ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Мы хорошо понимаем, что идеология качества профессионального образования в колледже станет действующей программой лишь тогда, когда она будет облачена в грамотное и своевременное нормативно-правовое поле, являющееся алгоритмом действий всех субъектов учебного процесса и одновременно их защитой от каких-либо неожиданностей.
Всего было выработано более пятидесяти локальных документов, которые дали возможность работать практически безошибочно и с нарастанием темпов, заранее планировать, расставлять людей для организации контроля и выполнения намеченного, своевременно делать необходимые коррективы. Появилось чувство уверенности и четкой ориентировки в пространстве и времени.
В связи с вышеизложенным логично задать вопрос: почему в колледже десятки лет не бывает ни одной вакансии и существует четкая позиция кадрового состава исполнителей? Почему даже те студенты, кто отнесен к «группе риска», предпочитают не нарушать законы колледжа? Позволим себе провести аналогию: почему граждане любой благопо-
лучной страны чтят и соблюдают законы, любят свое государство и не хотят покидать его? Наверное, потому, что они согласны со справедливостью законов; потому, что гражданам дают возможность в полной мере раскрыть и проявить в общем деле свои задатки и способности; потому, что достоинства и недостатки граждан оценены справедливо и вовремя; потому, что гораздо «выгоднее» не нарушать существующие порядки, так как они работают на целеустремленного человека, желающего сделать что-то полезное. Много-много таких «потому» в колледже складываются в действующую систему, создающую мотивацию любви к родному учебному заведению, который стал для каждого студента местом, где он получает то, что, возможно, недополучает дома, где интересно и свободно, где сами студенты являются активныгми организаторами удовлетворения своих потребностей, потому что здесь для всех и для всего созданыг все необходимые условия.
Почему же практически все выпускники колледжа стремятся стать студентами филиала МГТА? Все вышесказанное дает ясный ответ на этот вопрос.
Поступила 17.03.03.
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Е.В. Мочалов, доцент кафедры философии для гуманитарных факультетов
МГУ им. Н.П. Огарева
В современный период в образовании ставится вопрос о смене аксиологических парадигм. Ключевыми ценностями цивилизационного развития становятся не материальные ценности, а человек и его мир. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он приобретает свой смысл и духовное измерение. Нравственность при этом выступает как важнейшее измерение духовности человека.
На протяжении многих веков в российском образовании сохранялось религиозное влияние на воспитание. С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и другие русские философы считали, что воспитание должно быть религиозным. В идее божественного происхождения и предназначения человека они находили опору для духовного просветления детей.
Второй важной идеей духовного нравственного воспитания является идея семейного воспитания. Семья выступает как первооснова Отечества, нации. Семейное воспитание должно быть национальным по духу и традициям.
Under modern conditions education faces a new challenge so far as axiological paradigms are being changed. Material values are replaced by humanitarian ones. The inner life of a man has various connections and relations with all the universe of human culture and only here a man acquires his significance and spiritual dimension. Morality here is considered to be the most important dimension of human spirituality.
For many centuries in Russian education religious influence on upbringing has been kept. S.L. Frank, V.V. Zenkovsky, V.S. Solov'ev, I.A. Illin and other Russian philosophers thought that upbringing had to be
© Е.В. Мочалов, 2003
№ 3, 2003
religious. They found the support for spiritual enlightenment of children in the idea of divine origin and predestination of human being.
The second important idea of spiritual moral upbringing is the idea of family education. Family is understood as foundation of Fatherland and nation. Family education should be national in its spirit and traditions.
Социокультурная ситуация в России на рубеже XX—XXI в. является одним из тревожных признаков духовного кризиса, сопровождающегося сменой общественного порядка, обострением экологических и социально-экономических проблем, появлением тоталитарных и деструктивных сект с различными видами современного манипулирования человеком. Деформации, которые произошли в нашей стране в эпоху тоталитаризма, привели к забвению многих ценностей русской культуры: духовного подвижничества, православных традиций, гуманности, свободомыслия. В стране «образовался» человек, для которого характерны такие черты, как авторитаризм, агрессивность, страх перед будущим, имеющий неглубокую историческую память, ориентирующийся на потребление материальных ценностей и упрощение внутренней жизни. Рубеж веков — это время, когда человек оказывается в «смысловом промежутке» (В.С. Библер); время, когда образ мира утрачивает качественную определенность, а вместе с ним качественную определенность утрачивает и образ, задающий направление развития общества и образования (К. Ясперс).
Противоречия переживаемого периода проявляются в том, что старые социально-экономические и политические структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в стадии становления. В этот период образование утратило свою основную составляющую — деятельность по развитию духовности человека. Наибольшее значение в системе образования получила его материальная сторона. Практически вся система образования занята созданием научной (материальной) картины мира в ущерб созданию образа духовного человека, живущего в материальном мире. С другой стороны, в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, ее внутренние личностные свойства, не менее значимые, чем цели коллективные
и общественные. Демократическое государство имеет своей сверхзадачей создание условий для свободного духовного развития личности и защиту гуманистических основ человеческого существования.
«Наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо сбились мы и следа нам не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно» (Ильин И.А. О России // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1986. С. 174). Эти слова принадлежат известнейшему русскому мыслителю первой половины XX в. И.А. Ильину и весьма современны сегодня, когда отечественному обществу необходимы четкие духовные ориентиры. Как отмечает Е.В. Бон-даревская, «образование — та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить гуманный ценностный мир, по „мере жизни человеческой“» (Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 19).
Ставится в наше время и вопрос о смене аксиологических парадигм, ключевыми ценностями цивилизационного развития становятся не материальные ценности (сырье, технические разработки, финансы), а человек, его мир — жизненные смыслы, духовные ценности, цели, содержание и способы самореализации, стремление к самосовершенствованию. «Без преображения человеческой души мы никогда не преодолеем трудностей в политике и экономике, но будем терять все новые поколения, воспитывающиеся в бездуховности и нравственном нигилизме. Без такого преображения нам никогда не начертать правильного пути для будущей России, никогда не приобрести „очей сердца“, способных брать
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лучшее из внешнего мира, отвергая все, что не служит правде, добру и созиданию» (Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Уходящий век: итоги и надежды // Вопр. экономики. 2000. № 12. С. 16).
В социально-философском аспекте духовность определяют также ценности, положенные в основание решения смысла жизненных проблем человека, которые каждый раз индивидуально открываются заново в конкретном историческом времени и пространстве. Новое осмысление феномен духовности получает в современной технологической культуре, когда осознаются идеи глобального единства человечества, кризисной экологической ситуации на планете, нравственный кризис личности, связанный с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении к себе, другому, природе, обществу и вместе с тем осознается непреходящая ценность национальных традиций русской школы, опирающейся на традиционную для русских этику долга, чести, достоинства гражданина России.
В научных педагогических исследованиях проблема приращения нового психолого-педагогического знания стала соотноситься прежде всего с познанием человека на разных этапах его развития как историко-культурно-социально-индивидуальной личности. Не случайно Г.С. Батищев отмечал, что, «распредме-чивая историю, индивид обретает накопленную ею человечность» (Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 106). В связи с тем что в психологопедагогической науке все больше внимания уделяется лично стно-индивидуаль-ным особенностям человека, актуализируется проблема воспитания и образования его духовности в современных условиях духовного кризиса общества. По мнению Е.В. Бондаревской, «воспитание духовности — это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает разви-
тие духовных потребностей в познании, самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала» (Бондаревская Е.В. Указ. соч. С. 31).
Воспитание духовности — главная воспитательная задача общества. При всем многообразии определений понятия «воспитание» (от древнерусского възъпи-тание — возвышение, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное), на наш взгляд, наиболее емким является его определение как деятельности по развитию духовного мира личности, направленной на оказание ей педагогической поддержки и самофор-мирование своего нравственного образа (см.: Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д, 1999. С. 38).
Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он приобретает свой смысл и духовное измерение. По мнению Э. Шпрангера, «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру» (Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории и психологии. М., 1980. С. 289). Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, природе, обществу. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность при этом служит одним из измерений духовности человека.
Проблема духовности нашла серьезное отражение в светской и православной педагогике. Принципиальное значение для решения проблемы воспитания духовности личности и ее образования имеют труды российских философов, педагогов и психологов как прошлых лет:
А.С. Аскольдова, А.И. Введенского, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачин-
№ 3, 2003
ского, В.В. Розанова, К.Д. Ушинского, Г.И. Челпанова, так и современности: К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Бон-даревской, Е.П. Белозерцева, Т.И. Власовой, В.А. Сластенина, Н.Д. Никандрова, Б.П. Ничипорова, Т.И. Петраковой, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова.
Русская идея в педагогике связана с православием как фундаментом школы, которая учит «божеству и вежеству» (В.О. Ключевский). На протяжении многих веков в российском образовании сохранялось религиозно-духовное влияние на воспитание. Патристика (Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Да-маскин) проповедовала «взаимное общение и человеколюбие». Первое самостоятельное отечественное педагогическое произведение — «Поучение Владимира Мономаха» — было своеобразной предтечей появившегося много веков спустя знаменитого «Домостроя». В нем концентрировалась программа обучения и воспитания наших предков на основе национальных духовных ценностей.
С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и другие русские философы считали, что воспитание должно быть религиозным и в идее божественного происхождения и предназначения человека находить опору для духовного просветления детей, обучения любви. В этом плане важна мысль
В.С. Соловьева о том, что неестественно жить без высоких духовных начал, в умственной и нравственной пустоте... С исчезновением глубоких убеждений, подчеркивал философ, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний (см.: Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 15—16).
