Визуальные исследования: летняя школа и конференция в Саратове
Визуальные свидетельства, документы и объекты открывают для антропологов, культурологов, социологов и этнографов новые пути к пониманию прошлого и настоящего, обогащая исследовательский дизайн и способы анализа данных. Анализируя предысторию и вскрывая подтексты визуальных репрезентаций, изучая образы как источники информации об обществе, исследователи ставят вопрос о роли тех или иных социальных акторов в производстве и первичном отборе визуальных репрезентаций. Важно отрефлексировать этот многоэтапный процесс селекции материала, чтобы приблизиться к пониманию логики его участников.
Первые попытки применения визуальных методов исследования в социологии и антропологии были связаны с изучением «примитивных» народов, культуры, образа жизни различных сообществ. Визуальная антропология, развивающаяся в настоящее время в рамках отечественной этнографической традиции, ставит своей задачей изу-
чение аудиовизуального наследия мировои и отечественной этнографии, фиксацию современной жизни народов, исследование визуальных форм культур и создание аудиовизуальных архивов. Интересными открытиями и результатами кропотливой и обширной работы известна Российская ассоциация визуальной антропологии, в состав которой входят Центр визуальной антропологии Новосибирского государственного университета, Лаборатория аудиовизуальной антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Этнографическое бюро (Екатеринбург—Тобольск); кроме того, это направление визуальной антропологии представляют исследователи Московского государственного университета, Пермского государственного университета, ряда других вузов и научных центров.
Социальные антропологи и социологи феноменологического направления, обращаясь к работам Р. Барта, С. Зонтаг, Л. Рагг, М. Маклюэна, О. Аронсона, выходят сегодня на новый уровень интерпретации визуального, стремясь к изучению микроконтекстов повседневной жизни, способов и идеологий производства визуальных образов. Такие исследования проводятся в Российском государственном гуманитарном университете, Европейском гуманитарном университете (Вильнюс), Институте социологии РАН, Удмуртском государственном университете, Саратовском государственном техническом университете. По высказыванию Р. Барта, фотография — это то, что достойно быть замеченным и за чем мы вправе наблюдать (цит. по: [Рыклин]). Репрезентации в визуальной культуре (кинематограф, фотография, живопись, реклама, медиа) влияют на социальные представления, направляя и оформляя повседневные социальные практики людей. Фото-, видео-, кино-, электронные СМИ, другие разнообразные визуальные материалы представляют интерес для исследователя и в качестве культурных текстов, и как репрезентации социального знания, и как контексты культурного производства, социального взаимодействия и индивидуального опыта.
С 5 по 29 июля 2006 г. в Саратове при поддержке Саратовского государственного технического университета (СГТУ), фонда Форда и Центра социологического образования Института социологии РАН прошли летние курсы «Визуальные методы социологических исследований», организованные Центром социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ) совместно с кафедрой социальной антропологии и социальной работы СГТУ и под эгидой Российского общества социологов. Для участия в курсах были приглашены молодые преподаватели, исследователи, аспиранты — социологи, культурологи, антропологи, а преподавали на курсах Оксана Гаври-
шина (Российский государственный гуманитарный университет, Москва), Андрей Горных (Европейский гуманитарный университет, Вильнюс), Татьяна Дашкова (Университет Натальи Нестеровой, Москва), Виктор Круткин (Удмуртский государственный университет, Ижевск), Елена Мещеркина, Виктория Семенова (Институт социологии РАН, Москва), Павел Романов, Екатерина Чуева и Елена Ярская-Смирнова (СГТУ и Центр социальной политики и гендерных исследований). На курсах обсуждались следующие вопросы:
— визуальные материалы и визуальные методы в социологии;
— фотография: производство и потребление образов;
— картографирование социального пространства: визуальные конструкты жизненного опыта;
— ракурсы фотоальбомов: интерпретация визуальной памяти;
— кинематография: институт, текст, аудитория;
— социокультурный анализ визуальных репрезентаций массовой культуры;
— визуальные техники сбора и анализа данных в социологии, визуальные средства преподавания.
