УДК 11091) 147+571 «Ш+3ШШ
ИВАН ИЛЬИН О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Российский государственный
профессионально-педагогический
университет
О.А. БАРГИЛЕВИЧ
В статье раскрывается креативное значение наследия И.А. Ильина для процессов духовно-нравственного воспитания в системе образования различных уровней.
е-maiЪ [email protected]
Ключевые слова: дух, духовность, духовные ценности, духовное совершенство, духовное обновление, духовнонравственное воспитание, сердечное созерцание, гуманитарное образование.
С глубокой древности вопрос духовно-нравственного воспитания является одним из важнейших. Воспитание способствует выявлению внутренней сути человека и формированию его характера. От правильной постановки воспитательного процесса зависит не только судьба конкретного индивида, но и судьба всего нашего общества. Экономический кризис и социальная нестабильность в России оказали большое негативное влияние на духовно-нравственное воспитание нашей молодежи; привели к девальвации ее духовных национальных ценностей и духовному кризису общества; к критическому снижению уровня общей культуры и нравственности; к оторванности от традиций и ценностей культуры русского народа.
Отмеченные обстоятельства определяют постановку целей воспитания и его содержание, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы духовно-нравственного воспитания.
В обществе образование всегда имело огромное значение. Закладывание основ знаний о мире, нравственное воспитание, обеспечение нации образованными людьми, формирование полноценного национального самосознания — все это и многое другое связано со сферой образования. Задача образования — сохранение и передача из поколения в поколение основополагающих мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей народа, без которых нет, ни народа как культурной целостности, ни отдельных членов как его полноправных и достойных представителей, соучаствующих в его жизни и традициях. Именно эта, важнейшая функция образования сегодня серьезно повреждена: на смену жесткому педагогическому догматизму и позитивизму советской эпохи пришел педагогически релятивизм — плюрализм концепций, школ, течений. От идеологической регламентации в образовании мы пришли к образованию уже без всякого образа, без всякой основы, без всякого смысла. Снова произошло выпадение главного из образовательного процесса —человека.
Россия сегодня проживает, возможно, один из самых сложных и динамичных периодов своей истории, который характеризуется радикальной сменой ценностных ориентиров и общественных идеалов. Духовная крепость, построенная усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Долга, служения Истине и Отечеству. Этот процесс актуализировал поиски духовных ценностей как созидательной силы, без которых реформация жизни бессмысленна и вызвал интерес к идейному национальному наследию: к великой русской культуре, к русской религиозной философии, к русской педагогике, к отечественной духовной традиции. Россия должна определить ценностный вектор своего исторического пути.
Этот выбор будет успешным, если он будет учитывать аксиологию классической русской философии Х1Х—ХХ веков. Изучение творчества русских ученых, представлявших свои педагогические идеи в аспекте религиозных воззрений, побуждает к пересмотру педагогических стереотипов, способствует появлению новых подходов к теоретическим и практическим проблемам духовно-нравственного воспитания. В этом отношении
особый интерес представляет наследие философа, публициста, педагога и правоведа Ивана Александровича Ильина (1883—1954). «И.А. Ильин, как никто другой, ясно прозревал планетарный кризис и квалифицировал его как кризис духовный в его религиозном сосредоточии. Работы И.А. Ильина обращены к нам, застающим этот кризис. Выход из кризиса предполагает, в первую очередь, не внешние преобразования, а само внутреннее, душевно-духовное преображение человека с иной вертикалью ценностей, с иным пониманием существа человека и межчеловеческих отношений, с иными ориентирами в —жизненном мире II — в воспитании и образовании, в религии и культуре, в политике и хозяйстве, в армии и суде. Ибо ментальность современного человека с ее техно-, и экономи-коцетричностью не позволит преодолеть кризис»1. Глубоко проанализировав духовное состояние современного человечества, Ильин выделил четыре кризисных момента: доминирование материалистической науки, безрелигиозная государственность, потребительские инстинкты в экономике, засилье безбожного искусства.
Анализ состояния общественной жизни в России в переломные кризисные периоды, представленные в философско-педагогическом наследии И. Ильина и в современной педагогической мысли в трудах ведущих философов и ученых, выявляет идентичность их суждений о состоянии духовности и нравственности, как у отдельного человека, так и в обществе в целом. «Мы живем в поворотное время: никогда прежде черная изнанка человеческой сущности так самоуверенно, так самодовольно не проступала наружу; никогда не случалось столь наглых поползновений на власть, на угнетение себе подобных; никогда в распоряжении человека не было таких технических возможностей, таких разрушительных средств. Начинается перелом, и мы находимся в центре его. Былое равновесие утрачено. Худшему извне, которое грядет, мы можем противостоять, только начав свое обновление изнутри»2.
