Курейчик Владимир Владимирович - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: +78634371651; кафедра систем автоматизированного проектирования; студент.
Timashkov Dmitrii Igorevich - e-mail: [email protected]; the department of computer aided design; postgraduate student.
Kureichik Vladimir Vladimirovich - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail:[email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371651; the department of computer aided design; student.
Тимашков Дмитрий Игоревич - e-mail: [email protected]; кафедра систем автоматизированного проектирования; аспирант.
УДК 37.013.46
В.И. Писаренко
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Данная статья посвящена рассмотрению одной из самых дискуссионных проблем в современной педагогике. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, отказ от существовавшей идеологии, новые проблемы, связанные с воспитанием молодежи, обусловили переосмысление сущности самого феномена воспитания, его места и роли в общественной жизни. Существующие теоретические положения в области воспитания требуют сегодня рассмотрения в новых условиях общественной жизни. Рассматривается логика реализации воспитательного процесса, его особенности, законы и принципы, все те теоретические положения, которые могут быть использованы для разработки и реализации новой концепции воспитательного процесса.
Воспитание; воспитательный процесс; воспитательные технологии; рефлексия; культура; формирование личности; логика воспитательного процесса.
V.I. Pisarenko EDUCATION PROBLEM IN MODERN PEDAGOGICS
The article is devoted to the consideration of one of the most debatable problems in modern pedagogics. Essential changes, which took place last years, refusal of the existing ideology, the new problems connected with education of youth, have caused reconsideration of essence of the education phenomenon, its place and a role in a public life. Existing theoretical positions in area of education demand today the consideration in new conditions of a public life. The logic of realisation of educational process, its feature, laws and the principles, all those theoretical positions which can be used for working out and realisation of the new concept of educational process are considered.
Education; educational process; educational technologies; reflexion; culture; formation of the person; the logician of educational process.
Проблема воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике. Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем.
Положение усложняет ситуация, сложившаяся в современном обществе. Она характеризуется отказом от старой идеологии «ленинизма», «марксизма», «ком-
мунизма» и т.д. и всего, что ей было свойственно, и отсутствием новых идеалов и идеологических установок, которые объясняются также неоднозначностью социально-экономической ситуации в стране. Упомянутые нами учебники и пособия по педагогике большей частью пересказывают ранее разработанные принципы, законы, особенности воспитания как педагогического процесса, не рассматривая, каким образом они трансформируются в условиях современного общества. Воспитательные концепции, системы, технологии ждут своей разработки применительно к современным условиям жизнедеятельности общества.
Напомним, что в советской педагогике воспитание определялось как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека. Однако при тщательном изучении смысла данного определения возникают две проблемы. Во-первых, старшее поколение не имеет опыта той жизни, которой живет молодежь, поэтому передавать свой опыт не имеет смысла, новые поколения живут в других условиях, которые могут вступать в конфликт с опытом предыдущих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта не могут обеспечить развитие человека.
По определению П.И. Пидкасистого, воспитание представляет собой целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемую и корректируемую обществом. Кроме того, воспитание рассматривается как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека [1]. Важнейшим, на наш взгляд, является в данном определении прямая связь воспитания с культурой, культурным опытом, передача которого рассматривается как основная цель воспитания.
В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи: реализм целей воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; самоопределение; личностная направленность; коллективизм.
Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Отметим, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.
Воспитание как процесс передачи культурного опыта имеет три аспекта, которые традиционно рассматривает педагогическая теория: социально-
нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный [2].
Социально-нормативный аспект реализуется в идентификации с социокультурным и профессиональным окружением, принятием его норм, традиций, ритуалов, общественного мнения, осуществляет продолжение общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры. Все эти «средовые влияния» могут стать эффективными средствами воспитания — ведь культура программирует не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и
событий, предопределяет их оценку и выбор поведения. Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром [2].
Индивидуально-смысловой аспект воспитания рассматривается как выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и прочие «само», означающее самоценность человека в жизни и деятельности и раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном самостановлении человека, невозможное без поисков смысла собственного существования. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в культуросообразной среде, во взаимодействии со средой.
Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях).
Ценностно-деятельностный аспект воспитания реализуется во взаимодействии со средой, проявляющемся в обмене влияниями, не только принятии ценностей среды, но и утверждении в ней своих взглядов, своего значения. Данный аспект раскрывает механизм воспитания как достижения единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.
Гуманизация и гуманитаризация всех областей жизни не могла не оказать влияние на воспитательную деятельность. В рамках гуманистической парадигмы воспитательный процесс рассматривается как процесс возрастания субъектности человека - самоопределения и самоутверждения его в социокультурной и профессиональной среде.
