Научная статья на тему 'Проблема восприятия изобразительного искусства в начальных классах'

Проблема восприятия изобразительного искусства в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мамугина В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема восприятия изобразительного искусства в начальных классах»

тельное, имя прилагательное, глагол. Дети практически знакомятся с личными местоимениями, предлогами, союзами и частицей «не».

В программе обучения русскому языку по системе Л.В. Занкова представлены имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, личные местоимения, наречия, союзы, предлоги и частицы.

Система обучения русскому языку, созданная В.В. Репкиным, содержит более полную классификацию русских частей речи. Она многоступенчата и отражает соотношения частей речи [4].

В учебных пособиях по русскому языку для начальной школы нашли отражение и другие спорные вопросы теории частей речи. Имеется в виду такая часть речи, как место-имение. Этот класс слов традиционно выделяется в русской грамматике в качестве особого разряда. Но в учебниках В.В. Репкина местоимения изучаются только по одному признаку - соотнесенностью с другими частями речи. В зависимости от того, с какой частью речи они соотносимы, выделяются «местоименные существительные», «местоименные прилагательные», «местоименные числительные», «местоименные наречия». Относительно последних однозначного решения в академических изданиях нет, однако по традиции они изучаются в разделе «Наречие».

Материал по русской морфемике в начальном курсе представлен довольно полно. В научной литературе разработано несколько классификаций морфем, которые помещены и в школьные учебники. При выделении видов значащих частей слова учитывается их значение, функция, позиция по отношению к корню, способ выражения, происхождение. Все морфемы русского языка делятся на корневые и некорневые, словоизменительные и словообразовательные, нулевые и ма-

териально выраженные, исконно русские и заимствованные.

Вопрос о статусе таких глагольных аффиксов, как -ть, -ти, -чь в неопределенной форме глаголов, остается полемичными. Альтернативные учебные пособия трактуют их по-разному. В учебнике А.В. Поляковой они относятся к суффиксам, в учебном пособии В.В. Репкина они рассматриваются как окончания. Причем в последнем пособии в глагольных лексемах, инфинитив которых оканчивается на -ь, выделяется нулевое окончание, что не совсем корректно с позиции истории языка. «У немногих глаголов инфинитив оканчивается на -чь: жечь, лечь, мочь, беречь, печь, стеречь и др. Эти глаголы с основой на Г и К в настоящем/будущем времени. Поскольку теперь эти чередования воспринимаются как регулярные, то -чь относится одновременно и к корню, и к суффиксу, то есть налицо наложение, аппликация (исторически печь из пекти; кт/ч) [5, с. 115].

Таким образом, дискуссионное изложение лингвистического материала поможет учителям разобраться в многообразии лингвистических теорий, положенных в основу параллельных программ и учебников по русскому языку.

1. Виноградов ВВ. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1980.

2. Некрасова ТВ Развивающее обучение русскому языку в начальной школе. М., 1994.

3. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1-3 классов М., 1991-1993.

4. Ретин В.В. Русский язык: Учебник для 1-3 классов. Томск:, 1991-1993.

5. Русский язык / Пол ред. Л.Ю. Максимова: В 2 т. Т. 2. М., 1989.

6. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. М., 1957.

7. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 63-84.

ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В.П. Мамугина

Программа преподавания изобрази- решения проблемы восприятия искусства в

тельного искусства в начальных классах младших классах. Знакомство с изобрази-

Б.М. Нсменского предлагает новый вариант тельным профессиональным искусством

происходит на каждом уроке. Оно предшествует изобразительной деятельности детей и в значительной степени заменяет собой традиционные методы объяснения учебного материала. Учитель должен умело направлять процесс познания детьми содержания и языка искусства.

Прежде всего, следует объяснить, как происходит процесс художественного познания в искусстве. Это процесс переработки впечатлений от действительности и выражения жизненной правды в форме художественного образа. Художественный образ нетождествен действительности, поэтому может быть назван условным. Соединяется мир реальный и мир искусства, отсюда вытекает, что правдивость и условность существуют в образе вместе. Образ-замысел реализуется в художественном произведении с помощью художественно-выразительных средств. Художественно-выразительные средства являются той структурой и приемами, которые служат для воплощения зрительно-ассоциативной работы художника по образному воспроизведению мира. Детей следует познакомить с основными элементами языка искусства, способствующими процессу художественного отражения образов восприятия.

