ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
Инновационный центр Сколково:
перспективы развития инновационно-образовательных центров в России
Т.Н. Леонова
к. э. н., доцент, Государственный университет управления
leonova_dipl@rambler.ru
(Щ,
/
В статье представлены результаты исследования организационно-экономического механизма функционирования инновационного центра Сколково. На основе анализа существующей законодательной базы иннограда автором обоснованы предложения по ее совершенствованию, разработана внутренняя и внешняя инфраструктура инновационного центра Сколково. В работе также представлены перспективы развития инновационно-образовательных центров, расположенных в различных российских регионах.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инфраструктура, инновационно-образовательный центр, организационно-экономический механизм, инновационный центр Сколково, инноград.
Инновационно-образовательный центр, инноград, инновационный центр, университет «Сколково». Так чем же все-таки является этот грандиозный проект, поддерживаемый и продвигаемый президентом и правительством и представляемый как визитная карточка российской инновацион-
ной экономики. Есть ли перспективы у данного проекта быть тиражированным в других регионах страны.
В этой статье автором предпринята попытка разобраться в предназначении этого проекта и предложить возможные механизмы его реализации, так как на сегодняшний момент определены ответственные
лица, выделено финансирование, но не представлен механизм функционирования этого инновационного центра.
Зарождение феномена инновационно-образовательных структур принято связывать с серединой XX века, когда в США Стэнфордским университетом было инициировано создание исследовательского парка, позднее ставшего всемирно известной «Кремниевой долиной». Вскоре американскому примеру последовали страны Европы, приняв предложенную концепцию, суть которой состояла в том, чтобы обеспечить центры научно-исследовательской деятельности (в первую очередь, университеты) условиями для трансформации результатов научных исследований и разработок в коммерчески успешные проекты.
Несколько позже возник другой подход к созданию инновационно-образовательных структур, в основу которого положено развитие сектора исследований и разработок путем привлечения потенциальных участников проекта благоприятными условиями ведения деятельности в районы, изначально не обладающие научно-исследовательским потенциалом. Одним из первых примеров применения данного подхода считается проект «София Антиполис», запущенный в начале 1970-х гг. на юго-востоке Франции, «где не было никакого технологического и производственного прошлого».
Процесс функционирования инновационно-образовательных структур также может быть основан на различных принципах. Так, подавляющее большинство современных объектов данного типа ориентированы на коммерческое освоение научных идей и технологических нововведений, но опыт СССР по созданию академгородков свидетельствует о том, что деятельность инновационно-образовательных структур может быть направлена не только на удовлетворение рыночного спроса, но и на решение четко поставленных задач плановой экономики.
Несмотря на разное время возникновения и разные задачи, реализуемые при создании инновационно-образовательных структур, можно предложить их следующую классификацию:
• инновационно-образовательных структуры, создаваемые на основе уже существующего научноисследовательского потенциала;
• инновационно-образовательных структуры, создаваемые для привлечения носителей научноисследовательского потенциала путем создания особых, привилегированных условий на отдельных территориях.
Несмотря на указанные выше различия в принципах формирования и функционирования инновационно-образовательных структур, любому из этих объектов присущ посреднический характер, который заключается в обеспечении ускорения взаимодействия между научно-исследовательским, образовательным и предпринимательским секторами.
Согласно определению, данному в Законе №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 г., «инновационный центр «Сколково» — совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры (далее — Центр, инновационный центр). Какую роль в этой инфраструктуре будет играть бизнес-школа Сколково и исследовательский университет, конкурс на название которого активно проводится в Интернете,1 в законе не определено.
Несмотря на то, что нет еще точного проекта организации бизнес-процессов в Сколково, его инфраструктуры, примерный бюджет проекта уже готов2 (рис. 1).
На первых этапах финансирование проекта будет осуществляться за счет бюджета. По распоряжению правительства, Фонду развития Центра разработки и
долевое участие частных \
инвесторов планируется \-------
в размере 35,4 млрд. руб. !