Одной из характеристик воспитательного процесса является закономерная логика его протекания. Данная характеристика связана с прогнозированием хода воспитательного процесса, предвидением результатов воспитания на основе изучения мотивации воспитанников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения. Признание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанное на этом педагогическое прогнозирование становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.
Другой важной характеристикой процесса воспитания является его дискретность (или стадийность), поскольку процесс воспитания рассматривается как последовательность состояний, событий, изменений. Стадия рассматривается как определенная ступень (период, этап), характеризующаяся качественной определенностью. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.
Еще одна характеристика воспитательного процесса - нелинейность, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему, характеризуемые кризисным состоянием. Кризис согласно словарному определению, это не только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние». Кризис представляет собой переход от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.
Следующая характеристика процесса воспитания это его ситуационность, которая рассматривается как наличие контекстной среды, совокупность внешних условий которой становится ситуацией протекания процесса.
В воспитательном процессе различают следующие фазы. Первая фаза - рефлексивная (осмысления); она включает в себя переживание жизненных ситуаций, их обсуждение, постижение их смыслов и значений. Целью здесь является обращение воспитанника к смыслам своего существования и деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия, осознание особенности своих отношений к миру, своего автономного Я, самобытности. Задачами этой фазы воспитания являются: стимулирование самопознания воспитанника, определение им своих сильных сторон и перспектив самосовершенствования; включение его в разнообразные формы рефлексии деятельности, поведения, отношений; стимулирование интереса к приобретению информации о себе; овладение рефлексивными и аналитическими умениями; акцентирование внимания воспитанника на выявлении закономерностей саморазвития.
Вторая фаза рассматривается как ценностная и характеризуется как фаза осознания. Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы воспитанника в систему индивидуальных ценностей, в результате чего выстраиваются причинно-следственные связи, структура жизненной позиции. Вторая фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника; работая с ним, нужно обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.
Третья фаза - проективная (проектирования) предполагает самопроектиро-вание и реализацию в социально полезной деятельности. На этой фазе происходит самоутверждение воспитанника в деятельности (или в ее проектировании), благодаря чему деятельность, поведение и общение становятся целостными, прогнозируемыми. На проективной фазе воспитания закладывается основа для свободного, произвольного поведения, для поступка, т.е. для действия, входящего в противоречие с инстинктом самосохранения и потребностью в безопасности.
Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его следующим общим закономерностям: зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды; единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности; признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности; связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.
Воспитание как вид педагогической деятельности подчиняется определенным законам, представляющим теоретическую основу разработки и реализации воспитательных систем и технологий.
Законы воспитания в педагогической теории традиционно формулируются следующим образом:
1. Закон целостного развития человека. Целостность человека ведет к тому, что любое случайное или целенаправленное воздействие или влияние вызывает изменения не только его личностных структур, но также индивидуальных и субъектных свойств. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными, как количественными, так и качественными.
2. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в такую деятельность, то даже при самых благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит. Закон развития человека через деятельность требует от педагога направления деятельности детей на достижение социально значимых целей и решение конкретных воспитательных задач, наполнения ее культурным содержанием, учета интересов, потребностей, способностей и возможностей самого ребенка.
3. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой воспитательного процесса, как его кризисность. В кризисных ситуациях человек оказывается одновременно перед необходимостью выбора и перед необходимостью совершения поступка. При этом ему приходится преодолевать не только внешние препятствия, которые мешают следовать по избранному пути, но и внутренние барьеры: желание уклониться от выбора и от необходимости совершать поступок, недостаток или отсутствие необходимых знаний и жизненного опыта, страх перед неизвестностью, боязнь быть осужденным другими людьми или выглядеть «не таким, как все» и многое другое.
4. Закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны. Этот закон свидетельствует о существовании зависимости между профессиональной компетентностью педагога и успешностью саморазвития воспитанников, когда одинаково важны как интеллектуальный уровень развития педагога, так и его эмоциональная и нравственная культура, умение создать условия (организационные, материальные, психологические) для воспитывающего взаимодействия. Данный закон указывает на важность постоянного профессионального, личностного, духовного самосовершенствования педагога, от которого зависит результативности его профессиональной деятельности.
