ART 14167
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
Сембрат Алла Леонтьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Гоигория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий, Украина allasembrat@mail.ru
Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании:
теоретический аспект
Аннотация. В статье рассматриваются функционирование личностно ориентированной технологии в воспитании, основные принципы функционирования лич-ностно ориентированных технологий воспитания в высшем образовании. Ключевые слова: личностно ориентированный подход, психолого-педагогический процесс, технология воспитания, высшее образование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На современном этапе развития высшего образования Украины все большую остроту приобретает проблема воспитания личности - создателя собственного будущего, гуманиста, гражданина-патриота Украины. Демократизация образования, его государственно-национальная направленность требуют от психолого-педагогической науки поиска новых путей качественного совершенствования воспитания подрастающей личности [1].
Проблеме воспитания личности посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований. В частности, разработаны и разрабатываются методологические проблемы воспитания и становления личности (Г. Андреева, Л. Анциферова, Р. Бернс, А. Бойко, И. Бех, О. Киричук, Б. Лихачов и другие); исследуются различные аспекты воспитания личности: нравственного воспитания (В. Гаврилов, А. Донцов, В. Оржеховская и другие), развития духовных потребностей (М. Билогор-ка, О. Сухомлинская), эстетического воспитания (И. Зязун, П. Иваницкая, Л. Левчук и другие); общественного воспитания (В. Белоусова, И. Ермаков, В. Сухомлинский, О. Сухомлинская, К. Чорная и другие); национального воспитания (Г. Ващенко, М. Стельмахович, Р. Скульский и другие); идеи самоценности человеческой личности (Б. Битинас, Л. Буева, О. Ващенко, С. Гессен, Г. Сковорода и др.); концептуальные положения об организации учебно-воспитательного процесса гимназии (О. Гавали, Ю. Гильбух, О. Добенько, А. Лопухивский, В. Паламарчук и другие). Ученые работают над созданием такой модели воспитания человека, которая бы давала ему возможность оптимально решать сложный вопрос своего жизнетворчества, успешно достичь индивидуальных и общественных целей. Особое внимание обращается на разработку новых воспитательных технологий, обеспечивающих формирование и развитие у подрастающей личности прежде всего духовных способностей как доминирующих и решающих для развития ценностной системы человека [2; 3].
Целью данного исследования является анализ функционирования личностно ориентированной технологии воспитания. Поставленная цель предполагает выяснить состояние исследования проблемы в педагогической теории и воспитательной практике. В последнее время термин «воспитательная технология» стал широкоупотреб-ляемым как в педагогической науке, так и воспитательной практике. Однако содержание его еще не имеет четкой определенности. Поэтому неудивительно, что воспитательную технологию иногда отождествляют с тем или иным применяемым воспитате-
f\j ■Л f\j
ART 14167
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
льным методом, а то и вообще считают данью моде. Конечно, практически-преобразовательная сила того или иного знания пропорционально зависит от уровня его научности, в частности эмпирического или теоретического, хотя последний и имеет свои качественные градации. Это непосредственно касается и теории воспитания. Традиционные представления о его методах, то есть способы влияния на индивидов с целью их воспитания и развития, формировались экспериментальной педагогикой. Речь идет прежде всего о психике испытуемых, о знании ее экспериментатором, учете этих знаний в построении научных обобщений и закономерностей.
Для педагогики воспитания принципиальным методологическим ориентиром стало психологическое решение проблемы о соотношении развития и воспитания, поскольку именно от этого зависела особенность методической организации воспитательного процесса. Развитие ребенка происходит в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, такой, что с самого начала разворачивается через общение ребенка со взрослыми, и если такому общению, деятельности в определенных исторических условиях придается необходимая направленность, то возникает процесс воспитания как форма развития. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка.
В воспитательном задании выделяются общая цель действия воспитателя, которая конкретизируется относительно определенного этапа ее решения, тактика, направленность, содержание, способ представления и условия осуществления этого действия, а также характер реагирования воспитанника. Следует помнить, что управление в сфере воспитания - это не строгая детерминация деятельности ребенка. Способ управления (воспитательное воздействие) лишь задает, а не определяет деятельность воспитанника. В этом случае учет характера и особенностей собственной деятельности ребенка выступает не как противопоставление развитию и воспитанию, а как введение в педагогический процесс важного условия реализации его целей. Суть его решения заключается в обеспечении перехода от некоторого исходного состояния системы личностных смыслов и социально-нравственных ценностей к предполагаемому состоянию этой системы, причем этот переход должен быть осуществлен при соблюдении определенных ограничений, которые накладываются на временные параметры и организационные формы процесса воспитания и воспитательных действий.