В современной отечественной социологии методы визуальных исследований пользуются все большей популярностью, т.к. позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности с последующей его рефлексией, но и окунуться в мир интерпретаций и разгадок того, что безвозвратно ушло в прошлое. Визуальные методы позволяют нам догадываться о нормах, моде, взглядах прошлого и настоящего, встраивая их в одну общую структуру социальной реальности, при этом эпизод на снимке рассматривается не как факт, а «как высказывание о фактах» [Арнхейм 1994]. Слушатели курсов анализировали фотографии, документальное и художественное кино, они создавали продукты своего собственного визуального творчества, снимая на фото- и видеокамеру образы, метафорически передающие ключевые социологические понятия, разбирали при помощи аппаратуры приемы наблюдения и интервью. В ходе раскрытия смысла того, что попало под взгляд фотографа или оператора, исследователи пытались расшифровать фотографический, кинематографический, рекламный или какой-либо иной визуальный дискурс. Специальное занятие было посвящено техникам анимации — слушатели создали два мультипликационных фильма: о любви и проблемах неравенства.
Логическим завершением летних курсов стала международная конференция «Визуальная антропология: новые взгляды на
социальную реальность», которая была проведена 28—29 июля 2006 г. ЦСПГИ совместно с кафедрой социальной антропологии и социальной работы СГТУ. В ней приняли участие все слушатели курсов, многие преподаватели, к ним присоединились гости из разных городов России и зарубежных стран. Более 20 новых работ было написано в качестве выпускных эссе по летним курсам. Эти работы, а также материалы, присланные участниками конференции, стали основой сборника трудов по визуальным исследованиям [Визуальная антропология 2006].
Финансовую поддержку этому мероприятию оказал Российский фонд фундаментальных исследований. Среди 45 участников конференции — исследователи кино, фотографии, городского пространства, зримых образов и визуальных воплощений исторических и современных культурных форм и социальных отношений из Архангельска, Екатеринбурга, Ижевска, Магадана, Новокузнецка, Саратова, Астрахани, Ульяновска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Вильнюса, Тромсё (Норвегия).
Конференцию открыли три доклада: директор ЦСПГИ Павел Романов приветствовал собравшихся и обратил внимание исследователей на возможности и ограничения визуальных методов, которые вряд ли можно использовать, игнорируя полисенсорную природу восприятия социального мира. Видимый мир, как и попытки людей и социальных институтов сделать этот мир еще более визуализированным, одновременно раздражают и доставляют удовольствие, побуждая людей к творческому освоению и конструированию реальности. Однако не следует забывать об идеологической основе тех конструктов, которые нередко кажутся нам естественными и само собой разумеющимися. Виктор Круткин из Удмуртского госуниверситета (Ижевск) рассказал о техногенной визуализации мира, в процессах которой принимают участие различные субъекты фотографического опыта. Привлекая образы из Интернета и тексты форумов, комментирующих изображения, он представил интересный анализ того, как воспроизводятся стереотипы и как подвергаются трансформации социальные отношения с появлением фотографических веб-сайтов. Андрей Горных из Европейского гуманитарного университета (Вильнюс) поделился опытом и идеями проектов в области визуальной антропологии, в которых объектом репрезентации и интерпретации становится повседневность обычных людей. Он рассказал о подходах к преподаванию и исследованиям визуального, наработанных в ЕГУ, а также продемонстрировал фильм, снятый одной из студенток.
Доклады участников были заслушаны на шести тематических сессиях. На первой сессии «Кино как визуальный текст» встретились филолог, кинорежиссер, педагог и психолог; их объединил интерес к кинотексту, репрезентирующему эпоху, а более конкретно — свойственные ей социальные проблемы, включая инвалидность, межэтнические контакты, отношения «учитель-ученик». Особый интерес вызвал сравнительный анализ произведения художественной литературы и соответствующего ему кинотекста в сообщении Ирины Соломатиной (Минск).
Вторая сессия «Визуальное конструирование реальности» была примечательна выступлением на ней методологов социологического анализа: Лев Яковлев (Саратов), Наталья Веселкова и Елена Прямикова (Екатеринбург) поделились с участниками своими идеями о социологии науки, способах анализа визуальных текстов, статусе визуального в социологии. Несколько последующих докладов были посвящены обсуждению того, как меняется восприятие визуального в современном мире, какие зримые атрибуты приписываются тем или иным социальным типам, классам или проблемам (политическая реальность, детский труд, предпринимательство).
Третья сессия «Идентичность как визуальный проект» показала целую галерею ярких, насыщенных образов различных профессий, субкультур, жизненных стилей и состояний человека. Особый интерес вызвали доклады о телесности (Елена Минченя, Минск), связи музыкального и визуального (Юлия Фомина, Ксения Чепурова, Саратов), врачах и медицинском взгляде на женское тело (Галина Тепер, Ирина Михель, Саратов).