Рис. 1. Схема финансирования инновационного центра Сколково3
Источник: составлено автором
от соинвесторов поступит і 21,3 млрд. руб. і
затраты на инноград ~ расходы государства на «Роснано»
1 http://www.i-gorod.com/about/competition/
2 http://www.marker.ru/news/858
3 Составлено автором на основе данных http://www.marker.ru/news/858
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
коммерциализации новых технологий уже выделено около 4 млрд. руб.
Анализ закона также дает некоторое представлении об организационной структуре инновационного центра Сколково. Ее можно схематично представить в виде рис. 2.
На рис. 2 можно выделить четыре структурных уровня — Первый уровень занимают учредители Ин-нограда Сколково, среди них Российская Академия наук, Внешэкономбанк, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Роснано, Российская венчурная компания, Фонд содействия развитию жилищного строительства, а также контролирующие органы, к которым относятся МинФин, МинЮст, МинЭкономРазвития, МинОбрНауки, МинПромТорг и другие министер-ства и ведомства. При этом «для целей осуществления государственных полномочий и государственного контроля на территории центра и в отношении лиц, находящихся на территории центра, образуются специальные подразделения, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в сферах:
1) внутренних дел;
2) миграции;
3) налогового контроля;
4) таможенного дела;
5) предупреждения и тушения пожаров, а также защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций;
6) защиты прав потребителей и благополучия человека;
7) интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков».
При этом нигде в официальных документах по Сколково не упоминается, какому именно ведомству, агентству будет подотчетна сама управляющая компания, ее статус достаточно размыт — ни государственная структура, ни коммерческое предприятие (т. к. отсутствует мотив выгоды). В законе есть упоминания: «управляющая компания разрабатывает для представления информации в органы государственной власти и органы местного самоуправления специальные бланки, которые являются бланками строгой отчетности и подлежат регистрации в федеральном органе государственной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций».
Но конкретных структур, контролирующих, например, распределе-ние и освоение бюджетных средств в Сколково, не указано. При этом представ-
Учредители
Контролирующие органы
Российская Академия наук, Внешэкономбанк
МинФин Фонд содействия развитию малых форм
МинЮст предприятий в научно-технической сфере Роснано
МинЭкономРазвития Российская венчурная компания
МинОбрНауки Фонд содействия развитию жилищного
МинПромТорг строительства
Управляющая компания
I
Резиденты Сколково:
• Малые и средние предприятия
• Крупный бизнес
• Проектные группы
• Отдельные ученые, фрилансеры и др.
Рис. 2. Организационная структура инновационного центра Сколково Источник: составлено автором
103
SUN Group
Абрамов Александр Григорьевич (Евраз Груп) Абрамович Роман Аркадьевич Варданян Рубен Карленович (Тройка Диалог) Завадников Валентин Георгиевич (Член Совета Федерации)
Меламед Леонид Борисович Михельсон Леонид Викторович (НОВАТЭК) Николаев Константин Юрьевич (Н-Транс) Попов Сергей Викторович (МДМ-Банк) Раппопорт Андрей Натанович
Учредители
Государственные
структуры
Организационная структура Сколково
Структуры
бизнес-школы
Рис. 3. Внешняя инфраструктура Сколково Источник: составлено автором
ИННОВАЦИИ №4(150), 2011
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ляется целесообразным отдельно выделять подобные структуры, т. к., безусловно, столь масштабный в экономическом плане проект, как Сколково, для которого даже предусмотрен отдельный федеральный закон, нуждается в таких уточнениях.
На втором уровне находятся Консультативный научный совет, возглавляемый Ж. Алферовым, Фонд развития инновационного центра Сколково, который возглавляет В. Вексельберг и Попечительский совет, возглавляемый Президентом Российской Федерации Д. Медведевым.
Третий уровень занимает управляющая компания, на которую будут возложены функции по реализации проекта в порядке, установленном президентом РФ. Управляющая компания вправе создавать дочерние компании и передавать им часть своих функций по реализации проекта. Управляющая компания вправе установить дополнительные требования для участников проекта. За управляющей компанией предусмотрено закрепление права собственности на земельные участки, на которых осуществляется строительство инновационного центра, а также жилые помещения, входящие в состав инфраструктуры центра.
