С. В. Яковлева
БИОГРАФИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Работа представлена кафедрой педагогики и социальной работы Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. М. Лузина
В статье представлен результат анализа научных источников на предмет теоретического обоснования биографии как педагогического феномена. Теоретическая значимость работы состоит в разработке теоретической основы биографии как педагогического феномена, выделении основных особенностей, характеристик, функций биографии в педагогическом процессе. Практическая значимость видится в разработке условий, позволяющих использовать воспитательный потенциал биографии в современной практике воспитания и получить качественно новый воспитательный результат.
Ключевые слова: биография как жизнь человека и как компонент педагогического процесса, место и значение биографии в современной теории и практике воспитания.
The article represents the analysis of the scientific literature on theoretical substantiation of biography as a pedagogical phenomenon. Theoretical value of the research consists in development of a theoretical basis of biography as a pedagogical phenomenon, definition of biography’s peculiarities, characteristics and functions in the pedagogical process. Practical value is in working out of conditions for realisation of biography’s educational opportunities, in creation of the conception for setting topical problems in the modern educational practice and for getting an effective pedagogical result.
Key words: biography as a human life and as a component of the pedagogical process, place and value of biography in the modern educational theory and practice.
Библиографический мониторинг последних десятилетий, осуществленный автором, свидетельствует об устойчивом росте исследований автобиографической и биографической проблематики в гуманитарных науках, а именно в истории, социологии, психологии и др.
В отечественной (К. А. Абульхано-ва-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Кроник,
Н. А. Логинова, В. В. Нуркова, С. Л. Рубинштейн Н. А. Рыбников) и зарубежной психологической науке (Ш. Бюлер, Л. Зон-ди, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон) широко представлен биографический метод, предметом которого является изучение личности через ее жизненный путь. Среди последних интереснейших исследований следует выделить работу В. В. Нурковой, посвященную автобиографической памяти (АП), которую автор
определяет как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта. АП дает материал для создания истории своей жизни и концепции судьбы [6, с. 67-68]. Идеи и положения исследования могут быть использованы в педагогических целях.
В отечественной педагогической науке интерес к биографиям и автобиографиям как педагогическому средству, содержанию и цели в воспитании детей возник в конце XIX в., но не получил необходимого обоснования и соответствующего дальнейшего развития. Среди
авторов, обращавшихся к биографическому методу в построении своих теоретических изысканий и опыта работы с детьми, следует назвать В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, С. И. Гессена, П. Ф. Кап-терева, А. С. Макаренко и др. Так, биографии в своей педагогической деятельности использовал В. П. Вахтеров, подчеркивая, что «в биографиях мы находим не только действия, но очень часто и мотивы этих действий и внешние условия, вызвавшие те или иные стремления, чувства, представления, определяющие данное действие или направление деятельности» [3, с. 350]. С. И. Гессен, определяя целью воспитания выбор и осуществление воспитанником своего призвания, утверждал, что «... в биографии сохраняются только те факты прошлого, которые имеют отношение к сверхличным заданиям, бывшим предметом творчества данной личности, и которые явились этапами в осуществлении личностью ее призвания, служения ее сверхличным ценностям» [4, с. 74]. Биографический подход реализовывал в своей педагогической деятельности А. С. Макаренко. Чрезвычайно эффективный результат имел метод «взрыва», который представлял собой создание таких ситуаций, которые являются поворотными пунктами в биографии ребенка. Биографические сдвиги, резкие изменения в системе ценностных ориентаций и смыслов, направленности жизни достигались посредством контраста, неожиданности и мощности этого воздействия [5]. В последнее десятилетие пристальное внимание проблеме детства и воспоминаниям о детстве как способе его реконструкции уделяет педагогическая антропология. Автобиография детства очень субъективна, однако, по мнению исследователей, важно знать, как ребенок сам оценивает факты своей жизни, что считает существенным, что второстепенным, ибо это является определяющим для построения ребенком своего будущего [7].
При многообразии междисциплинарных исследований в названной области специальные педагогические работы, предметом которых выступала бы биография, нами обнаружены не были. Однако, на наш взгляд, в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для рассмотрения и изучения биографии человека как отдельного феномена.
Для определения понятия «биография» мы обратились к ряду энциклопедических изданий. Несмотря на широкое применение биографического метода различными гуманитарными науками, определения данного понятия обнаружить не удалось. В БЭС понятие «биография» трактуется так: жизнь человека как совокупность его поступков, событий, умонастроений [2, с. 38]. Междисциплинарный анализ исследований биографической и автобиографической проблематики позволяет сделать заключение о том, что биография, несомненно, более емкое понятие, и дать его авторское рабочее определение, обозначить его основные особенности и функции в педагогическом процессе. Ю. Хеннингсен, обративший внимание на биографию человека как педагогическую проблему в зарубежной педагогической науке в конце XX в., обозначил биографию как «персонифицированный вариант образования», содержащий в себе все то, что имело в жизни индивида «обучающий эффект». «Обучающим эффектом обладает то, что превращается в составную часть самого индивида, так как он размышляет о происшедшем, говорит об этом сам с собой и другими, осознает его и вспоминает о том, что внутренне преобразило его, о том, что он усвоил и интегрировал», - утверждает он [8, с. 80-81].
Итак, биография - это процесс и результат биографического развития человека, который проявляется в оценке и осмыслении им отдельных, разрозненных биографических эпизодов, объединении
их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира, направленный на осознание и понимание собственного предназначения и творческую, осознанную реализацию своего уникального биографического маршрута.
