научно-методический электронный журнал
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14085
УДК 37.018.2
Лапшова Анна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород anv19.10@mail.ru
Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования
Аннотация. В статье рассмотрена новая культура воспитания, которая предполагает обратить внимание на уникальность, организацию, неповторимость и актуальность воспитательного процесса в условиях модернизации образования. Ключевые слова: культура воспитания, вариативность воспитания, организация воспитательной среды, сопровождение воспитанников.
Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На современном этапе развития общества образование и воспитание являются одними из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
В современных условиях образование играет ключевую роль в развитии общества. Перед педагогической наукой и практикой ставятся задачи модернизации образования, предполагающие инновационные изменения в педагогической системе, совершенствование воспитательной деятельности, создание благоприятных психологопедагогических условий для личностного развития субъектов образования в соответствии с требованиями современности. К тому же в условиях современного образования предполагается создать творческого человека, способного решать глобальные и локальные проблемы человека и человечества; развивать человека инициативного, способного к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Миссия системы образования ориентирована, прежде всего, на сознание личности, обладающей лучшими человеческими качествами, верящей в силу разума, стремящейся к труду и самосовершенствованию. К тому же в условиях современного образования предполагается создать творческого человека, способного решать глобальные и локальные проблемы человека и человечества; развивать человека инициативного, способного к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Таким образом, подчеркивая специфику миссии современного образования, мы отмечаем, что данный подход позволяет определить смысл существования образовательной системы, новизну и неповторимость деятельности, социальную ответственность и обращает наше внимание на один из уникальных компонентов образования - воспитательный процесс.
Движущей силой воспитательного процесса и вместе с тем методом его организации является перспектива. В ней выражается сущность культурных и материальных потребностей человека или коллектива, уровень развития, их моральный облик. Воспита-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14085
УДК 37.018.2
тельной перспективой называют общественно значимые задачи, дела, соответствующие потребностям развития личности, группы детей, коллектива, которые стимулируют деятельность, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям школьников.
Перспективы характеризуются: увлеченностью делом с опорой на непосредственный и опосредованный детский интерес; общественной значимостью цели, задач, конкретных дел и их связью с трудом и жизнью народа; четкой организацией деятельности, направленной на достижение перспективы; педагогической целеустремленностью; воспитанием у учащихся высоких моральных качеств. Задача педагога заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, захватывающей деятельности, отношений, движение коллектива от решения одной задачи к другой.
Обращают на себя внимание противоречия социально-психологического и педагогического характера, выделенные педагогом: «низкий уровень сознания обществом глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в том числе экологических, экономических, информационных; конфронтационная психология, охватившая широкие слои общества; изоляционизм и национальная ограниченность, создающие питательную среду для национализма и шовинизма; ослабление нравственных начал на уровне личности и общества и т. д.» [1].
Определяя основные направления воспитания обучающихся, С. Ф. Петрушкин подчеркивал важность в этом процессе гуманизации и демократизации общественной жизни, экономических реформ, что, с его точки зрения, может и должно способствовать развитию личности как субъекта воспитания, способного самостоятельно мыслить, чувствовать, реализовать созидательную активность [2].
Среди задач воспитательного процесса выделяется формирование нереализованных и очень сложных в практическом воплощении качеств личности: инициативы, самостоятельности, интереса к новому, потребности в нем; деловитости и индивидуальной самостоятельности.
На сегодняшний момент подчеркивается многогранность воспитания и рассматривается с этих позиций доминантность формирования мировоззрения личности, духовной культуры и общечеловеческих ценностей. В формировании мировоззрения личности С. Ф. Петрушкин выделяет помощь воспитаннику в определении смысла жизни в условиях социальных перемен; формирование самосознания и ценностного отношения к собственной жизни. Рассматривая специфику духовной культуры, выдающийся педагог предлагает обратить внимание на формирование общечеловеческой морали, интеллигентности как высокой меры воспитанности с опорой на базовую культуру личности [3, 4].
Определяя приоритеты воспитания, педагоги обращаются к важнейшим общечеловеческим ценностям, таким как родина, семья, здоровье, коллектив, знания, мир, труд, природа. Прежде всего, ценность человека нужно обозначать как неповторимую индивидуальность с уникальными способами личной и социальной самореализации, поэтому в центре воспитательного процесса находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.
Придерживаясь традиционных позиций, С. Ф. Петрушкин отмечал и обосновывал существенную роль развития у воспитанников физического здоровья, нравственности и способностей в воспитательном процессе. Он считал, что в этом заключен «генетический код человечества», что именно эти компоненты культуры воспитания передают опыт и культуру человечества [5].
