Научная статья на тему 'Система православного воспитания в Оренбуржье. Этапы становления'

Система православного воспитания в Оренбуржье. Этапы становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробот А. А.

В статье дается характеристика системы православного воспитания как динамического целого, подверженного изменению во временном интервале. Автором выделены этапы и особенности становления системы православного воспитания в Оренбуржье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система православного воспитания в Оренбуржье. Этапы становления»

СИСТЕМА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРЕНБУРЖЬЕ.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

В статье дается характеристика системы православного воспитания как динамического целого, подверженного изменению во временном интервале. Автором выделены этапы и особенности становления системы православного воспитания в Оренбуржье.

Бесконечно чередующиеся локальные войны, насилие, наркомания, разврат, рост преступности, утрата истинных ценностей бытия актуализируют проблему переосмысления роли и содержания воспитания в образовании подрастающего поколения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Из дополнительной к обучению и развитию деятельности воспитание переходит в категорию способа понимания, философии современного образования, определяющую стиль всей работы педагога. Педагогическая общественность на современном этапе ориентирована на поиск духовных основ воспитания. Для эффективного решения данной проблемы необходимо осмысление целей, задач, методов, форм и средств воспитания в историческом аспекте.

По мнению отечественных исследователей, воспитание, основанное на православии (М.М. Громыко, А.В. Селиверстов, Е. Шес-тун), формирует менталитет русского народа, его характерные черты: гражданственность, любовь и преданность своему Отечеству, честность, милосердие, доброту, терпеливость, способность к состраданию, сопереживанию, доброжелательность, жертвенность, смирение, поиск смысла жизни, трудолюбие, знание народных обычаев (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, С.И. Гессен, И.А. Ильин, М.М. Громыко, С.И. Тарасова). Теоретический анализ исследований позволяет утверждать, что в России православие на протяжении веков служило источником духовнонравственных ценностей воспитания подрастающего поколения, поэтому целесообраз-

но на современном этапе развития педагогической науки рассматривать воспитание в контексте православных традиций.

Этимология термина «воспитание» указывает на древнерусское «възъпитание», которое в переводе на современный русский язык означает «возвышенное питание», «восстановление питания, данного свыше» [3, с. 146]. Понимание воспитания как процесса восхождения человека к высшим духовным ценностям отражается и в современном подходе к данному феномену. Концепции воспитания сегодняшнего дня основываются на идеях педагогической поддержки субъектности ребенка, принятия его как активной, сознательной, свободной, творческой личности, находящейся в состоянии са-мостроительства собственного бытия через приобщение к национальным, духовно-нравственным традициям своего народа, ценностям общечеловеческой культуры. Механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия (Н.М. Борытко).

Специфика современного воспитания обусловлена тем, что оно обращено к психофизической сущности человека. Но понимание человека как диады «тело - душа» в настоящее время признано недостаточным. Современная психология и педагогика все чаще обращаются к духовной сфере человека, стремясь определить ее сущность и определить механизм взаимодействия данного феномена с внешним миром (В.П. Зинченко, Б.В. -Ничипоров, Ф.Е. Власюк, В.И. Слободчи-ков, С.И. Тарасова, И.А. Соловцова и др.).

Понимание человека как триады «дух-душа - тело» широко представлено в религиозно-философской, религиозно-аскетичес-

кой литературе. Учение святых отцов Церкви о человеке как образе Божием исторически составляло основу православного воспитания. Назначение человека - его духовное преображение, цель жизни - спасение души. По мнению В.В. Зеньковского, воспитание следует понимать как спасение.

Воспитание в православной педагогике понимается как процесс воцерковления личности. «Воцерковить - значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души» [7, с. 30].

В контексте нашего исследования православное воспитание понимается как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его индивидуальности, социализации, раскрытии дара свободы, поиске Истины как цели жизни на основе духовно-нравственных, этических норм жизни.

Для глубокого и всестороннего изучения православного воспитания - сложного, многофакторного явления педагогической действительности - целесообразно, на наш взгляд, использовать системный подход, который отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности и позволяет представить исследуемый объект в виде системы.

В отечественной науке под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование и имеющих новые свойства по отношению к ее элементам [4, 6].

Термин «воспитательная система» как категория педагогической науки предложен Л.И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен находит отражение в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой, Е.Н. Степанова, Л.В. Алиевой, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, В.В. Андреевой А.В. Гаврилина, А.М. Сидоркина и др.

Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил определить понятие системы воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих возможность практического построения воспитательного процесса в учебном заведении. Ком-

понентами воспитательной системы, в нашем понимании, являются цели, задачи, принципы, содержание и методы воспитания.

Система православного воспитания является подсистемой целостной системы, отличительные признаки которой обусловлены спецификой ее компонентов.

Опираясь на православное учение об иерархическом устроении личности, необходимости духовно-нравственного совершенствования, восхождения к Богу, а также на признание неразрывной связи, взаимопроникновения воспитания и обучения, мы полагаем, что целью системы православного воспитания является организация образовательного процесса, ориентированная на духовно-нравственное становление и развитие личности ребенка, содействие обретению им духовного и нравственного опыта, основанного на христианских добродетелях.

Вышеобозначенная цель предполагает решение следующих задач:

- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

- раскрытие духовной одаренности ребенка и ее личностных дарований;

- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу;

- охрана и укрепление духовного, душевного и физического здоровья детей;

- создание одухотворенного образовательного пространства жизнедеятельности ребенка;

- формирование социальной адаптивности и социальной активности на основе христианских добродетелей.

Стержнем содержания православного воспитания является духовно-нравственное воспитание, основными компонентами которого служат знания о душе, духовности, духовном мире, духовной и душевной жизни, о нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношений с другими людьми, природой, самим собой, православное учение о свободе выбора ценностных ориентиров и свободе следова-

ния им, о свободе совести и необходимости постоянного самосовершенствования и саморазвития своего духовного мира.

В связи с этим в православном воспитании особое внимание уделяется формированию у учащихся:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности к служению людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Воспитательная система есть динамичное целое, подверженное изменениям во временном интервале, в контексте которых происходит развертывание сущности нового, его саморазвитие через заключающиеся в нем внутренние противоречия, что отражается в категории «становление».

В педагогической науке понятие «становление» понимается в широком смысле как синоним понятия «развитие». В узком смысле это понятие употребляется как процесс, в ходе которого новый предмет, новое явление начинает из возможности превращаться в действительность, но пока еще не превратилось в нее.

Содержание процесса становления составляют: всеобщая качественная изменчивость, постоянная текучесть предметов, явлений окружающего материального мира; смена содержания, времени, событий. Переходом от одних качественных состояний процессов к другим их качественным состояниям обуславливается и определяется практическое и познавательное значение категории становления. Становление есть одна из существенных характеристик структуры процесса развития. Оно является закономерным моментом развития, которое можно рассматривать как процесс, на всем протяжении которого возникает нечто новое, то есть происходит становление, бесконечное число актов становления.

Становление системы православного воспитания тесно связано с зарождением и развитием системы образовательных учреждений в крае в дореволюционный, советский и постсоветский периоды.

Особый интерес для исследования системы православного воспитания в Оренбуржье дореволюционного периода в историкопедагогическом аспекте, на наш взгляд, представляют учебные заведения духовного ведомства (ведомства православного исповедания), а именно церковноприходские школы, духовные семинария и училища. Будучи в ведении Русской православной церкви, они явили пример воспитания подрастающего поколения в духе православия.

В истории православного воспитания Оренбуржья можно выделить несколько знаменательных дат.

1884 г. - год открытия в г. Оренбурге Духовной семинарии. Начало процесса широкого распространения церковно-приходских школ в Оренбургской губернии.

1918 г. - период значительных изменений как в управлении учебными заведениями в результате Октябрьской революции, так и в содержании воспитания.

1991 г. - начало возрождения традиций православного воспитания в крае.

Приведенные даты позволяют обозначить три этапа в становлении системы православного воспитания в Оренбуржье:

1) первыш этап - 1884-1918 гг.

2) второй этап - 1918-1991 гг.

3) третий этап - 1991-2005 гг.

Первый этап (1884-1918 гг.) характеризовался широким распространением церковноприходских школ в Оренбургской губернии.

Эти учебные заведения по своему типу не новы были в истории российского образования. С начала формирования древнерусского государства обучение и воспитание подрастающего поколения осуществлялось при непосредственном участии Русской православной церкви.