Финансовое обеспечение деятельности центра осуществляется за счет собственных средств управляющей компании, ее «дочек», средств федерального бюджета, а также других источников в соответствии с законодательством РФ.
Управляющая компания формирует «правила проекта», которым должна соответствовать деятельность его участников, и предоставляет им режим, в котором, по ее мнению, исследования и разработки должны ре-
Сколково-Эксперт Центр коллективного пользования Бизнес инкубаторы
Управляющая компания
Инвестиционный отдел; Отдел международного и регионального развития; Отдел трансфера технологий и коммерциализации; Информационно-аналитический и маркетинговый отдел; Отдел сервисной поддержки; Отдел технического контроля и обслуживания.
Внутренний университет Социальная инфраструктура
Рис. 4. Внутренняя инфраструктура инновационного центра Сколково Источник: составлено автором
ализовываться эффективно. Де-факто полномочия управляющей компании близки к аналогичным правам собственника на своей территории, при этом государственные полномочия на ней ограничены (спецподраз-деления госорганов от МВД до Роспатента).
На четвертом уровне находятся резиденты Сколково, к которым относятся малый и средний бизнес, крупные российские и зарубежные компании, проектные группы, отдельные ученые и др.
Внешняя инфраструктура Сколково представлена на рис. 3.
Внешняя инфраструктура Сколково состоит из нескольких основных блоков, выделенных различными цветами, с указанием взаимосвязей между ними: блока учредителей («Роснано», ОАО «Российская венчурная компания» и др.), блока структур бизнес-школы «Сколково», блока государственных структур и блока организационной структуры «Сколково» (Совет Фонда, Попечительский совет Фонда и др.). Также в отдельные блоки можно выделить, имеющий большое значение научно-технологический комплекс, а так же межвузовский исследовательский университет.
Инновационный центр Сколково будет являться по своей сути посреднической структурой, призванной ускорять процессы взаимодействия и обмена информацией между группами исследователей и разработчиков и компаниями, предъявляющими спрос на технологические разработки.
Можно выделить 3 основные задачи, стоящие перед ИЦ Сколково:
1. Содействие независимым исследователям и проектным группам в реализации своих инновационных продуктов;
2. Помощь вузам и научно-исследовательским группам в коммерциализации накопленного научного знания;
3. Решение технологических задач производителей путем рекрутинга (или импорта) технологических решений со свободного рынка инноваций. Исходя из перечисленных выше задач, стоящих
перед инновационным центром Сколково, внутреннюю его инфраструктуру можно представить в следующем виде (рис. 4):
• Инвестиционный отдел — занимается формированием благоприятного инвестиционного климата в городе для привлечения внутренних инвестиций через установление устойчивых контактов с инвесторами, агентами недвижимости, службами логистики, т. е. через своевременное информирование инвестора о существующих условиях для размещения его средств в инновационном центре. Проводит экспертизу инновационных проектов.
• Отдел международного и регионального развития — обеспечивает взаимодействие компаний, развивающихся внутри города, с регионами и с внешним миром, а именно устанавливает связи с отечественными и иностранными компаниями, занимающимися схожими направлениями
деятельности, проводит анализ отечественного и иностранного рынка в поисках свободной рыночной ниши, контактирует с региональными и зарубежными центрами коллективного пользования.
• Отдел трансфера технологий и коммерциализации — обеспечивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, созданных в иннограде Сколково, в первую очередь, через создание малых высокотехнологичных предприятий и заключение лицензионных соглашений.
• Информационно-аналитический и маркетинговый отдел — занимаются мониторингом пяти приоритетных направлений деятельности компаний-резидентов Сколково — т. е. обеспечение доступа к статистической базе, аналитическим обзорам, а также маркетинговыми исследованиям ситуации на инновационном рынке, анализирует поведение и предпочтение потребителей и конкурентов.
• Отдел сервисной поддержки — предоставляет юридические услуги, консалтинговые услуги в управлении, охрану объектов и помещений, офисные услуги, предоставляет помещения, готовит и проводит презентации и др. Услуги аренды — офисные помещения, лаборатории оборудование, склады, полигоны и т. д.