Педагогическая концепция И.А. Ильина опирается на начала православной духовности и базируется на принципах нравственной педагогики, предполагающих возрождение «религиозного самостояния» на основе «сердечного созерцания» и возрождения чувства собственного достоинства. Проблему образования он тесно связывал с духовной предметностью, которая придает жизни религиозный смысл и ведет к особому состоянию — исканию, ответственности, служению. Представляя образование как просветление человека культурой, философ внес значительный вклад в современные теории воспитания.
«Традиционная отечественная педагогика опирается на православную антропологию — учение о тройственном составе человека в единстве духа, души и тела. Богословие, преломленное в педагогике, дает практическую установку: как в процессе обучения охватить личность целостно, чтобы она была гармонично сформирована во всех отношениях. Имеющийся здесь богатейший святоотеческий опыт просто преступно менять на полуграмотные учения различных эзотериков и откровенных шарлатанов-мистиков. Родители должны знать, какие антропологические модели лежат в основании того или иного педагогического новшества»3.
И.А. Ильин, глубоко и всесторонне рассмотревший компоненты духовной жизни и выявивший характерные отличия человека «духовного» от «недуховного», рассматривает духовность как первооснову в человеке. Он утверждает: «Сознание есть не первая и не важнейшая ступень жизни, а вторичная, позднейшая и подчиненная .. .Духовность человека не совпадает с сознанием, отнюдь не исчерпываются мыслью, отнюдь не ограничивается сферой слов и высказываний. Духовность глубже всего этого, могущественнее, богаче, значительнее и священнее»4. Из мысли философа, очевидно, то, что воспитание духовности призвано опережать интеллектуальное воспитание человека.
В современных социально-экономических условиях решать задачу духовнонравственного воспитания нелегко, поскольку сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия
1 Гончаров С.З. Философия совершенства И.А. Ильина — Екатеринбург: НОУ ВПО «Урал. инс-т. Бизн.», 2007. — С. 10.
2 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. — Т. 8. — М.: Русская книга, 1993. — С. 563.
3 Варавва В. Образование духа. http://www.moskva.ru/2001/11/varava.htm.
4 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. —Т.1. —М., 1993.—С. 399.
жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение нашей молодежи. Об этом свидетельствуют статистические данные по России: «4 миллиона наркоманов, 700 тыс. сирот, 2 млн. детей неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях, ежегодно пропадает более 30 тысяч детей. Более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей»5. Сегодня в зоне повышенной опасности и социального риска, своеобразного духовного подземелья оказалась вся наша молодежь. Мы не должны допустить, чтобы она сгорела в огне пороков, страстей и соблазнов. Пути воспитания человека различны. Но одно очевидно: признает себя верующим педагог или нет, — в любом случае он обязан заниматься человеческой душой и человеческим духом. Сердцевиной воспитания должно стать усвоение человеком духовных ценностей. Ильин не без оснований считал, что образование в России ограничивалось лишь проблемами памяти и практическими умениями и совсем самоустранилось от проблем внутренней, духовной жизни человека. С болью о судьбе русского образования он замечал: образование, само по себе, «не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный — и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная -образованность! вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации»6.
В философско-педагогическом наследии И.А. Ильина и в суждении о духовнонравственном воспитании современного ученого-педагога лейтмотивом обновления образования выступает идея наполнения его содержания национальными духовными ценностями и выражение в них духовного идеала своего народа. «Аксиология И.А. Ильина аккумулирует в себе классическую отечественную и зарубежную культуру, свободна от односторонних крайностей, основательна, систематична, последовательна и полна; она может стать надежным ориентиром в теоретической разработке и практическом решении таких вопросов как духовно-ценностные основы бытия человека, воспитания и образования, семьи и Родины, правосознания и государства, труда и собственности, культуры и армии; она способна быть необходимой предпосылкой развития современной философии и культурологии, этики и эстетики, философии религии и педагогики, политологии и права»7.
Вершиной философско-педагогического наследия ученого выступают его труды: «Путь духовного обновления», «Основы христианской культуры», «Путь к очевидности», «О русской культуре», «Аксиомы религиозного опыта». В них главным предметом исследования явились духовная очевидность и основы духовного и нравственного бытия человека.
В своих размышлениях о происходящих в стране изменениях Ильин обращает внимание на факт упадка культуры в стране, причину которого он видит в упадке духовности: «Культура без сердца есть не культура, а дурная -цивилизация!, создающая гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь». В такой ситуации, по его мнению, человек становится растерянным и в существенной мере теряет способность верной ориентации и самоопределения. Ученый называет это состояние «расколотым сознанием», причиной которого он считает отсутствие у человека «целокупности» влечения и способностей, согласия инстинкта и духа, веры и знания. Расколотый изнутри человек — несчастен. Вечное недовольство — его удел. Разочарованный, ищет он все новых, не испытанных, острых ощущений; измышляет неслыханные возможности; извращает свой вкус»8.
В современном образовании увеличивается разрыв между интеллектуальной подготовленностью и нравственной воспитанностью выпускников общеобразовательных
5 Чипанова Н. Из опыта работы Центра духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. http://www.rusk.ru/st.php?idar=114380.
6Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т.-Т. 1.Кн.2. - М., 1994. - С. 177-178.
7 Гончаров С.З. Философия совершенства И.А. Ильина — Екатеринбург: НОУ ВПО «Урал. инс-т. Бизн.», 2007. - С. 6.
8 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. — Т. 8. — М.: Русская книга, 1993.— С. 563.
школ, между профессионально-технической подготовкой специалистов и их духовной и нравственной культурой. Святой праведный Иоанн в одном из своих выступлений в Кронштадтской гимназии отмечает: «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком. Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и - что всего важнее и нужнее — добрых .чтобы из всех знаний образовывалось в душах детей, то стройное согласие, та твердая христианская система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование»9.
По мнению Ильина, цель воспитания как предполагаемый идеальный результат воспитательного процесса есть «новый способ жизни», в котором реально ощутим ее «высший смысл». То есть, цель воспитания у него имеет особое деятельное выражение не как законченный результат действия, а как движение, наполненное высшим смыслом и имеющее четкие ориентиры бытия: «Ибо —воспитать! — значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный —уголь I: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу»10.
Воспитание духовности человека Иван Александрович определяет как важнейшую педагогическую задачу: «Говоря о духовности или духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух есть нечто, что каждый из нас переживает в своем опыте. Он есть подлинная реальность и притом драгоценная реальность — самая драгоценная из всех. Тот, кто жаждет духа, должен заботиться об обогащении своего опыта; не о наполнении своей памяти из чужих книг и не об изощрении своего ума умственной гимнастикой; но о разыскании в непосредственной жизни всего того, что придает жизни высший смысл, что ее освещает. Один найдет этот творческий смысл жизни в природе, другой — в искусстве, третий — в глубине собственного сердца, четвертый в религиозном содержании»11.
В развитии педагогической идеи о задаче воспитания духовности Иван Александрович раскрывает перспективные результаты ее решения: «Но если кто-нибудь принял в себя начало духа и начал духовную жизнь, то перед ним открываются новые горизонты, и он вступает в новый план бытия. Он убеждается в том, что дух есть —воздух! и —хлеб! человеческой жизни, ибо человек задыхается и изнемогает без него. Дух есть дыхание Бо-жие в природе и в человеке, сокровенный внутренний свет во всех сущих вещах. Он освещает жизнь, чтобы она не превратилась в ледовую невыносимую пустыню, в хаос пыли и вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться к духу и стать духовным. А это и есть самое важное в воспитании»12.
В качестве основополагающих ориентиров педагогического процесса И. Ильин выделяет: «Научить правильному восприятию исследуемого предмета (сформировать умение войти в природу этого предмета и соответственно осмысливать его); научить умению ставить вопросы, исходя из —глубин самого предмета!, без чего нельзя найти правильный ответ на его природную сущность; научить умению сомневаться и разрешать сомнения путем содержательно определенного поиска достоверности суждения; научить умению отойти от схематичности мышления, которое упрощает исследование сущности предмета и приводит к мнимым ответам на поставленные вопросы. В результате воспитания всех этих умений человек приобретает способность правильно мыслить и приходить к верному суждению о сущности исследуемого предмета или явления»13. Реализацию задач духовно-нравственного воспитания и умственного образования ученый раскрывает в своих педагогических размышлениях о ступенях образования в российской школе. Он считает необходимым интегрировать в образование процессы развития
9 Шестун Е. Православная педагогика. — Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. - С. 147.
10 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 3. - М.: Русская книга, 1993.-С. 415.
11 Там же. - С. 409.
12 Там же. - С. 410.
13 Там же.- С. 488.
интеллекта и внутреннего (душевного) мира человека; рассматривает в связи с этим функциональные педагогические задачи низшей, средней и высшей школ.
Функциональными педагогическими задачами низшей школы он выделяет: научение ребенка «чтению, писанию и пониманию прочтенного», воспитание умений собирать свое внимание, овладевать своей памятью и сосредотачиваться в указанном направлении, пробудить в ребенке духовность его инстинкта — его доброту, совесть, достоинство, религиозную веру, национальное чувство и правосознание. В наше время решение задачи умственного воспитания может осуществляться вполне благополучно, но решение задачи духовно-нравственного воспитания всегда представляет педагогическую проблему, поскольку все его составляющие должны воспитываться в определенной взаимозависимости, как в содержательном, так и во временном отношениях.
Функциональными педагогическими задачами средней школы, по мнению Ильина, являются: «научить ребенка усваивать указанный ему познавательный материал и технически владеть им: понимание должно быть активным размышлением, горизонт ребенка должен год от года становиться все шире, память должна укрепляться и обогащаться»14.