В пределах Оренбургской губернии первые упоминания о церковных школах обозначены 25 июнем 1799 г., где упоминаются церковные школы в Челябинском заказе. В школах обучали чтению гражданской и цер-

ковной печати, знаниям катехизиса, краткой священной истории, нотному церковному пению, церковному уставу и чистописанию. Они были предназначены для детей священнослужителей, но принимали и детей других сословий. Школы при церквях были первыми островками насаждения образования в безбрежном океане безграмотности. Но их деятельность была эпизодическая, кратковременная и несистематическая.

Начиная с середины 80-х годов XIX века число церковно-приходских школ стремительно увеличивается. Из рисунка 1 видно, что за период с 1889 по 1904 г. количество церковноприходских школ возросло с 341 школы в 1889 г. до 535 в 1904 г. [2] Из рисунка 2 виден рост числа учащихся церковноприходских школ. В 1889 году общее число учащихся в губернии составило 10 700 детей, а уже в 1904 г. в церковноприходских школах губернии обучалось 24 408 человек [2].

Толчком к широкому распространению церковноприходских школ послужил Указ о преимущественном устройстве начальных церковноприходских школ и о введении в действие «Правил о церковноприходских школах», подписанный Александром III 13 июня 1884 г.

Церковноприходские школы были ориентированы на сельское население, которому было близко по духу православие.

«Благочестивый, исконный обычай православного русского народа - отдавать детей своих в научение книжное духовным пастырям, устроять школы при храмах и монастырях имеет для себя незыблемо твердыя основания... Слово Церкви возвышается над всеми учениями человеческими и одинаково властно для детей и отцов, для пасомых и самих пастырей, провозвестников и истолкователей ее учения. Каждый христианин должен жить и приготовляться к вечности под кровом Церкви, под живым и постоянным воздействием ее наставлений.

Школа представляет наилучшие способы для впечатления в сердце детей основных истин веры и благочестия, для привлечения их сердец к материнскому руководству Церкви и для накопления их воли в послушание ей», - говорилось в «Правилах» [5, с. I].

Процесс организации православного воспитания в большинстве церковноприходских школ был затруднен недостатком подготовленных кадров, специально устроенных помещений, бедной материальной базой. Но, несмотря на трудности, церковноприходские школы сохранили существенное отличие, заключающееся в том, что воспитание в них имело ориентацию на христианские добродетели (благочестие, послушание учителям, родителям, кротость, любовь к ближнему, к Родине и др.). Сильна была связь начальных школ данного типа с Церковью. В них широко использовались такие методы воспитания, как молитва, рассказ, беседа, личный пример, вразумление, наказание.

600 500

0 400

СО

о

$ 300

5

с;

“ 200 100

0

1889 1893 1895 1899 1902 1903 1904

года

□ Губергкий город

□ Уездный и безъуездный город

□ В уездах

□ Всего в губернии

Рисунок 1. Количество церковноприходских школ

18000 16000 14000

к

8 12000

5

| 10000

7

* 8000

о

5 6000

5

т 4000 2000 0

1889 1893 1895 1899 1902 1903 1904 года

□ Ученики мужского пола

□ Ученики женского пола

Рисунок 2. Число учащихся церковноприходских школ Оренбургской губернии

-

Г 1 1 1 —

Подобные цели, задачи, принципы, содержание, методы воспитания находим мы в организации воспитательного процесса Оренбургской духовной семинарии, Оренбургского, Челябинского духовных училищ, Оренбургского епархиального женского училища, епархиального женского училища в г. Челябинске.

Анализ уставов этих учебных заведений позволил выделить одну из задач - воспитание юношества в духе православия. Журналы педагогических собраний, отчеты по учебно-воспитательной деятельности свидетельствуют о том, что она реализовывалась через приобщение молодых людей к традиционным для православной России ценностям: патриотизму, благочестию, любви к людям вне зависимости от социальной и этнической принадлежности, ответственности. Спецификой воспитания являлась его духовно-нравственная направленность. Большое внимание уделялось расположению ума, сердца и воли воспитанников к усвоению Закона Бо-жия, возбуждению у учащихся любви к истинному, прекрасному и доброму вообще, развитию потребности духовного самосовершенствования.

Учащиеся церковноприходских школ, духовных семинарий и училищ организованно посещали богослужения в воскресные и праздничные дни. При этом обычно в церкви они становились перед взрослыми и вели себя благоговейно, подавая пример своим сверстникам. Некоторые учащиеся пели и читали на клиросе, помогали в алтаре. Великий пост непременно соблюдался учащимися. За этим строго следили учителя.

