Научная статья на тему 'Проблема воспитания ценностных ориентаций у несовершеннолетних девушек в условиях воспитательной колонии'

Проблема воспитания ценностных ориентаций у несовершеннолетних девушек в условиях воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУША / РОДОВЫЕ СПОСОБНОСТИИ ПОТРЕБНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / GENDER SKILLS AND И NEEDS / SPIRITUALITY / SOUL / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Валентина Александровна

в статье раскрываются проблемы и перспективы духовно-нравственного становления и развития личности несовершеннолетних девушек в процессе взаимодействия сотрудников ФСИН России, священнослужителей Русской православной церкви, преподавателей и студентов Рязанского государственног университета имени С.А. Есенина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF VALUE SYSTEM AMONG THE MINOR GIRLS IN EDUCATIONAL COLONIES

in the article the author considers the problems and prospects of spiritual and moral education of minor girls within the cooperation between the Russian penal staff, churchmen of the RussianOrthodox Church, teachers and students of the Ryazan State University named for S.A. Yesenin.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания ценностных ориентаций у несовершеннолетних девушек в условиях воспитательной колонии»

УДК159.9:343.815 ББК 88.473 Б44

V.A. BELYAEVA

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF VALUE SYSTEM AMONG THE MINOR GIRLS IN EDUCATIONAL COLONIES

Аннотация: в статье раскрываются проблемы и перспективы духовно-нравственного становления и развития личности несовершеннолетних девушек в процессе взаимодействия сотрудниковФСИН России, священнослужителейРусской православной церкви, преподавателейи студентовРязанскогогосударствен-ног университета имени С. А. Есенина.

Ключевые слова: духовность душа, родовые способности и потребности, духовно-нравственное воспитание.

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА БЕЛЯЕВА*

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВУШЕК В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Annotation: in the article the author considers the problems and prospects of spiritual and moral education of minor girls within the cooperation between the Russian penal staff, churchmen of the Russian Orthodox Church, teachers and students of the Ryazan State University named for S.A. Yesenin.

Key words: spirituality, soul, gender skills and и needs, spiritual and moral education.

Глобальные процессы деструктивных изменений в экономике, образовании и других сферах общественной жизни в России привели к дегуманизации общества, деформации ценностей и отношений в социальной сфере, что неизбежно сопровождается разрозненностью духовных и нравственных ценностных ориентиров бытия человека в семейной жизни и обществе. Особенно остро эти изменения влияют на еще не окрепшую душу растущего ребенка. Естественное стремление каждого человека найти свое место и утвердиться как личность в семье и социуме порождает ряд мотивов и выбор средств для достижения желаемого. Как правило, если семья является неблагополучной, то она выступает негативным фактором, формирующим у детей мотивы самозащиты асоциального характера. Практически все несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, стали жертвами таких семей, приобрели опыт асоциальной жизни как в кругу своей семьи, так и в окружающем социуме. Многие из них не умеют выражать свои мысли в адекватной форме в устной речи, и немало тех, кто серьезно затрудняется выражать их в письменном виде. Общеобразовательная школа в воспитательной колонии становится для подростков тем источником просвещения, который не только учит грамоте, но и открывает возможности познавать жизненные ценности отечественной культуры, традиции и образы русской семьи, создает предпосылки формирования потребности в осмыслении себя как личности среди других людей.

0

1

О

0) -

(D

а

ш

0)

о

0)

с

■с

(D §

С Сс

о с о

я;

* Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогическихтехнологий (Рязанский государственныйуниверситет имени С. А. Есенина). E-mail: editor62@yandex.ru.

5« О

0

с

>3

1

о

Q)

з-

со О со го

Q) С

6

со

О §

§

О £

Важным фактором воспитания в колонии является созданная в ней атмосфера взаимоотношений и взаимодействия всех ее участников. Однако, как показывает опыт, создание необходимой атмосферы доверия и взаимопомощи между воспитателями и воспитанниками в организации различных видов деятельности становится возможным тогда, когда присутствуют и оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на эти отношения факторы внешней среды. К ним следует отнести Русскую православную церковь и молодежные объединения различного типа. Так, взаимодействие священнослужителей, педагогов и студентов гуманитарного вуза с сотрудниками ФСИН России в организации воспитательной работы в воспитательной колонии может представлять собой целостную педагогическую систему.

Цель такой воспитательной системы - формирование у несовершеннолетних осужденных образцов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры бытия человека в мире, которые могли бы быть ими приняты на внутреннем чувственном переживании как ориентиры выбора своих предпочтений и действий в нетрадиционных ситуациях. Реализация этой цели обусловливает необходимость адекватного представления каждым из участников воспитательного процесса личности воспитанника в ее целостности биологического, психического, социального и духовного, где духовная и душевная сущность человека является системообразующей по отношению к другим составляющим. Биологическое, психическое и социальное при этом функционируют и развиваются в контексте духовно-нравственного внутреннего состояния личности (либо в позитиве, либо в негативе внешнего проявления). Третьего здесь не дано. Причем приобретенный ранее подростком асоциальный жизненный опыт является всегда тем камнем преткновения, который служит серьезным препятствием для всех педагогических воздействий и который нужно преодолевать.