5. Закон сопротивления человеческого материала. Этот закон устанавливает связь между результативностью деятельности педагога-воспитателя и способами педагогического воздействия. Основой данного закона является признание того, что воспитанник является равноправным, активным участником воспитательного процесса. Чем более открыто, явно, а иногда и агрессивно воздействие на воспитуемого, тем активнее он ему противится. Сопротивление не обязательно бывает открытым, оно может быть неявным, незаметным внешне.
6. Закон возрастания потребности в значимом Другом по мере становления человека как личности, индивидуальности и субъекта собственной жизни. От направленности, характера и организации совместной деятельности, совместного творчества, сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания зависит формирование смысловой сферы человека, его индивидуальной системы ценностей, его функционирование в культурном пространстве, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.
Законы фактически являются теоретической основой воспитания, однако для их успешной реализации на практике необходимы принципы, соблюдение которых обеспечит успешность воспитательного процесса. В соответствии с указанными законами сформулированы следующие принципы воспитания.
Принцип рефлексивности означает осмысление воспитанником собственного жизненного опыта. Исходной точкой в становлении позиции личности является опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу. Переживание опыта понимается не только эмоционально - в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к социальным нормам и правилам, формирует собственное поле индивидуальных смыслов. Таким образом, рефлексивность понимается в контексте индивидуального осмысления собственного опыта.
Принцип интерактивности подразумевает, что к осознанию ценностей педагог и воспитуемый приходят через взаимодействие. Интерактивный характер воспитания вытекает из представлений о ценности процесса самостановления личности во взаимодействии с ней, о формировании ее собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений формируется именно в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При этом важно не только единство целей - активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.
Принцип самореализации заключается в утверждении своей позиции в сообществе. Этот принцип представляет собой перенос в сферу социального поведения приоритета инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации. Выполнение этого принципа в воспитании обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его саморазвития.
Принцип учета возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем. Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию.
Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение воспитуемого. В настоящее время смена концепции воспитания влечет за собой изменения в содержании воспитания.
Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в образовательных учреждениях, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения.
Процесс воспитания является наименее изученным из педагогических явлений, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе воспитанника из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого.
- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Борытко. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 496 с.
4. Курейчик В.М., Кравченко Ю.А. Перспективы применения современных технологий для построения систем обучения // Открытое образование. - 2005. - № 4. - С. 12-19.
5. Писаренко В.И. Технологический подход в современной педагогике // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 7 (132). - С. 240-247.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Е.А. Макарова.
Писаренко Вероника Игоревна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; профессор.
Pisarenko Veronika Igorevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the foreign languages department; professor.
УДК 681.3.062:007:159.955
В.М. Глушань
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ
СИСТЕМ*
Отмечается, что на результаты обучения влияют как генетически предопределенные, устойчивые особенности обучаемого - тип его темперамента, так и особенности кратковременного психофизиологического (психоэмоционального) состояния. Однако в существующих обучающих системах психофизиологические особенности, как правило, не учитываются. Поэтому основная идея статьи - анализ и обсуждение компьютерных обучающих систем, которые учитывают психофизиологические особенности. Рассмотрены два подхода структурных реализаций компьютерных обучающих систем, адаптирующихся к психоэмоциональному состоянию обучаемого. Описаны инструментальные средства, позволяющие фиксировать психоэмоциональное состояние.
Процесс обучения; электронные обучающие ресурсы; тестовое задание; психофизиологическое состояние.
V.M. Glushan
COMPUTER TECHNOLOGIES AND CONSTRUCTION PROBLEMS THE AUTOMATED TRAININGAND SUPERVISING SYSTEMS
The article notes that the impact on learning outcomes as genetically predetermined, stable characteristics of students - the type of his temperament, and particularly short-term psycho-physiological (psihoemotional) state. However, the current training systems psycho-physiologically features are usually not taken into account. Therefore, the main idea of the article
- the analysis and discussion of the computer based training systems that take into account the physiological characteristics. Two approaches of structural implementations of computer-based training systems that adapt to the psycho-emotional state of the student. Describes the properties of media tools that allow fixing the psychoemotional state.
Training process; electronic training resources; the test task; a psychophysiological condition.
Введение. Область применения электронных обучающих ресурсов (ЭОР) чрезвычайно широка. Использование ЭОР эффективно и при самообразовании, и при дистанционном обучении [1, 2], и рекомендуется для людей со специальными потребностями в образовании. Внедрение компьютерных технологий позволяет существенно повысить качество образования и облегчить труд преподавателя, освободив его время для самосовершенствования. Однако следует предостеречь от ложного заблуждения, что со временем компьютер может полностью заменить
*
Работа выполнена при частичной поддержке РФФИ (проект № 12-07-00062).