Таким образом, первый этап становления системы православного воспитания в Оренбуржье можно рассматривать как период зарождения традиций православного воспитания в образовательных учреждениях для народа, которые имели много общего с системой воспитания в духовных учебных заведениях.

Второй этап (1918-1991 гг.) характеризуется значительными изменениями в управлении учебными заведениями в результате октябрьской революции. 15 декабря 1917 года было издано постановление народного комиссариата по просвещению «О передаче дела

воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению». 1 января 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», где говорилось: «. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом...» (1) Начало этого периода в истории Русской православной церкви обозначено как начало гонений на Церковь.

Влияние православной церкви на систему образования ослабело. Были закрыты не только церковные школы для детей, но и сами храмы. К концу 20-х годов XX века школьное богословское образование совершенно прекратилось на всей территории Советского Союза.

В этот период происходит пересмотр концепции воспитания, в основу которой закладываются атеистические идеи. Понимание человека как диады «душа-тело» в советский период делает бессмысленным необходимость использования в педагогической практике традиций православного воспитания.

Но частное, индивидуальное воспитание на основе православных добродетелей не прекращалось никогда. Оно происходило в семьях, при сохранившихся церквях священниками в частных беседах, проповедях, скрыто от глаз властей. Своеобразной общественной формой воспитания в этот период служило исповедование веры до смертного конца. На территории Оренбургской области в 30-е годы погибло множество священнослужителей, монахов и мирян, отстаивавших свои убеждения «даже до смерти». Твердость их веры, проповедь проникала в сердца приходящих, укрепляла стремление последних жить по-православному, воспитывать детей в духе православия.

Таким образом, можно отметить, что задачи православного воспитания в рассматриваемый период решались не в стенах учебных заведений. Политика, проводимая совет-

ским правительством, изменила цели воспитания. Трансформация содержания системообразующего элемента в структуре воспитательной системы привела к структурно-содержательному изменению других элементов системы. Таким образом, второй период 1918-1991 гг. можно обозначить как период «замирания» школьной системы православного воспитания в Оренбуржье. Семья и Церковь способствовали сохранению традиций воспитания в духе православия.

Третий этап (1991-2005 гг.) становления системы православного воспитания характеризуется возрождением традиций воспитания в духе православия. В этот период в Оренбургской области появляются духовное училище в п. Саракташ, негосударственные образовательные учреждения: Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского в п. Саракташ (1991 г.), Православная гимназия имени апостола и евангелиста Иоанна Богослова в г. Бузулуке (1999 г.) (ныне православная школа при бузулукском Спасо-Пре-ображенском мужском монастыре), Епархиальная православная гимназия имени праведного Иоанна Кронштадтского (2000 г.), православная гимназия в г. Орске, православная школа в с. Покровка (Новосергиевский район). Правовой основой открытия нового типа образовательных учреждений послужили Закон об образовании (2.01.1996 г.) и Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ практики этих образовательных учреждений позволил выделить особенности воспитания в их стенах. Они нашли отражение в:

1) цели, заключающейся в том, чтобы «воспитать подлинных граждан государства и членов Православной Церкви»;

2) задачах, к которым относятся:

- охрана и укрепление здоровья учащихся, развитие личности, ее самореализация и самоопределение;

- формирование православных представлений о Боге, мире, человеке и о самом себе;

- воспитание благоговейного отношения к святыне;

- обучение молитве церковной и домашней;

- воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни;

- воспитание в духе патриотизма и любви к Родине, ее истории;

3) наборе и содержании принципов воспитания (христоцентричность, соборность, взаимосвязь воспитания для вечной и земной жизни, личностность, сотериологичность (спасительность), свободное и творческое развитие личности в синергии с Богом);

4) признании приоритета духовно-нравственного становления личности в процессе воспитания;

5) методах воспитания (рассказ, беседа, свободное общение, поощрение словом, наказание словом, увещевание, разъяснение, пример, упражнение, поощрение делом, наказание делом, молитва).

Православная гимназия есть школа, «объединяющая» в себе светскую и религиозную культуру. Православие составляет основу содержательных и методологических принципов деятельности гимназии.