И.А. Ильин, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев обращали внимание на то, что духовное развитие человека рассматривается как основа формирования патриотизма, гражданственности, национального самосознания.
Философ, педагог, религиозный мыслитель В.В. Зеньковский исходит из того, что одним из существенных факторов духовного развития личности является
потребность во внутренней целостности в противовес реальности мучительного раздвоения, сопряженности добра и зла в душе человека, ибо «возможность падения не оставляет людей даже на вершинах добродетели». Он пытается соединить проблемы духовности с очищением сердца, постоянным совершенствованием себя, воспитанием как спасением, искуплением, что не может быть ни делом лишь одного воспитания, ни результатом саморегуляции; это — целостный процесс. По мнению ученого, внутренний мир («тишина», «простая гармония сил») может оказаться мнимым достижением, чисто психологическим разрешением внутренних конфликтов, привести к легко возникающим самоуправлению и са-мовозвышению. Духовно-эмоциональное «созвучие» педагога и детей как необходимое условие «влияния» педагога может быть достигнуто только в том случае, если педагог следует Добру, когда Добро определяет его отношение к людям, детям. Детские души чутко воспринимают все подлинное и глубокое в старших, они особенно восприимчивы к подлинному Добру (см.: Зеньков-
ский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993).
Н.А. Бердяев основой духовности считал «сердечное созерцание, совестную волю и верующую мысль».
В работах И.А. Ильина раскрыта концепция национального воспитания, в основе которой лежит идея духовного самоопределения личности. Национальное воспитание основывается прежде всего на идеях Родины, нации, патриотизма. Идея Родины предполагает в человеке живое начало духовности, внутренней духовной свободы.
Второй важной идеей духовного нравственного воспитания является идея семейного воспитания. Семья выступает как первооснова Родины, Отечества, нации. Семейное воспитание должно быть национальным по духу, традициям. «Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет греть его и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(Ильин И.А. Указ. соч. С. 151). Предназначение семьи, как полагал И.А. Ильин, состоит не только в воспитании «духовной личности», но и в передаче из поколения в поколение духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции. Основная цель воспитания заключается в получении ребенком доступа ко всем сферам духовного опыта, чтобы его нежное и восприимчивое сердце научилось отзываться на все божественное в мире и людях. Постепенно душе будут открыты природа в ее красоте, величии, целесообразности; искусство, дающее нам радость, сочувствие всему страдающему; любовь к ближнему. Особо значимым считал ученый переживание ребенком молитвенного обращения к Богу, который слышит, любит, помогает. Из духа семьи, из осмысленного восприятия своих родителей и предков возникает в человеке чувство собственного достоинства — основа гражданственности.
Чтобы ребенок стал настоящим представителем своей нации — русским человеком, И.А.Ильин полагал необходимым приучать его к дисциплине, самообладанию, укреплять его волю. Не менее важно обогащать душу ребенка всеми национальными сокровищами: сказками, русской песней, молитвой как сосредоточенной и страстной приобщенностью к Богу, знакомить с житиями святых, российских героев как с образцами святости, героизма, что позволит развивать стремление к доблести, жажду подвига и служения. Родная поэзия, история, искусство — от живописи до музыки, скульптуры, архитектуры — дают возможность понять и почувствовать себя сыном своего народа. Знакомство с экономикой, географией пробуждает интерес к национальному хозяйству как источнику духовной независимости и духовного расцвета народа.
Поступила 29.07.03.
К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ: ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
И.В. Загороднова, доцент кафедры философии для гуманитарных факультетов МГУ им. Н.П. Огарева
В современных условиях проблема воспитания приобретает особую актуальность, поскольку сейчас в нашем обществе происходят переосмысление старых и формирование новых жизненных ценностей, занимающих в воспитательном процессе существенное место. В этих условиях необходима некая идея, способная объединить и сориентировать человека в современном культурном пространстве.
This country has been experiencing reconcideration of old and formation of new spiritual values which are essential for the process of education. The transformation period requires a concept to unite and giude people in the present-day cultural situation. The idea is to apply to the roots, to traditional type of upbringing/ education which is a part of a national character and culture. We insist that upbringing/education is a socially indispensable category.
Вопросы, связанные с воспитанием, волновали людей всегда. Воспитательное воздействие на человека оказывается не только в детстве или юности, но и в зрелые годы. Уже у Платона встречается мысль о том, что воспитание и наставничество начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.
Непосредственное отношение воспитание имеет к педагогике, поскольку педагогика занимается вопросами воспита-
© И.В. Загороднова, 2003
ния и образованный человек для нее — прежде всего воспитанный. Это не основной предмет педагогики, но явление, на которое она не может не обратить внимания. Педагогика, ставя определенные цели воспитания, стремится к формированию у ребенка социально ценных навыков и привычек как основы для проявления индивидуальности.
В представлении педагога воспитание — это действие одного человека на другого. Поэтому воспитатели и настав-