восприятием мира, его предпочтений и вкуса, что характерно для любого вида искусства. Первая фотография появилась примерно в 1839 году, но, по мнению американского художника Дэвида Хокни фотография существовала без пленки четыре столетия. Для таких личностей, как художники, которые отнеслись к изобретению отрицательно, это было ударом, и многие из них отказались от оптического проецирования образов, а для других, таких как ученые и исследователи это послужило новым этапом развития научно-исследовательской деятельности, которое они использовали в научных целях.

Человек видит глазами, а понимает смысл с помощью социальных и культурных конвенций. Культура - это особый универсальный генератор представлений. Так, к примеру, фотографии семейного альбома особый пример массовой культуры. Особый вид фольклора. В этом случае фотография выполняет функцию социального контроля, а также функции социализации и идентификации познания. Бурдье пишет: «Распространение фотографии, скорее всего, связано с ее функциями социальной интеграции»4. Т.е. можно сказать, что «когда контекстом выступают социология и социальная антропология, то фотография выступает, прежде всего, в роли коммуникативного средства, в роли медиа»5.

Сегодня мы являемся свидетелями резкого увеличения объема визуальных репрезентаций, с которыми приходится иметь дело людям. Но еще в 20-е и 50-е годы XX столетия большинство общественных представлений формировалось по принципу

Википедия Свободная энциклопедия ИКЬ:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF (дата обращения: 21.04.2014 г.).

4 Круткин В. Интеллектуальное поле визуальной антропологии / В. Круткин, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 9.

5 Там же.

аудиального восприятия, это была «эпоха радио». Людям по средствам радио в различных радиопередачах, песнях того времени, передавалась информация с социальной тематикой и преобладающей идеологией того времени. И это было не только следствием идеологии в СССР или Германии, подобную ситуацию можно проследить и в либеральной Великобритании, и в США тех лет. Скорее всего, технология передачи социально значимой информации в данном случае как определяла способ ее восприятия, так и формировала идеальные заместители реальности на аудиальной основе6.

На протяжении всего исторического развития в общественном сознании доминировали различные антропологические типы образов, которые не просто присутствуют в сознании, но и являются как бы определяющими человеческое бытие, а также ставят определенные условия бытия, на мировоззренческом уровне в кругу определенного культурного сообщества. В пространстве культуры всегда присутствуют визуальные образы, которые являются заменителями реальности, они описывают ту или иную социальную ситуацию, т. е. их можно назвать «визуальными репрезентациями». Люди год за годом прибывают под присмотром этих образов, и можно сказать, что люди находятся под небывалым давлением данных образов. На протяжении всего прошлого века мы можем наблюдать, как происходил стремительный переход визуальных репрезентаций. Это можно наблюдать на примере, как происходило вытеснение графических изображений фотографическими изображениями, а в свою очередь в современном мире, фотографические изображения вытесняются «постфоторгафическими» - т.е. цифровыми технологиями, переводящими ментальную визуальность в виртуальную.

В современном обществе люди всё больше связаны сетями коммутаций. И на смену эпохе радио и фото приходит эпоха кино и телевидения, а вместе с ней идёт стремительное развитие мультипликационного кинематографа.

Мультипликационный кинематограф это вид кино, в котором фильм создается путем последовательной покадровой съемки изображенных фаз движения плоских (графических, живописных, силуэтных, плоских марионеток — графическая или рисованная мультипликация) или объемных объектов (объемная мультипликация),

7

иллюзия движения которых возникает при проекции на экран.

Такой известный советский и российский художник-мультипликатор, режиссер мультипликационного кино Юрий Борисович Норштейн, своими фильмами, например «Ёжик в тумане» (1976 г.), или «Цапля и журавль» (1975 г.), показал, что по глубине размышления о жизни, тонкости психологического анализа, а также многомерности и насыщенности образа мультфильм может соперничать с лучшими произведениями игрового кино.

А если заглянуть в прошлое, один из известных американских мультипликаторов как Уолт Дисней, внёс важный вклад в развитие рисованной мультипликации. С 30-ых годов идет сильный рост влияния на весь мир «диснеевских мультиков». Уолт Дисней ввел новую технологию создания рисованных мультфильмов, которая сохранилась до наших дней. Он создал систему промышленности конвейерного производства мультипликационных фильмов. С одной стороны данная созданная технология удешевила и упростила создание мультфильмов, но с другой стороны, созданные навязчивые образы Уолтом Диснеем, а также стандартный ограниченный жанр, его фильмы относились к виду развлекательных, со всем этим передовые режиссеры-мультипликаторы других стран пытались противостоять. Так, например, в Чехословакии в послевоенные годы начинает развиваться объемная мультипликация, продолжающая

6 Фирсов Б. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения). Л., 1977. С.270.

7 Гуманитарный словарь, ИКЬ:

ЬИр:/Ыоуап.уапёех.га/~книги/Гуманитарный°/о20словарь/Мультипликация.