• Отдел технического контроля и обслуживания — следит за соблюдение всех выработанных норм, нормативов и правил, а также занимается ремонтными работами на территории инновационного центра.
• Сколково-Эксперт — ассоциация, сеть компаний, которые стартовали в Сколково и продолжают свою деятельность уже вне инновационного центра, созданная с целью поддержки новых проектов. Совещания данной ассоциации должны проходить регулярно, на них должны обсуждаться проблемные аспекты деятельности компаний, функционирующих в Сколково на данный момент.
• Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Будет включать в себя школы, детские сады, больницы, библиотеки, рестораны, а также средства коммуникации и энерго- тепло-водоснабжение и т. п.
• Центр коллективного пользования — предоставляют услуги по использованию уникального оборудования и приборной базы, программных комплексов резидентам Сколково.
• Бизнес инкубаторы — предоставляют в аренду на льготной основе помещения, а также оказывают консалтинговые, бухгалтерские и юридические услуги.
• Внутренний университет — несуществующая, но важная часть инфраструктуры, необходимая для успешного создания и внедрения технологий. При рассмотрении зарубежного опыта создания инноградов можно заметить, что все они создавались на основе действующего университета.
В России этого нет, но с течением времени, по мере функционирования и развития ИЦ «Сколково» будут создаваться предпосылки для создания университета, который станет ключевым звеном в инновационном развитии России.
Механизм реализации инновационных проектов в ИЦ Сколково
На основании разработанной выше организационной инфраструктуры Сколково, можно предложить механизм реализации проектов в инновационном центре Сколково (рис. 5.) Для реализации инновационного проекта в инновационном центре Сколоково и получения финансовой, научно-технической и организационно-экономической поддержке необходимо пройти экспертизу проектов. При положительном решении экспертной комиссии Инвестиционный отдел управляющей компании выделяет финансирование на реализацию проекта. Также участники проекта получают научно-техническую поддержку, которая состоит в возможностях пользования оборудованием в Центре коллективного пользования, использования информационных и аналитических материалов в Информационно-аналитическом и маркетинговом отделе, сотрудничества с исследовательскими университетами, входящими в инфраструктуру Сколково.
В зависимости от того на какой стадии инновационный проект был принят экспертной комиссией он последовательно проходит те стадии его реализации, которые способствовали бы выходу инновационного продукта или услуги на рынок. Если проект попадает ИЦ Сколково на начальном этапе, то он проходит этапы: предстартовый, стартовый, развития и выхода или обеспечения ликвидности. В период реализации проекта резидентам ИЦ Сколково доступны все виды поддержки, обеспеченные структурными подразделениями Сколково.
Предполагается, что инфраструктура Сколково начнет функционировать в полном объему только через три года, а по сущности это может растянуться на более долгий строк. Компаниям, которые будут работать в течение трех лет на базе Курчатовского института или в других местах, возможно, будет не выгодно через три года менять местоположение, так как процесс их производства будет уже отрегулирован, они могут понести большие издержки, которые им не будут возмещены. В то же время, если они не перейдут на территорию Сколково в течение определенного срока, то могут лишиться льгот как участники Сколково. Поэтому необходимо разработать меры по переводу компаний через три-четыре г. в Сколково.
Также необходимо уточнить понятие «резидента Сколково» — географическое расширение данного понятия позволит компаниям, не находящихся на территории Сколково, но осуществляющие проекты, по своей характеристике подходящих инновационному городу и пяти приоритетным направлениям, получать преимущества, предоставляемые статусом резидента, не перенося своих производств в Сколко-
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
Рис. 5. Механизм реализации инновационных проектов в ИЦ Сколково
во. Очень важно получение положительного результата от реализации этого проекта, так как это определяет возможность его тиражирования в других регионах.
На данный момент в нашей стране, помимо инновационного центра «Сколково», на разной стадии реализации находится ряд других проектов по созданию инновационно-образовательных структур. Их краткая характеристика представлена в табл. 1.
Из рассмотренных выше проектов самые определенные очертания имеет на сегодняшний день центр развития информационных технологий в Татарстане (так называемая «1Т-дерев-ня»), о возможном создании которого заявил помощник Президента РФ А. Дворкович в ходе выступления с лекцией в Казанском (Приволжском) федеральном университете 25 сентября 2010 г.