К инновационному видению перспектив воспитательного процесса относится воспитание обучающегося, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружа-
пи пи
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14085
УДК 37.018.2
ющих его людей; создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизни.
Педагогическое творчество С. Ф. Петрушкина актуально в современных условиях; оно представляет воспитание как открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых; ориентировано на определение новых перспективных направлений, приводящих к выходу образовательной системы на новый качественный уровень; предусматривает внедрение новых методов и форм образовательной деятельности, подготовку и оптимизацию воспитательных программ, обеспечение качества образования.
Рассматривая в современных условиях воспитательный процесс как значимый фактор модернизации современного образования, выделим характеристики новой культуры воспитания. Среди них, прежде всего, подчеркнем личностнодеятельностную направленность образования.
Личностно-деятельностная направленность воспитания детерминирована исключительностью статуса и роли в этой системе человека как субъекта и объекта деятельности. Воспитание организуется для человека с целью его личностного совершенствования и предполагает следующие личностно-ориентированные акты и процедуры, являющиеся важными факторами включения воспитанников в процесс личностного саморазвития:
- диагностику особенностей личности и адекватную оценку уровня ее развития;
- учет индивидуально-психологического своеобразия личности;
- опору на активность и творческое начало личности;
- обеспечение продуктивной взаимосвязи личности со средой.
Личностно-деятельностная направленность воспитания ориентирована на присвоение человеком в ходе своей социализации общественно-исторического опыта.
Активная деятельность по достижению личностно и социально значимых целей является существенным каналом воспитания.
В новой культуре воспитания широко представлена вариативность воспитательных теорий и практики. Анализируя систему взглядов на воспитание, определяя ведущие идеи воспитательного процесса, можно использовать предложенные современными ведущими учеными концепции воспитания: «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка» (Н. М. Таланчук), «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» (М. И. Рожков), «Формирование образа жизни, достойного Человека» (Н. Е. Щуркова), «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е. В. Бондаревская), «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О. С. Газман, Т. В. Анохина, И. А. Колесникова), «Воспитание на основе потребностей человека» и другие [6, 7].
Существует еще одна характеристика новой культуры воспитания - предоставление свободы всем субъектам воспитательного процесса. Свобода воспитателя должна включать свободу действий с осмыслением личной и профессиональной ответственности. У педагога должно быть развито чувство собственного достоинства и выражена самооценка, что позволит ему планировать и осуществлять свою деятельность в диапазоне реальных возможностей личностного и технологического характера. Свобода воспитанников связана с умением делать выбор и нести ответственность за действия, отражающие наличие или отсутствие личной культуры, развитие чувства собственного достоинства.
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14085
УДК 37.018.2
Особое место в новой культуре воспитания занимает организация воспитательной среды. В функциональном отношении понятие среды представлено несколькими разновидностями, из которых в воспитательном процессе целенаправленно используются такие, как эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная. При этом важно подчеркнуть, что среда - это то жизненное (физическое, психическое, культурное и т. д.) пространство, в границах которого через деятельность и общение реализуются цели и задачи воспитания.
Интеграция природной и социальной среды в воспитательном процессе должна проходить постепенно, с учетом того, лишь освоенная ее часть становится «полем» развития всех участников образования. Для педагога-воспитателя важно педагоги-зировать окружающую среду прежде всего путем повышения психологопедагогической культуры родителей и привлечения их к воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Важным моментом в этом процессе выступает персонализация среды. Суть этого явления состоит в обеспечении каждого субъекта воспитательного процесса благоприятной «средовой нишей», в рамках которой он индивидуально или совместно с единомышленниками может включаться в интересную деятельность. В процессе освоения окружающей среды необходимо формировать у воспитанников адекватное отношение к различного рода социальным явлениям как положительного, так и отрицательного свойства.
Считаем важным подчеркнуть направленность новой культуры воспитание на определение стратегии и тактики самораскрытия творческого потенциала человека. Справедливо утверждение Л. С. Выготского: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Если таким образом задавать основы воспитательного процесса, то результат деятельности превзойдет все ожидания.
Для организации самораскрытия творческого потенциала человека нужен творческий воспитатель, который создает условия для творчества и развития комплекса ключевых способностей к творческой самореализации личности. Кроме того, творчество как процесс позволяет наиболее полно реализовать способности и возможности личности, создать некую личностную траекторию, отношенческую систему, в которой будут отражены оригинальные подходы, технологии, методики воспитания [8].
Огромный воспитывающий потенциал в новой культуре воспитания имеет целенаправленное развитие социально ориентированных межличностных отношений. Особенно актуально это для образовательной сферы, где важно закладывать и отрабатывать всевозможные способы и средства самопрезентации личности с целью установления и развития связей, контактов в духе сотрудничества и кооперации.