Православная специфика школ выражается и в том, что преподавание находит мировоззренческую опору в православном учении. Закон Божий признан главным предметом и ведется на протяжении всего процесса обучения. Все дисциплины системно связываются с ним.

В воспитательной практике каждой из обозначенных школ реализуется принцип соборности, который предполагает неразрывную связь школы с Церковью. Школа становится малой Церковью, где единый уче-нически-педагогический коллектив является составной частью мистического Тела Христа - православной Церкви.

В школах такого типа есть духовник, выполняющий обязанности по духовному окормлению ученически-педагогического коллектива, заботящийся о христианском состоянии гимназической общины. Ученики и их наставники совместно молятся за богослужением в воскресные и праздничные дни.

Ярким примером рассматриваемого типа школы является Оренбургская епархиальная православная гимназия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Коллективом

педагогов гимназии была создана рабочая программа «Духовность». В ней раскрывается идея воспитания духовно-нравственной творческой личности через интеграцию русского, церковно-славянского языков, изобразительного искусства, музыки. Свои таланты ученики проявляют в рассказах и стихах, которые публикуются в журнале «Светлячок», выпускаемом гимназией. В данной школе также организован театр «Солнышко». Юные актеры готовят серьезные постановки к Рождеству и Пасхе. Помимо церковных отмечаются и светские праздники: День защитников Отечества, День Победы, начало учебного года. 19 октября традиционно празднуется День гимназии. Эта дата объединила два важных события: открытие пушкинского лицея и празднование рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского. В летний период организовываются паломнические поездки по святым местам, детский православный лагерь в Соль-Илецке. Гимназия сотрудничает со всеми субъектами образования г. Оренбурга, что способствует созданию единого образовательного пространства.

Приобщение детей к делам милосердия (посещение с концертами детских домов (п. Саракташ, г. Оренбург), госпиталей (г. Оренбург), мужской исправительной колонии для несовершеннолетних (г. Бузулук)) способствует формированию у воспитанников этих учебных заведений одного из главных качеств личности - жертвенности. Состав учебных дисциплин, их содержание, личный пример педагога направлены на формирование гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру, к окружающей среде, к Творцу.

Таким образом, система православного воспитания на третьем этапе имеет много

общего с системой воспитания дореволюционного периода. Содержание цели, задач основано на христианском учении о человеке, смысле его жизни. Принципы, методы опираются на Евангелие. Особое внимание отводится молитве (в школе и храме).

Итак, рассматривая систему православного воспитания в Оренбуржье как динамическое целое, мы выделили три этапа становления, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап (1884-1918 гг.) обозначен зарождением традиций православного воспитания в народной школе. Процесс становления системы православного воспитания, явившись закономерным процессом, отражавшим реалии политической, экономической и духовной жизни страны во второй половине XIX - начале XX века протекал в условиях недостачи квалифицированных педагогических кадров, бедной материальной базы. Второй этап (1918-1991 гг.) характеризуется тем, что смена мировоззренческих оснований школьного воспитания повлекла за собой «замирание» системы православного воспитания в массовой школе. В роли воспитателей подрастающего поколения в духе православия выступала часть родителей, сохранивших веру предков, священнослужителей, благочестивых мирян. Третий этап (1991 -2005 гг.) - этап возрождения традиций православного воспитания в светских учебных заведениях, в негосударственных православных гимназиях, школах, детских садах. Появление православных школ на современном этапе развития общества свидетельствует о признании государством благотворного влияния церкви на подрастающее поколение. На современном этапе воспитание в духе православия направлено на разрешение проблемы духовного возрождения России.

Список использованной литературы:

1. Болодурин В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940 годы). - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001. - 320 с.

2. Ведомость №10. О числе учебных заведений и учащихся в Оренбургской губернии за 1893 год // Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1895 (1897, 1898, 1899, 1904, 1905, 1906) год. Оренбург. Типо-литография Губернского Правления. 1894 г.

3. Педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Г. Рындак. - М.: Высшая школа, 2005. - 438 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. редактор Б.М. Бим-Бад. Научное издательство «БРЭ». М. 2002. - 528 с.

5. Правила о церковно-приходских школах // Приложение к официальной части. Оренбургские Епархиальные ведомости. -1886. - №19.

6. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

7. Шестун Е. Православная педагогика. - М., 2001. - С. 560.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.