Спустя два дня, 27 сентября 2010 г., в рамках пятого Российско-сингапурского делового форума, проходившего в Сингапуре, состоялась презентация проекта, согласно которому на выделенной территории предполагается разместить жилые и офисные здания, а также спортивную, рекреационную и образовательную инфраструктуру4. В тот же день был заключен меморандум о взаимопонимании по разработке проекта будущего центра между представите-
Проекты по созданию инновационно-образовательных структур на территории России
1
Регион Общая характеристика проекта
Татарстан Расположение — 35 км от Казани Предполагаемая площадь — 14 км2 Предполагаемая численность населения — 20 тыс. человек 27 сентября 2010 г. заключен договор о сотрудничестве с разработчиком проекта — Сингапурской компанией «RSP Architect Planners & Engineers PTE Ltd»5
Сибирь Проект представлен премьер-министром РФ В. Путиным на партийной конференции «По развитию Сибири 2010-2012» 09.04.10 г. Предполагаемые сроки реализации — 2010-2013 гг. Предполагаемая форма — 4 инновационных центра в разных городах Сибири (Томская область, Кемерово, Новосибирск, Красноярск), объединенных под началом Новосибирского технопарка
Санкт-Петербург Возможное местонахождение — пос. Стрельна, где уже расположена Высшая школа менеджмента Возможные формы реализации проекта: Филиал «Сколково» «Клон» «Сколково» Иная форма
4 Гараева Ю. Инновации вырастут в деревне. Коммерсантъ (Казань) №179(4477) от 28.09.2010.
5 http://www.tatar-inform.ru/news/2010/09/27/238519/
лями Правительства Татарстана и сингапурской компанией RSP Architect Planners&Engineers PTE Ltd, предполагающий привлечение сингапурских специалистов для разработки концепции IT-деревни. Кроме того, по сообщениям СМИ, до конца 2010 г. власти Татарстана планировали заключить ряд соглашений с частными инвесторами.
Несмотря на то, что данная инициатива часто позиционируется как аналог подмосковного инногра-да, очевидны существенные различия используемых моделей. Если «Сколково» создается без привязки к каким-либо конкретным центрам научно-исследовательской активности, то в Казани уже существует инновационная структура в области информационных технологий — IT-парк, созданный в рамках Федеральной целевой программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Представляется, что планируемый к созданию центр развития информационных технологий призван обеспечить развитие имеющегося в регионе задела в данной сфере высоких технологий.
В Сибирском проекте также используется качественно другая модель, которая, в отличие от «Сколково», основана на объединении под общим началом нескольких инновационно-образовательных структур, как вновь создаваемых, так и уже существующих. К числу этих структур относятся Новосибирский, Красноярский и Кузбасский технопарки, а также Центр образования, исследований и разработок в Томской области «ИН0-Томск-2020» (табл. 2).
Исходя из данных приведенных в табл. 2, можно предположить, что работы по созданию Кузбасского и Новосибирского технопарков будут завершены в запланированные сроки. В отношении Красноярского проекта представляется, что шансы на его создание также очень высоки. То же можно сказать и о проекте «ИНО-Томск 2020». Так, Администрация Томской области и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ уже подписали соглашение о разработке программы по реализации проекта5.
Итак, очевидно, на сегодняшний день нет оснований полагать, что модель, положенная в основу создания иннограда «Сколково», имеет высокие шансы на тиражирование на территории России. Имеющи-
еся в других регионах страны проекты опираются на другие организационные схемы.
Кроме того, некоторые характеристики проекта подмосковного инновационного центра делают рассматриваемую модель малопригодной для распространения в нашей стране.
В частности, рассматривая возможность тиражирования одного из важнейших преимуществ модели — университета, рассчитанного на подготовку высококвалифицированных кадров, которые будут полностью соответствовать специфике деятельности инновационно-образовательной структуры, — уже сейчас можно предположить, какие проблемы возникнут в ходе создания аналогичных учебных заведений в других российских регионах.
На сегодняшний день неизвестно, на какой основе — платной или бесплатной — будет осуществляться подготовка специалистов в создаваемом в «Сколково» университете.