Исходя из понимания воспитания управлением воспитательной деятельностью, одним из центральных понятий является способ управления, которое по своему содержанию совпадает с понятием «метод воспитания». В нем целесообразно выделить следующие основные этапы: раскрытие содержания морального требования, формулировка задачи, которая способствует воспитанию, управление процессом ее решения.
Личностно ориентированные воспитательные технологии в равной степени обращены к воспитаннику и к воспитателю, их особенностям и склонностям. Воспитатель каждый раз как бы заново строит свои отношения с подопечным, где личностный момент образует центр таких технологий. Личностная позиция воспитателя заключается в человечности, неутилитарности отношения не только к воспитаннику, но и к самому себе как личности. Итак, никакая изощренная воспитательная техника и интуиция не спасут, если учитель - человек аморальный, если его смысловая сфера ориентирована на эгоцентричные ценности. Какой бы методикой такой учитель ни пользовался, он будет способствовать воспитанию людей аморальных. Это необходимо твердо усвоить, а не ждать от психологов и педагогов какого-то алгоритма, системы советов, которые сами собой творят чудо нравственного воспитания. Воспи-
«vi О nj
ART 14167
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
тательный процесс, ориентированный на личность, не может обойтись без обращения ребенка к самому себе. Ребенка следует научить осмысливать свои побуждения, прогнозировать последствия собственных поступков для самого себя и других людей, согласовывать цели собственного поведения со средствами их достижения. Внутренний мир человека складывается из совокупности психических процессов (ощущение, представление, эмоции, потребности, мотивы, способности, качества). Эти новобразования отражаются в сознании личности. Чтобы их узнать, необходимо, чтобы у субъекта сформировалось представление о собственном «Я». Только противопоставляя себя другим личностям, человек познает себя.
Используя на практике личностно ориентированные воспитательные технологии, педагог в школе моделирует будущее общество. Достижение этой цели напрямую связано с его воспитательной позицией - синтезом профессиональных и индивидуальных черт личности учителя. Внедрение личностно ориентированной технологии воспитания открывает широкие возможности развития глубинных духовных потенциалов детей, воспитания у них гуманизма как устойчивого отношения к окружающему миру [4; 5]. Технология личностно ориентированного подхода позволяет осознать ценностную природу собственной личности, других людей, какой бы расы или национальности они ни были, переживать ценностное отношение к родной земле и природе [6]. В наше время особенно актуальным является фундаментальное методологическое положение украинского психолога С. Костюка о том, что «воспитание по своей сути - это руководство индивидуальным становлением человеческой личности... воспитывать - это проектировать постепенное становление качеств будущей личности и управлять осуществлением намеченных проектов» [7].
Следовательно, возникает необходимость повышения развивающей эффективности воспитания, оптиматизации процесса управления воспитательной деятельностью ребенка. А это связано с созданием и использованием качественно новых воспитательных методов. Последние должны основываться не на механизме внешнего подкрепления (поощрения и наказания), а на рефлексивно-волевых механизмах, механизмах сопереживания и положительного эмоционального оценивания, которые апеллируют прежде всего к самосознанию и сознательному, творческому отношению человека к общественным нормам и ценностям. Такие методы и можно квалифицировать как «воспитательные технологии личностной ориентации».
Воспитательная действенность личностно ориентированных технологий зависит от методологической основы, которая непосредственно определяет характер их практического развертывания и конкретизируется в совокупности взаимосвязанных принципов. Эти принципы определены И. Бехом в книге «Воспитание личности» [8] и являются ведущими для функционирования личностно ориентированных технологий воспитания:
1. Принцип целенаправленного создания эмоционально обогащенных воспитательных ситуаций. В педагогике воспитательную ситуацию связывают, как правило, с конфликтом, проблемой, где воспитанник ставится в условия свободного морального выбора (причем всегда предусматривается несколько возможных вариантов поведения). Особенность подобных ситуаций заключается в том, что их решение рассчитано только на активность школьника. Наш подход к проблеме воспитательных ситуаций заключается в активном воздействии воспитателя на воспитанника, чтобы тот более или менее сознательно воспринимал моральные требования. Отсюда воспитательная ситуация - это социальные условия, при которых ребенок в отношениях с взрослым усваивает социальные нормы поведения. Правильно построенная воспитательная ситуация должна побуждать ребенка к действию. Это про-
м Q м
ART 14167
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
исходит благодаря созданию психологических условий ее эмоциогенности, которые способствуют формированию у воспитанника эмоциональных знаний о моральной норме - таких знаний, которые эмоционально переживаются, приобретают личностную значимость.