Отличительной функциональной особенностью образования человека на данной ступени в педагогическом представлении ученого выступает «необходимость и умение педагога научить ребенка правилам и приемам мышления, используя для этого целенаправленно комплекс специальных упражнений». Развитие мышления ребенка он рассматривает в ракурсе формирования у него способности к творческому самостоятельному суждению относительно изучаемого предмета. Причем направленность развития умения ребенка «слагать свои собственные вкусы, воззрения и убеждения» должна иметь духовно-нравственный аспект: «.а главное — укреплять и применять духовность своего инстинкта»15.
Ильин считает, что только такая системная взаимосвязь данных процессов позволяет подготовить ученика к переходу на следующую ступень образования. В практике же современной средней школы «увязать» развитие интеллекта и психических процессов (памяти, внимания и др.) вполне удается, а формирование способностей самостоятельности суждений и управления инстинктивными чувствами на духовно-нравственном уровне чаще всего оказывается за пределами внимания преподавателя.
Высшее образование, по идее ученого, выполняет основную функциональную педагогическую задачу: «воспитание человека к самостоятельному бытию и мышлению». Школьные «схемы и трафареты», «непрерывный контроль» со стороны преподавателя уступают место «самодеятельности духа и познания мысли». Ильин здесь выделяет другое, отличное от предыдущей ступени преподавание (методический аспект), называя его академическим. Если на младших курсах нужно побуждать обучаемых к самостоятельности в познании изучаемого предмета в окружающем мире, вооружая их ум для этого знанием необходимых умений, то на старших курсах «студент должен пытаться мыслить и познавать самостоятельно. Здесь совершается не наполнение памяти, не усвоение памятью и не только техническое упрощение мысли. Здесь дело идет об укреплении и углублении силы суждения; здесь сообщается умение самостоятельно подходить к предмету, воспринимать его и исследовать»16. Университетское образование призвано воспитать человека к свободе «ибо свобода есть ответственная, творческая самостоятельность человека». Само понятие «воспитание к свободе» ученый рассматривает с позиции свободного научного поиска студентом-исследователем истинности восприятия и осмысления изучаемого предмета или явления. Методическое воспитание у студента «воли к истине» есть педагогическая сложность, разрешение которой Ильин видит в направленности воспитания: «Воспитывая человека в свободе и приучая его к внутренней дисциплине, воспитывая его к самостоятельности и приучая его к самоопределению, академия требует от него победы над аутизмом»17. Анализ системы непрерывного образования, представленной в педагогическом творчестве ученого низшей, средней и высшей ее
14 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. — Т. 3. — М.: Русская книга, 1993. — С. 463.
15 Там же.
16 Там же. — С. 463.
17 Там же. — С. 466.
ступенями, выявляет необходимость неразрывной взаимосвязи умственного образования и духовно-нравственного воспитания на каждой из ступеней. При этом духовнонравственное воспитание выступает базисом по отношению к умственному образованию.
Воспитание способности студентов к исследованию окружающей действительности (в том числе и педагогической) нужно, по мнению Ильина, начинать с мировоззренческой установки на то, что «.в мире нет ничего —простого!, что наука во всех вещах и существах имеет перед собой сверхсложный и всесторонне обусловленный предмет, сокровенно-глубокий и неисчерпаемый ни чувственным опытом, ни рассудком»18.
В развитии духовно-ценностной сферы самосознания студентов ведущими являются такие дисциплины, как история России, религиоведение, философия, этика, эстетика, цикл культурологических дисциплин, аксиология. «Россия не есть достояние отдельного поколения. Каждое поколение есть одна из живых ветвей на могучем историческом древе России. Россия, наша Родина, выше классов, сословий и партий, выше всякого лица и всякого государя. Она духовно питает каждого, и каждый питает ее и служит ей. Нет таких ценностей, даже —общечеловеческих!, ради которых стоило бы пожертвовать Россией. Чувство родного, Родины обязательно придет к новым поколениям путем воспитания у них исторической памяти, национального и гражданского самосознания, достоинства и чести гражданина Государства Российского»19.
Изучение истории своего народа Ильин рассматривает как движущую силу развития чувствования человеком национальной духовности: «Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории. Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее»20.
Примерно то же утверждают и современные авторы: «За каждым человеком, как за волной, плещется океан истории его народа. Российское национальное воспитание зиждется на опыте народа России, на отечественной культуре, на ответственности личности перед Богом, Родиной и народом. Воспитать российский характер — значит развить юную душу до духовности, укоренить душу в абсолютные ценности культуры, возжечь в одухотворенной душе любовь к совершенству, вознести эту любовь до веры и развить веру до системы конкретных ценностей, как путеводителей на жизненном пути»21.
Дух совершенства выражается в ценностях. Духовные ценности направляют стратегию жизни, личностное, социальное, профессиональное самоопределение человека, его мотивы, выбор им модели своего Я, образа жизни и жизненного пути. Проектируя в юных душах ценности, педагог тем самым задает социальную направленность поведения молодежи. Аксиологический уровень является решающим и определяющим. Он обязывает педагога к наибольшей социальной ответственности.