Для этого необходимо использовать следующие механизмы:
- идентификация как способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
- стереотипизация как классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным социальным стереотипам;
- рефлексия как осмысление субъектом того, какими средствами он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;
- обратная связь как получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и на этой основе корректировка дальнейшей стратегии и тактики общения.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14085
УДК 37.018.2
Коммуникативные модели воспитания могут быть разнообразными. Односторонняя модель воспитания как общения: воспитанник присваивает информацию воспитателя. Двусторонняя прагматическая модель: обслуживание совместной деятельности, обмен информацией, нужной для общего дела. Двусторонняя личностноразвивающая модель (диалог): педагог внимателен ко всем проявлениям личности, за счет чего происходит углубление межличностного контакта.
Одним из приоритетных положений воспитательного процесса является реализация педагогического сопровождения воспитанников как процесс взаимодействия педагога и обучающегося, основой которого является внимательное наблюдение, консультирование, корректное личное участие педагога, поощрение максимальной самостоятельности учащегося, позволяющие реализовать личные, учебные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. При этом специальное внимание уделяется полноценной реализации таких воспитательных тактик, как «защита», «помощь», «поддержка», «содействие и взаимодействие», «сопровождение».
Воспитание в современных условиях является открытой сферой образовательного пространства. С одной стороны, многим кажется делом простым и не требующим больших усилий, а с другой - находится под прицелом серьезной критики, поскольку предполагается высокий уровень воспитанности, а он по каким-то причинам отсутствует.
Последнее обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что теоретикопрактическое решение проблемы воспитания в современном образовании должно опираться на глубокое осмысление его как процесса формирования отношения человека к миру, определяемого системой различных факторов, как позитивных, так и негативных.
Целесообразно и полноценно организованное воспитание может и должно стать гарантом формирования гуманной, свободной и творческой личности, способной к ограниченному саморазвитию и тем самым обеспечивающей подлинный общественный прогресс. Поэтому вполне оправданным является тот повышенный интерес, который наблюдается по отношению к комплексу проблем из области воспитания. При этом значительное увеличение попыток научно-практического осмысления и интерпретации воспитания как универсального психосоциального инструмента, обеспечивающего цивилизационно-культурное развитие общества, порождает весьма пеструю картину состояния теории и практики воспитательной сферы современного образования [9].
Однако все это не означает, что современный многоцветный и полифонический «образ воспитания», представленный в разнообразных концепциях и реальных делах, есть точно определённый выход на высокий уровень качества воспитательного процесса. По нашему мнению, знакомство с исследовательскими и практическими материалами, относящимися к воспитанию, является источником профессионального роста любого педагога и всего коллектива в целом, залогом оптимизации индивидуальной или коллективной воспитательной деятельности.
Анализируя возможности технологии индивидуального рефлексивного воспитания, следует отметить ее высокий воспитательный потенциал для развития социально значимых качеств воспитанников через личностную ориентацию используемых средств и приемов, которая имеет особое значение, поскольку признает ценность личности, подразумевает уважение и заботу о каждом человеке. Безусловная ценность развивающей направленности технологии заключается в идее развития индивидуальных познавательных способностей каждого воспитанника, а также таких психических феноменов, как воля, эмоциональная сфера, коммуникативные способности, самостоятельность, ответственность и пр. Следует отметить важнейшее зна-
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14085
УДК 37.018.2
чение диалогического основания этой технологии, задающей контекст совместной деятельности, в котором происходит взаиморазвитие субъектов этой деятельности.
В современной педагогике воспитание определяется чаще всего как процесс целенаправленного управления развитием личности. В данном определении ключевым объединенным понятием является, безусловно, понятие «развитие личности», состоящее из двух самостоятельных категорий, содержание которых позволяет выделить следующие ориентиры. Во-первых, это направленное и закономерное изменение разнообразных сфер человека биологической, личной и социальной жизнедеятельности. Во-вторых, идентификация понятия «личность» с позиций антропоцентризма придает уникальность определению. Если А. Маслоу определял личность как неповторимую и уникальную целостность, в которой от рождения заложен потенциал к саморазвитию своей человеческой сущности, то в таком определении есть явные позитивные моменты, поскольку оно вытекает из идеи самозначимости и самоценности человека. В этом плане трудно не согласиться с К. Роджером, который утверждал, что личность - это безусловная ценность, что вполне коррелирует с кантовским пониманием человека как высшей цели.