2. Принцип личностно развивающего общения. Вводится в связи с тем, что овладение воспитательной ситуацией является результатом специфических отношений между воспитанником и воспитателем, который вносит в нее социальный аспект. Его действие проявляется в ходе общения. Но только личностно развивающее общение способно привлечь воспитанника к общественным ценностям. Оно предусматривает, что воспитатель понимает и воспринимает личность ребенка, умеет стать на позицию воспитанника. Подобное общение несовместимо с угрозами, оскорблением, наказанием. Оно формирует взгляд на ребенка как на равноправного партнера в условиях сотрудничества и отвергает манипулятивный подход к нему. Целесообразно учитывать, что равенство в общении воспитателя и воспитанника не является абсолютным, поскольку у них разное психосоциальное развитие, опыт, объем знаний, социальное положение и статус. В построении воспитательного процесса важно учитывать, что эффект воздействия слова взрослого на ребенка не всегда бывает положительным. Не всегда объяснение сути общественно значимого поступка приведет к усвоению определенной поведенческой нормы. В связи с этим возникает проблема повышения регулятивной функции слова. Одно из средств ее усиления - наглядные опоры, которые должны быть связаны со словом. Именно они демонстрируют ребенку те или иные способы нравственного поведения.
3. Принцип использования сопереживания как психологического механизма в воспитании личности. Взрослый должен уметь встать на позицию ребенка. Это ведущий компонент процесса сопереживания, развитая форма которого имеет два познавательных компонента: умение выделить и обозначить эмоции, которые переживают другие люди, и принять чужую позицию. Эмоциональный компонент - это способность к душевному отклику. Сопереживание всегда связано с эмоциональными отношениями между двумя субъектами. И только многократные эмоциональные переживания обобщаются и связываются не с конкретным человеком как объектом поступка, а с самим способом морального действия, закрепляются в соответствующем этическом понятии. Это обобщенное эмоциональное отношение к содержанию ситуации, события, явления и есть моральное свойство, которое регулирует поведение личности.
4. Принцип систематического анализа воспитанником собственных и чужих поступков. Результатом процесса нравственного воспитания является сформиро-ванность у воспитанника совокупности поступков, то есть таких моральных действий, которые характеризуются осознанностью общественно значимых мотивов.
Личностно ориентированная технология воспитания базируется и функционирует на сочетании комплекса рассмотренных выше принципов и требований личностно ориентированного подхода. Благодаря ее применению создаются оптимальные условия для самореализации личности, ведь воспитатель ценностно относится к ученику, определяет его индивидуальность, общается с ним на позициях взаимопонимания и раскрытия способностей, стимулирует развитие гуманистической нравственности воспитанника.
Воспитательное воздействие, которое обеспечивают личностно ориентированные технологии, требует от педагога четкой постановки задач развития ребенка и определения направлений их реализации в соответствии с желаниями, потребностями, способностями каждого школьника. Выход на технологический уровень проек-
ГУ r\J
ART 14167
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
тирования воспитательного процесса делает педагога высокопрофессиональным специалистом, дает ему возможности творческого поиска и моделирования отношений с воспитанниками, выступает альтернативой формализму, значительно усиливает роль личности школьника, открывает новые возможности самосовершенствования и реализации его способностей. Личностно ориентированная технология воспитания представляет своеобразную «оболочку» - пространство, в котором комфортно как педагогу, так и воспитаннику. Личностно ориентированная технология воспитания обеспечивает осознание самоценности каждой личности в системе взаимоотношений с другими людьми и миром, приводит к актуализации потребности в самосовершенствовании путем осуществления личностного самовоспитания.
Несмотря на некоторые различия в подходах ученых к трактовке личностно ориентированных технологий воспитания, представляется возможным выделить в них общие методологические позиции.
1. В центр каждой концепции поставлен человек как уникальное социально-биологическое существо, обладающее неповторимой системой индивидуальных психологических особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров. Это объясняется тем, что в современном обществе меняются представления о личности, которая кроме социальных качеств наделена различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т. д.
2. Исследователи педагогических проблем личностно ориентированного воспитания одним из главных условий его реализации видят изменение структуры воспитания - его перевод из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных. В результате воспитание рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность воспитуемого, а своеобразное «педагогическое взаимодействие» с ней.
3. В содержании воспитания авторы предлагают перейти от формирования личности с заданными обществом качествами к созданию условий для ее самоактуализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических возможностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и др.).