Для современных философских взглядов на определение сущности личности и ее воспитание характерны в основном два подхода: диалектико-материалистический и трансцендентальный. Педагогика, опирающаяся на учение И. Ильина, усматривает верховное значение мира ценностей в развитии личности и устроении бытия в обществе, независимость человека от каких-либо других высших начал «...личность человека не развивается из самой себя, что в ее высших и творческих силах она связана с миром ценностей — сверхиндивидуальных, сверхэмперических»22. Ориентация на мир ценностей как на духовно-нравственный идеал в воспитании, приобщение к ним личности является, таким образом, основной задачей педагога. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остается за пределами внимания, так как в содержании мировоззренческих знаний и в содержании образования в целом ей не отведено определенного
18 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т.-Т. 3.-М.: Русская книга, 1993. - С. 530.
19 Гончаров С.З. Философия совершенства И.А. Ильина - Екатеринбург: НОУ ВПО «Урал. инс-т. Бизн.», 2007. -С.273.
20 Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. - Т.1. - М.: Русская книга, 1993.-С. 206.
21 Гончаров С.З. Философия совершенства И.А. Ильина - Екатеринбург: НОУ ВПО «Урал. инс-т. Бизн.», 2007. -С. 270.
22 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 3. - М.: Русская книга, 1993.- С. 543.
места. Противоречие между мозаичным содержанием знаний о духовном мире человека, отсутствие знаний об основах православно-педагогической культуры и необходимостью их системного интегрирования в формируемой педагогической культуре требует своего разрешения. Прежде всего, это необходимо в определении самих понятий духовности и нравственности в их сущностном выражении, а также — приведение в систему тех знаний из области духовно-нравственного воспитания, которые могли бы стать инвариантными, чтобы не было смысловой путаницы в трактовке излагаемых целей. В противном случае невозможно говорить о системном подходе к духовно-нравственному воспитанию.
«Современное человечество, писал И.А. Ильин, создает бессердечную культуру и погружается в хаос духовного затмения. Человек будущей культуры должен снова возлюбить духовную свободу, предаться живой сердечной доброте, взрастить в себе драгоценное смирение как источник подлинной силы, преклониться перед тайной Божиего мироздания, укрепить в себе силу сердечного созерцания, научиться радости благодарения и восстановить в себе подлинную религиозность»23. И.А. Ильин предостерегал нас от беспечности в оценке глубины духовного кризиса, в который мы погрузились. Обновление, предстоящее нам, считал он, «должно составить целую эпоху в истории. Ибо старые дороги исхожены и прежнее строение акта, творившего культуру, привело нас к ужасным, чудовищным проявлениям внутренней жестокости и внешней техники. И близится время, когда мы все будем помышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божьей помощи и спасения»24. Или в мире необходимой станет духовная философия, или силы хаоса, распада, деградации превратят человечество в клоаку, которая наскоро обретет какое-то подобие почвы, способной на новую жизнь культуры, или трясина утопит здоровую жизнь, а останется кривое, убогое имитаторство культуры.
Ильин утверждает, что воспитание разума, как созидательной внутренней силы человека, выступает одной из важнейших педагогических задач воспитателя. Научение воспитуемого способности «сердечного созерцания» посредством духовного и душевного вчувствования в изучаемый предмет есть суть его сердечного переживания, волевых усилий и размышлений в отношении познавательной деятельности.
Ученый выделяет воспитание творческого человека как одну из важнейших педагогических задач. Развитие творческой мысли, по его мнению, будет происходить лишь в том случае, если она по своей сути есть «верующая» (наличие духовного идеала и безграничная вера в его духовно-нравственное достоинство), то есть, религиозная: «Человеческий ум должен найти путь к вере — не к суеверию, запугивающему нас, и не к пустове-рию, проявляющему нашу глупость, — а к созерцательной вере, разумной и светлой, к вере достаточного основания. Мысль должна примириться с творческим, предметным воображением и опять стать созерцающей, интуитивной и прозорливой»25. Принцип системности предусматривает включение в содержание образования философских, научных и религиозных взглядов на проблемы миропонимания, места и предназначения человека в существующем мире. Приведение в систему этих знаний определяется как интеллектуальная и психологическая основа формирования у обучаемых направленности на духовно-нравственное самовоспитание, развитие их творческой активности.
Особое значение в духовно-нравственном воспитании принадлежит гуманитарному образованию. Термин «гуманитарное образование» означает дословно образование человеческого в человеке, его родовых, всеобщих по значению общекультурных способностей, которые организуют все особенные проявления человека как личности, специалиста, гражданина. Всеобщие способности модифицируются в особенные — в профессиональные умения компетентно осуществлять те или иные технологии согласно специальности. Развитые всеобщие способности создают «стартовые» преимущества в самостоятельной жизни — в сферах профессиональной и непрофессиональной.