традиции национального фольклора страны. И такие замечательные чехословацкие режиссеры как, К. Земан, И. Трнка, Г. Тырлова, своими фильмами доказали, что мультипликации доступны этика, лирика, и даже высокая поэзия.

В эти же года, в Югославии берет свое развитие так называемая редуцируемая мультипликация, которая отличается от обычной мультипликации своей максимальной лаконичностью в использовании выразительных средств и главный жанр югославской мультипликации это притча. Известный югославский режиссер мультипликатор Д. Вукотич писал о мультипликации: «Границы мультипликации совпадают с границами мечты»8.

В нашей стране, после долгого затишья, только в конце 20-х годов начинается новый этап развития мультипликации, поначалу это были короткометражные пропагандистские ролики, которые снимались на экспериментальных студиях, а финансировались властями. Мультипликаторам-первооткрывателям была предоставлена свобода творчества. Это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда, который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов.

В 1935 году основана самая крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Мультфильмы снятые в те годы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность. Идеология, которую закладывали советские мультипликаторы в свои творения, была основана на таких качествах как благородство, смелость, верность дружбе, честность и справедливость, создавая идеальную почву для развития и становления правильной системы ценностей у детей. Большинство полнометражных мультипликационных фильмов являются экранизациями известных народных сказок, в традициях русского народа, которые несут в себе образы добра и чистоты, что добро всегда побеждает зло. В это время доминирует такая основная посылка, как то, что люди общаются с миром, понимают его, пытаются осознать, осмыслить, и существуют в нем посредствам набора бинарных оппозиций: хорошо -плохо, лево - право, земля - небо и т.д. Т.е. при просмотре мультипликационных фильмов возникают «хорошие» образы и «плохие». По данному вопросу исследователи-структуралисты считают, что: «Значительная доля нашего понимания окружающего мира достигается путем сопоставления и противопоставления бинарных оппозиций»9. Это говорит о том, что человек не может быть на сто процентов хорошим или плохим, он не может быть постоянно неизменным. Всё в этом мире изменяется, люди, вещи, места, все поддается изменению, в той или иной ситуации. Получается, что при получении визуальной информации встает проблема множественной интерпретации увиденного, в зависимости от присущего воспринимающей стороне индивидуального набора параметров.

Восприятие визуальных образов - результат работы сложной системы, включающей в себя зрение, мозг, психику и культуры, выступающую в качестве преломляющей линзы. Новый образ взаимодействует с уже имеющимися в памяти у индивида, с установками различного характера, и в результате их взаимовлияния формируется субъективная репродукция воспринимаемого. Вступающему в контакт со зрителем образу не избежать подобной трансформации. Восприятие визуального образа происходит под влиянием самых разнообразных факторов, играющих немалую роль в варьировании результатов отражения, и носит исключительно субъективный характер. Видимые образы, воспринимаемые индивидом легче других, вне зависимости от скорости

8 Гуманитарный словарь,

ЬИр:/Ыоуап.уапёех.га/~книги/Гуманитарный°/о20словарь/Мультипликация.

9 Гордон Грей, Кино: визуальная антропология. М., 2014. С.81

ШЬ:

и простоты усвоения, несут в себе больше информации, чем может показаться. Получаемая в результате репродукция характеризует и объект, и субъект познавательного процесса, являясь уникальной единицей визуальной информации.10

«То, как мы видим мир, характеризует одно из свойств человеческого восприятия, отвечающее за визуальное постижение окружающей реальности. Видение не ограничивается зрительной функцией, а, конструируя субъективную реальность, характеризует отношение и индивида к конкретному обществу, определенной культуре, эпохе. Оно обуславливается социальными, культурными и индивидуальными факторами, формируется средой и временем и склонно к изменению. Дж. Гибсон предлагает понимать зрительную информацию не как сигналы нервных волокон, но содержимое потока энергии, подразумевающее участие самосознания. Это и восприятие, и способ познания мира11».

Список литературы:

1. Круткин В., Романов П., Ярская-Смирнова Е. Интеллектуальное поле визуальной антропологии // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007.

С.7.Википедия Свободная энциклопедия URL

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF (дата обращения: 21.04.2014г.)

2. Фирсов Б. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения). Л.,

1977. - 270 С.

3. Гуманитарный словарь.

URL:http://slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный%20словарь/Мультипликация.

4. Гордон Грей, Кино: визуальная антропология. - Москва: Новое литературное обозрение, 2014.

- 7-81 С.

THE PROBLEM OF PERCEPTION OF VISUAL IMAGE

E.M. Kuznetsova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: emk_82@mail.ru

The article considers the problem of perception of visual images in the modern world. Is characterized by the perception of the visual image on such examples of mass culture as: picture, radio, film, animated cinema.

Keywords: visual, image, a visual image, culture, photography, film, animated cinema, animation.

10 Репин Е. Основа восприятия - принципы гештальта. ИКЬ: http://www.practicum.org.

11Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.