4. Ведущим видом личностно ориентированного воспитания признается самовоспитание. Считается, что именно оно является наиболее эффективным в формируемой новой воспитательной среде. В этом случае воспитание реализует потребность общества в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.
Важно учитывать, что в личностно ориентированном воспитании учитываются как его общие педагогические принципы, так и специфические, вытекающие из особенностей его организации и осуществления: обеспечение единства и комплексности процессов обучения, воспитания и личностного самосовершенствования (развития); соответствие целей, задач, содержания и технологии личностно ориентированного воспитания специфике учебной, профессиональной и других видов деятельности его субъектов и объектов; обусловленность содержания и технологии воспитания ценностными ориентациями и мотивацией воспитуемых к будущей профессиональной деятельности, а также общей и педагогической культурой воспитателей; последовательность, систематичность и непрерывность овладения воспитуемыми системой гуманитарных знаний, а также навыками личностного самосовершенствования.
PU г М
КОНЦЕПТ
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14167 УДК 378.1
Личностно ориентированная технология выступает базовой ценностной ориентацией современного педагога. Она предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании она означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив же должен выступать гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. А это во многом зависит от точного и научно обоснованного определения воспитателем своего места и педагогических функций. Личностно ориентированная технология создает максимальные возможности для жизненного самоопределения личности, что предполагает раскрытие перед ней мира человеческих взаимоотношений во всей его сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия людей, которые могут вести к успеху. Личностно ориентированная технология воспитания позволяет воспитаннику развиваться и самосовершенствоваться как личности. Стратегия построения воспитательного процесса в плоскости личностного подхода должна определяться научным пониманием внутренних закономерностей развития личности в онтогенезе, а не основываться на внешней целесообразности, когда традиционные методы наказания и поощрения скрывают сложные воспитательные проблемы.
Ссылки на источники
1. Сембрат А. Л. Исторический аспект личностно ориентированного подхода в воспитании // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - Харьков, 2005.- № 14. - С. 51-58.
2. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. -2001. - № 1. - С. 17-24.
3. Рыбалка В. В. Психология развития личности. - Киев, 1996. - 380 с.
4. Бех И. Д. Духовные ценности в развитии личности // Педагогика и психология. - 1997. - № 1. -С. 124-129.
5. Бех И. Д. Личностно ориентированное воспитание: науч.-метод. пособие. - Киев, 1998. - 204 с.
6. Кононенко О. Л. Лелеем у ребенка живое самостановление // Дошкольное воспитание. - 2002. -№ 2. - С. 12-15.
7. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психологическое развитие личности. - Киев, 1989. - 270 с.
8. Бех И. Д. Личностно ориентированное воспитание.
ISSN 2304-120Х
Alla Sembrat,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy, Pereyaslav-Khmelnytsky G. Skovoroda State Pedagogical University, Pereyaslav-Khmelnytsky allasembrat@mail.ru
Individually oriented technologies of education in higher education: theoretical aspect
Abstract. The author examines the functioning of personally oriented technology in education, the basic principles of learner-focused technology of education in higher education.
Key words: personally oriented approach, psycho-pedagogical process, technology of education, higher education.
772304
120142
977230412014206
ART 14167 References
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14167. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14167. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
1. Sembrat, A.L. (2005) "Istoricheskij aspekt lichnostno orientirovannogo podhoda v vospitanii", Pedagogi-ka, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta, № 14, Har'kov,pp. 5158 (in Russian).
2. Bondarevskaja, E.V. (2001) "Smysly i strategii lichnostno orientirovannogo vospitanija", Pedagogika, № 1, pp. 17-24 (in Russian).
3. Rybalka, V.V. (1996) Psihologija razvitija lichnosti, Kiev, 380 p. (in Russian).
4. Beh, I.D. (1997) "Duhovnye cennosti v razvitii lichnosti", Pedagogika ipsihologija, № 1, pp. 124-129 (in Russian).
5. Beh, I.D. (1998) Lichnostno orientirovannoe vospitanie: nauchno-metodicheskoe posobie, Kiev, 204 p. (in Russian).
6. Kononenko, O.L. (2002) "Leleem u rebenka zhivoe samostanovlenie", Doshkol'noe vospitanie, № 2, pp. 12-15 (in Russian).
7. Kostjuk, G.S. (1989) Uchebno-vospitatel'nyj process i psihologicheskoe razvitie lichnosti, Kiev, 270 p. (in Russian).
8. Beh, I.D. (1998) Lichnostno orientirovannoe vospitanie: nauchno-metodicheskoe posobie, Kiev, 204 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(Vi "7 «j