Сегодня в центре гуманитарного знания должно находиться утверждение чувства собственного достоинства каждого индивида и народа в целом. И.А. Ильин говорил: «Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной
23 Ильин И.А. О грядущей русской культуре // Родина и мы. - Смоленск, 1995. - С.444.
24 Там же. - С. 477.
25 Там же. - С. 423.
жизни; оно есть знак того духовного самоутверждения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, — политически недееспособен; народ, недвижимый им, — обречен на тяжкие исторические унижения»26.
Воспитание — ведущая форма социализации и управления становлением личности. Его первичность по отношению к обучению заключается в направляющей функции ценностного содержания по отношению к содержанию информационнотехнологическому, целей по отношению к средствам. От того, что молодые люди считают для себя самым главным, дорогим и священным, зависит судьба России в ХХ! веке. «Обучение без воспитания ценностно слепо. Воспитание вне обучения содержательно пусто». В отечественной педагогике утвердилось положение о воспитывающем обучении и об обучающем воспитании.
Воспитание призвано побуждать человека стать культурным, значит умеющим избирать объективно лучшие содержания, понимать их преимущество, развивать их в себе, объединяться на их основе и жить ими. Российское воспитание основывается на духовном опыте народа России, на примерных деяниях ее подвижников и героев, на отечественной истории и культуре, на ответственности перед Богом, Родиной и народом, на главной установке, приемлемой для людей разных убеждений: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, — от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, — я служу России,. а не "мамоне” и не —начальству!, —не личной похоти II и не —партии!, не —карьере! и не просто—работодателю!, — но именно России, ее спасению, ее строительству, ее качеству, ее совершенству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим»27.
Цели воспитания реализуются путем решения следующих задач, которые согласуются и с задачами социально-гуманитарной подготовки студентов: развитие духовноценностной сферы самосознания; ценностное развитие их социальной и профессиональной компетентности; развитие целостной субъективности до способности к свободному самоопределению в социально значимых делах; развитие умений осуществлять гуманитарно-социальные технологии как в индивидуально-личностном плане (телесном, душевном, духовном), так и в системе социальных отношений и институтов, норм и социальных статусов; развитие духовной и профессиональной компетентности.
В системе педагогических идей И.А. Ильина отражены вопросы теории и практики духовно-нравственного воспитания личности в процессе ее становления и развития. Ученый рассматривает цель воспитания как особое деятельное выражение способа жизни человека, наполненного высшим смыслом и имеющим четкие ориентиры бытия. Главной задачей он выделяет приобщение человека к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры и включение его в самоорганизацию своей духовной жизни посредством творческого поиска смысла жизни; воспитание у него высших духовных способностей: чувство национальной духовности; чувство патриотизма; искусство самостоятельного суждения; способность к творческой исследовательской деятельности. Жизнь и творчество Ильина — пример восхождения к высочайшему уровню духовности. Иван Александрович, рассуждая о «духе» «одухотворенности», «духовной религиозности», имеет в виду человеческую духовность — ту внутреннюю направленность и соответствующую ей жизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и ценность.
Понятие «духовность» в последние годы постоянно употребляется в педагогической среде, но трактуют его разнообразно и часто искажают истинный смысл. Обычно учителя отождествляют духовность с нравственностью, не проводят никаких различий между духовностью и душевностью. Эти ошибки не являются безобидными, и потеря сущности понятия «духовность» проявляется в конечном итоге в отсутствии духовного воспитания и образования. Понятие «духовность», как высший уровень развития личности, реализующей самые высокие человеческие ценности, имеет религиозное происхождение и основа-
26 Ильин И.А. О сущности правосознания. В 2 т. —Т.1. —М.: Медиум, 1993. —С.211.
27 Ильин И.А. О воспитании в грядущей России / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. — Т. 2. Кн. 2. — М., 1993.—С. 183.
ние. Духовность — это путь человека к Богу. Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. «Требуется возобновление и восстановление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Проблема формирования духовности должна быть поставлена, осмыслена и решена на общегосударственном уровне в рамках восстановления и обновления содержания и форм воспитания подрастающего поколения как особого и важнейшего социального института общества»28.
Применение личностно-ориентированного образования в условиях высших учебных заведений создает наиболее благоприятные условия для соединения учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов. Кроме того, широкое участие студентов в научной работе является в настоящее время адекватным и эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в вузе и потребности развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей. «Таким образом, культурно-образовательное пространство университета развивается как система, приоритетами которой являются гуманистические идеалы и ценности, т.е. образовательновоспитательный процесс имеет культурологическую и личностную направленность, в основе которой духовно-нравственные ценности»29.
Определяя студенчество как идентификационную группу, следует подчеркнуть, что это, прежде всего, совокупность индивидов, объединенная возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, общими ценностями и идеями в едином культурно-образовательном пространстве. Среди студентов наблюдается падение престижа науки и авторитета педагогической деятельности. Следовательно, возникает проблема кадров, которые будут готовить будущих специалистов в нашей стране. Для решения данной проблемы необходима серьезная государственная политика в области образования, обеспечивающая социальный престиж образования и науки.