Одним из ведущих средств художественной выразительности является контраст. Контраст - это антагонизм, соединение нескольких противоположных характеристик: большого и малого, светлого и темного, статичного и динамичного, симметричного и асимметричного, теплых и холодных цветов, дополнительных цветов, близкого и далекого, большого и малого и другого. Контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности всех его форм, и средством передачи их противоречивости. Так, например, в искусстве портрета часто высветляются лицо, руки и затемняется фон. Это позволяет художнику через светлотный контраст сконцентрировать внимание зрителя на наиболее важных элементах образа. Использование в работе одновременно статичных и движущихся объектов усиливает их несхожесть, обостряя восприятие изображенного.

Нюанс - художественно-выразительное средство, которое обозначает плавный переход в сторону усиления или ослабления той

или иной характеристики. Он, как и контраст, проявляется в величине, конструкции, цвете, светлоте, фактуре, движении форм. Согласованность, соразмерность частей, их родство и подобие являются выразительной сущностью нюанса. Так, например, постепенные, плавные переходы близких по характеру движений форм в картине способствуют передаче образа пластичности, грациозности.

В картине художника мы видим повторяющиеся светлые и темные фигуры, цветовые пятна, наклоны форм, очертание предметов и другое. Повтор и чередование этих элементов является ритмом. Данное художественно-выразительное средство способствует передаче цельности и разобщенности, ослабляет значение второстепенного и усиливает значение главного. Ритм возникает в результате взаимодействия ритмичных эле-ментов-акцентов и интервалов. Повторяющиеся пятна, фигуры-акценты, а пространственные промежутки между ними - интервалы. Акценты, чередуясь с интервалами, создают ритмический ряд. Различные ритмические ряды широко используются в изобразительном искусстве для выражения движения. Так, например, равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов способствует созданию образа монументальности, строгости.

Взаимосвязь форм, масс, силуэтов, цветовых пятен, в свою очередь, способствует созданию пластичности. Хорошо выдержанные пластические формы и пластические отношения усиливают выразительно-смысловой эффект картины.

Важное значение имеют такие художественно выразительные средства, как симметрия. асимметрия. Выразительность композиции повышается, если использовать систему осей, относительно которых в произведении возникает симметрия. Симметрия - это соразмерность, гармония. Для картины, в которой имеет место симметричная организация компонентов, характерна уравновешенность ее левой и правой сторон по тону, цвету, массам. Такая организация способствует передаче образа гармонии, величия, ясности. Асимметрия не создает впечатления деления вертикальной осью картины на две равные части, как в симметричной композиции, хо-

тя и при асимметричном построении также выдерживается уравновешенность всей плоскости. Асимметрия придает образу динамику, внутреннюю энергию, жизнь.

Важнейший компонент художественного языка - колорит. Это общая эстетическая оценка цветовых качеств картины. Его основное достоинство - богатство и согласованность цветов. Колорит бывает теплым и холодным, темным и светлым. Он помогает передать настроение. Так, например, образу тревоги, печали способствует колористическое решение в затемненных, приглушенных цветах. Образу лиричности, задумчивости -светлые, легкие, разбеленные цвета.

Немаловажное место в изучении языка искусства занимает понимание роли в изображении графических и живописных худо-жественно-выразительных средств (линия, штрих, светотень, цвет).

Детям следует объяснить, что линии служат не только для передачи признаков объектов - пропорции, конструкции, строения и другого. С их помошью можно решать и образные задачи. Посредством изменения характера линий можно передать различные характеристики образа. Так, например, впечатление радости, легкости, непринужденности производят работы, выполненные мягкими, плавными, изящными линиями. Изображение, созданное предельно лаконичными линиями с ясным характером их начертания, получает выражение монументальности, простоты. Меняя силу нажима, можно подчеркнуть отдельные признаки предметов и отодвинуть на второй план другие. Четкие, жесткие линии могут контрастно ограничить рисунок формы; множество тонких, мягких, легких линий дает возможность передать впечатление единства изображаемого предмета со средой.

Линия - это протяжное движение. Штрих - короткое. Линия может иметь самостоятельное значение, штрих же - наоборот, только в совокупности с другими штрихами. Следовательно, линия является самостоятельным элементом изображения, а штрих - производным от линии, он служит для передачи тона, его качественная и количественная характеристики взаимосвязаны. От той или иной густоты штриха зависит на-

пряжение плоскости, а его направление влияет на силу ритма.

Передача тона, объема, пространства решается с помощью светотени. Светотенью называют то изобразительное средство, которое возникает вследствие взаимодействия светлых и темных плоскостей или благодаря чередованию структурных форм. Она создается с помощью штрихов, пятен.