Данное определение позволяет обозначить следующие смыслы этого феномена. Биография человека представляет собой динамичное явление, совокупность биографических выборов. Биография предстает и как статичное явление, стабильное состояние субъекта, связанное с осознанием и осуществлением или, по крайней мере, приближением к собственному призванию, с определением своего места в мире, обретением устойчивой системы ценностей, позиций, смыслов. «Сумма событий, выборов и решений составляет нашу жизнь», - заметил Ю. Хеннингсен [8, с. 93]. Биографию человек выстраивает как в конкретных ситуациях, так и в процессе всей своей жизни. Она представляет собой одномоментный акт и непрерывный, длительный, целостный процесс.
Уникальные возможности и смыслы использования биографии в современной практике воспитания помогают открыть последние исследования в области аксиологии, синергетики, психологии. Так, с точки зрения синергетики человек рассматривается как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, становление и развитие которой представляет собой многовариантный, нелинейный и необратимый процесс. Биография человека может быть представлена как череда точек выбора: исчерпанность определенного этапа жизни и переход в неравновесное состояние - состояние становления и определения новых смыслов и способов существования - ставит его перед необходимостью выбора одной из альтернатив дальнейшего развития, что происходит в точках бифуркации. С позиций синергетики даже очень слабые информационные воздействия на челове-
ка, находящегося в зоне бифуркации (в ситуации выбора), могут стать решающими для выбора траектории дальнейшего развития.
Биография имеет одновременно деятельностный, рефлексивный и ценностно-смысловой характер. Выбор или поступок в конкретной ситуации включает в себя не только действие, но и отношение к различным аспектам действительности. Биография каждого человека имеет культуросообразный характер, так как биографический выбор соотносится с ценностями и нормами культуры, и культуротворческий характер, который подчеркивает способность человека к осмысленному преобразованию, самостоятельному открытию новых ценностей и смыслов собственной жизни. Задача педагога в данном контексте - представить богатую палитру ценностей и смыслов, создать условия для свободного выбора, вовлекая воспитанников в диалоги о смысле жизни и предназначении.
В биографии человека представляется возможным условно выделить такие взаимосвязанные компоненты:
• событийный (значимые события). В. В. Нуркова, например, выделяет в структуре АП яркое, важное, переломное и характерное события;
• пространственно-временной (этапы, прошлое-настоящее-будущее). В. В. Нур-кова делит людей по типу эмоционального приятия своего прошлого на «беглецов» и «охотников», по типу структурирования жизни - на ригидный, фактологический, эмоциональный и нестабильный типы;
• межличностный (взаимоотношения со значимыми другими);
• ценностно-смысловой (иерархия ценностей, понимание индивидуального смысла жизни и предназначения);
• субъектно-деятельностный (рефлексия, оценочная деятельность, целепо-лагание, проектирование).
Представляется возможным обозначить такие функции биографии в воспитательном процессе:
• «образовательная» функция заключается в приобретении знаний о человеческой жизни, ее институированных и субъективно обозначаемых этапах и событиях. Знакомясь с биографиями других людей, воспитанник получает возможность увидеть развитие в динамике, компенсировать недостающие знания, осознать направление своей жизни, ее важнейшие темы и конструировать свою биографию. Происходит становление «категориального проекта бытия» (Г. Ноль), который отражает отношение человека к отдельным событиям прошлого и настоящего и способствует реализации его стремления к самоосуще-ствлению, становлению человека «должного» в соответствии со своими возможностями [5, с. 170-176];
• ценностно-смысловая функция реализуется в том, что в биографиях других людей воспитанник постигает ценности и смыслы, обуславливающие жизненные выборы и поступки. Происходит «диалог смыслов» (М. М. Бахтин) [1], биографические выборы участников которого предстают как «образец ценностного выбора». Задача педагога - попытаться понять единственный, только воспитаннику принадлежащий жизненный путь, который ведет его к наиболее полной самореализа-
ции, и помочь ему в этом, ибо в реальной жизни человек не всегда адекватен своему предназначению, проживая порой «чужую» жизнь, и собственные выборы в жизни часто, к сожалению, остаются неот-рефлексированными и неосознанными. На наш взгляд, цель воспитания должна соотноситься с предельным вопросом человеческого существования, который Ж. П. Сартр охарактеризовал как «очень личный вопрос о “главном”, а именно о том, что, собственно, мы делаем здесь и сейчас и какой в этом смысл?»;
• проектировочная функция биографии находит отражение в стремлении индивида к прогнозированию и проектированию жизненного пути. Воспитанник соотносит биографии с событиями, фактами своей жизни. Педагогическая задача -организовать процессы конструирования биографии.
Представляется, что данные идеи открывают иной целевой, содержательный ориентир организации педагогического процесса. Биография может стать важным информативным источником и средством взаимодействия с воспитанниками, основанным на конкретных и индивидуальных биографических фактах, инструментом адресного обращения и сопровождения школьников. Педагогическая деятельность соотносится с индивидуальными целями и ориентирами воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
2. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. редактор А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 863 с.
3. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бри-таева. М.: Педагогика, 1987. 400 с.
4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
5. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания: Монография. Псков: Изд-во ПГПУ, 2008. 288 с.
6. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000. 320 с.
7. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учеб. пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б. М. Бим-Бада, О. Е. Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998.
8. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / Пер. с нем. В. А. Волкова; Под общ. ред. В. Г. Безрогова. М.: Изд-во УРАО, 2000. 184 с.