Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
УДК 658.1
ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ
Д. Н. Иванова Научный руководитель - Е. С. Смолина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: dariapizza@mail.ru
Рассмотрены основные проблемы внедрения инноваций на производственных предприятиях в России и предложены пути их решения.
Ключевые слова: управление, методы, инновации, производство. THE PROBLEM OF INNOVATION AT PRODUCTION ENTERPRISES IN RUSSIA
D. N. Ivanova Scientific supervisor - E. S. Smolina
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: dariapizza@mail.ru
The article considers the main problems of innovation implementation at manufacturing enterprises in Russia and suggests ways to solve them.
Keywords: management, methods, innovations, production.
В настоящее времяу производственных предприятий возникаетпотребность внедрения различных новшеств, которые позволят имработать более эффективно. Поэтому впоследние годы проблема внедрения инноваций являетсянаиболее актуальной. Это становится отражением возрастающего понимания того, что обновленияво всех сферах жизни невозможно без нововведений в производство. Так как, именно инновации способствуют обновлению рынка товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыту продукции.
В широком смысле, инновации основанны на открытиях, заменяя старое мировоззрение новым, приводя, к развитию общества в целом. В узком смысле, инновации - это внедрение новых технологий, продуктов и форм материального производства [1].
Так, выделяют четыре группы инноваций: технологические инновации (продуктовые и процессные); организационные инновации; маркетинговые инновации. Организационные инновации, представляют собой реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей. Маркетинговые инновации - это реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов; использование новых методов продаж и презентации продуктов. Технологические инновации - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта [1]. В настоящее время удельный вес организаций в промышленности, осуществляющих технологические инвестиции составляет около 10 %. Далее следует сфера услуг - 7 %,
Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»
сельское хозяйство 3 %, строительство - 1 % [2]. Несомненно, увеличение инновационной активности ведет к модернизации производства. Как следствие, повышение уровня (качества) производимой продукции, увеличению потребительского спроса и стабильность на конкурентном рынке товаров и услуг. По прогнозамдинамика инновационной активности, должна возрасти в 2020 году до 4 % по сравнению с 2010 годом -1,95 %, по самым оптимистическим оценкам. А удельный вес инновационных товаров, работ, услуг может возрасти с 7 до 15 % (2010 г. и 2020 г. - соответственно) [3].
Серьезное отставание в сфере инноваций связано соследующими проблемами.
Во-первых, это административные проблемы. Не разработана правовая база, которая должна решать вопросы разработки и внедрения инноваций. Существует проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», но до сих пор данный закон не вступил в силу.
Также существуют проблемы инновационной инфраструктуры.Государство делает шаги в направлении создания инфраструктуры для развития и внедрения инноваций. Так, уже запущен многообещающий проект «Инновационный центр «Сколково»» - научно-технологический комплекс по созданию и коммерциализации новых технологий [4]. Но настоящие проекты направлены на будущее и для того, чтобы добиться определенных результатов необходимо время и немалые финансовые вложения.
Пути решения вышеперечисленных проблемследующие [3]: создание особых экономических зон и техно парковых структур; создание закона об инновационной деятельности; объявление президентом политики модернизации экономики страны, основанной на инновациях, как национальной задачи; партнерство с глобальными корпорациями, которые помогут привить инновационную культуру крупному российскому бизнесу, формирование правильнойсистемы инновационных отношений; формирование внутреннего спроса на продукцию инновационной деятельности, использование мер налогового и таможенно-тарифного регулирования.
Таким образом, рассмотренные выше проблемы представляют большую угрозу для развития инновационной деятельности в России. В настоящее время необходим учет всех проблем и применение срочных мер по их ликвидации. Предложенный комплекс мероприятий, поможет ликвидировать данные проблемы и будет способствовать эффективномувнедрению инноваций на промышленных предприятиях в России [5].
Библиографические ссылки
1. Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 527 с.
2. Белкина А. Как развиваются инновации в России// Ведомости - №54, октябрь 2019 г. [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/09/813027-га2у1уауи18уа-1ппоуа18Й
3. Проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Минэкономразвития России. Москва, 2010 г.
4. Обнновационном центре «Сколково»: Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ: Принят Государственной Думой 21 сентября 2010г.: одобр. Советом Федерации 22 сентября 2010 г.
5. Лобков К.Ю. Оценка эффективности инновационных проектов предприятий РКП на основе метода статистического моделирования // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Экономика и управление в современных условиях». Красноярск, НОУ ВПО СИБУП. 2016. - с. 177-181.
© Иванова Д. Н., 2020