Во многих изображениях могут использоваться одновременно два или зри графических (живописных) средства: линия и штрих, тональное пятно и линия и другие. Причиной служит то, что для воплощения замысла необходимо взаимодействие многих средств. Трудно обозначить границу между основными и второстепенными изобразительными средствами в силу подвижности этих границ.

ХудожественIю-выразителыIые средства создают художественный эффект, когда имеет место их целостная организация. Созданию единственного звучания способствуют художественно-организаторские средства. Их подразделяют на «вещественные», создающие материальную структуру предмета, организующие художественно-выразительные возможности его физических средств, и композиционные, связующие выразительносмысловые элементы изображения, организующие их художественно-выразительные возможности.

Среди художественно-организаторских средств выделяются: формат, характер расположения объектов в композиции. Следует познакомить детей с различными композиционными структурами: построение изображения по горизонтали, вертикали, диагонали, по кругу, в треугольнике и другими. Те или иные композиционные структуры позволяют передавать необходимый образ. Так, например, передаче состояния покоя, тишины, простора лучше соответствует «панорамный» формат и горизонтальные направления располагаемых на плоскости форм; «монументальный» формат, вертикальные направления применяются чаще всего там, где требуется передать состояние торжественности, величия, динамики. Использование параллельности направлений является методом усиления единства действий. Диагональные направления лучше передают натиск, устремленность, силу движения. Построение по

кругу помогают художнику закомпановать большое количество объектов. Многофигурная композиция в данном случае позволяет привлечь внимание зрителя к каждому объекту, так как замкнутая линия как бы ведет взгляд зрителя за собой. Повторяя ее движение несколько раз, мы попутно останавливаемся на одних и тех же частях картины.

На художественное решение изображения влияет выбор материалов, техники исполнения. Художник выбирает тот материал и ту технику, выразительные возможности которых наиболее отвечают замыслу.

Изучение художественно-выразительных средств языка искусства позволяет лучше понимать нравственное, эстетическое и художественное содержание образов искусства, способствует достижению соответствия между образом восприятия и его изобразительным решением.

Для того чтобы процесс восприятия произведений изобразительного искусства протекал на качественно высоком уровне, должны соблюдаться определенные условия. Картину нужно расположить так. чтобы она была хорошо видна всем детям, чтобы ее размер позволял всем учащимся увидеть и воспринять изображение. Использование диапозитивов предпочтительнее, так как на экране дается крупное изображение. Использование на уроках музыкальных произведений повысит эмоциональность восприятия. Музыка должна быть по содержанию, настроению близкой образу произведения, а ее звучание - негромким.

Существенно влияет на восприятие степень подготовленности детей, знание ими терминов, понятий, имен художников, их произведений. Логика в организации и накоплении знаний заложена в самой программе. Степень сложности материала меняется в каждом последующем классе.

Анализ картины может быть подробным и кратким, в зависимости от отведенного времени, задач, типа урока и так далее. Возможен неполный анализ, в котором акцент будет сделан на одно художественновыразительное средство.

Анализ картины может осуществляться по следующему плану.

1. Автор, название картины, вид, жанр произведения искусства, художественный материал, техника.

2. Что (кого) изобразил художник (рас-сказ-описание того, что изображено с указанием главного и второстепенного, композиционного центра).

3. Какой художественный образ имеет место в данной работе (величия, устремленности; тревоги, надломленности; покоя, легкой грусти и др.).

4. Какие средства и приемы языка искусства используются автором для воплощения данного художественного образа:

а) художественно-организаторские: формат («монументальный», «панорамный», квадрат и другие); характер расположения объектов (например, по горизонтали - впечатление покоя, легкого движения; по вертикали - впечатление динамичности, устремленности, приподнятости; по диагонали -тревоги, напряжения, сильного движения и так далее); место расположения главного, второстепенного; «высокий», «низкий» горизонт в композиции и другие;

б) художесгвенно-выразительное средство: контраст (какой из его видов используется, или он отсутствует и так далее); нюанс (светлотный, цветовой, величинный, пространственный и так далее); ритм (если есть в картине, то в чем, через что выражен); пластика; симметрия; асимметрия; колорит.

5. Какие художественно-выразительные средства являются ведущими, наиболее характеризующими образ.

Таким образом, восприятие искусства является ведущей линией при решении образовательных и воспитательных задач на уроках изобразительного искусства. Умелое руководство со стороны педагога процессом восприятия произведений изобразительного искусства способствует формированию у детей умений воспринимать сюжет (замысел), выделить главное и второстепенное; понять художественный образ; определить художе-ственно-выразительные средства, используемые художником в картине; выявить специфику художественного произведения (вид, жанр, техника, художественный материал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.