Каждое организуемое педагогическое влияние должно иметь четкую ориентировку не только на сам объект воспитания как единицу социума, но и на те природные особенности, с которыми человек появляется на свет и которые нуждаются в особом внимании для дальнейшего развития. Как все биологические свойства, определяющие физическое состояние здоровья человека с момента появления его на свет, требуют систематической заботы о их сохранении и развитии, так и духовные и ду-

шевные свойства личности предусматривают заботливое их взращивание.

Серьезным препятствием в развитии теории духовно-нравственного воспитания в психологии и педагогике является односторонний подход к рассмотрению сущности личности и способов реализации антропологического принципа в процессе ее становления. Ориентация лишь на психофизиологическую природу человека в организации его обучения и воспитания делает ущербной саму теорию о структуре личности, психологических и педагогических механизмах и методах ее воспитания и развития, поскольку душевный и духовный мир человека остается за пределами внимания исследователей и разработчиков деятельностного и компетентност-ного подходов в образовании. Подтверждают это данные анализа результативности воспитания в образовательных учреждениях. Они свидетельствуют о том, что не соответствует ожидаемым результатам формирование у учащейся молодежи мировоззренческих представлений, взглядов и убеждений в области социальных отношений, самоопределения в социальной жизни и становления себя как духовной личности и члена общества. Утрата в общественной жизни сакрального смысла понятий «духовность», «душевность», «нравственность» на фоне провозглашенной стратегической задачи удовлетворения потребностей граждан в образовании и обеспечении условий для успешной самореализации (стать богатым) дезориентируют молодежь в осмыслении нравственных аксиом бытия человека в мире.

Проблема духовно-нравственного становления личности на протяжении последних двух десятилетий исследуется психологами (К. А. Абуль-ханова-Славская, Е.И. Исаев, В.И. Слободчи-ков, В.В. Рубцов и др.), педагогами (Е.В. Бон-даревская, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и др.) и учеными-богословами (Патриарх Кирилл, магистр богословия А.И. Осипов и др.). При ее рассмотрении с позиций светского и православного воззрений возникают противоречия между светским представлением о биопсихосоциальной человеческойпри-роде, на основе которой проектируются современные модели воспитания и образования, и православным видением человека в единстве и иерархии его трехчастности - дух, душа, тело. В первом случае исследуется не личность, а психические процессы и состояния, процесс формирования интеллектуальной компетентности в связи с потребностями социума. Душевная и духовная составляющие богатства внутреннего

мира человека не являются в этих условиях предметом исследования и образовательно не облагораживаются. «Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое... А вот внутренняя культура внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются»1 .

Во втором случае духовно-нравственное воспитание ставилось во главу угла всего воспитательного процесса, осуществляемого семьей, школой, обществом. Духовно-нравственные ценности (любовь к ближнему, забота о создании и сохранении семьи, продолжении рода, служении Отечеству и др.) являлись эмоционально-чувственной основой ценностно-смысловых ориентиров, определяющих действия, поступки и деятельность человека Совокупность этих ценностей по своей сути есть мировоззренческая основа бытия личности. В данном отношении известный русский религиозный философ В.И. Несмелов, исследуя процесс познания и становления мировоззренческих знаний, отмечал: «Живое мировоззрение каждого человека, на какой бы ступени развития он ни стоял, всегда и неизменно слагается из элементов трех разных порядков: из эмпирических познаний о вещах и явлениях мира, из философских определений конечной идеи мира и из религиозных созерцаний законченной картины мира. Такой состав живого мировоззрения необходимо определяется как научно-теоретическими, так и жизненно-практическими интересами человеческогомышления, а потому свободно изменяемый в логических конструкциях разных метафизических доктрин он никогда не может быть фактически изменен в реальном процессе духовного развития человека»2. В этом определении живого мировоззрения прослеживается системная задача образования человека в его духовном развитии. Интегративный подход как методологический принцип решения данной задачи определяет ориентиры отбора и структурирования соответствующего духовному становлению личности содержания образования.

Анализируя методологию антропологического подходав гуманитарном познании (идеи философов, психологов, богословов), В.И. Слободчи-ков делает вывод о том, что данный подход зарождается «из универсальности родовых качеств человека, их независимости от внешних обстоя-тельств»3. Обращаясь к наследию Н.Г. Чер-

нышевского - «на человека необходимо смотреть как на одно существо, имеющего только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам»4, ученый актуализирует идею верховенства целостной человеческой реальности над всеми частными проявлениями человека как социального или биологического существа.

Анализ философско-психологическихидей ученых о природе человека (Б.С. Братусь, В.В. Давыдов, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, В.И. Сло-бодчиков, К. Д. Ушинский и др.) позволяетутверж-дать, что каждый человек рождается с родовыми (заданными) потребностями и способностями. Согласно исследованиям К. Д. Ушинскогоосновой этих потребностей и способностей служат «врожденные стремления к сознательной деятельности, ибо эта причина лежит в нас самих, а не вне нас»5.