На четвертой сессии «Визуальные формы культуры» были представлены доклады о визуальном в архаическую эпоху (Вадим Михайлин, Саратов), феминистской фотографии (Елена Трофимова, Москва), постмодернистском музейном проекте (Игорь Сорокин, Саратов). Доклад Ирины Рещиковой о повседневной метафизике провинциального города был особо отмечен участниками как основанный на глубоком понимании и вчувствовании в окружающую реальность.
Пятая сессия «Визуальное восприятие городского пространства» вызвала интерес у исследователей своим акцентом на социальном конструировании повседневного порядка, на властных отношениях, которые проявляются в физическом и социальном измерениях городской среды, туристических достопримечательностях и практиках освоения публичного-приватного — все это обсуждалось сквозь призму визуального анализа. Теоретические идеи городской визуальной антропо-
логии, прозвучавшие в докладе Оксаны Запорожец (Самара), были подхвачены в последующих сообщениях, где анализировались эмпирические данные, полученные при помощи фото-и видеосъемки, анализа графических изображений (о публичном пространстве парковых зон, восприятии городской среды в будни и праздники, туристическом взгляде на город и изменениях досугового пространства).
Шестая сессия «Фотография как интерпретация» привлекла, пожалуй, наибольшее внимание участников. Участники отметили сообщение Татьяны Власовой об использовании фотографий в биографических исследованиях, Ольги Бойцовой о роли фотографии в современном свадебном обряде, а также несколько выступлений, в которых содержались заявки на интересные исследовательские проекты (исследование семейных Интернет-альбомов, профессионализации фотографов) — все они вызвали живой интерес слушателей, теплые отклики и предложения множества свежих идей.
Участники конференции продемонстрировали умение смотреть и рассматривать, видеть знакомое по-новому, заглядывать за пределы и под поверхность изображения, чтобы распознавать и раскодировать множественные смыслы, которыми обладает визуальный источник в тех или иных контекстах. Два дня интенсивной коллективной рефлексии по поводу представленных вниманию слушателей насыщенных, ярких и информативных докладов продемонстрировали потребность в проведении подобного рода мероприятий, а также их плодотворность.
В заключение конференции состоялся круглый стол, на котором участники смогли обменяться впечатлениями о курсах и конференции, подвести итоги работы секций. Участники отметили, что после проведения курсов и конференции их «стиль восприятия стал визуальным» (Анжела Чернецкая, Саратов), можно увидеть в картинке целую жизнь, будь то фото- или видеоизображение, и можно увидеть и показать жизнь в картинке, суметь вложить в нее метафорический смысл. «Фотография похожа на подсматривание или ,,надувательство ": меня нет, но я там», — так профессор Тамара Фокина из Саратова выразила идею интерактивности и социокультурной опосре-дованности процессов позирования, фотографирования, отбора и рассматривания фотоснимков. А вот как сказал о своих впечатлениях Сергей Красильников из Ульяновска: «Я утратил невинный взгляд на фотографию, теперь, когда я смотрю на поверхность фотоснимка, я вижу, что она экранирует, отражая мой взгляд на вещи». Иными словами, фотография — это не просто изображение, это фрагмент эпохи, и мы должны не
просто видеть, а уметь раскодировать то, что стоит за изображением — что, как и почему было зафиксировано в определенный момент жизни. «Визуальные источники во многих случаях опосредованы медиа-дискурсом, созданным в рамках определенной идеологии, это „видеология"» (Виктор Круткин, Ижевск).
Научно-исследовательская междисциплинарная конференция «Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность» предоставила возможность обсуждения визуальных методов, методологии и результатов эмпирических исследований. Подводя итоги, участники подчеркнули, что летние курсы по визуальным методам социологических исследований и конференция по визуальной антропологии вносят важный вклад в институциализацию визуальной социологии и антропологии в России, выразили потребность в проведении подобного рода мероприятий. Существенную роль в упрочении нового направления в социологии и антропологии сыграло издание сборника по итогам работы научного форума [Визуальная антропология 2006].
Библиография
Арнхейм Р. О природе фотографии. Новые очерки по психологии
искусства. М., 1994. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. Рыклин М. Роман с фотографией // Барт Р. Camera Lucida <http:// fotograf.ru/camera_lucida>.
Евгения Васина-Григорьева