«Когда русский человек верует, то он верует не волею и умом, а огнем сердца. Ни во что, не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою. Этому соответствовала и православная концепция Христианства: не формальная, не законническая, не морализирующая, но освобождающая человека к живой любви и к живому совестному созерцанию»30. «Учение об образе Божием есть основная конститутивная идея в правильно построенном учении о человеке»31, — пишет В.В. Зень-ковский статью, специально посвященную этому учению. Мыслитель замечает, что в современной, по преимуществу внехристианской антропологии нет места для учения об образе Божием, Правда, трудно без обращения к высшему Образу сколько-нибудь внятно сказать, например, о совести, ибо совесть не зависит от какого-то внешнего контроля, не регулируется нравственными или, тем более, юридическими нормами, совесть — это свет, посещающий самых черствых, загубленных до крайней преступности людей, совесть — это тайна предстояния человека перед высшей ответственностью пребывания в мире, это надмирное измерение поступков.
Русская педагогика, активно развивавшаяся в России с конца XIX века, основной упор делала на воспитательный процесс в образовании. «Совершенно очевидно, что русская культура, будучи в основе своей православной, имеет огромный нравственный воспитательный потенциал. Сегодня необходимо организовать встречу подрастающего по-
28 Усманов В., Дзиов А., Ветошкин А. // Россия. Родина. Молодежь. Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009)
http://www.rusk.ru/st.php?idar=ll434l.
29 Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-н/Д, 2000.
30 Ильин И.А. О русской идее //И.А. Ильин Собр. соч. - Т. 2. Кн.1.-М., 1993. - С.420-422.
31 Зеньковский В.В. Об образе Божием е человеке //Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Вып. II. - Париж, 1930. - С. 126.
коления с русской культурой, не отсекая и не разрушая при этом ее духовных корневых связей»32.
В работах Ильина представлены глубокие размышления о предпосылках духовного обновления человека — о вере, знании, любви, свободе. В качестве важнейшей социальной ячейки всего сложного общественного организма ученый выделяет семью, так как именно через нее личностью постигаются и усваиваются все истоки духовной жизни. «Семья есть первое лоно любви и веры. В семье человек осознает себя свободным существом»33.
Ильин сравнивает человеческую семью «с целым островом духовной жизни». Если семья этому понятию не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью. «Великие крушения и исчезновения народов возникают, как считал Ильин, из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»34. Курс на укрепление семьи, взятый нынешним российским руководством лишнее подтверждение выводов и оценок русского философа, сделанных около восьмидесяти лет тому назад. Философ И.А. Ильин от оценок и выводов о значении семьи для воспитания ребенка переходит к размышлениям о вкладе семьи в становление ребенка как потенциально активной личности. Семья в творческом наследии мыслителя выступает как первооснова таких понятий, как отечество, Родина, нация, как лоно естественной человеческой солидарности. По мнению И. Ильина, корни человеческие — это отечество и семья, посредством их и осуществляется связь человека с миром. Отрыв от традиционных корней становится большой опасностью для человека, ведущей, в конечном счете, к разрушению культуры. Для русской нации, взращенной на православной культуре, христианские ценности не только привносят мудрость, но и прорастают сквозь века Веры в суть народного бытия, общественных взглядов, образа жизни. Христианские ценности и есть ценности России.
Основное направление созидания более адекватной требованиям времени педагогики связано с переключением внимания с изучаемого предмета на субъективный внутренний мир человека в контексте его бытия. Задача создания культурного субъекта меняет представления о профессионализме преподавателя. «В человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности, к самому себе»35.
Профессионализм педагога — в умении организовать пространство культуросообразного «события», в котором «взращивается» человек «внутренний», его «субъективность» и проектируются условия придания ей культурных форм, обретения человеком «образа человеческого». Само же педагогическое пространство следует понимать как среду, в которой защищается и востребуется «внутренний человек», целостность его субъективного мира, актуализируется ценностно-смысловая сфера личности. А результатом процесса «окультуривания» должны становиться выработанные с помощью и поддержкой педагога внутренние идеалы и нормы, соотносимые с культурной нормой, а не принятие системы предписаний извне.
Процесс обретения субъектом деятельности своей национально-культурной идентичности носит весьма сложный и противоречивый характер, так как идентификация субъектом себя как носителя ценностей нации еще не означает, что он в тоже время является носителем ценностей национальной культуры. При определении идентификационного статуса человека может сложиться ситуация доминирования одного признака над другим, что приводит к «разломам» в структуре личности. В случае превалирования культурной идентичности над национальной формируется тип личности, не рассматривающий свою национальную принадлежность, как нечто значимое. При доминировании
32 Бурмистрова Л.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание на флоте - традиции и современность» http://www.pokrov-forum.ш/actюn/scien_pract_conf/pokrov_readmg/sbomik_2004-2005/txt/burmistrova.php
33 История философии права. Под ред. Керимова Д.А. - СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - С.626.