С учетом этих положений понятие «развитие личности» может быть определено как процесс приобретения индивидом «социального облика» посредством социализации и воспитания. Данное определение не противоречит традиционному пониманию развития личности как целостного процесса количественных и качественных изменений растущего человека в духовной, интеллектуальной, волевой и т. д. сферах, а лишь подчеркивает его социальную обусловленность. Поскольку этот процесс в онтогенезе осуществляется при непосредственном участии взрослых, то именно воспитание является ведущим фактором развития личности.
Современная российская педагогика активно разрабатывает проблему развития личности в процессе воспитания, основным механизмом которого выступает формирование определенных ценностей через стимулирование отношений человека к Миру в широком смысле. Поэтому современное воспитание российской молодежи должно базироваться на таких социально значимых ценностях, как ценность Личности, ценность Жизни, ценность Свободы, ценность Достоинства, ценность Долга. Именно ценности и формирование ценностных отношений личности представляют содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких воспитательных моделях и концепциях.
Изменение ситуации жизнедеятельности выступает источником развития личности. В жизнедеятельности педагогов и их воспитанников ситуации возникают естественным путем и конструируются в педагогических целях. С помощью целенаправленного создания ситуаций как типичных для каждого этапа индивидуальноличностного становления сочетаний внутренних процессов развития и внешних условий можно задавать и определять динамику воспитательного процесса и прогнозировать возникновение личностных новообразований.
Предпосылками успешности в воспитании служат внешние и внутренние условия, под влиянием которых воспитательный процесс разворачивается во времени и в пространстве, поэтому воспитательная деятельность педагога «встроена» в структуру воспитательного процесса и является его важнейшей составной частью. А в условиях модернизации образования следует обратить внимание на эффективность воспитательной деятельности педагога, на организацию этого процесса и управление ее развитием, а также повышение степени ее целостности. Для этого необходимо четко определить свое место в структуре воспитательного процесса, смысловую и функциональную роль в его становлении.
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 14085 УДК 37.018.2
Ссылки на источники
Лапшова А. В. Перспективы воспитательного процесса в условиях модернизации образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14085. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14085.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
1.
2.
3.
4.
б.
б.
7.
В.
9.
Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. -4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
Основные направления воспитания школьников: учеб.-метод. пособие по планированию и организации внеклассной воспитательной работы / отв. ред. С. Ф. Петрушкин. Ч. 1. - Брянск: БГПИ, 1995. - 50 с.
Там же.
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.
Основные направления воспитания школьников ... Ч. 1.
Воспитательная деятельность педагога.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
Там же.
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Указ. соч.
Anna Lapshova,
Ph.D., assistant professor of vocational education and management of educational systems VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin",
Nizhny Novgorod anv19.10@mail.ru
Prospects of the educational process in the modernization of education
Abstract. The author describes the new culture of education in innovative pedagogical education system changes, which suggests paying attention to the uniqueness, organization, originality and relevance of the educational process in the modernization of education.
Key words: culture education, variability education, organization of the educational environment, support pupils. References
1. Slastenin, V.A. and Kolesnikova, I.A. (eds.) (2008) Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga, 4-e izd., ster., Akademija, Moscow, 336 p.
2. Petrushkin, S.F. (ed.) (1995) Osnovnye napravlenija vospitanija shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie po planirovaniju i organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty, ch. 1, BGPI, Brjansk, 50 p.
3. Petrushkin, S.F. (ed.) (1995) Osnovnye napravlenija vospitanija shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie po
planirovaniju i organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty, ch. 1, BGPI, Brjansk, 50 p.
4. Stepanov, E.N. and Luzina, L.M. (2008) Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija,
2-e izd., pererab. i dop.,TC Sfera, Moscow, 224 p.
5. Petrushkin, S.F. (ed.) (1995) Osnovnye napravlenija vospitanija shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie po planirovaniju i organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty, ch. 1, BGPI, Brjansk, 50 p.
6. Slastenin, V.A. and Kolesnikova, I.A. (eds.) (2008) Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga, 4-e izd., ster., Akademija, Moscow, 336 p.
7. Slastenin, V.A. and Kolesnikova, I.A. (eds.) (2006) Pedagogicheskaja podderzhka rebenka v obra-zovanii, Akademija, Moscow, 288 p.
8. Slastenin, V.A. and Kolesnikova, I.A. (eds.) (2006) Pedagogicheskaja podderzhka rebenka v obra-zovanii, Akademija, Moscow, 288 p.
9. Stepanov, E.N. and Luzina, L.M. (2008) Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija,
2-e izd., pererab. i dop.,TC Sfera, Moscow, 224 p.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2014/14085.htm