Если образование будет бесплатным, то содержание целой сети университетов, полностью возложенное на государство, обернется дополнительной и очень значительной нагрузкой на бюджеты различных уровней.
В случае если Университет технологий будет функционировать на платных началах, возникает вопрос о наличии достаточного спроса на данный вид образовательных услуг вне столичного региона России. В рамках проекта «Сколково» такой спрос может быть обеспечен за счет близости иннограда к Москве, но маловероятно, что в других регионах нашей страны, где уровень жизни населения в разы ниже, чем в столице, будут широко востребованы образовательные программы, сформированные на основе дорогостоящего индивидуального подхода.
Говоря о месторасположении будущего инновационного центра важно также отметить, что реализация первого проекта в рамках отработки новой модели инновационно-образовательных структур в престижном районе в непосредственной близости от столицы может во многом способствовать обеспечению привлекательности будущего иннограда для потенциальных резидентов, а также частных инвесторов. В связи с этим возникают опасения относитель-
Таблица 2
Инновационные центры Сибири
Объект Сроки Объем инвестиций Ход реализации
Кузбасский технопарк 2008-2011 897 млн. руб. Строительные работы проходят в соответствии с графиком; ведется отбор и финансирование ряда инновационных проектов
Красноярский технопарк 2010-2014 878 млн. руб. Разработка концепции проекта
Новосибирский технопарк 2008-2014 20 млрд. руб. Строительные работы проходят в соответствии с графиком
«ИНО-Томск» (Томская область) 2011-2014 66 млрд. руб. Разработка концепции
5 РИА Новости, сообщение от 13 сентября 2010 г.
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
но того, что достоинства указанной модели не смогут компенсировать отсутствие столь мощного фактора притяжения, каким является крупный мегаполис, при реализации аналогичных проектов на всей территории Российской Федерации.
Еще один момент, ставящий под вопрос перспективы распространения рассматриваемой модели в нашей стране, заключается в объективно существующих бюджетных ограничениях. Проект «Сколково» планируется как совместное предприятие государства и бизнеса, причем соотношение средств федерального бюджета и частных компаний должно составлять примерно пятьдесят на пятьдесят. Если предположить, что при создании сети аналогов «Сколково» на территории России будет использована точно такая же схема финансирования, то это неизбежно приведет к существенному увеличению расходов федерального бюджета, не подкрепленному появлением дополнительных источников дохода. Возможности вовлечения в финансирование проектов-аналогов «Сколково» средств бюджетов субъектов Российской Федерации также ограниченны в силу того, что большинство региональных бюджетов дефицитны.
Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что модель проекта «Сколково» в нынешней своей форме не обладает достаточными универсальными характеристиками, которые позволили бы успешно тиражировать данный опыт по всей России. Остается надеяться, что данный проект будет успешно реализован, хотя бы, в Сколково.
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (принят ГД ФС РФ 21.09.2010).
2. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (принят ГД ФС РФ 21.09.2010).
3. Гараева Ю. Инновации вырастут в деревне / Коммерсантъ (Казань) №179(4477) от 28.09.2010.
4. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. Под ред. В.В.Иванова, С.Клесовой, О.П.Лукши, П.В.Сушкова. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
5. СанатовД.В. Модели технологических парков. Доклад на семинаре «Креативный город», 19.06.2009.
6. http://www.consultant.ru/law/review/881836.html
7. http://www.i-gorod.com/about/competition/
8. http://www.marker.ru/news/858
9. http://www.tatar-inform.ru/news/2010/09/27/238519/
Innovation Center Skolkovo:
Prospects for innovation and educational centers in Russia
T.N. Leonova, Phd, associate professor, State University of management
The article presents the results of research of the organizational-economic mechanism of the innovation centre Skolkovo. Based on analysis of the existing legislative framework of innograd author formulates proposals for its improvement, developed internal and external infrastructure of the innovation center Skolkovo. The paper also presents prospects for innovation and education centers located in various Russian regions.
Key words: innovation, innovative development, infrastructure, innovation and research center, organizational and economic mechanism, innovation center Skolkovo, innograd.