34 Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т.1. - М., 1996. - С. 145-146.
35 Менегетти А. Проект Человек. - М., 1998. - С.215.
национальной идентичности индивид утрачивает представление о том, носителем ценностей какой культуры он является.
Философско-педагогическое наследие Ивана Ильина позволяет выявить и систематизировать его идеи духовно-нравственного воспитания, раскрыть их педагогический аспект и определить предпосылки развития и адаптации в решении современных проблем воспитания и профессионального образования. Духовное спасение и возрождение общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных духовных ценностей, пересмотру позиций в области содержания образования и морального сознания. Сегодня это уже происходит, и общество пусть медленно, но возрождается к своим истокам историческим и духовно-нравственным.
Изучая философско-педагогическое наследие И.А. Ильина, можно сделать ряд выводов.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время становится очень актуальным во всех сферах жизнедеятельности человека: в семье, в школе, в вузе, в профессиональной деятельности. И важнейшей задачей здесь выступает одухотворение мышления человека: его следует учить логике научного поиска, имеющей духовно-нравственный аспект суждений в отношении новых открытий и следующих за ними конструктивных построений, какой бы области знаний это не касалось. Духовный идеал и его жизненные постулаты являются при этом ориентирами, как в направлении научного поиска, так и в использовании его данных. «Духовное достоинство», как чувство предназначения своего бытия в мире на уровне «духовного задания» (улучшать этот мир через совершенствования себя); «духовная ответственность» (ощущение творческой основы в выборе жизненного пути), осознание собственного несовершенства (потребность в самосовершенствовании) выступают в педагогическом наследии ученого как методологические составляющие его концептуальной основы духовно-нравственного воспитания и в то же время являются ориентирами в определении целевых установок, задач и содержания самого процесса духовно-нравственного воспитания человека.
Не впадая в крайности реформаторства и модернизации, необходимо неуклонно возвращать образованию утраченную духовную сущность. Здесь очень много будет зависеть от школы, от конкретного учителя, от того, какую нравственную, интеллектуальную, духовную и культурную позицию он займет.
Иван Ильин еще в первой половине столетия говорил: «Судьба будущей России лежит в рукахрусского учителя — преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности»36. Эта мысль И.А. Ильина в полной мере соотносится с современными задачами воспитания личности. Одухотворение школы возможно лишь высоким духом учителя-воспитателя, его устремленностью к высшему, к вечному восхождению и поиску истины. Его слова особенно актуальны в наше время.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-н/Д, 2000.
2. Бурмистрова Л.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Духовнонравственное воспитание на флоте — традиции и современность» http://www.pokrov-f0rum.ru/acti0n/scien_pract_c0nf/p0kr0v_reading/sb0mik_2004-2005/txt/burmistr0va.php.
3. Варавва В. Образование духа. http://www.m0skva.ru/2001/11/varava.htm.
4. Гончаров С.З. Философия совершенства И.А. Ильина — Екатеринбург: НОУ ВПО «Урал. инс-т. Бизн.», 2007.
36 Ильин И.А. Русский учитель // Опыты православной педагогики. — М., 1993. — С. 196.
5. Зеньковский В.В. Об образе Божием и человеке // Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Вып. II. - Париж, 1930.
6. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 1. Кн. 2. - М., 1994.
7. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 8. - М.: Русская книга, 1993.
8. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 3. - М.: Русская книга, 1993.
9. ИльинИ.А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. -Т.1.-М.: Русская книга, 1993.
10. Ильин И.А. О грядущей русской культуре // Родина и мы. - Смоленск, 1995.
11. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - Т.1. - М., 1996.
12. ИльинИ.А. О сущности правосознания. В 2 т. - Т. 1.-М.: Медиум, 1993.
13. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России / И. А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. - Т. 2. Кн. 2. - М., 1993.
14. Ильин И.А. О русской идее // И.А. Ильин Собр. соч. Т. 2. Кн.1. - М., 1993.
15. История философии права. Под ред. Керимова Д.А. - СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.
16. Менегетти А. Проект Человек. - М., 1998.
17. Усманов В., Дзиов А., Ветошкин А. // Россия. Родина. Молодежь. Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009) http://www.rusk.ru/st.php?idar=ll434l.
18. Чипанова Н. Из опыта работы Центра духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. http://www.rusk.ru/st.php?idar=114380.
19. Шестун Е. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.
IVAN ILYIN ABOUT SPIRITUAL AND MORAL BASIS OF EDUCATION OF PERSONALITY'S SUBJECTIVITY
OJA BARGILEVICH
Russian State Professional-Pedagogical University е-mail: [email protected]
The article explains the importance of Ilyin's creative heritage for the processes of spiritual and moral education in the system of education at various levels.
Key words: spirit, spirituality, spiritual values, spiritual perfection, spiritual renewal, spiritual and moral education, heartfelt contemplation, liberal arts education (humanitarian education).