Родовые потребности духовной и душевной жизни человека: познание окружающего мира, осмысление высших смыслов бытия; различения добра и зла, чувства свободы, общения, совестливой воли; вера в духовный идеал; потребность быть любимым и любить.

Родовые способности человека: мыслить (рассудок и разум), любить (сердечные чувствования), чувство совести (оценивание справедливости своего действия по отношению к другому, окружающему миру); проявлять волю (действовать в достижении поставленной цели), познавать окружающий мир и себя (становление иерархии ценностей).

Сопоставление родовых потребностей и способностей человека выявляет их непосредственную взаимосвязь и взаимодействие. Так, наличие родовых потребностей предполагает для возможности их реализации наличие соответствующих способностей. Возникает вопрос о наличии у человека возможностей собственных усилий (действий, деятельности), необходимых для развития заданных от рождения потребностей и способностей по реализации вполне определенного бессознательного врожденного стремления, ощущаемого в чувствованиях, сопровождающихся представлениями и порождающими в итоге сознательное желание или нежелание совершить то или иное действие.

Таким образом, объединенные усилия воспитателей колонии (ими реально являются все ее сотрудники), священнослужителей и молодежи из общественных объединений должны быть направлены на воспитание и развитие у подростков тех свойств человека, которые при-

0

1

О

0) -

(D

а

ш

0)

о

0)

с

■с

(D §

С Сс

о с о

я;

5« О

0

с

>3

1

о

Q)

з-

со О со го

Q) С

6

со

О §

§

О £

сущи им от рождения, но были «затерты» внешними обстоятельствами. Открыть и восстановить их значимость - вот важнейшая задача педагогов и богословов.

В качестве примера можно рассмотреть взаимодействие научно-образовательного центра духовно-нравственной культуры Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и богословов Рязанской епархии. Согласно заключенному между ними договору о сотрудничестве в деле духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в воспитательной колонии (п. Льгово, Рязанская область) была разработана учебная программа для просвещения девушек в сфере ценностных отношений в традициях русской православной семьи. Тридцать человек, отбывающих наказание в ВК, изъявили желание изучать православные традиции семейных отношений родителей и детей, родителей и старшего поколения (бабушек, дедушек и других родственников), уклад жизни семьи с ориентацией на духовно-нравственный идеал бытия человека в мире. Занятия организовывались в классно-урочной форме с использованием интерактивных технологий, посещением церковных проповедей в православные и государственно значимые праздники, бесед со священником и участии в церковных таинствах исповеди и покаяния, а также творческих тематических самодеятельных вечерах, в которых принимали участие студенты Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Основным принципом воспитания являлось личное участие в специально созданных педагогами ситуациях, в которых происходило и переживание, и осмысление себя перед лицом непогрешимого идеала Творца. Содержание педагогических ситуаций было таковым, что их решение непроизвольно включало девушек в самонаблюдение и самоанализ. Это рождало

мерений и желаний через призму духовных и нравственных ценностей отечественной православной культуры, что создавало предпосылки стремления к непреходящим ценностям бытия человека в жизненном пространстве.

Важным было системное взаимодействие священнослужителя и воспитателя - педагога, владеющего методикой реализации соответствующей программы. Задача священника состояла не только в приобщении подопечных к участию в жизни и таинствах Русской православной церкви, но и в расширении их мировоззрения, возрождения в искаженных представлениях осужденных непогрешимого идеала -образа Бога, его заповедей и возможности обращения к Господу за помощью. Задача же воспитателя-методиста (как правило, не из числа сотрудников колонии, а из светского образовательного учреждения) заключалась в организации интерактивных форм обучения осужденных (беседы, дискуссии, тренинги, игровые ситуации, блиц-игры, учебные конференции, вечера встреч и др.). Направленность и содержание используемых форм предусматривали изучение жизненных ценностей отечественной культуры, правил общения и взаимодействия в реалиях жизни семьи, учащейся молодежи, а также знакомство со сверстниками - студентами, работающей молодежью. Главным было создавать у несовершеннолетних предпосылки становления прогнозов своих позитивных действий для дальнейшей жизни. Безусловно, оптимально значимым в решении всех педагогических намерений было плодотворное сотрудничество с руководствоми коллективом колонии.

Разработанная учебная программа воспита -тельной работы в вопистательной колонии посредством взаимодействия ФСИН России, Русской православной церкви, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина прошла успешно двухгодичную апробацию и готовится к печати.

потребность в переосмыслении ими своих на-

Список использованнойлитературы

1 Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика 2008. № 9. С. 23.

2 НесмелоеВ.И. Наукао человеке СПб., 2000. С. 168.

3 СлободчикоеВ.И. Антропологическаяперспективаотечественногообразования. Екатеринбург 2010. С. 35.

4 Там же. С. 34.

5 Ушинский К. Человек как предмет воспитания: опыт педагогическойантропологии М., 2004. С. 276.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.